Фильм «ворошиловский стрелок»: актеры, сюжет, описание

История

В октябре 1932 года общество Осоавиахим на волне всеобщей военизации утвердило новое звание «Ворошиловский стрелок», а 29 ноября появился одноименный наградной значок для отличников боевой подготовки. Созданию регалии, пользовавшейся в своё время большим почётом, предшествовал небольшой эпизод на Барановском артиллерийском полигоне в Приморском крае.

В 1930 году глава Наркомата по военным и морским делам Ворошилов объезжал с инспекцией Дальний Восток и в числе прочего посетил отчётные стрельбы высшего командования округа. Один из офицеров, заместитель Блюхера, возглавлявший авиационный корпус, на огневом рубеже ни разу не попал в цель. Как писал позднее в своих мемуарах свидетель этой истории – в то время рядовой, а затем начштаба дивизии Константин Рогов, стреляли по мишени №5, то есть с расстояния 25 метров. Авиатор попытался оправдать свою неудачу наганом, который «никуда не годился». В ответ Ворошилов взял то же оружие и выбил рекордное количество очков – почти все семь пуль попали в «десятку».

Показательную мишень сфотографировал корреспондент дальневосточной армейской газеты «Тревога», а через день поместил снимок в заметке с выразительным заголовком: «Стреляй так, как стреляет Ворошилов». Материал перепечатали для центрального издания Минобороны «Красная звезда», после чего в стране возникло движение последователей наркома, инициированное обществом Осоавиахим. С учётом обострения международной обстановки, на фоне разрыва дипломатических отношений с Англией, высшее руководство СССР стремилось улучшить боевую подготовку населения. И умение метко стрелять виделось одним из главных аспектов этой работы.

Движение в предвоенном СССР

В пропагандистских целях умело использовалась всенародная популярность Климента Ворошилова – первого маршала РККА, пробившегося «из низов» и не раз демонстрировавшего свою смелость и мастерское владение оружием. Позитивный имидж наркома во многом поддерживался Сталиным, который долгое время закрывал глаза на отсутствие у протеже стратегических и тактических навыков.

В 1934 году в Бауманском (сейчас Басманном) районе Москвы открылся первый клуб последователей Ворошилова. Его участники почти сразу же победили на международных соревнованиях, на 207 очков обогнав своих противников – американскую команду из Плимута. Московские школьники, занимавшиеся при клубе, участвовали в параде к 19-ой годовщине революции, что по тем временам было весьма показательным. Обладатели значка «Ворошиловский стрелок» пользовались уважением в обществе и служили примером для остальных. Награждения прекратились в 1941 году после начала Великой Отечественной войны.

Советы коллекционерам

В зависимости от состояния, среднестатистическая цена на значок ВС может колебаться от 200 до 5000 рублей. Тематика и довоенный период выпуска позволяют предположить, что со временем эти цифры будут расти. Однако экземпляры в плохом сохране вряд ли станут выгодным вложением капитала. Есть несколько важных моментов, которые влияют на цену:

  1. Потёртости или царапины на металле.
  2. Ржавчина, коррозия и потемнение, которое может указывать на скрытые трещины.
  3. Отсутствие или поломка штифта, а также следы его повторного крепления.
  4. «Не родная» гайка.
  5. Сколы на эмалевом покрытии, «залысины», недоливы, проводившиеся реставрационные работы.

Существенно повышает стоимость наградных знаков наличие стрелковой книжки.

Как отличить подделку

Знаки отличия, представляющие коллекционный интерес, нередко копируют мошенники. Обычно они используют метод гальванопластики, что позволяет добиться большого сходства с оригиналом. Однако определить подделку можно при семикратном увеличении. Есть несколько характерных признаков, например, на реверсе отсутствует полный контррельеф, которым отличаются почти все штампованные знаки довоенных лет. Если рассматривать копию под разными углами, видны неровности на поверхности, обусловленные особенностями технологии.

Вместо горячей эмали, «фальшивки» покрывают краской. Тот же приём используется и при восстановительных работах, когда утрачена часть оригинального слоя. Поместив спорный предмет под ультрафиолетовую лампу, нужно проследить за изменениями цвета. Горячая эмаль, в отличие от синтетических красителей, никак не реагирует на облучение. Небольшой вес знака при кажущейся массивности – ещё один признак «фальшивки». Стальные разновидности легко проверить магнитом, если «есть контакт», значит, коллекционеру достался подлинник.

Приобретая «Ворошиловского стрелка» на онлайн аукционах, нужно требовать от продавца чёткие фото в хорошем разрешении. Задача – рассмотреть все дефекты, в первую очередь, утраты эмалевого покрытия. Настораживать должны и яркие блики, и слишком глубокие тени на снимке. Скорее всего – это попытка скрыть недочёты.

Марат Башаров (Игорь Зворыгин)

Фильм «Ворошиловский стрелок»: актер Марат Башаров в роли Игоря Зворыгина | kino-teatr.ru

Игорь Зворыгин — третий участник изнасилования, знакомый Кате. Он, как и его приятели, не имеет представления о том, что дед девушки способен отомстить. Игорь становится первой жертвой стрелка, ранящего его в область мужского достоинства.

Марат Башаров, фото которого сегодня украшает обложки популярных журналов, известен публике как бессменный ведущий передачи «Битва экстрасенсов». До начала карьеры шоумена Башаров снимался в полнометражных картинах. Среди них — «Сибирский цирюльник» (Полиевский), «Граница. Таежный роман» (Иван Столбов), «72 метра» (Петр Орлов), «Гибель империи» (Штольц), «Сатисфакция» (Николай I).

Оценки и мнения

Несмотря на популярность, фильм подвергся жёсткой критике за романтизацию мести и самосуда. Прозвище «Ворошиловский стрелок» стало часто употребляться в отношении людей, совершивших самосуд (особенно резонансным стало дело Александра Тарана). В 2007 году в Брянске был осуждён пенсионер, который расстрелял двух человек, избивших его. По собственному признанию, на убийство его вдохновил фильм «Ворошиловский стрелок».

«Российская газета»:

Картина вошла в список журнала «Афиша» «100 главных русских фильмов 1992—2013».

Антон Крылов в 2018 году писал: «Это диагноз 90-м годам и фактически апология самосуда на фоне полной импотенции и капитуляции перед криминалом государственной машины. По сути, это был ремейк „Так жить нельзя“, только в виде художественного, а не документального фильма».

Отдельное внимание привлекла к себе специальность одного из отрицательных героев фильма — студента Игоря Зворыгина, специальность которого — структурная лингвистика. На это обратил внимание один из основоположников университетского изучения структурной лингвистики Владимир Успенский, расценивший это упоминание в фильме как проявление общего непонимания посторонними людьми смысла и назначения данной научной дисциплины

По мнению филолога Бориса Орехова (башк.)русск., однако, Станислав Говорухин наградил своего персонажа этой специальностью в качестве личного выпада против кинорежиссёра Павла Лунгина, который окончил именно отделение структурной и прикладной лингвистики МГУ.

Фильмы

Кинематографическая биография Анны Синякиной началась еще в школьные годы. Когда будущей актрисе исполнилось 15 лет, Аню пригласили на роль в картине «День полнолуния». Юная артистка сыграла девушку по вызову. Еще тогда кто-то из критиков сказал, что Синякина создана для образов непосредственных, наивных и по-детски трогательных женщин.

Анна Синякина в фильме «Ворошиловский стрелок»

Спустя год юной актрисе доверили главную роль в фильме «Ворошиловский стрелок». После выхода драмы Станислава Говорухина на экраны Анна Синякина проснулась знаменитой. Девушке повезло сниматься со звездой советского кинематографа Михаилом Ульяновым. А молодые коллеги Марат Башаров, Алексей Макаров и Илья Древнов, сыгравшие насильников, тоже стали позднее популярными артистами.

Анна много почерпнула от общения с Михаилом Ульяновым. По словам девушки, он заботливо отнесся к юной актрисе и щедро делился секретами актерского мастерства. Фильм снимали с дублерами: Анне сложно было появиться в кадре голой в силу возраста и воспитания. А вот Марат Башаров сыграл сцену со взрывающейся бутылкой сам, без помощи каскадеров.

Анна Синякина в фильме «Палата №6»

Уже по этим двум ролям становится понятно, что у юной актрисы формируется незаурядный талант, а также имеются собственный почерк и стиль игры.

После «Ворошиловского стрелка» Анна Синякина сыграла ключевые образы еще в ряде картин и сериалов. В 1999 году с участием актрисы вышла картина «Опять надо жить». По сюжету героиня Ольга во время Гражданской войны теряет родных. Выжить девушке помогают учителя и сотрудники железнодорожного техникума, куда Ольга поступает учиться. За эту роль Синякина получила приз фестиваля детского кино «Артек». Через три года Анна Синякина появилась в эпизодической роли корреспондентки в трагикомедии Валерия Рубинчика «Кино про кино», далее последовали работы в мелодраме «Не привыкайте к чудесам» и сериалах «Таксистка-2», «Агентство «Алиби».

Анна Синякина в сериале «Позднее раскаяние»

В середине 2000-х Анна вновь попала на первый план в сериале «Гонка за счастьем» о создании процветающего автодрома в провинциальном городке и дружбе чемпионов-автогонщиков. Анна Синякина предстала на экране в образе Насти, дочери автомеханика Ильича (Александр Самойлов).

Картина «Палата №6», снятая Кареном Шахназаровым, вышла на экраны в 2009 году и вызвала много споров. Одни обвиняли режиссера в вольной интерпретации произведения Антона Павловича Чехова, другие говорили, что замысел и воплощение гениальны. Через два года актриса порадовала поклонников появлением в экранизации «Солдатские сказки» Саши Черного. Анне досталась роль героини Татьяны.

Анна Синякина – преимущественно театральная артистка. Фильмография у девушки небольшая – всего 19 работ. В 2013-ом Анна напомнила о себе сериалом «Позднее раскаяние» Оксаны Байрак, где сыграла главную героиню с трагичной судьбой. В этом же году актриса засветилась в проекте режиссера Александра Велединского «Географ глобус пропил», где сыграла эпизодическую роль.

Внучка «Ворошиловского стрелка»

По сюжету фильма Катю жестоко насилуют, но милиция отказывается принимать участие в расследовании. Тогда самосуд над негодяями совершает дедушка юной Афониной.


На роль Екатерины Афониной — внучки «Ворошиловского стрелка» претендовали многие юные артистки. Режиссер Станислав Говорухин никак не мог найти подходящую кандидатуру. Анна вспоминает, что на пробах ей нужно было заплакать. В первый раз у нее получилось изобразить слезы, а во второй и третий раз — нет.

Тогда на защиту девушки встал актер Михаил Ульянов, сыгравший главную роль в кинокартине про стрелка. Он поделился с режиссером, что и сам далеко не с первого раза может пролить слезы на сцене. Так, предпочтение отдали Анне Синякиной. Актриса говорит, что Михаил Саныч, так на съемочной площадке называли Ульянова, вел себя словно настоящий дедушка не только в кино, но и в реальной жизни. Поначалу ей было неловко, что она играет вместе с известным актером, но впоследствии коллеги очень сблизились. Драма была удостоена множества премий, Аня получила награду за лучшую женскую роль на фестивале «Литература и кино».

Маскировка

Как и охотнику в засаде, снайперу следовало долгое время переносить холод, голод, укусы комаров и насекомых. Поэтому инструкторы в школе снайперов учили новобранцев сдерживать чихание (следовало потереть переносицу), кашель (нужно было закрывать рот шапкой или курткой).
Выдать снайпера мог блеск оптики – поэтому ее прикрывали специальными насадками, которые мешали попаданию света на стекло. Для маскировки снайперы использовали масхалаты, которые изготавливались массово. Маскировочную накидку делали и на месте – под определенную задачу, учитывая особенность окраса леса, гор или степи. Накидку могли изготавливать из мочала, которое закрепляли на сетке, в ход шли ветки, листья, подходящие по цвету куски ткани, мешковина. Для окраски использовали грязь, уголь, глину, траву («Спутник партизана» издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия»). Для сливания с местностью руки и лицо мазали грязью, сажей.
Чтобы не выдать себя очертаниями или блеском оружия, снайперское ружье обматывали тканью – она служила для маскировки, защищала винтовку от внешних воздействий, предохраняла руки снайпера от ожогов, в том числе и холодовых.
Особенно тщательно снайперы учились маскировать места засады – «лежки». Они должны были сливаться с природой, и их маскировали под бурелом, кусты.

Снайперские хитрости

Хитрости были разные. Например, для того, чтобы не выдать себя противнику и бесшумно передвигаться по лесу, перед выходом на задание следовало попрыгать на месте, послушать – не брякает и не позвякивает ли где-нибудь экипировка.
Ходить по лесу в прифронтовой полосе снайперов учили бесшумно, аккуратно ощупывая землю носком. Для этого на тренировках завязывали глаза. Чтобы не нашуметь, запрещали наступать на валежник и пни, а передвигаться следовало пригнувшись – так виднее, куда ступать.
Следовало помнить, что в сыром лесу после дождя звук разносится по лесу далеко, но быстро «гаснет» в сухую погоду. По влажной мягкой подстилке можно было идти быстро, ставя ногу на всю ступню, но следовало избегать участков с размягшим грунтом и непримятой травы.
Там, где много сухих сучков, следовало передвигаться, дожидаясь порывов ветра или шума артобстрела, звуков боя. А если враг близко и наблюдает, двигаться следовало в такт колыханию ветвей и кустов.
Для бесшумного передвижения по лесу к подошве сапогов прикрепляли куски толстой овчины. В таких сапогах хруст сучка под ногой слышался не так громко, часто сучки даже не ломались, пружиня под мягкой нагрузкой. Кроме этого, толстый слой овчины сглаживал каблук на сапоге и шанс им зацепиться за ветку был минимален.
Мех на подошве сапога позволял ходить бесшумно даже зимой по снегу. Особенно это удавалось осенью, когда снег был еще мягким. В общем, снайперу следовало усвоить все охотничьи приемы, которые с детства знали таежные сибирские народы.

Небольшой экскурс в историю

Фильм “Ворошиловский стрелок” я показал нескольким гостям из Соединенных штатов: группе студентов, которые находились в Москве по программе обмена, и журналисту, который приехал в Россию в командировку. Это были все мои хорошие знакомые, с которыми я общаюсь уже не один год. Мы собрались у меня дома и начали просмотр.

Фильм произвел впечатление на всех зрителей, но и вызвал неожиданный вопрос: почему название картины “Ворошиловский стрелок”? Это не фамилия персонажа, и не сказано, что так назывался город, где происходили события картины.

Ах, да! Иностранцы же не знают всех советских тонкостей в названии.

С 1932 года Ворошиловскими стрелками называли граждан СССР, которые освоили огнестрельное оружие, и продемонстрировали незаурядные результаты в стрельбе. Подтверждали звание стрелка наличием специального нагрудного значка, который был предметом особой гордости его обладателя.

Уже давно нет Советского Союза, и давно перестали выдавать отличительные значки, а термин крепко вошел в разговорную речь.

Находчивый взвод

Но большую часть хитростей снайперы осваивали уже по ходу дела и касалось это конкретных боевых задач. Например, автор статьи «Снайперское движение в РККА» Семен Леонидович Федосеев описывает воспоминания своего отца-фронтовика о действиях взвода снайперов на передовой. Они залегали цепью вдоль линии обороны, после чего с ближайшего возвышения кто-нибудь из них скатывал в сторону немецких окопов железную бочку, набитую гремящим хламом. Бочка подпрыгивала на ухабах, издавала незнакомый немцам звук. На этот звук кто-нибудь обязательно выглядывал из вражеских окопов и тут же прощался с жизнью. Перестреляв всех слишком любопытных врагов, снайперы переезжали на следующую часть линии обороны.
К концу войны тактика советских снайперов достигла виртуозности; этому способствовала работа снайперов в паре и внедрение глушителей «Брамит». Выросло мастерство – лучшие снайперы попадали с 700 метров врагу между глаз. В 1945 году пресса США писала, что советские снайперы показали на войне такое мастерство, что это побудило немцев уделить обучению снайперов больше времени и начать массовое производство оптики.
Лучшими снайперами Великой отечественной стали Михаил Ильич Сурков (702 убитых гитлеровца), Владимир Гаврилович Салбиев (601 гитлеровец) и Василий Шалвович Квачантирадзе (534 чел). 24 снайпера имели на своем счету больше 400 врагов, 25 – свыше 300 врагов, а 36 – больше 200 убитых нацистов.

В ролях

Актёр Роль
Михаил Ульянов Иван Фёдорович Афонин
Анна Синякина Екатерина Сергеевна (Катя) Афонина
Александр Пороховщиков полковник милиции, отец Вадима Николай Петрович Пашутин
Владислав Галкин местный участковый, старший лейтенант милиции Алексей Подберёзкин
Ирина Розанова мать Кати Ольга Ивановна Афонина
Илья Древнов Вадим Николаевич Пашутин, одноклассник Кати
Алексей Макаров Борис Чуханов
Марат Башаров Игорь Зворыгин
Сергей Гармаш капитан милиции Кашаев
Карен Мурадян сожитель и коллега Ольги Афониной Давид («Додик»)
Сергей Апрельский торговец оружием № 1
Алексей Шевченков торговец оружием № 2 Шура
Олег Комаров продавец оружия на рынке
Вячеслав Голоднов доминошник Вячеслав (Слава «Скарлатина») (озвучивание: Александр Рыжков)
Георгий Мартиросьян прокурор
Владимир Семаго следователь Шевелёв
Владимир Романовский доминошник
Михаил Пахоменко доминошник
Виталий Логвиновский доминошник

Детство и юность

Анна — коренная москвичка. Она родилась в июне 1981 года в замечательной творческой семье. На тот момент ее родители были еще студентами. Отец — Юрий Синякин, выпускник ГИТИСа, учился у Покровского. Мать пела в хоре Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.

Синякина даже помнит, как сдавала вместе с отцом экзамены. На одном из них комиссия начала поправлять мужчину. Маленькая девочка, сидевшая в конце аудитории, сильно переживала и прокручивала в голове речь, которая могла бы помочь. В итоге она встала и громко сказала:

Такого от нее точно никто не ожидал, и все начали смеяться.

Родители с дочерью жили в одной комнате малогабаритной 3-комнатной квартиры. Кроме них, там были еще две семьи, в которых подрастали двое детей — двоюродные братья Ани. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде: детство было веселым и беззаботным и оставило о себе только теплые воспоминания.

Анна Синякина в молодости в фильме «Ворошиловский стрелок»

Театр и искусство были в жизни Анны Синякиной с самого начала. Девочка росла за кулисами, хотя об актерской профессии не мечтала. В детстве она посещала музыкальную школу и множество кружков — училась танцевать, вязать и плести макраме. А еще ходила в спортивную школу, где плавала и обучалась приемам карате. Во всех секциях она демонстрировала успехи. Навыки в будущем пригодились ей на актерском поприще.

После получения общего среднего образования Синякина поступила в Российскую академию музыки имени Гнесиных. Но, когда окончила учебное заведение, вдруг поняла, что не готова ко взрослой жизни. Поэтому она отправилась в ГИТИС. На тот момент в актерской копилке уже было две роли в кино. Девушка поступила с первой попытки и попала на курс к артисту и педагогу Валерию Гаркалину.

В 2004 году Анна Синякина окончила вуз и была зачислена в театр ШДИ («Школа драматического искусства»), лабораторией которого руководит Дмитрий Крымов. Еще на 3-м курсе девушка сыграла в театральном коллективе роль в спектакле «Три сестры» по мотивам трагедии «Король Лир» Уильяма Шекспира. Начиная с середины 2000-х она появлялась в постановках театра «Сэр Вантес. Донкий Хот», «Торги», «Демон. Вид сверху», «Тарарабумбия» и других.

Михаил Ульянов (Иван Федорович Афонин)

Фильм «Ворошиловский стрелок»: актер Михаил Ульянов в роли Ивана Федоровича Афонина | whatisgood.ru

Принципиальный и консервативный Иван Федорович живет с внучкой и не жалует ее мать, бросившую девочку. Он на хорошем счету у соседей и выглядит беспомощным, как любой человек в возрасте. Военное прошлое дает о себе знать, когда Афонин решается отомстить обидчикам внучки.

За роль Ивана Федоровича Михаил Ульянов получил премии «Ника» и «Золотой овен». Популярный советский актер снимался в кино до самой смерти, воплощая на экране образы честных, порядочных и принципиальных мужчин советской закалки. Особенно известен артист исполнением роли маршала Жукова во многих лентах. Говорухин видел в образе Ивана Федоровича исключительно Ульянова, поэтому на главную роль пробы не проводились. Ульянов снялся в картинах «Живые и мертвые» (Сергей Филиппович), «На пути к Ленину (Ленин), «Блокада» (маршал Жуков), «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат), «Все будет хорошо!» (дедушка).

Нормативы для претендентов на звание

В Положении Осоавиахима от 1932 года указывалось, что значок «Ворошиловский стрелок» можно получить за сдачу нормативов с использованием спортивной малокалиберной винтовки ТОЗ-8 (с 1933 года и ТОЗ-9) с открытым или диоптрическим прицелом. Кроме того, от претендента требовалась хорошая общефизическая подготовка и активное участие в делах оборонной организации.

Два года спустя, нормативы ужесточили, добавив знаку ещё одну – вторую ступень. Для её получения следовало метко стрелять с расстояния 300 м из модернизированной снайперской винтовки Мосина. Промахи не допускались. В подготовку к сдаче нормативов входили силовые упражнения, метание гранаты, ориентирование на местности, а с 1936 года и теоретические знания по устройству разных видов стрелкового оружия. Из обладателей ВС II ступени формировали элитные снайперские подразделения.

В 1934 году Осоавиахим привлёк к участию в оборонных мероприятиях подростков 12 – 15 лет. Специально для них учредили значок «Юный ворошиловский стрелок». В Положении к нему были указаны нормативы, необходимые для подготовки к «взрослым рекордам». В 1936 году возраст претендентов изменился, теперь он составлял 13 – 16 лет, а, кроме того, появилась градация по степени мастерства. За успехи в дополнительных дисциплинах награждали значком I класса, а самым метким стрелкам, младше 17 лет полагалось звание «Юный снайпер».

С 1938 года обязательным для подростков стало умение собирать и разбирать мелкокалиберную винтовку, а также знание общих принципов стрельбы из разных видов оружия. В 1940 году список требований к претендентам всех возрастов расширили, добавив, в числе прочего, обязательную сдачу нормативов ГТО, строевую и тактическую подготовку. Общественная акция всё больше напоминала целенаправленное боевое обучение молодёжи. По данным статистики, 92% призывников 1940 года имели звание «Ворошиловский стрелок» и соответствующий значок. Точное количество награждённых неизвестно. Называется цифра от 6 до 9 млн. человек.

Ирина Розанова (Ольга Ивановна Афонина)

Фильм «Ворошиловский стрелок»: актриса Ирина Розанова в роли Ольги Ивановны Афониной | kino-teatr.ru

Ольга Афонина променяла радость материнства в российской провинции на возможность самостоятельной жизни за кордоном. Заведя любовника в Турции, она изредка наведывается навестить дочь и отца, подкупая их вещами. В очередной приезд она узнает об изнасиловании и призывает не делать из этого проблемы.

Характерная актриса, обладательница многих кинематографических премий Ирина Розанова была и остается востребованной исполнительницей. Работая в кино и на телевидении, она создает разносторонние образы, вызывая у зрителей искренние чувства достоверностью изображения. В числе важных лент в карьере Розановой — «Интердевочка» (Сима), «Дети понедельника» (Лида Овдеева), «Механическая сюита» (Ольга), «Глянец» (Алина), «Петр Первый. Завещание» (Екатерина Первая).

Продолжатели традиций

В 1976 году на Луганщине, 95-летие со дня рождения своего знаменитого земляка – Климента Ворошилова, встретили грандиозными спортивными соревнованиями по стрельбе. Местное руководство приняло решение возродить массовое движение 30-х годов среди молодёжи. Были учреждены новые значки «Ворошиловский стрелок», которые давали за выполнение установленных нормативов для мелкокалиберной и пневматической винтовки. Устроители ретро-акции ввели I, II и III ступени награды, ориентируясь не только на подготовку, но и на возраст участников соревнований.

Инициатива была рассчитана на молодёжь, начиная с 12 лет. Финалистов награждал сын легендарного наркома – Пётр Климентьевич Ворошилов, а в роли инструкторов и тренеров команд выступили «Ворошиловские стрелки» довоенного периода. Соревнования проводились несколько лет, затем прервались и возобновились в 1986 году. Окончательно о них забыли с развалом Советского Союза. На аукционах часто встречаются значки луганских стрелков – они выполнены из алюминия, имеют прямоугольную форму со скруглёнными краями. Аверс окрашен в разные цвета, в зависимости от ступени награды. Есть также круглые аналоги, но они достаточно редки. Стоимость всех знаков невысокая и колеблется в пределах 10 – 20 рублей.

Съёмки

Двор и квартиры в фильме снимались в Калуге по адресу: Окружная улица, дом № 4, несколько сцен в Москве (приезд Афонина за оружием), причём в отличие от большинства фильмов, для «Ворошиловского стрелка» не делалось специальных декораций, а съёмки проходили в реальных квартирах и подъездах того же двора, где и происходит действие.

Анна Синякина (её на роль из двух претенденток, вместе с Юлией Началовой, выбрал Михаил Ульянов) вспоминала, что во время съёмок сцены изнасилования Илья Древнов, Алексей Макаров и Марат Башаров испытывали гораздо больший дискомфорт, чем она — стоило Говорухину отвлечься, как все трое расслаблялись, выходили из образов и забывали свои реплики. Сцена снималась самой первой, но снималась не в хронологическом порядке — сначала были отсняты кадры с Башаровым, потом с Макаровым. Древнов так и не смог настроиться и в итоге чуть было не отказался от съёмок. В итоге в сцене, где Вадим насилует Катю, он лежал не шевелясь, а две ассистентки дёргали его за ноги.

Фильмы

Кинематографическая биография Анны Синякиной началась еще в школьные годы. Когда будущей актрисе исполнилось 15 лет, ее пригласили на роль в картине «День полнолуния», где снимался Андрей Панин. Юная артистка сыграла девушку по вызову. Еще тогда кто-то из критиков сказал, что Синякина создана для образов непосредственных, наивных и по-детски трогательных женщин.

Спустя год юной актрисе доверили главную роль в фильме «Ворошиловский стрелок». Картина рассказывает о пенсионере, который отомстил за свою внучку. Несовершеннолетняя девочка была изнасилована группой парней. После выхода драмы Станислава Говорухина на экраны Анна проснулась знаменитой. Ей повезло сниматься со звездой советского кинематографа Михаилом Ульяновым. А молодые коллеги Марат Башаров, Алексей Макаров и Илья Древнов, сыгравшие насильников, тоже стали позднее популярными артистами.

Актриса много почерпнула от общения с Михаилом Ульяновым. По ее словам, он заботливо отнесся к юной исполнительнице главной роли и щедро делился секретами актерского мастерства. Фильм снимали с дублерами: девушке сложно было появиться в кадре в непотребном виде в силу возраста и воспитания. А вот Марат Башаров сыграл сцену с взрывающейся бутылкой сам, без помощи каскадеров.

Анна Синякина и Марат Башаров

Уже по этим двум ролям стало понятно, что у юной актрисы формируется незаурядный талант, а также имеются собственный почерк и стиль игры.

В молодости Синякина сыграла ключевые образы еще в ряде кинопроектов. В 1999 году с участием актрисы вышла картина «Опять надо жить». По сюжету героиня Ольга во время гражданской войны теряет родных. Выжить девушке помогают учителя и сотрудники железнодорожного техникума, куда она поступает учиться. За эту роль артистка получила приз фестиваля детского кино «Артек».

Через 3 года Анна появилась в эпизодической роли корреспондентки в трагикомедии Валерия Рубинчика «Кино про кино». Далее последовали работы в мелодраме «Не привыкайте к чудесам» и сериалах «Таксистка-2», «Агентство “Алиби”».

Анна Синякина и Мелани Тьерри похожи / «Инстаграм», «Инстаграм»

В середине 2000-х актриса вновь попала на первый план в сериале «Гонка за счастьем» о создании процветающего автодрома в провинциальном городке и дружбе чемпионов-автогонщиков. Анна предстала на экране в образе Насти, дочери автомеханика Ильича (Александр Самойлов).

Картина «Палата № 6», снятая Кареном Шахназаровым с участием Синякиной, вышла на экраны в 2009 году и вызвала много споров. Одни обвиняли режиссера в вольной интерпретации произведения Антона Павловича Чехова, другие говорили, что замысел и воплощение гениальны. Через 2 года актриса порадовала поклонников появлением в экранизации «Солдатские сказки» Саши Черного. Ей досталась роль героини Татьяны.

Синякина преимущественно театральная артистка. Фильмография у нее небольшая. В 2013 году Анна напомнила о себе сериалом «Позднее раскаяние» Оксаны Байрак, где сыграла главную героиню с трагичной судьбой. Ее коллегами по съемке были Игорь Верник, Никита Зверев, Лариса Удовиченко. В этом же году актриса засветилась в проекте режиссера Александра Велединского «Географ глобус пропил», где сыграла эпизодическую роль.

Фестивали и награды

Мой лучший фильм — «Ворошиловский стрелок». Я сам представитель власти, но и я оправдываю старика, решившегося на месть. Это даже не месть, а возмездие, которое должно было совершить государство. Если возмездие не настигает преступников, люди начинают жить по законам джунглей.

Станислав Говорухин

  • 1999 — МКФ «Восток—Запад» в Баку — Приз «Самый мужественный образ» (Михаил Ульянов)
  • 1999 — МКФ «Лістапад» в Минске — Гран-при «Золото „Лістапада“» (Станислав Говорухин)
  • 1999 — ОРКФ «Кинотавр» в Сочи — Специальное упоминание жюри за актёрскую работу (Сергей Гармаш)
  • 1999 — ОРКФ «Кинотавр» в Сочи — Приз Президентского совета фестиваля (Станислав Говорухин)
  • 1999 — ОРКФ «Кинотавр» в Сочи — Приз за лучшую мужскую роль (Михаил Ульянов)
  • 1999 — Премия «Золотой Овен» — За лучшую мужскую роль (Михаил Ульянов)
  • 1999 — Премия «Ника» — За лучшую мужскую роль (Михаил Ульянов)
  • 2000 — МКФ в Берлине — Участие в Программе «Panorama» (Станислав Говорухин)
  • 2000 — РКФ «Литература и кино» в Гатчине — Приз за актёрскую работу (Сергей Гармаш)
  • 2000 — РКФ «Литература и кино» в Гатчине — Специальный приз жюри (Станислав Говорухин)
  • 2000 — РКФ «Литература и кино» в Гатчине — Приз за лучший женский дебют (Анна Синякина).

Перед войной

Через год под Москвой была открыта школа снайперов «Выстрел», где обучали военных специалистов и инструкторов.
Для производства и оснащения армии винтовками были закуплены технологии и образцы прицелов в Веймарской республике.
С начала 1930-х годов в СССР начали усиленно обучать огневой подготовке бойцов Красной армии и развивать массовый стрелковый спорт. В это же время была разработана самозарядная винтовка Токарева, которую оснастили оптическим прицелом, а прямо перед войной на вооружение приняли легендарную СВТ-40.
Несмотря на то, что к 1940 году норму «Ворошиловского стрелка» сдало около 6,5 млн комсомольцев, студентов и школьников, заветный норматив «снайпер ОСОВИАХИМа» осилили только самые лучшие – около 7000 человек.
Подготовка снайперов активно велась и с самого начала Великой Отечественной: трехмесячные курсы проходили самые лучшие ворошиловские стрелки.
Но меткость в снайперском деле – еще не залог того, что останешься в живых. Чтобы победить хитрого, умного и прекрасно обученного врага, нужно было знать множество мелких хитростей, которые помогали замаскироваться, не выдать себя шумом или блеском. Для этого весной 1942 года под Москвой создали школу снайперов-инструкторов.

Описание

В целом дизайн всех разновидностей значка идентичен. На аверсе посередине располагается звезда красного цвета, покрытая горячей эмалью, на фоне аналогично оформленного знамени с надписью «Ворошиловский стрелок». На первом плане – фигура солдата, который целится из винтовки. Он стоит ногами на мишени, покрытой белой эмалью с чёрной точкой в центре. Слева композицию окаймляет фрагмент шестерёнки с надписью ОСОАВИАХИМ, справа – пшеничный колос. На реверсе проставлялся номер и припаивался винт для крепления к одежде.

Однако в зависимости от времени выпуска, существовали разные вариации. Некоторые из них считаются редкими и при высоком качестве знака стоят дороже.

Годы выпуска Размер, мм Описание
1932 – 1933 40х50 Номерной с накладной мишенью. Относится к редким, выпускался всего один год.
1933 – 1941 30х40 Самый распространённый вариант.
1935 – 1941 20х25 мм Так называемый «фрачник». Встречается нечасто, но находится примерно в одной ценовой категории со стандартной разновидностью.
Знак II ступени
1934 – 1941 30х40 мм На мишени арабская цифра «2». Знак высоко ценится, выпускался ограниченным тиражом.
На мишени римская цифра II.

Знаки ВС выпускались из бронзы или стали с хромированием, бронзированием и серебрением. Они могли отличаться деталями: длиной штыка, формой подсумка или цветом центральной точки на мишени – иногда её делали тёмно-синей. Вместо стандартной надписи «ОСОАВИАХИМ» на подшипнике в некоторых вариантах встречается аббревиатура «РККА». Такая «подмена» при других равных условиях, в разы повышает стоимость раритета.

Оформление реверса зависело от организации, заказавшей чекан награды:

  • для РККА проставлялся только номер на обороте мишени;
  • для Комиссариата внутренних дел ставился штамп «НКВД», а под ним штихелем наносился серийный номер;
  • для пограничников и конвойных войск предназначалась аббревиатура «ГУПВО».

Самым распространённым был контррельефный реверс, однако у «фрачников» встречались и плоские его разновидности. Часть тиража – около 700 000 экземпляров, чеканилась на Ленинградском монетном дворе. Об этом свидетельствует надпись «МОНДВОР».

Альтернатива для школьников

Идея композиции «подростковой» награды схожа со «взрослой». Однако вместо звезды и стрелка на аверсе изображён пионерский костёр, а на флаге написано «Юный ворошиловский стрелок». Реверс контррельефный, серийный номер выбит на гайке крепления. Значок изготавливался в бронзе и стали.

Возможные разновидности:

Размеры, мм Номер Особенности
25х30 На реверсе Высота пламени может варьироваться, в зависимости от исполнения и выпуска.
На гайке
Отсутствует
19х22