Оглавление
Володя
Обе семьи были против брака. Обеспеченные богемные Ханаевы желали для своей дочки куда более выгодной партии. Успенские видели сына с более молодой и менее балованной девушкой. Однако сама судьба скрепила их брак. Спустя несколько месяцев после скорой свадьбы на свет появился единственный сын Евгении Володя.
Ханаевы так и не сжились с зятем. Огромную квартиру, когда-то подаренную самим вождем, пришлось разменять на две поменьше. Молодых поселили в уютном гнездышке на площади Восстания. Счастливая сытая жизнь текла спокойной речушкой, пока в сердце уже повзрослевшей актрисы снова не постучалась любовь.
Записи
Канаева на Олимпийских играх в Лондоне 2012 года
Большой шлем
- Канаева только один из трех ритмических гимнасток , чтобы выиграть все титулы Гранд-Шлема после Алины Кабаевой и Екатерины Серебрянской ( Олимпийских игр , чемпионатов мира , чемпионатов Европы , финал чемпионата мира и финале Гран — при ).
24-й чемпионат Европы по художественной гимнастике Турин, Италия, 2008 г.
- Канаева стала первой художественной гимнастикой, набравшей более 19 баллов (19,050 в клубах) по 20-балльной системе судейства.
29-й чемпионат мира по художественной гимнастике, Миэ, Япония, 2009 г.
- Канаева установила рекорд на 29-м чемпионате мира по художественной гимнастике 2009 года в Мие, завоевав 6 золотых медалей. Она первая гимнастка в истории художественной гимнастики, добившаяся таких результатов на одном чемпионате мира.
31-й чемпионат мира, Монпелье, Франция, 2011 г.
- Она единственная гимнастка за всю историю художественной гимнастики, которая выиграла больше всего титулов на чемпионатах мира; 17 золотых медалей.
- Она равна рекорду Марии Петровой , которая выиграла 3 титула чемпиона мира три года подряд (1993/1994/1995 и Екатерина Серебрянская ), Марии Гиговой (1969/1971 вместе с Галиной Шугуровой / 1973) и Яны Кудрявцевой (2013/2014 / 2015).
- Она первая гимнастка, выигравшая 3 титула чемпиона мира подряд, не разделив триумфа с другими гимнастками. Петрова разделила титул многоборья 1995 года с Екатериной Серебрянской, а Гигова разделила титул многоборья 1971 года с Галиной Шугуровой . В 2015 году этот рекорд побила Яна Кудрявцева из Российской Федерации, которого она достигла на чемпионате мира 2015 года .
- Это второй раз, когда Канаева завоевала 6 золотых медалей из 6. Она равняется собственному рекорду.
- Она выиграла золотые медали по всем предметам (5 предметов: скакалка, обруч, мяч, булавы и лента), рекорд только у Бьянки Пановой и Екатерины Серебрянской .
- Она сравнялась с Марией Петровой в обруче: обе завоевали по 3 золотые медали на чемпионате мира.
- По мячу она сравнялась с Екатериной Серебрянской и Лилией Игнатовой : все они завоевали по 3 золотые медали на чемпионате мира.
Финал Гран-при Брно, Чехия 2011
- 16 октября 2011 года Евгения Канаева набрала 30 баллов, она получила 10 баллов по сложности, артистичности и исполнению в финале с лентой, Финал Гран-при Брно 2011, Чехия. Она первая гимнастка в истории художественной гимнастики, получившая полную оценку по 30-балльной системе.
Гран-при Форарльберга, Австрия 2012
- 30 июня 2012 года Евгения Канаева снова набрала идеальные 30 баллов по 30-балльной системе судейства в финале с обручем, снова вошла в историю как единственная гимнастка, дважды достигшая полной оценки по системе подсчета очков.
Олимпийские игры
- Канаева — единственная художественная гимнастка, выигравшая 2 золотые медали (также последовательно) в индивидуальном многоборье ( 2008 г. в Пекине и 2012 г. в Лондоне ).
- На своих вторых Олимпийских играх она стала старейшей гимнасткой, завоевавшей золотую медаль в 22 года, 4 месяца и 7 дней (рекорд, ранее установленный Юлией Барсуковой из Российской Федерации).
Олимпийские игры
Олимпийский год начался для Евгении с неудач.
Сказалась моральная нагрузка — сложно оставаться в тени более могущественных конкурентов
Внимание судей и зрителей полностью было приковано к Сесиной и Капрановой
Тем не менее Евгении удалось собраться, и уже весной выиграть золото на всех этапах Гран-при и Кубков Мира, завоевать звание Чемпионки России.
На чемпионате Европы в Турине гимнастка уже не числилась в резерве, выступала в составе сборной России и завоевала звание Чемпионки Европы.
Теперь у главного тренера — Ирины Винер уже не осталось сомнений — кто будет защищать честь страны на Олимпийских играх 2008 года.
Для Олимпиады в Пекине все четыре программы обруч, булавы, скакалка и лента были продуманы до мелочей, составлены так, чтобы максимально раскрыть индивидуальность спортсменки. Музыка “Подмосковных вечеров” исполнялась на фортепиано — под неё Евгения выступала с лентой.
В историю этих Олимпийских игр Евгения вошла, как самая юная финалистка — ей едва исполнилось 18 лет. Несмотря на юный возраст, смогла сконцентрироваться на программе и победить, обойдя своих соперниц с большим отрывом. Винер отметила впоследствии, что её успех непросто будет повторить гимнасткам в ближайшем будущем.
Столь ранний старт позволил спортсменке удвоить свой успех и ещё раз доказать миру, что она — сильнейшая.
После победы на Олимпийских играх в Лондоне в 2012 году Евгения стала первой двукратной олимпийской чемпионкой по художественной гимнастике, набрав в сумме 116,9 балла из 120 возможных.
В том же, 2012 году Евгения объявила об окончании спортивной карьеры.
Театр и интриги
Евгения терпеливо ждала и была уверена, что настанет и её звёздный час. Надо отдать должное терпению Ханаевой. Ведь она не только терпеливо ждала роли. Но и смиренно молчала, когда всем прибавляли зарплату, а ей нет.
Евгения действительно родилась в благополучной, интеллигентной семье. Отец служил в Большом театре, был ведущим солистом и одним из самых любимых артистов Сталина. С детства Ханаеву окружали знаменитости, и она мечтала стать на них похожей. Отец не хотел, чтобы Женя пошла по его стопам. Ради него она окончила МГУ, параллельно училась в школе-студии МХАТ.
Первый, кто по достоинству оценил талант Ханаевой – Олег Ефремов. С его приходом у актрисы сразу появились интересные роли: характерные, комедийные и даже романтические. До этого всего единственный раз зал рукоплескал актрисе стоя. Ей посчастливилось заменить именитую актрису и сыграть королеву Елизавету в постановке «Мария Стюарт».
Ошеломляющий успех МХАТовцы не простили. В течение пяти лет актрисе практически не давали ролей и старались вовлечь в закулисные интриги. Евгения Никандровна держалась от сплетен подальше, не искала справедливости и не лезла в разборки.
Яркие театральные роли: Полина Андреевна – «Чайка», Варвара – «Егор Булычев и другие», Татьяна- «Мещане», Княжна – «Плоды просвещения», Паулина – «Зимняя сказка», Виолетта Нуйкина – «Мы, нижеподписавшиеся» и др.
Первая любовь
Евгения Ханаева в юности. Её по праву можно было назвать представителем «золотой молодёжи». Никандр Ханаев, знаменитый оперный певец, был любимцем Сталина. При этом родители были категорически против желания девушки получить профессию актрисы. И она поступила в МГУ, на юридический факультет. И одновременно в Щепкинское училище на актёрский. Так и училась весь год в двух учебных заведениях. Но когда узнала об открытии Школы-студии МХАТ, сразу же подала документы и поступила туда. МХАТ был её мечтой.
Евгения Ханаева.Представителями столичной элиты на курсе оказалась она и Константин Градополов, сын прославленного советского боксёра и киноактёра Константина Градополова. Однокурсники открыто сомневались в наличии таланта у Жени и Кости. Возможно, именно это способствовало их взаимному сближению. Они держались вместе во время занятий, а после долго-долго гуляли по Москве и Женя кормила Костю бутербродами.
Константин ГрадополовЧувства их были искренними и светлыми. После окончания Школы-студии влюблённые поступили в один театр и уже планировали свадьбу. Но Никандр Ханаев неожиданно воспротивился браку. Он считал Константина недостойной партией для дочери. Он категорически не хотел видеть в роли зятя артиста.
Сцена из спектакля «Дом, где мы родились», 1962 год. Кралева — Евгения Ханаева, Владимир — Константин Градополов, Павла — Маргарита Анастасьева. Узнав об этом, папа Кости возмутился и просто запретил сыну видеться с любимой девушкой. Молодые люди оказались в ситуации Ромео и Джульетты. Под давлением обстоятельств они расстались. Много лет спустя Константин Градополов приходил на могилу Евгении. Он разговаривал с ней, как с живой, и было понятно: его любовь так и осталась тем чувством, которое он пронес через всю жизнь.
Студенческие годы
В студенческие годы Евгении Никандровне педагоги школы-студии МХАТ безапелляционно заявляли, что главных героинь ей играть не светит. Именно поэтому Ханаева, единственная из всего курса, не отправляла свои фотографии на киностудии.
Её действительно нельзя было назвать красавицей, да и миловидной тоже. Но это не мешало девушке быть в центре внимания и заводить романы. Она обладала невероятным чувством юмора, была доброй, искренней и весёлой.
Во всех студенческих спектаклях играла ведущие роли. Однако, будучи уже актрисой МХАТа, годами не получала хороших ролей. На сцене ещё блистала «старая МХАТовская гвардия», которая не собиралась уступать дорогу молодым.
Художественная гимнастика
Когда Евгении исполнилось 12 лет, ей выпал шанс показать свои умения. Девочке посчастливилось поехать в столицу на спортивные сборы. В Москве юная спортсменка понравилась Амине Зариповой и вскоре получила приглашение на учебу в школе олимпийского резерва.
Девушка приняла предложение и начала заниматься под чутким руководством Веры Штельбаумс. У Веры Штельбаумс богатый тренерский опыт, поэтому она смогла правильно подобрать упражнения для выступлений Евгении, которые впоследствии привели девушку к многочисленным победам.
Художественная гимнастка Евгения Канаева
2003 год был переломным в карьере юной спортсменки. Евгения поехала за победой на японский чемпионат и стала лучшей среди юниоров. Победа позволила девочке попасть в Новогорск и начать серьезные тренировки с российской сборной по художественной гимнастике. Там спортивный талант девушки раскрылся по максимуму.
В начале спортивной карьеры Евгении Канаевой вылезла причина, по которой мама не отдавала ребенка в детстве в спорт: суровая конкуренция не позволила попасть спортсменке в сборную.
Евгения Канаева, Ольга Капранова и Вера Сесина
В 2004 году Алина Кабаева и Ирина Чащина принесли сборной олимпийское золото. По карьерной лестнице вслед за ними шли Вера Сесина и Ольга Капранова. Но в 2007 году Кабаева внезапно получила травму. Пришлось срочно искать замену, и на чемпионат Европы в Баку поехала Евгения Канаева. На девушку сделали большие ставки, и она не подвела команду.
Спортсменка появилась в команде с Сесиной и Капрановой и выполнила чисто все элементы. Это принесло девушкам победу и долгожданную золотую медаль. В одиночном выступлении с лентой Евгения также выиграла. Затем ее взяли на более серьезное соревнование – мировой чемпионат. И здесь спортсменка проявила себя, завоевав золото.
Евгения Канаева на Олимпиаде
Олимпиада – это соревнование, в котором программа должна быть продумана до мелочей. В 2008 году, выступая с лентой под музыку «Подмосковных вечеров», Евгения Канаева не заняла призовое место.
Внимание было приковано к Сесиной и Капрановой, и на девушку морально давила такая конкуренция. Но уже к апрелю она твердо взяла себя в руки и победила на нескольких этапах Гран-при и Кубка Мира
В этот триумфальный момент девушка стала абсолютным лидером и чемпионкой России.
На чемпионате Европы Евгения вошла в состав сборной России и стала чемпионкой Европы. Стало понятно, что у спортсменки уже нет конкурентов, и она поедет на Олимпийские игры. Летом 2012 года девушка отправилась защищать честь страны в Пекин с Ольгой Капрановой.
На тот момент Евгения Канаева стала самой молодой победительницей. Гибкая и пластичная спортсменка не допустила практически ни одну ошибку. А в 2012 году на Олимпийских играх в Лондоне она доказала жюри свой талант, став двукратной чемпионкой.
Смерть
В середине 80-х годов Евгения Никандровна – страстная любительница вождения и быстрой езды – попала в небольшое ДТП: сильно затормозила на красный, отчего голова резко дернулась назад. После этой аварии актрису стали мучить дикие головные боли. Оказалось, что поврежденный позвонок врезался в основание черепа, это стало причиной развития опухоли мозга.
Могилы Евгении Ханаевой и ее отца
В октябре 1987 года Ханаева решилась на сложнейшую операцию. Нейрохирург Эдуард Кандель сразу предупредил пациентку, что возможен летальный исход. Но артистка была уверена, что все пройдет благополучно. Пробыв несколько дней в коме, Евгения Ханаева умерла, не приходя в сознание. Смерть наступила 8 ноября 1987 года.
Актриса так и не узнала, что ей было присуждено звание народной артистки СССР. Могила артистки находится на Введенском кладбище Москвы.
Фильмы
В этот же период Евгения Никандровна, отметившая уже полувековой юбилей, стала все больше и больше сниматься в кино. Ее дебют состоялся еще в 1966 году в картине «Человек без паспорта», но остался незамеченным. И только в 1972-м широкий зритель увидел артистку в драме Ильи Авербаха «Монолог». Еще через 2 года Ханаева снялась в картине «Странные взрослые».
Евгения Ханаева в фильме «Розыгрыш»
А в 1976 году состоялся ее первый триумф – Евгения Никандровна сыграла в фильме Владимира Меньшова «Розыгрыш». Ее героиня Мария Васильевна Девятова – школьная учительница, над которой подшутили девятиклассники.
Она выходит из сложившейся ситуации с невероятной мудростью, сумев сохранить главное – человеческое тепло в сердцах подростков. После столь убедительного воплощения образа педагога в адрес Ханаевой еще долго приходили письма от родителей подростков, спрашивающих совета по воспитанию детей.
Евгения Ханаева и Владимир Басов в фильме «По семейным обстоятельствам»
Следующей яркой работой в фильмографии артистки стала комедия Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам» (1977). В ней актриса сыграла Изольду Тихоновну, чрезмерно опекающую своего экранного сына Евгения Евстигнеева и мешающую ему наладить новую семейную жизнь с героиней Галины Польских. Картина имела колоссальный успех и еще раз подтвердила невероятный талант и высокий актерский статус Ханаевой.
В 1979 году первооткрыватель кинематографического мастерства Евгении Никандровны, Владимир Меньшов, пригласил ее на роль матери Родиона Рачкова в мелодраме «Москва слезам не верит». Эта работа принесла актрисе бешеный успех не только всесоюзного, но и международного значения, ведь лента была удостоена премии «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке».
Евгения Ханаева в фильме «Москва слезам не верит»
После этой роли за Ханаевой закрепилось амплуа властной, резкой, эксцентричной женщины. Аналогичный образ актриса воплотила и в драме «Старый Новый год», сыграв Анну Романовну. В этой картине звучит также настоящий вокал артистки: режиссеры ценили ее прекрасные певческие данные.
Евгения Никандровна отдала кино 15 лет своей творческой биографии. Она активно снималась вплоть до конца 80-х, немало ролей сыграла в детских фильмах («4:0 в пользу Танечки», «Воробей на льду», «Витя Глушаков – друг апачей»). Одной из последних работ Ханаевой стала роль в фильме «Блондинка за углом» (1984). Актриса сыграла мать Николая (Андрея Миронова), Татьяну Васильевну.
Первая любовь
Зато не эффектная внешность не помешала ей устраивать личную жизнь. Первым ухажером Евгении был Константин Градополов, спортсмен и такой же студент МХАТа, как Женя. Красавчик с огненным взором покорил сердце талантливой актрисы. У них вспыхнул красивый роман, которому не суждено было расцвести в настоящую семью. Прекратила отношения сама Женя.
Актеры, которые тогда были близки к окружению влюбленной парочки, рассказывали, якобы Ханаева чувствовала, что проигрывает по внешним данным другим будущим актрисам — стройным красавицам с горящим взором, голодным до впечатлений.
Она как будто страшно ревновала своего Костю и, однажды сгорев в этих эмоциях, просто прекратила изнуряющие отношения. Однако после ее смерти сын актрисы даст интервью, в котором расскажет, что мама не была таким человеком, который может все закончить из-за ревности. Скорее она потеряла с Константином какую-то эмоциональную, духовную связь.
Расплата за любовь
Евгения Ханаева.Она никогда не делилась с коллегами своими переживаниями, многие из них даже не догадывались о том, что происходило в её жизни. Лишь заметили, как часто она проводит время с актёром Львом Ивановым. Злопыхатели даже звонили домой актрисе и рассказывали её 12-летнему сыну подробности жизни мамы. Тогда-то и приняла Евгения Никандровна решение о разводе. Сын остался с отцом.
Евгения Ханаева, кадр из фильма «Розыгрыш», 1976. Актриса просто пропала из их жизни. Она не звонила, не просила о встречах. Казалось, что она просто вычеркнула из жизни свою семью. Сын видел маму только на экране. Не понимая причин, почему она отказывается с ним общаться, он смотрел фильмы с её участием и, конечно, переживал. При этом отец ни разу не сказал о бывшей жене ни одного плохого слова.
Лев Иванов. По утверждениям коллег, Евгения Никандровна была очень деликатным, благородным и порядочным человеком. Отказ от общения с собственным ребёнком мог быть той расплатой за любовь, которую актриса назначила себе сама.
Евгения Ханаева и Лев Иванов в спектакле «Чайка», 1968. Ведь она действительно любила. И ушла из семьи, исключая возможность вести двойную жизнь и лгать близким людям. Лев Иванов был женат и не мог оставить больную жену. Впрочем, Ханаева никогда этого и не требовала. Она была просто счастлива находиться рядом с любимым, слышать его голос, держать в руках его руку.
Актерская деятельность
Во МХАТе Ханаева прослужила всю свою жизнь. Ее актерская деятельность берет начало от маленьких ролей в постановках этого театра. Сразу после принятия начинающей актрисы на работу ей откровенно заявили, что с ее внешними данными получить роли главных персонажей едва ли удастся. Ханаева не восприняла это как оскорбление, напротив — решила сделать это своим козырем. За годы творческой деятельности — как в театре, так и в кино — она стала настоящим мастером эпизодических ролей и совершенно заслуженно получила неофициальный титул лучшей исполнительницы героинь второго плана.
Талант актрисы раскрывался в полную силу как в классических постановках, так и в современных. Евгения с легкостью воплощала на сцене и на экране любых персонажей:
- комических;
- гротесковых;
- драматических.
Работа в театре
Поначалу в театре актриса была обделена работой — даже незначительные роли доставались нечасто. Ситуация улучшилась, когда новым художественным руководителем МХАТа стал Олег Ефремов. Ханаева стала регулярно выходить на сцену и получать новые роли.
Талант Ханаевой Ефремов высоко оценил еще в период своего руководства «Современником». Он часто уговаривал актрису перейти в его театр, но Евгения неизменно отвечала отказом — ее душа навеки принадлежала МХАТу. В 1970 году Ефремов пришел во МХАТ. Последующий период считается расцветом театральной карьеры Ханаевой.
Появления в кино
Кинодебютом Ханаевой стала крохотная роль почтовой сотрудницы в «Человеке без паспорта», который вышел в 1966 году. Но вряд ли это можно назвать началом карьеры в кинематографе. К продолжительному перерыву в съемках привела череда неприятностей в личной жизни актрисы. Евгения Ханаева тяжело переживала неудачи в отношениях, но все-таки этот своеобразный кризис ей удалось преодолеть.
С 1972 года актриса начинает активно появляться в различных кинофильмах. Ролью, ставшей возвращением Ханаевой на экраны, стала домработница в «Монологе». Затем были роли еще в нескольких фильмах. В 1976 году актрису приглашают на съемки новой кинокартины.
Соглашаясь сыграть учительницу Марью Васильевну Девятову в фильме «Розыгрыш», Ханаева и не подозревала, что именно эта роль принесет ей всесоюзную славу и популярность. За эту работу Евгения была награждена на кинофестивале в Риге премией за лучшую женскую роль. Кроме того, Ханаева была отмечена Госпремией имени Крупской.
Среди интересных киноролей Евгении Ханаевой стоит отметить:
- тетушку Кукурузу в «Волшебном голосе Джельсомино»;
- бабушку в «Тихих троечниках»;
- мать Рудольфа (Родиона) Рачкова в «Москва слезам не верит».
Даже уже будучи известной на весь Советский Союз актрисой, Евгения радовалась каждой новой роли. Нельзя не упомянуть участие актрисы в съемках:
- «Блондинки за углом»;
- «Старого Нового года»;
- «По семейным обстоятельствам».
О «секте»
Друзья прислали мне ссылку (о премии. — Прим. ред.) — они часто пересылают мне то, что касается моего отца. Когда я что-то читаю о нём, у меня трясутся руки, может подняться температура. По сути, я боялась его всю жизнь и, находясь рядом с ним, всегда чувствовала жуткое напряжение. Он всех подчинял, общался очень грубо, не выносил иного мнения.
В моём детстве наши отношения были более-менее нормальными — я не помню какой-то очень сильной агрессии. Но когда мне исполнилось одиннадцать лет, он связался с сектой Виктора Столбуна, увлёкся его идеями (Виктор Столбун в семидесятых годах основал в СССР закрытую тоталитарную коммуну. Сторонников он привлекал целыми семьями, обещая излечение от разных болезней и состояний — например, от алкогольной зависимости и шизофрении. Медицинского образования у Столбуна не было (он был отчислен из медицинского института), позднее он окончил факультет русского языка и литературы в педагогическом институте, получил специализацию по нейропсихологии в лаборатории и практиковался в психиатрических больницах. По воспоминаниям свидетелей, в коммуне было много насилия — например, там избивали детей в наказание. В отношении Столбуна неоднократно возбуждали уголовные дела, но затем закрывали их за отсутствием состава преступления. Кроме Эдуарда Успенского, среди его влиятельных сторонников были, например, генерал-майор авиации Александр Цалко, режиссёр Ролан Быков, композитор Владимир Шаинский. — Прим. ред.). С этого возраста открытых отношений у нас уже не было, он начал подавлять меня — физически, морально, эмоционально.
Отец пошёл в секту и сам, но надеялся, что ругать и перевоспитывать в ней будут только мою маму и меня. С людьми, которые ходили к Столбуну, проводили беседы — на них сидело примерно сто человек. Когда Столбун во время одной такой беседы начал при всех рассуждать о моём отце, папочка встал, хлопнул дверью и ушёл. А мы продолжали ездить на встречи.
Столбун переспал со всеми женщинами, которые там были. Эти женщины боролись за близость к нему. Кто-то родил одного ребёнка, кто-то по пять-шесть детей
Отец со временем стал снова общаться со Столбуном, но уже в другом качестве. У него стали появляться деньги, он был уже независим от Столбуна, и тот стал относиться к нему по-другому. Отец выступал уже скорее как спонсор. Он рекомендовал секту всем своим знакомым, советовал привести туда детей и оставить там на воспитание.
Детали того, что происходило у Столбуна, описаны в книжке «Секта в доме моей бабушки» — я пробыла там три года, а её автор — семь лет (автор книги Анна Сандермоен, помимо прочего, обвинила своего отчима, политолога Марка Урнова в том, что он был причастен к отправке девушки в коммуну. Анна рассказала свою историю во время летней избирательной кампании в Мосгордуму, куда баллотировалась проректор ВШЭ Валерия Касамара, в отношениях с которой много лет состоит Урнов. — Прим. ред.). Это документальная книга, где рассказывается о Столбуне, — там очень много ужасных вещей. Наверное, чтобы говорить о моём отце, надо знать, кто такой Столбун.
В секте били детей. Мы работали в полях, всё время ходили в походы — сто детей на попутных машинах. Когда была остановка, всех собирали на беседы, они могли длиться по два-три часа. Начинали разбирать кого-то при всех, кого-то били. Это сейчас кажется диким, но всё это было.
Есть «воспитанники», которые считают, что всё было хорошо, потому что их это спасло от каких-то преступлений: там были ребята, которые стояли на учёте в комнате милиции. Но было и много детей, которые жили во вполне благополучных условиях, и непонятно, как туда попали, — и им тоже доставалось. Это очень тяжёлые вещи, об этом очень больно говорить — но когда-то же нужно.
Театр
Еще когда Женя играла в студенческих мхатовских спектаклях, педагоги предупреждали ее, что с такой малопривлекательной внешностью ей не стоит ждать ролей главных героинь. И словно напророчили. Режиссеры упорно не хотели замечать талант Ханаевой. В театре, который она боготворила, ей давали незначительные, маленькие роли. Свои фото в киностудии Евгения тоже не отсылала – зачем, если она не обладает ярким имиджем.
Евгения Ханаева в спектакле «Рабочий день В.И. Ленина»
В 50-х она играла миссис Хлопинс в пьесе Ч. Диккенса «Пиквикский клуб», Жюстину в «Дворянском гнезде» И. Тургенева, Паулину в «Зимней сказке» У. Шекспира. Роли не сыпались как из рога изобилия, приходилось выжидать длительные паузы, зато каждой новой работе радовалась как ребенок.
В 1962 году Ханаеву поставили на замену заболевшей актрисе, и она с блеском сыграла королеву Елизавету в спектакле «Мария Стюарт» по пьесе Шиллера. Таких оваций зал МХАТа не слышал уже давно, а критики предрекали новой звезде бешеный успех. Однако вместо него вновь последовали годы простоя: слишком уж сильны были закулисные традиции и интриги в театре.
Евгения Ханаева в спектакле «Институт бабушек»
Ханаева не вступала в конфликты, она терпеливо ждала своего часа – и он настал в 1970-м, когда руководство МХАТом взял на себя Олег Ефремов. Он увидел в артистке харизму и талант, стал развивать их, давая ей новые роли и образы, которые были упущены в молодости. Ханаева сыграла Анну Романовну в спектакле по пьесе М. Рощина «Старый Новый год», Зинаиду Лебедеву в чеховском «Иванове» и др.
Биография
Ногинск – это родной город Евгении, где она родилась в 1921 году. Будучи дочерью оперного певца Н. С. Ханаева, она была погружена в атмосферу творчества, но отец, обладая огромным опытом, настоял, чтобы она сначала занялась чем-то более прикладным, что будет её подстраховкой в жизни. Таким образом, в 1938-1939 годах она действительно обучается на юридическом факультете МГУ, но понимает, что ей здесь делать совершенно нечего.
Актриса Евгения Ханаева в молодости
Таким образом, Евгения перебралась уже в следующем году в Театральное училище имени Щепкина, где раскрывается по-настоящему хорошо. В период с 1941 по 1943 года она становится частью Московского городского театрального училища.
Талант здесь раскрывается на все 100% и Евгению начинают замечать. В 1947 году, после окончания училища, она сразу же поступает на службу в театр.
Евгения Ханаева на сцене театра
Так уж вышло, что в зрелом возрасте на Евгению так и не свалилось множество главных ролей, хотя специалисты говорят, что она, как актриса и профессионал, вполне заслуживала к себе значительно большего внимания. В результате за Евгенией Ханаевой закрепилось амплуа мастера ролей второго плана, мастера кино эпизода.
Евгения Ханаева в фильме «Розыгрыш»
Такое амплуа и не подразумевает, что артист будет появляться на экране часто — именно в ограниченности его выходов и вся тонкость происходящего. Если говорить о всесоюзной популярности, то она к Евгении всё-таки пришла — случилось это в 1976 году после выхода на экраны фильма «Розыгрыш».
В настоящее время в интернете для поклонников создан сайт посвященный творчеству, личной жизни и биографии Евгении Ханаевой, там же множество фото актрисы. Ее работы заслужили особого внимания. Сочетание трудолюбия, природного таланта и красоты помогли ей стать известной творческой личностью. Впереди ее ждали только самые лучшие роли в театральных постановках.
Евгения Ханаева в фильме «По семейным обстоятельствам»
Уже тогда режиссёры замечают, насколько Евгения радуется каждой роли и возможности оказаться нужной. Это удивительное свойство быть человеком, которому не дали многого, но он рад и этому, позволяет ей стать полноценной частью советского кино и театра.
Евгения Ханаева на съемках фильма «Москва слезам не верит»
Действительно, насколько бы мало она не являлась в кадре, представить кино без Ханаевой было достаточно сложно. Такие актрисы появляются редко, потому режиссёры театра и кино это действительно ценили.
Евгения Ханаева в фильме «Старый Новый год»
К тому же, Евгения была настоящей труженицей, и для неё вживание в роль совершенно иного человека, не было проблемой.
https://youtube.com/watch?v=P_iGbrRJ5yw
В творческом кругу
Успех и признание пришли к Никандру Сергеевичу весьма быстро. Свои детские годы Женя провела в стенах Большого театра, где выступал отец. Впрочем, дома у Ханаевых атмосфера была не менее творческая, чем в театре. Завсегдатаями устраиваемых банкетов и застолий были знаменитости и люди искусства, среди которых были:
- художник Герасимов;
- певец Лемешев;
- композитор Молчанов.
Гости играли на фортепиано, пели арии из опер, а художники даже успевали написать портреты присутствующих. После успешно прошедших премьерных постановок сразу же устраивалось специальное празднество. Отыграв спектакль, все артисты веселой шумной компанией отправлялись из театра прямиком к Ханаевым, где и отмечали радостное событие — праздник длился до самого утра.
Маленькой Жене позволялось присутствовать на этих банкетах и праздниках. Мир искусства окружал девочку с первых дней и очень быстро увлек
Особое внимание уделялось музыке — она была частью жизни Евгении с самого рождения. Родители позаботились, чтобы дочка получила блестящее музыкальное образование
Они приглашали лучших педагогов, обучавших ее игре на фортепиано и вокалу. Евгения освоила науку очень быстро и демонстрировала отличные результаты, что неудивительно — музыкальность была у нее в крови.
Неизлечимая любовь Евгении Ханаевой
Сердечная драма актрисы обернулась почти 20-летней разлукой с сыном
Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:
Актриса бесподобно сыграла мать Рудика в фильме «Москва слезам не верит» |
Сердечная драма актрисы обернулась почти 20-летней разлукой с сыном
В январе Евгении ХАНАЕВОЙ исполнилось бы 90 лет. Фильмы с ее участием («Старый Новый год», «Москва слезам не верит», «Блондинка за углом», «По семейным обстоятельствам») до сих пор очень популярны, хотя актрисы нет с нами уже 23 года. К юбилею звезды советского кино Первый канал подготовил документальную ленту из цикла «Кумиры» под названием «Евгения Ханаева. С антрактом на любовь». На экране Евгения Никандровна всегда выглядела уверенной и решительной женщиной, а в жизни она была скромной и тихой. К тому же пережила любовную драму, из-за которой ушла из семьи и 19 лет не общалась с сыном Володей.
Отец Евгении, Никандр Ханаев, в свое время был ведущим солистом Большого театра, которого высоко ценил сам Иосиф Сталин. Женечка росла очень музыкальным ребенком и с детства грезила о сцене. После окончания Школы-студии МХАТ, где Ханаева училась вместе с Игорем Дмитриевым, Ириной Скобцевой и Михаилом Пуговкиным, она стала актрисой театра своей мечты — МХАТа. Еще во время учебы у нее закрутился роман с однокурсником Костей Градополовым, сыном знаменитого тогда спортсмена и актера. Но едва бывшие студенты покинули альма-матер, их любовь угасла.
Вскоре в жизни Ханаевой появилсяТоля Успенский, сын главбуха МХАТа. А когда молодые люди решили пожениться, родители с обеих сторон выступили против этого брака.
Муж ХАНАЕВОЙ Анатолий УСПЕНСКИЙ и сын Вова |
Успенские посчитали Женечку очень непривлекательной, а Ханаевы признались, что мечтали о более достойной партии для своей дочери. Свадьбу все-таки сыграли. А холодным летом 53-го в молодой семье родился сын Володя.
Роковая страсть
Несмотря на появление ребенка, отношения с мужем у Ханаевой стали портиться. В родном театре ей годами не давали новых ролей. Евгения очень страдала от своей женской и профессиональной невостребованности. Пока снова не потеряла голову от страсти к партнеру по сцене Льву Иванову (любители кино знают его по роли князя Раевского в «Звезде пленительного счастья»). То, что они оба несвободны, сильно тяготило любовников. Со временем, когда уже весь театр узнал об их связи, появились «доброхоты», которые стали сообщать вторым половинкам Иванова и Ханаевой об их отношениях. Не выдержав, Евгения Никандровна подала на развод, оставив мужу 14-летнего сына. Хотя и понимала, что возлюбленный никогда не уйдет от жены, ведь та тяжело болела. Впрочем, Ханаева и не требовала этого от Льва Васильевича.
В 1970 году МХАТ возглавилОлег Ефремов, который разглядел талант актрисы, и у Ханаевой появилось много ролей. А еще через два года она наконец стала сниматься в кино. Со временем работа заменила женщине все. Ведь она не общалась с собственным ребенком — он не мог простить матери ухода из семьи.
Ради Льва ИВАНОВА Евгения Никандровна пожертвовала семьёй |
Когда актриса купила автомобиль, он стал для Ханаевой настоящей страстью, которая, увы, оказалась роковой. Однажды она попала в аварию.
— Как потом выяснили врачи, поврежденный позвонок врос в ствол черепа, а на этом фоне стала развиваться опухоль мозга, — рассказывает редактор фильма «С антрактом на любовь»Ольга Державина. — Чтобы спастись от диких страданий, актриса использовала все средства: дорогие лекарства, массаж, даже обращалась к экстрасенсам. Однако ничего не помогало. Но Ханаева продолжала работать, превозмогая боль.Незадолго до смерти, впервые за 19 лет она решилась позвонить сыну, и уже на следующий день Владимир приехал к матери. В октябре 1987 года Евгения Никандровна решилась на сложнейшую операцию. После ее завершения она лишь ненадолго пришла в сознание. Именно в эти часы друзья и коллеги пытались поздравить ее с присвоением звания народной артистки. Но сделать этого так и не смогли… Дмитрий Лифанцев #3/2011