«жизнь и судьба». факты о фильме

С этой книгой читают

Величайший урок жизни, или Вторники с МорриЭлбом Митч

Как часто мы забываем о простых радостях жизни и погружаемся в суету и рутину повседневности?

Как часто считаем себя несчастными, забывая, что нам принадлежит главное…

4.3
 (3)

Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана ЧонкинаВойнович Владимир Николаевич

Иван Чонкин — бравый солдат — герой остросюжетного романа Владимира Войновича. Фабула романа абсурдна, но не более чем сама жизнь, коллизии которой столь захватывающи,…

4.47
 (3)

Скорая помощь. Обычные ужасы и необычная жизнь доктора ДаниловаШляхов Андрей Левонович

Владимир Данилов семь лет работает врачом «Скорой помощи». Он циник и негодяй, он груб с пациентами и любит черный юмор. Отличный врач. Поверьте, если вы не знаете, что…

4.4
 (4)

Повесть о жизни Паустовский Константин Георгиевич

В книгах помещено пять автобиографических повестей: «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Начало неведомого века», «Время больших ожиданий» и «Бросок на юг»….

4.5
 (4)

Незримое, или Тайная жизнь Кэт МорлиУэбб Кэтрин

Кэтрин Уэбб – английская писательница, популярная во всем мире. Ее произведения переведены на двадцать четыре языка. Дебютный роман Уэбб «Наследие» (2010) стал номинантом…

4.2
 (3)

Тайная жизнь пчелСью Монк Кидд

Книга-взрыв, книга-символ, книга-надежда!

Эффект, который она произвела по выходе, сравним с волной, буквально всколыхнувшей Америку, когда увидела свет знаменитая…

4.2
 (14)

По воле судьбыКолин Маккалоу

Их было двое. Два великих римлянина. Два выдающихся военачальника. Расширивший пределы государства, победивший во многих битвах Цезарь и Помпей Великий, очистивший…

4.5
 (3)

Три жизни. Роман-хроникаБилунов Леонид Федорович

Книга Леонида Билунова «Три жизни» написана на основе подлинных событий и по увлекательности превосходит любой приключенческий или детективный роман. Событий,…

4.7
 (2)

Примечания

  1. Ахмадиева А., Иванова В., Шевелёва А. . Известия (16 октября 2012). Дата обращения: 28 июня 2013.
  2. ↑ .
  3. . Вокруг ТВ.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 июня 2013.
  5. . Губернский портал Самара.ру’.
  6. Юсипова Л. . Газета «Известия» (11 октября 2012). Дата обращения: 28 июня 2013.
  7. Невзоров П. . Газета «Гудок» (12 октября 2012). Дата обращения: 28 июня 2013.
  8. Зелова Л. . Газета «Гудок» (12 октября 2012). Дата обращения: 28 июня 2013.
  9. Ямпольская Е. . Газета «Культура» (15 июня 2012). Дата обращения: 28 июня 2013.
  10. Солнцева А. . РИА Новости (16 октября 2012). Дата обращения: 26 июня 2013.
  11. . РИА Новости (1 октября 2012). Дата обращения: 28 июня 2013.
  12. Черемнов Д. . «Газета.Ru» (12 октября 2012). Дата обращения: 28 июня 2013.
  13. . . Персональная страница Александра Тимофеевского. Дата обращения: 28 июня 2013.
  14. Долин А. . OpenSpace.ru (15 октября 2012). Дата обращения: 26 июня 2013.
  15. Бударагин М. . «Взгляд.ру» (18 октября 2012). Дата обращения: 26 июня 2013.
  16.  (недоступная ссылка). Сайт Союза кинематографистов России. Дата обращения: 23 июля 2013.
  17.  (недоступная ссылка). rusproducers.ru. Дата обращения: 26 апреля 2014.

Сюжет

Сюжет разворачивается в 1942—1943 годы, в период обороны Сталинграда. Еврей Виктор Штрум — талантливый физик-ядерщик, работающий в одном из институтов страны над созданием атомной бомбы. В это время близкие Штрума погибают в гитлеровских лагерях и застенках НКВД, на него самого начинаются гонения. Изобретателя может спасти только его научное детище, которым заинтересовался сам Сталин. Государству нужно такое мощное оружие, как атомная бомба. Учёному предстоит сделать выбор: остаться верным науке и работать на «вождя нации» или отказаться от своего призвания и быть уничтоженным.

Художественные особенности и критика

Эдуард Володарский в интервью признался, что согласился написать сценарий, не прочитав до этого самого романа. При этом о Гроссмане он отозвался так: «Но в остальном, я тебе скажу, хотя моя фамилия и стоит в титрах, это действительно гнилой писатель. Писатель, не любящий страну, в которой он родился и жил». Володарский не дожил до премьеры «Жизни и судьбы» всего несколько дней.

Режиссёр Сергей Урсуляк перед выходом сериала сказал: «в фильме речь не о Сталине и сталинизме, а о проблеме выбора человека, его взаимоотношения с властью, государством и родиной».

Дмитрий Черемнов из интернет-издания «Газета.Ru» отмечает, что «образ физика, кстати, едва ли не самый сильный в сериале: Маковецкий своей игрой рассказал больше, чем вошло в сценарий. Впрочем, Урсуляку удалось собрать довольно сильный ансамбль»:

Александр Тимофеевский резко раскритиковал сериал:

Кинообозреватель Антон Долин отмечает отличия сценария от первоисточника: «сюжетная ткань заметно изменена, целые линии выпали, не оставив и следа, другие заметно сокращены», «Гроссман написал роман про сопротивление тоталитарному гнёту, а Урсуляк снимает про семью и любовь — лирические, видите ли, сцены!» Долин также пишет о сведе́нии центральных образов к «портретной галерее»

Михаил Бударагин соглашается с Тимофеевским и Долиным, отмечая, что

При этом все критики ставят в заслугу фильму то, что в нём нет образа вождя: «Вожди Урсуляку элементарно неинтересны», а внимание сосредоточено на «простых людях».

Награды и номинации

  • В 2013 году фильм выдвигался на соискание международной премии «Эмми» в номинации «Лучший телефильм или мини-сериал».
  • XXI Всероссийский кинофестиваль «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге:
    • приз За лучший телевизионный многосерийный фильм,
    • приз За лучшую мужскую роль в телесериале — Сергею Маковецкому,
    • приз За лучшую женскую роль в телесериале — Лике Нифонтовой.
  • 2014 — «Золотой орёл»:
    • премия За лучший телевизионный сериал (более 10 серий)
    • премия За лучшую женскую роль на телевидении — Полина Агуреева
    • премия За лучшую мужскую роль на телевидении — Сергей Маковецкий
    • номинация За лучшую мужскую роль на телевидении — Александр Балуев
    • номинация За лучшую женскую роль на телевидении — Анна Михалкова
  •  — призы Ассоциации продюсеров кино и телевидения за 2012 год в номинациях:
    • «Лучшая сценарная работа» — Эдуарду Володарскому
    • «Лучшая музыка к телефильму/сериалу» — Василию Тонковидову
    • «Лучшая операторская работа» — Михаилу Суслову
    • «Лучшая работа художника-постановщика» — Алиму Матвейчуку и Олегу Ухову

В ролях

Актёр Роль
Сергей Маковецкий Виктор Павлович Штрум, физик-ядерщик
Александр Балуев Николай Григорьевич Крымов, политработник
Евгений Дятлов Пётр Павлович Новиков, полковник-танкист, любовник жены Крымова
Сергей Пускепалис Иван Иванович Греков, капитан-артиллерист
Лика Нифонтова Людмила, жена Штрума
Антон Кузнецов майор Иван Берёзкин, комполка
Полина Агуреева Евгения Шапошникова, жена Крымова
Анна Михалкова Марья Ивановна Соколова
Вера Панфилова Надя Штрум, дочь Виктора и Людмилы
Полина Пушкарук Катя Венгрова, радистка
Никита Тезин Толя Штрум, сын Людмилы
Владимир Симонов Алексей Алексеевич Шишаков, академик
Рустэм Юскаев Пётр Соколов, заместитель Штрума, муж Марии Соколовой
Константин Шелестун Василий Климов, разведчик
Анатолий Гущин Глушков, ординарец Берёзкина
Александр Никольский Пивоваров, комиссар полка
Виктор Шуляковский Дрелинг
Юлиан Малакянц Лаврентий Павлович Берия
Константин Тополага генерал-полковник Александр Михайлович Василевский
Сергей Цепов генерал-лейтенант Василий Иванович Чуйков
Сергей Шеховцов генерал-полковник Андрей Иванович Ерёменко
Александр Аравушкин генерал-майор Степан Савельевич Гурьев
Игорь Лях полковник Николай Филиппович Батюк
Анатолий Устинов комиссар Кузьма Акимович Гуров
Ольга Дзисько Александра Владимировна Шапошникова, мать Евгении и Людмилы
Роберт Ляпидевский Майзель, хирург в саратовском госпитале
Вадим Яцук 1-й Петрушков, сотрудник лаборатории Штрума
Виктор Яцук 2-й Петрушков, сотрудник лаборатории Штрума
Дмитрий Куличков Сошкин, политрук
Дмитрий Гусев Жихарев, боец дома Грекова
Юрий Лопарёв Поляков, боец дома Грекова
Юрий Ицков Гришин, начальник паспортного стола
Елена Казаринова Верка Глухарева
Иван Лапин лейтенант Шуглин
Дмитрий Родонов старшина Саблин
Владимир Гусев Толбухин
Евгений Мундум немецкий солдат
Игорь Данюшин сосед Жени Шапошниковой Драгин

Как изменить свою жизнь?

Осознанный выбор и знание, куда ты идешь, – это ключ к управлению своей судьбой. Как правильно идти по этому пути? 

Во-первых, взять ответственность за свою жизнь и перестать сетовать на ту самую судьбу, плохого начальника, правительство, налоги и прочие внешние обстоятельства. Есть тысячи примеров, когда люди с ограниченными возможностями меняли, казалось бы, неизбежное, и становились успешными, богатыми и счастливыми. 

Во-вторых, понять, что именно необходимо вам, что отвечает вашему истинному пути, а не просто навязано обществом как мерило «счастливой жизни». 

В-третьих, начать работать со своим мышлением. Благо, сейчас есть множество способов – курсов личностного роста, медитаций, психологов и прочих эффективных инструментов познания себя. За изменениями в мышлении пойдут изменения в выборах и действиях, а за этим – и в линиях вашей судьбы. 

Предназначение или злой рок

На самом деле судьба человека представляет собой многовариантность событий, берущих начало из каждой точки жизни. Каждый день, каждую секунду мы делаем выбор в ту или иную сторону, таким образом двигая линии своей судьбы в то или иное направление. Да, безусловно, элементы фатализма в нашей жизни есть. Так, судьбой предопределено то, где мы родились, в какой семье и стране, с каким уровнем достатка, каким здоровьем. Таким образом сформировался контекст реальности, то есть наши границы мира и судьбы. 

В судьбе человека, как в жизненном пути, как в сценарии, как в истории его воплощения, можно выделить ряд событий, которые, конечно, могут быть случайными и неизбежными, внешними и внутренними, актуальными и незначительными. Список можно продолжать, но главное – как относиться и что извлекать из каждого такого момента.

Большинство людей плывет по течению жизни, не предпринимая каких-либо серьезных мер по изменению линий своей судьбы. Таким образом их жизнь идет плавно, без особых изменений. Если только не вмешиваются какие-то внешние факторы и обстоятельства, которые буквально вырывают их из контекста реальности, чтобы заставить измениться. В этом случае человек либо «сгорает» под напором либо «восстает из пепла», резко меняя образ мыслей и жизни. Таких счастливых и несчастных историй миллионы, а такие обстоятельства принято называть «рукой божьей», «пространством», «злым роком», «фатальной случайностью» и прочим. На самом деле подобные события происходят не просто так и действительно посылаются нам как помощь, чтобы мы «очнулись», хоть и воспринимаются многими как наказание. Однако есть люди, которые и сами не хотят плыть по течению. Они не дожидаются таких отрезвляющих «пинков» от судьбы, а действуют и добиваются невероятных высот благодаря тому, что решаются взять контроль над своей жизнью. 

И сделать это вполне реально, ведь судьба имеет свойство меняться. Условно можно представить, что человек находится на первом этаже реальности, где у него одна судьба и одни жизненные обстоятельства. Если он делает шаг для их изменений, он может выйти за пределы первого этажа и подняться на второй, где линии судьбы будут уже другими и он пойдет уже по альтернативному сценарию жизни. Ведь раз судьба – это многовариантность событий и выборов, делая правильные, человек добивается больших высот и карабкается по небоскребу своей жизни, пользуясь возможностями каждого этажа. Плывя же по течению, он не сможет достигнуть успеха и взять контроль. 

Что такое судьба?

Судьба — одна из ключевых категорий человеческой культуры, ключ к которой испокон веков пытались найти мыслители, мудрецы и философы во всем мире. Три главные характеристики в представлениях о судьбе у древних народов – это непостижимость или непознаваемость, тотальность и независимость от человеческой воли. Но потом наступила эра революций, технического прогресса и времена, когда человек стал в своем представлении центром мира. В наш век достигаторства и мотивационных спикеров оставаться фаталистом стало элементарно немодно. 

Вот эти «встань и иди», «добивайся», «загадывай желания и реализуй их» с одной стороны и вправду помогли тысячам людей изменить свою жизнь, с другой – ввели многих в когнитивный диссонанс. За модным трендом «взять судьбу в свои руки» люди еще больше потеряли себя. 

И только в последние годы фокус с результатов и успеха значительно передвинулся в сторону внутреннего баланса и счастья. А за ним – и принцип взаимодействия с судьбой. Теперь задача человека – найти этот срединный путь между своим истинным предназначением, внешними обстоятельствами, модными тенденциями, атрибутами успеха и внутренним комфортом. В общем, научиться «управлять судьбой», не потеряв при этом себя. Как же это сделать? 

О книге

Иногда возникает желание отвлечься, хочется почувствовать, что ты словно живёшь какой-то другой жизнью. А читая книги, ты будто отправляешься в другой мир и можешь побыть кем-то другим или посмотреть на этих других намного ближе и внимательнее. Это отвлекает от суеты, потому что забываются все проблемы, остается лишь то, о чем рассказывает автор.

Книга Гроссман Василий Семенович «Жизнь и судьба» – яркий образец подлинного искусства в жанре классическая проза. Автор книги создал удивительно яркое и запоминающееся произведение. Каждый персонаж тщательно проработан, чтобы читатель мог понять особенности его личности и поступки.

Съёмочная группа

Съёмки сериала проходили в Москве, Самаре, под Ярославлем, Рязанью и недалеко от Санкт-Петербурга. По словам режиссёра, в Москве снимали «'»бульвары в районе Чистых, несколько улиц в районе бывшей Хитровки. Нашли несколько зданий на Проспекте Мира, во дворе которых мы тоже снимали». В Самаре проводилась киносъёмка деревянных зданий, сохранившихся с военных лет, а также самарской филармонии. Под Ярославлем построили декорации Сталинграда.

Несмотря на то, что в главных ролях заняты знаменитые российские актёры, режиссёр искал новые лица:

Исполнителям главных ролей накладывался грим, изменяющий их внешность. «Этот грим так искусно сделан, что не каждый его увидит. Я встретил недавно Маковецкого и подумал, что надо было ему прицепить нос из фильма — он ему очень идёт», — пошутил режиссёр в интервью. Для закадрового голоса Сталина прослушивались около трёх десятков человек.

По сведениям газеты «Гудок», в съёмках было задействовано 12 танков, а на экране их количество увеличили с помощью компьютерной графики. 15 самых квалифицированных пиротехников использовали 4,5 тысячи имитаторов взрывов, 55 тонн торфа, 54 тысячи холостых патронов, предоставленных Министерством обороны России.