Судьба красавицы жанны прохоренко: непростая личная жизнь и чем все закончилось

Фильмография

Жанна Прохоренко снялась в 50 фильмах, но ни одна из работ не могла превысить успеха в двух первых картин. Актриса исполняла лирические роли в лентах на трудовую или колхозную тематику:

  • сварщицу Варю в «Непридуманной истории»;
  • Капочку Нефедову в «Женитьбе Бальзаминова»;
  • Катю в советско-итальянском фильме на военную тематику «Они шли на восток»;
  • медсестру в «Палате»;
  • Марьяну в «Первом снеге»;
  • Лену Огородникову в «Поезде милосердия»;
  • Дуню в «Двадцать лет спустя»;
  • Лену в фильме «Иду на грозу»;
  • Зину в «Дядюшкином сне»;
  • Любу в «Прощай»;
  • Настю в «Происшествии, которого никто не заметил»;
  • Нину в ленте «Один шанс из тысячи»;
  • Клаву в «Антраците».


Жанна Прохоренко прожила с Артуром Макаровым до момента гибели супруга

Несмотря на то что с летами талант актрисы развивался, ей предлагали все менее значимые роли. Зритель 70-х мог запомнить Жанну в образе следователя в детективе «Калина красная». Прохоренко снялась в роли:

  • учительницы в «Точка, точка, запятая…»;
  • жены капитана теплохода в «Дверь без замка»;
  • Анки в «Открытии»;
  • Насти в «Сибирском деде»;
  • Надежды в «От зари до зари»;
  • врача Марины в «Полковник в отставке»;
  • учительницы в «Приезжей»;
  • Анны в «Близкой дали»;
  • Дарьи в «Мы жили по соседству».

После развала СССР ее роли стали совсем эпизодическими. Актрису можно заметить в фильмах:

  • «Фиктивный брак»;
  • серии «Инферно» в сериале «Улицы разбитых фонарей»;
  • «Дронго»;
  • «Близнецы»;
  • «Место под солнцем»;
  • «Рысь».

Главный фильм жизни

Жанне Прохоренко, восемнадцатилетней девушке, не пришлось даже гримироваться, она идеально соответствовала образу своей героини. «Баллада о солдате» стала звездным часом начинающей актрисы — Жанна блестяще справилась со своей ролью. Картина получила множество призов и была включена в анналы мирового кинематографа как одна из лучших работ на тему Великой Отечественной войны.

Как это всегда говорится, Жанна Прохоренко «на следующее утро проснулась знаменитой». Известность пришла и к Владимиру Ивашову, сыгравшему главную роль в «Балладе о солдате» — Алексея Скворцова, солдата, подбившего сразу два немецких танка и получившего отпуск на два дня в качестве поощрения. Итак, успех фильма превзошел все ожидания, о картине заговорили на Западе. Американцы пригласили Жанну и Ивашова в Нью-Йорк, для «обмена опытом», и молодые актер и актриса поехали в США. Там их сразу нарядили в традиционную одежду ковбоев, а Ивашову еще и балалайку вручили. Одним словом, было весело.

Детские годы и юность

Будущая кинозвезда появилась на свет в 1940 году на Украине, в живописном городе Полтаве, но прожила на малой Родине недолго. Через год началась Великая Отечественная война. Отец девочки отправился на фронт, а через три месяца домой принесли похоронку.

Мама приняла решение покинуть Полтаву, и перебраться поближе к родственникам, проживающим в Ленинграде. Нелегкое послевоенное детство будущей знаменитости прошло в городе на Неве. Девочка хотела заниматься творчеством, и мама определила ее в драматическую студию, открытую после войны при Доме пионеров и школьников имени Жданова.

Юной красавице очень нравились уроки актерского мастерства и игра на сцене. Она мечтала стать профессиональной актрисой. Судьба подарила ей шанс реализовать свои мечты. Драматическую студию посетили гости из школы МХАТ, прибывшие в Северную столицу в поисках молодых дарований.

Не заметить обворожительную девушку, блистательно справляющуюся с ролью на сцене, было просто невозможно. Жанну пригласили в Москву на обучение в студии у знаменитого Олега Ефремова. Студентка школы МХАТ изучала теорию и играла первые роли в только что созданном театре «Современник». Дебютный спектакль назывался «В добрый час». Название постановки стало пророчеством для начинающей актрисы.

Именно в этом спектакле, и, как показало будущее, в добрый час, девушку увидел режиссер Григорий Чухрай. Потрясенный неординарной красотой начинающей артистки, он предложил ее главную роль в кинокартине «Баллада о солдате», ставшем позднее классикой отечественного кино и прославившем в одночасье Жанну Прохоренко. Девушке исполнилось всего лишь 18 лет, когда на нее обрушилась всесоюзная слава.

Участие в съемках главного фильма жизни стоило ей места на курсе. По правилам учебного заведения студентам запрещалось сниматься в кино до окончания обучения. Познавшую первую радость успеха студентку показательно исключили из театральной школы.

В фильме «А если это любовь?» (1962)

Однако целеустремленная девушка не стала долго горевать и отказываться от вожделенной профессии. Она поступила во Всесоюзный институт кинематографии, на знаменитый курс Тамары Макаровой и Сергея Герасимова. После выпуска много снималась. Ей посчастливилось сыграть в фильмах, снятых талантливыми режиссерами и считающихся лучшими образцами советского кинематографа – «А если это любовь?», «Иду на грозу», «Калина красная», «Мы жили по соседству».

В фильме «Мы жили по соседству» (1982)

Биография[править | править код]

Жанна Прохоренко родилась 11 мая 1940 года в украинском городе Полтаве. Настоящее имя — Жаннета. Отец родом из Витебска. После переезда семьи в Ленинград первые уроки актёрского мастерства получила в Ленинградском городском дворце пионеров им. Жданова.

В 1964 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (мастера С. А. Герасимов и Т. Ф. Макарова). Её сокурсниками были будущие звезды советского и российского кино — Галина Польских, Лидия Федосеева-Шукшина, Лариса Лужина. Жанна Прохоренко одна из первых этой звёздной компании стала не просто популярна — знаменита, так как ещё студенткой дебютировала в одной из лучших картин о Великой Отечественной войне — «Баллада о солдате» Григория Чухрая. Огромный зрительский успех имел и фильм Юлия Райзмана «А если это любовь?», где Жанна сыграла роль старшеклассницы Ксении.

Актриса Театра-студии киноактёра.

Жанна Прохоренко скончалась в Москве 1 августа 2011 года после тяжёлой и продолжительной болезни. Актрису похоронили 4 августа на Хованском кладбище в Москве.

Личная жизнь

  • Первый муж — кинорежиссёр Евгений Васильев, в браке родилась дочь (в последующем актриса Екатерина Евгеньевна Васильева; внучки — актриса Марьяна Спивак и Ксения (р. 2001)).
  • Второй муж (фактический брак) — писатель, сценарист и актёр Артур Макаров (убит в 1995 году).

Семейное прозвище Прохоренко — «Жанетик».

Полная фильмография

В творческой жизни каждого актера и актрисы неизбежны периоды активности и, наоборот, затишья, когда востребованность снижается, и режиссеры все реже приглашают на съемки. Это простая жизненная диалектика, продиктованная негласными законами кинематографического мира.

Актриса Жанна Прохоренко, фильмография которой содержит 55 кинокартин, перестала сниматься в 2002 году, так как ее амплуа уже не отвечало сценарным требованиям. После роли киоскерши в фильме «Дронго» актриса больше не получала приглашений. Четыре небольшие эпизодические роли в разных фильмах за восемь лет в счет не идут.

Детство и юность

Екатерина Сергеевна Васильева родилась 15 августа 1945 года в семье московских интеллигентов. Папа Сергей Васильев – известный российский поэт-песенник, входивший в десятку самых издаваемых в СССР. Мама Олимпиада Макаренко – племянница педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко.


Екатерина Васильева в молодости (кадр из фильма «На завтрашней улице»)

Собственных детей у основателя колоний для беспризорных не было, и Олимпиада после исчезновения отца, белогвардейского офицера, воспитывалась дядей. Родители Екатерины познакомились в самом конце войны. Кроме Кати, в семье подрастал младший сын Антон, впоследствии ставший публицистом, режиссёром и экологом.

Когда Кате исполнилось 12 лет, папа и мама решили развестись. Отец не слишком помогал семье, и Екатерине пришлось работать, чтобы поддержать маму. Днём девочка разносила почту, а вечером бегала в театральную студию. Времени на уроки катастрофически не хватало, и Катя была не лучшей ученицей. В 1962 году Васильева становится студенткой знаменитого ВГИКа.

Дочь Екатерины Васильевой – Ксения Малышева

Дочь Екатерины Васильевой – Ксения Малышева появилась на свет в 2001 году. Актриса долгое время пыталась забеременеть, но ничего не получалось. И вот в 2001 году, совсем отчаявшись и потеряв надежду, Екатерина Васильева родила дочь, которую назвала Ксенией. Девочка внешне очень похожа на своего отца, а характером пошла в маму. Она учится в сельской Фирсанской школе. Особенно она любит заниматься литературой, как её мама и старшая сестра, и математикой. Девочка с большим удовольствием посещает приход Фирсанской церкви, помогая маме в работе звонаря.

Кем станет в будущем, Ксения ещё не знает. Пока она оканчивает 9 класс школы. После его окончания девочка будет жить у старшей сестры Марьяны, постигая науку в 10-11 классах. Но на актёрский факультет Ксения не собирается. Скорее всего, девочка выберет что-то связанное с математикой.

Смерть

Потеряв любимого человека, Жанна Прохоренко впала в депрессию и резко сдала. Актриса уехала из столицы в деревню, где незадолго до этого приобрела небольшой домик. Актриса жила почти затворницей и принимала у себя только дочь и внучек. В Москву выбиралась не более 3-4 раз в год ради съемок в очередном маленьком эпизоде.

Из-за депрессии Жанна Трофимовна не придала значения резко ухудшившемуся самочувствию. А когда родные убедили актрису пройти обследование, была диагностирована злокачественная опухоль пищевода, которая впоследствии и стала причиной смерти Прохоренко. Актрису перевезли в московскую больницу, где Жанна Трофимовна прошла 12 этапов химиотерапии.


Жанна Прохоренко

Но вся медицинская помощь оказалась тщетной. Жанна Прохоренко, прожившая последние годы в состоянии депрессии и с ощущением одиночества, скончалась 1 августа 2011 года. К счастью, в последние минуты жизни актриса не была одна. Артистку держала за руку старшая внучка Марьяна Спивак, которая по примеру бабушки тоже стала актрисой.

Сейчас внучка Жанны Прохоренко повторяет судьбу бабушки. В 2017 году девушка снялась в главной роли фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и прошлась по красной дорожке кинофестиваля в Каннах, спустя 57 лет после того, как там побывала Жанна Трофимовна. Киноработа Марьяны также получила награду французских кинокритиков.

Личная жизнь Прохоренко и Артура Макарова

Другом Высоцкого был Артур Сергеевич Макаров – талантливый литератор, который написал сценарии к культовым фильмам: «Новые приключения неуловимых», «Приезжая», «Колье Шарлотты» и многим другим.

Писатель и сценарист Артур Макаров

Артур родился в семье Людмилы Цивилько (сестры актрисы Тамары Макаровой) и ее мужа Адольфа, который был репрессирован в 1930-е годы. Чтобы избавить ребенка от клейма «сын врага народа», Тамара Федоровна с мужем Сергеем Герасимовым усыновили его.

В тот момент, когда молодой писатель познакомился с Жанной Прохоренко, он собирался жениться на девушке Людмиле, с которой давно встречался. Но влюбившись в актрису, встал перед выбором: порвать с прежней жизнью и окунуться в омут с головой, либо вести в ЗАГС давнюю невесту.

Жанна Прохоренко и Артур Макаров

Он выбрал второй вариант, потом уехал в деревню, чтобы не иметь возможности видеться с Прохоренко, занимался рыбалкой, охотой и продолжал писать. Но самой судьбой им суждено было встретиться вновь.

С мужем Жанна Прохоренко все-таки развелась, переехав долгое время жила вдвоем с дочерью. После расставания с актрисой Евгений Васильев женился еще один раз на женщине по имени Дина. С ней он прожил до конца своих дней, в марте 2007 года режиссера не стало.

Артур Макаров пытался бежать от любви

Макаров написал сценарий к фильму «Приезжая», в котором снималась Жанна Трофимовна. Былые чувства воскресли, и писатель с актрисой начали тайно встречаться. В конце 1980-х годов Артур Сергеевич переехал к Жанне.

Жанна Прохоренко в фильме «Приезжая», 1977 г.

Отношения с Прохоренко не были зарегистрированы, тем не менее, вместе они прожили до самой смерти Макарова. В 1995 году Артур был лишен жизни неизвестными преступниками в квартире Жанны Трофимовны.

Жанна Прохоренко с мужем Артуром Макаровым

Актриса горько переживала утрату, замкнулась в себе и не появлялась на светских мероприятиях. Последние годы жизни она тяжело болела, общалась только с дочерью Екатериной Васильевой и внучками. Жанны Прохоренко не стало в 2011 году.

Фото: kino-teatr.ru, 7days.ru

Образование

Девочка с малых лет мечтала стать артисткой. Жанетта самостоятельно записалась в театральный кружок при городском Дворце пионеров и обучалась азам актерского ремесла.

Дети, взрослея, меняют жизненные ориентиры и выбирают более прибыльные профессии. Жанна осталась верной своей былой мечте. Девушка мечтала об обучении в МХАТе, хотя понимала, что ехать одна в Москву не сможет из-за нехватки денег.

Тут вмешался господин случай. В 1957 г. в Ленинград приехали представители МХАТа для донабора студентов. Жанетта была одной из пяти учеников драмкружка дворца пионеров, которых выбрало суровое жюри.

Так девушка стала заниматься в студии Олега Ефремова.

Жанна Прохоренко в роли Шурочки

Екатерина Васильева, дочь

Екатерина Васильева – дочь известной талантливой актрисы Жанны Прохоренко. Она тоже пошла по стопам матери, но позже ей пришлось уйти из профессии в 90-е годы, ставшие кризисными в том числе и в кинематографе. Дочь Екатерины Васильевой Марьяна тоже актриса. Когда она была маленькой, ее воспитанием, в основном, занималась бабушка – Жанна Прохоренко, в то время, когда сама Екатерина работала в Болгарии, озвучивая фильм «Просто Мария».

На фото — Екатерина Васильева

Марьяна родилась в браке Екатерины Васильевой и актера Тимофея Спивака, но их семейная жизнь оказалась недолгой, хотя после развода бывшие супруги сумели сохранить хорошие отношения, и сейчас, когда обиды уже почти забыты, Тимофей Спивак часто приходит в гости к своей бывшей жене и дочери.

После развода Екатерина с дочкой переехала поближе к своей маме Жанне Прохоренко в Тропарево, и с бабушкой Марьяна провела почти все свое детство. Она никогда не называла Жанну бабушкой – у нее, как и у остальных родственников язык не поворачивался называть так красивую, всегда великолепно выглядевшую актрису.

На фото — дочь Екатерины Васильевой Марьяна Спивак

Дочь Екатерины Васильевой Марьяна Спивак служит в театре «Сатирикон». Когда она была школьницей, ни одно мероприятие не проходило без ее участия. Марьяна с удовольствием ставила номера самодеятельности, капустники и очень много времени посвящала изучению английского языка. Позже она с красным дипломом окончила курсы английского языка при Дипломатической Академии Москвы.

Готовиться к поступлению в театральный дочь Екатерины Васильевой начала еще в школе – она посещала подготовительные курсы в школе-студии МХАТ. Тем не менее, на вопрос, кем она хочет стать в будущем, Марьяна Спивак всегда отвечала, что будет кем угодно, только не актрисой, потому что ей были отлично известны все издержки этой профессии. Бабушка с мамой тоже не советовали ей продолжать семейную традицию, но, видимо, сказались гены, и Марьяна к моменту окончания средней школы поняла, что ничем другим, как играть на сцене, заниматься больше не хочет.

Она сдавала вступительные экзамены сразу в три театральных вуза и в каждый из них была принята, остановив свой выбор на МХАТе. Театральный курс Земцова и Золотовицкого Марьяна Спивак окончила с отличием и сразу была принята в театр «Сатирикон» им. Аркадия Райкина. В кино дочь Екатерины Васильевой начала сниматься рано – в пятилетнем возрасте в картине «Пока гром не грянет», а позже принимала участие в съемках «Ералаша». Возможно,

Баллада о солдате

Первый фильм, в котором снялась Жанна Прохоренко – «Баллада о солдате». Режиссер ленты быстро подобрал актера на главную мужскую роль. Ее сыграл студент второкурсник ВГИКа Владимир Ивашов. А над главной женской ролью пришлось поломать голову. Он просмотрел много актрис и заметил первокурсницу МХАТа, которая пыталась попасть в массовку.

Она проснулась знаменитой

Свой выбор режиссер объяснил тем, что Жанна Прохоренко с одной стороны, лицом похожа на всех, но с другой стороны – индивидуальна. Кстати, ради роли актрисе чуть не обстригли тяжелую косу, но Григорий Чухрай в последний момент решил, что главная героиня будет с длинными волосами.

Героиня Жанны Шуры оказалась девушкой с жизнеутверждающим оптимизмом, высокой духовностью и сердечностью. Актриса ярко передала настроение тех, кто во время войны несмотря ни на что любил, мечтал, верил в победу.

Фильму трудно было попасть на экраны. Госкино не принимало картину и Григория Чухрая едва не исключили за искажение образа советского солдата из партии. Но только после успеха на Каннском кинофестивале кино показали нашей стране.

Кстати, благодаря именно этому фильму Жанна Прохоренко и Владимир Ивашов стали первыми советскими артистами, которые съездили в США в 1960 году на фестиваль в Сан-Франциско.

В России в это время о Жанне Прохоренко писали обидные вещи. Мол, в ней ничего такого нет. Она такая: лицо в веснушках, брови не выщипаны, щеки красные, да еще и коса. Однако, девушка поразила до глубины души иностранцев. В паре с Ивашовыи Жанна даже украсила обложку «Тайм» под надписью «Русские покорили Америку!»: актеры были в ковбойских костюмах на лестнице, Владимир с балалайкой.

Личная жизнь

Зрители и любители искусства признавали и ценили необыкновенную красоту и лирическую одаренность Жанны. Ее сравнивали и называли советской Клаудио Кардинале. Несмотря на популярность и красоту, в жизни актрисы происходили неоднозначные и порой горестные события.

Первый муж, Евгений Васильев, боготворил Жанну и дочь Екатерину. Но брак продлился недолго. Жанна Трофимовна не умела жить, не любя, а уж если любила, то всем сердцем. Поэтому, честно поговорив с мужем, ушла с дочкой к другому. Это был сценарист и актер Артур Макаров.

Как и все студенты курса, Жанна была вхожа в дом С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой. Именно там она и познакомилась с их приемным сыном Артуром. Так как своих детей у пары Герасимова и Макаровой не было, то после смерти родной сестры Тамары Федоровны — Людмилы Цивилько — ее сын Артурчик обрел новых родителей.

И в профессии он пошел по их стопам — успешно работал сценаристом на киностудии «Мосфильм». На его счету около 29 талантливо написанных киносценариев к популярным до сегодняшнего дня картинам:

  • «Новые приключения неуловимых» (1968 г.).
  • «Золотая мина» (1977 г.).
  • «Приезжая» (1977 г.).
  • «Колье Шарлотты» (1984 г.).
  • «Три дня вне закона» (1992 г.) и т. д.

Опубликованы 9 его рассказов, 10 повестей, 4 полноценных книги. Был в дружеских отношениях с Высоцким, Тарковским, Глазуновым. А Василий Шукшин снял его в фильме «Калина красная» в роли криминального авторитета.

В начале восьмидесятых Жанна и Артур соединили свои судьбы. Ни перед государством, ни перед Богом в церкви они не приносили клятв и заверений. Они просто жили, любя и доверяя друг другу. Их дом был открыт для друзей, а Жаннета любила и умела вкусно готовить и угощать гостей

Накормить – вот, что было важно в первую очередь. Это детские впечатления о голодных военных годах оставили свой отпечаток

РОЛИ И СУДЬБЫ

Как-то мы с мамой ездили в гости к родителям Артура. Точнее, к Тамаре Федоровне, Сергея Аполлинариевича уже не было. Макарова очень любила Жанетика, и Жанетик ее любила. Когда Жанетик показывала мне фильм «Хозяйка Медной горы», то говорила: «Вот, смотри, какая актриса, какая женщина!» Тамара Федоровна была для нее примером женственности, благородства.

Как Жанетик относилась к вашим работам в кино, в театре?

Я в кино снимаюсь нечасто, но много занята в театре. Всегда знала, что она объективно оценит меня, не похвалит просто так и всегда посоветует что-то ценное. Она ходила на все мои спектакли, на премьеру «Чайки» последней весной — даже несколько раз, хотя уже сильно болела, а выдержать почти пятичасовой спектакль и здоровому человеку нелегко. Но Жанетик хотела прийти еще разок осенью, только вот не успела, в августе ее не стало.

Были у Жанны Трофимовны приглашения сняться в последние годы?

Жанетик снималась очень избирательно, нас с мамой учила тому же. И всегда отстаивала свои позиции. Когда был период простоя в кино, начались сериалы. Ей предлагали, но она отказывалась. Не хотела сниматься в том, что сама не стала бы смотреть. В последние годы с удовольствием ездила на фестивали в Гатчину, в Благовещенск, у нее там проходили встречи со зрителями. А сама для себя ничего не организовывала. У нее была небольшая пенсия, мы не жили шикарно. Но при этом она никогда не жаловалась. В последние годы мечтала сделать ремонт в московской квартире. Ведь мы так и жили с ней вместе до того, как я вышла замуж. Потом жили с моим теперь уже бывшим мужем, однокурсником Кириллом Петровым, он актер «Ленкома». Развелись в прошлом году, оставшись в хороших отношениях. Жанетик очень любила Кирилла, мы переехали к ней, когда еще учились на втором курсе. Она относилась к нему как к сыну, одевала, кормила. Мы были ее дети, она нас оберегала. Потом мы поженились и переехали в квартиру, в которой раньше жили с мамой. А мама осталась в Фирсановке, в доме отца. Уйти от Жанетика — для меня это серьезный шаг. Я понимала, что все могу сама, но мне было страшно, как она воспримет наш уход. Я знала, что ей это и больно, и грустно, но она выпихивала нас из квартиры, говорила: «Давайте, давайте, живите сами». Так нас любила, что дала полную свободу.

И на вашего отца, Тимофея Спивака, Жанетик после развода не обиделась?

Нет, отношения остались прекрасными, I он всегда оставался членом нашей семьи. Папа младше Жанетика всего на 7 лет и старше мамы на 13. Мама Жанетика, услышав папин бархатный голос по телефону, была совершенно им очарована. Папа в то время был кумиром всех женщин нашей страны — высокий, голубоглазый красавец, герой в кино и джентльмен в жизни, невероятно харизматичный и обаятельный. Он и сейчас влюбляет в себя всех, кто встречается ему на пути. Жанетик его очень любила, я его обожаю, он замечательно общается с Ксюшей, моей сестрой от второго маминого брака. Меня папа очень любит, гордится мной. И, как мне кажется, не совсем объективно оценивает мои работы в театре — ему нравится почти все, что я делаю.

Да, а как Жанна Трофимовна переживала свои простои в кино?

Жанетик всегда находила занятие. Вышивала бисером иконы, у меня висит такая, у Ксении, у мамы. Телевизор у нее работал фоном, смотрела только канал «Культура» и новости. Любила английские детективы. Очень много читала. Предлагали ей книгу написать — отказывалась. А очень жалко.

Марьяна, если бы вы могли сейчас что-то передать своей любимой бабушке, основательнице династии, Жанетику, то что бы сказали?

«Скучаю». Очень ее не хватает. Выходя на сцену, думаю о том, как бы она оценила мою работу? Если у меня родится дочь, я буду рада, если она продолжит нашу династию. Моя сестра Ксюша тоже хочет стать актрисой. Если это случится, то в нашем клане Прохоренко — Васильева — Спивак добавится еще одна фамилия — Малышева (Ксюша, кстати, очень похожа на Жанетика, я ей даже завидую). А Жанетик всегда будет с нами. Она наш ангел-хранитель.

СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ

Потом она взвалила на себя строительство нового дома — возила из Москвы гвозди, гайки, шурупы. Начался кризис, и достать стройматериалы было практически невозможно. Тащила все на тележке, на поезде, в общем вагоне, с собакой. Машины не было. Потом уже появилась старенькая «пятерка». Пока шло строительство, Жанетик спала на раскладушке в старом доме, у которого текла крыша. Приезжали местные строители, рукастые мужики, умельцы, но в основном алкаши. Она их перевоспитывала. В окрестных деревнях говорили, что к Трофимовне везли мужиков как в вытрезвитель. Она всем давала работу, но было жесткое правило: нельзя пить. Ей могли позвонить из соседней деревни: «Трофимовна, забери моего Семена, запил, сил нет. Дай ты ему работу какую-нибудь». — «Ладно, пусть приезжает». Она кормила борщом отходящего от запоя Семена (у нее всегда было желание всех накормить, наверное, это шло из военного детства) и давала ему работу. Сама помогала строить, подавала гвозди, держала стремянку, залезала на крышу. И очень любила слушать рассказы деревенских «за жизнь». Говорила: «Ты послушай, как они говорят! Какая речь! Словно речка журчит. А уж истории — похлеще «Санта-Барбары»!»

У вас в семье есть такое понятие — «клан»?

Можно и так сказать. Наш клан держался на Жанетике. Сейчас у нас словно вышибли почву из-под ног. Мы просто не знаем, как жить дальше, без нее — не умеем.

А в подмосковный дом вашего дедушки, Евгения Васильева, она не приезжала?

Стала приезжать зимой к маме в гости только после его смерти. Мама переехала в Фирсановку с моей сестрой Ксюшей и собаками. Работает сейчас художественным руководителем Дома культуры. А Ксюша там выступает, и у нее неплохо получается.

Жанна Трофимовна и Евгений Иванович были в разводе?

Да, они, как и мои родители, развелись, когда мама была маленькая. Только мои мама и папа остались хорошими друзьями, а Жанетик с дедушкой не общались после развода… Они познакомились, когда она перешла учиться во ВГИК. А дедушка, Евгений Иванович Васильев, тогда был директором учебной киностудии ВГИКа. Они жили в коммунальной квартире на Мосфильмовской. Он окончил операторский курс, а потом, не имея режиссерского образования, снял несколько очень хороших фильмов («Веришь не веришь», «Чрезвычайные обстоятельства», «Прощание славянки», «Во бору брусника» — там у моей мамы очень хорошая роль). Дедушка умер, когда я еще училась в институте, моих студенческих спектаклей не видел. Но я успела сняться в его фильме «Пока гром не грянет», мне было 6 лет.

Какую роль в вашей жизни, в вашей семье играл Артур Сергеевич Макаров?

Я его помню мало. Знаю только, что Жанетик ушла от дедушки, когда маме было пять лет. Знаю по рассказам, что они познакомились с Артуром случайно в поезде. Он был приемным сыном Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Родной сын ее сестры Людмилы. Моя мама рассказывала про Жанетика и Артура, что это любовь с первого взгляда.

Это сейчас я могу понять, какое огромное чувство их связывало. Ведь Артур так и не развелся, но именно Жанетик была его музой. Все, что он писал, писал для нее, она много снималась в его фильмах. Мама говорила, что он был удивительной личностью, очень талантливым писателем, дружил с Андреем Тарковским, Василием Шукшиным, Владимиром Высоцким. Артур погиб в 1995-м, был убит ножом в спину. Это преступление до сих пор не раскрыто.

Я стала жить с Жанетиком, когда его уже не стало. А до этого мы с мамой приходили к ним с Артуром на праздники, всегда вместе отмечали День Победы, ее день рождения (11 мая). Было большое застолье, приходили их общие друзья. Жанетик все всегда готовила сама. Пироги, борщ, солянка, студень, жаркое, лобио. Праздничный стол всегда ломился от вкусной еды. Жанетик любила застолья, никто не должен был уйти голодным. Сама всегда была празднично одета. Даже дома — не в тапочках, а в туфельках на каблуке, в красивом платье, накрашена. Артур сидел во главе стола, Жанетик — рядом с ним, сияющая от счастья… Помню день, как мама мне сказала, что его убили. Мне было 10 лет, я заплакала. Мама должна была позвонить Жанетику в деревню. Она там ждала Артура. Для него был сделан второй этаж дома — кабинет, библиотека, рабочее место. Мы долго сидели на кухне, мама не решалась, потом все-таки набрала номер: «Артур погиб…» И потом еще долго говорила в трубку: «Мама, мама, мама…» Видимо, Жанетик молчала.

Не секрет, что многие мужчины живут на две семьи. Эти отношения совершенно не скрывались. Притом, что Артур был официально женат, Жанетик являлась его гражданской женой. Любовь всей жизни. После Артура у нее никого не было — с гибелью Артура вопрос личной жизни был закрыт…