Сын ии саввиной мог бы быть гением, если бы не страшный диагноз…

Фильмы

Ее карьера в кино началась с главной роли в фильме «Дама с собачкой». Режиссер Иосиф Хейфиц искал актрису и прислушался к рекомендации Алексея Баталова, который увидел Саввину в одной из постановок студенческого театра и был впечатлен ее игрой. Кинокартину оценили не только в СССР. Она была представлена за рубежом в Каннах, откуда артистка привезла спецприз. После показа фильма исполнительница получила одобрительное письмо от Фаины Раневской.

Ия Саввина (кадр из фильма «Дама с собачкой»)

Сама Ия Сергеевна с благодарностью вспоминала работу постановщика: благодаря его тактичности и профессионализму актриса сумела полюбить кинематограф на всю жизнь. Успешный старт повлиял на развитие творческой биографии актрисы в кино. Ее заметили режиссеры.

Кинокарьера развивалась динамично: Ия Саввина сумела воплотить на экране множество женских образов. Ее героини с разными судьбами и характерами всегда вызывали в сердцах зрителей теплый отклик. Репертуар Ии Сергеевны пополнился работами в кинокартинах «Грешница», «Звонят, откройте дверь», «В городе С». Особенной актриса считала роль Аси Клячиной в фильме «Асино счастье» Андрея Кончаловского.

Ия Саввина (кадр из фильма «Асино счастье»)

Режиссер не хотел брать Саввину, говорил, что ему нужна деревенская девчонка. Да и сама Ия сомневалась, что у нее получится играть с простыми людьми, ведь большинство исполнителей были жителями деревни и работниками колхоза. Съемки окончились в 1967 году, но 20 лет фильм пролежал на полках.

В 60-70-х у Ии Саввиной было много классических ролей. Она снималась в фильме «Лика — большая любовь Чехова», где сыграла сестру писателя. Сюжет рассказывает об истории создания знаменитой пьесы «Чайка». В 1973 году на экраны вышел сериал «Следствие ведут Знатоки», где Саввина сыграла Майю Багрову.

Не менее убедительной она была в роли хирурга-травматолога в картине «Каждый день доктора Калиниковой». В 1975 году у нее была главная роль в фильме «Дневник директора школы». Позднее Саввина появилась в драме «Чужая», где сыграла в паре с Георгием Жжёновым. Но большинству советских зрителей артистка запомнилась ролью в кинокомедии «Гараж» режиссера Эльдара Рязанова. Она сыграла Лидию Аникееву, заместителя председателя гаражного кооператива, в руках которой сосредоточена вся власть.

Фильм, в котором снялись Лия Ахеджакова, Светлана Немоляева, Валентин Гафт, Георгий Бурков, Вячеслав Невинный, посмотрели почти 30 млн советских зрителей. Сам режиссер с восторгом отзывался о работе Ии Саввиной. Она стала одной из немногих актеров, что сумели быстро адаптироваться к необычной технике съемок — сразу тремя камерами с разных ракурсов.

Ия Саввина (кадр из фильма «Гараж»)

В 80-х в творчестве Саввиной был спад — ее фильмография пополнилась только 9 картинами. Тем не менее артистка успела отличиться главной ролью в драме о поздней любви «Продлись, продлись, очарованье…», где ее партнером выступил Олег Ефремов. В 1987-м она появилась в главном актерском составе фильма Павла Чухрая «Запомните меня такой».

В 1990-х и 2000-х актриса продолжала сниматься, но среди ее ролей не было главных, больше эпизоды или роли второго плана. В 2003 году зрители увидели Ию Саввину в авангардной драме Кирилла Серебренникова «Постельные сцены», где она играла мать одного из главных героев. Последними работами актрисы стали роли в картинах «Ты меня слышишь?», «Слушая тишину», «Место под солнцем» и «Список влюбленных РФ».

Трагедия в Новосибирске

В апреле 1970-го года, Савинова уехала к своей старшей сестре Марие в Новосибирск. В это время Евгений работал над картиной “Адъютант его превосходительства”. Актриса несколько раз звонила мужу, интересовалась, как проходят съемки и ничто в ее словах Ташкова не насторожило. Но 25 апреля Екатерина пришла на железнодорожный вокзал и бросилась под колеса проходящего поезда. Возможно, это было ее осознанным решением. Похоронили Екатерину Федоровну на Клещихинском кладбище Новосибирска. За 3-и десятилетия скромная могила пришла в полное запустение — ухаживать было некому. По решению Совета кинематографистов, 5 ноября 2006 г. останки актрисы были перезахоронены на центральном участке кладбища и там же открыт мемориал.


Клещихинское кладбище. Могила Екатерины Савиновой. Фото natsen-novosib.livejournal.com/8246.html

Детство и юность

Народная артистка Советского Союза, лауреат многих премий Ия Саввина воспитывалась в семье, где девочки оканчивали 4 класса церковной школы, не умели толком писать и читать. Она родилась 2 марта 1936 года в Воронеже в семье донских крестьян, русских по национальности. Как позднее рассказывала ей мама Вера Ивановна Кутепова, дочка была светловолосой, поэтому женщина хотела назвать ее Светланой. Но, подумав, что волосы потемнеют со временем, она дала дочери имя Ия, что в переводе с грузинского означает «фиалка».

Актриса Ия Саввина (кадр из фильма «В прекрасном и яростном мире»)

Мама Ии пошла учиться уже взрослой: после рабфака поступила в медицинский институт, окончила и была единственным врачом на несколько окрестных деревень. Об отце Саввиной известно мало. Родители расстались перед войной. Потом мать вышла замуж во второй раз за военного. Начались бесконечные переезды с места на место.

Частые переезды не помешали Ие получить золотую медаль в школе. Она хотела поступить на филфак МГУ — с детства любила литературу и мечтала учить детей, но только в Москве. Девушка опоздала — прием медалистов на филфак уже закончился, поэтому подала документы на факультет журналистики МГУ. На одно место в университете претендовали 13 медалистов, Ия прошла.

Ия Саввина в молодости (кадр из фильма «Кроткая»)

Она училась с удовольствием, но не забывала о театральном увлечении. Саввина пришла в студенческий театр МГУ. Соответствующего образования у нее не было, зато театр стал колоссальным опытом, который не раз пригодился в дальнейшей карьере.

В 1958 году Ия Саввина окончила журфак и в молодости успешно совмещала публицистику с актерской профессией. На ее счету множество статей о творчестве звезд кино и театра — Михаила Ульянова, Нины Ургант, Фаины Раневской, Любови Орловой. А очерк о Сергее Юрском и вовсе был признан театральными критиками образцовым.

«Нора желает Норе успеха»: роли в Театре имени Моссовета


Ия Саввина в роли Фэрри и Фаина Раневская в роли Этель Сэвидж в спектакле Леонида Варпаховского «Странная миссис Сэвидж». 1965. Театр имени Моссовета, Москва. Фотография: f-ranevskaya.ru

В 1960 году Юрий Завадский пригласил Ию Саввину в Театр им. Моссовета, где она дебютировала в спектакле «Нора» по пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена. Позднее актриса вспоминала, что очень волновалась перед премьерой: «Заботами театра первый спектакль был обставлен как событие. Тут были и специальные афиши с крупно набранной шапкой: «Дебют артистки Ии Саввиной» (увидев, я чуть не умерла от страха)». После спектакля Саввина получила отзыв от знаменитой актрисы Любови Орловой, которая исполняла эту роль раньше: «Нора желает Норе успеха, бодрости духа, спокойствия. Тогда все будет хорошо. Обнимаю. Любовь Орлова». Спектакль много лет не выходил из репертуара театра.

Саввиной наравне с ведущими артистами театра стали давать главные роли в постановках. В 1965 году она сыграла в спектакле «Странная миссис Сэвидж», где ее партнершей по сцене была Фаина Раневская.

В 1969 году в Театре им. Моссовета прошла премьера спектакля «Петербургские сновидения» по произведениям Федора Достоевского, в котором актриса исполнила роль Сони Мармеладовой. Поэт Павел Антокольский, который побывал на постановке, посвятил актрисе стихотворение «Сонечка Мармеладова. Ии Саввиной»:

В то же время Саввина продолжала работать в кино: в 1967 году она сыграла Долли Облонскую в «Анне Карениной» и снялась в фильме Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Саввина называла эти роли главными в своей карьере. Актриса писала: «Я всегда мечтала сыграть женщину, противостоящую обстоятельствам. Такова моя крестьянка Ася, такова и княгиня Долли — идеал толстовской женщины. Они дороги мне как прообразы, и я в долгу перед ними как актриса».

«Дама с собачкой»


Ия Саввина в роли Анны Сергеевны и Алексей Баталов в роли Дмитрия Гурова в художественном фильме Иосифа Хейфица «Дама с собачкой» (1960)

После спектакля «Такая любовь» выпускницу журфака стали приглашать играть в театре и кино, но она не соглашалась: хотела работать по специальности. Но от главной роли в «Даме с собачкой» по рассказу Антона Чехова отказаться не смогла. На съемки Саввину позвал Алексей Баталов — он заметил актрису на постановке «Такой любви» и предложил прийти на пробы. Режиссер Иосиф Хейфиц решил, что Саввина отлично подойдет на роль Анны Сергеевны фон Дидериц, «дамы с собачкой». Этому назначению удивлялись. Людмила Гурченко вспоминала: «Лично меня искренне огорчило, что такую неприметную девушку берут на «даму». Саввина позже писала, что работа над «Дамой с собачкой» отняла у нее много сил. Театрального образования не было и актерскому мастерству приходилось учиться прямо на съемочной площадке. Она говорила: «Я — лучшая актриса среди журналистов».

Многие сцены из фильма снимали на набережной Ялты. Декораторы установили здесь деревянную копию старинной чугунной изгороди. Съемки проходили утром, на рассвете: в это время здесь почти не было отдыхающих.

Премьера картины прошла в январе 1960 года. Фильм показали и на Международном кинофестивале в Каннах — жюри присудило ленте приз «За гуманизм и исключительные художественные качества», а Саввина получила специальную награду за лучшую женскую роль. Картину отметили и на других конкурсах: «Юсси» в Финляндии, Международном смотре фестивальных фильмов в Лондоне. Алексей Баталов и Ия Саввина стали известны в стране и за рубежом.

Личная жизнь

Ее первый муж — ученый-геолог Всеволод Шестаков, заведующий кафедрой геологии. Пара познакомилась, когда она была студенткой МГУ. Оба были влюблены в студенческий театр, вместе репетировали. Всеволод числился на хорошем счету в коллективе. К его советам прислушивались режиссеры спектаклей.

Ия Саввина в последние годы (кадр из фильма «Сквозная линия»)

После репетиций всем составом собирались на квартире у Шестакова на Фрунзенской набережной. Отец Всеволода служил в правительстве, занимая важный пост. В их доме всегда было много гостей. Спустя несколько лет после знакомства молодые сыграли свадьбу.

Беда пришла, откуда ее не ждали. У Ии родился сын Сергей с диагнозом синдром Дауна. Врачи предлагали родителям поместить больного мальчика в специнтернат — актриса категорически отказалась. С 1958 года она совмещала уход за Сережей со съемками. Готовила сыну диетическую пищу, возила по врачам, делала массажи. Помогала ей свекровь, которая ради внука оставила работу.

Анатолий Васильев и Ия Саввина с сыном Сергеем Шестаковым

Семьи с Всеволодом у них уже давно не было, но ради сына и свекрови Ия Саввина жила с ним 16 лет. Сергей рос, хорошо учился, после школы окончил университет и работал переводчиком. Он стал писать натюрморты — в Москве проходила его персональная выставка.

Несмотря на то, что актриса много внимания уделяла воспитанию и развитию сына, ее личная жизнь не стояла на месте. Вскоре после развода у Ии Сергеевны начались отношения с режиссером Петром Штейном, который оказался младше ее на 11 лет. Роман продлился недолго: Штейн увлекся другой пассией. В 1979 году она познакомилась с актером Анатолием Васильевым.

Ия Саввина и Анатолий Васильев

Первая встреча артистов состоялась во время туристической поездки на Соловецкие острова. Оказалось, что Анатолий и Ия питают страсть к рыбалке. Во время отпуска они почти не расставались, а в Москве продолжили знакомство. Вскоре Васильев стал полноправным членом семьи актрисы.

Позднее актеры купили домик в местечке Дорофеево, где и проводили в уединении свободное время. Они жили в гражданском браке почти 30 лет и официально расписались за две недели до смерти актрисы. Ее супруг стал опекуном Сергея Шестакова, когда Ия Саввина умерла. Позднее мужчина признался, что его супруга боялась иметь детей, так как предполагала, что и другие малыши будут страдать подобным недугом, что и Сергей. Женщина так и не подарила Васильеву наследников.

«Винни-Пух и все, все, все»: озвучивание мультфильма


Ия Саввина. Фотография: nastroenie.tv

В 1969 году Ие Саввиной сделали необычное предложение. Режиссер Федор Хитрук пригласил работать над новым мультфильмом по книге Бориса Заходера «Винни-Пух и все, все, все». Заходер был любимым писателем ее сына, актриса хорошо знала его творчество, а «Винни-Пуха» и вовсе читала наизусть.

Всех дублеров в то время уже набрали, а с озвучиванием Пятачка возникли проблемы: никто из претендентов не устраивал Хитрука. Когда режиссер услышал голос Ии Саввиной, он сразу предложил ей этого персонажа.

Реплики Винни-Пуха зачитывал Евгений Леонов. Актриса часто вспоминала комичные случаи, когда сосредоточенный и трагичный, как Гамлет, Леонов, перед микрофоном произносил: «А не пора ли… подкрепиться?» или «Куда идем мы с Пятачком — большой-большой секрет».

Пятачка Ия Саввина решила озвучивать героя в стиле речи Беллы Ахмадулиной. Актриса любила слушать ее выступления поэтессы, пересматривала фильм «Живет такой парень» с ее участием. Персонаж мультфильма заговорил таким же хрустальным голосом и так же распевал слова. При монтаже запись ускорили, а тон повысили. Федор Хитрук позже вспоминал: «Это было стопроцентное попадание!»

После выхода мультфильма на экраны Белла Ахмадулина позвонила Саввиной: «Спасибо, что подложили мне не свинью, а прелестного поросенка».

Кино

Получив диплом журналиста в 1958 году, Саввина продолжила играть в студенческом театре МГУ. Именно здесь в одном из спектаклей её увидел актёр Алексей Баталов и поразился, насколько девушка была естественной на сцене. В это время режиссёр Иосиф Хейфиц собрался снимать фильм по одноимённому произведению Чехова «Дама с собачкой». На главную мужскую роль утвердили Баталова, а вот для героини Анны Сергеевны кандидатуру пока не подобрали. И тогда Алексей предложил режиссёру Ию Саввину, и Хейфиц прислушался к его рекомендациям. Так Ия, не имея актёрского образования, ни разу в жизни не стоявшая перед камерами и не слышавшая команду «Мотор!», была утверждена на главную роль в её первый фильм. Начался долгий и плодотворный путь в большом кино.

Фильм «Дама с собачкой» получил множество премий на международных кинофестивалях. А Ия Саввина за создание трогательного, женственного и целомудренного образа героини была удостоена специального приза на XIII Международном кинофестивале в Каннах

Для самой Ии не менее важной наградой стало полученное письмо с хорошими словами о фильме и её игре, написанное самой Фаиной Раневской

После этого на Саввину посыпались предложения о съёмках от самых именитых режиссёров в самых культовых картинах:

  • «Кроткая»;
  • «Романс о влюблённых»;
  • «Звонят, откройте дверь»;
  • «Следствие ведут ЗнаТоКи. Побег»;
  • «В городе С.»;
  • «Последний подвиг КаМо»;
  • «Анна Каренина»;
  • «История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж»;
  • «Сюжет для небольшого рассказа»;
  • «Служили два товарища».

В 1990 году Саввиной было присвоено звание Народной артистки СССР, и она поистине ею была. Ия достигла всенародной славы, её узнавали на любом базаре, при этом актриса никогда не считала себя звездой. Она всегда была настоящая, зрители боготворили её за честность, талант, красоту, за синие глаза и серебряный голос.

«Нора желает Норе успеха»: роли в Театре имени Моссовета


Ия Саввина в роли Фэрри и Фаина Раневская в роли Этель Сэвидж в спектакле Леонида Варпаховского «Странная миссис Сэвидж». 1965. Театр имени Моссовета, Москва. Фотография: f-ranevskaya.ru

В 1960 году Юрий Завадский пригласил Ию Саввину в Театр им. Моссовета, где она дебютировала в спектакле «Нора» по пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена. Позднее актриса вспоминала, что очень волновалась перед премьерой: «Заботами театра первый спектакль был обставлен как событие. Тут были и специальные афиши с крупно набранной шапкой: «Дебют артистки Ии Саввиной» (увидев, я чуть не умерла от страха)». После спектакля Саввина получила отзыв от знаменитой актрисы Любови Орловой, которая исполняла эту роль раньше: «Нора желает Норе успеха, бодрости духа, спокойствия. Тогда все будет хорошо. Обнимаю. Любовь Орлова». Спектакль много лет не выходил из репертуара театра.

Саввиной наравне с ведущими артистами театра стали давать главные роли в постановках. В 1965 году она сыграла в спектакле «Странная миссис Сэвидж», где ее партнершей по сцене была Фаина Раневская.

В 1969 году в Театре им. Моссовета прошла премьера спектакля «Петербургские сновидения» по произведениям Федора Достоевского, в котором актриса исполнила роль Сони Мармеладовой. Поэт Павел Антокольский, который побывал на постановке, посвятил актрисе стихотворение «Сонечка Мармеладова. Ии Саввиной»:

В то же время Саввина продолжала работать в кино: в 1967 году она сыграла Долли Облонскую в «Анне Карениной» и снялась в фильме Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Саввина называла эти роли главными в своей карьере. Актриса писала: «Я всегда мечтала сыграть женщину, противостоящую обстоятельствам. Такова моя крестьянка Ася, такова и княгиня Долли — идеал толстовской женщины. Они дороги мне как прообразы, и я в долгу перед ними как актриса».

«Отроки во Вселенной»

К моменту окончания школы уже успела стать опытной актрисой Ирина Савина. Карьера девушки складывалась успешно. Она снялась в фильме «Бесстрашный атаман», сыграла юную Лизу в сериале «Вечный зов». Однако настоящую популярность Ирине подарила фантастическая комедия «Отроки во Вселенной».

Картина, благодаря которой зрители узнали и полюбили Савину, рассказывает историю юных астронавтов, на которых возложена ответственная миссия. Команда отправляется на планету Альфа, чтобы разобраться в таинственных событиях, происходящих там. Экипаж космического корабля состоит из подростков, так как полет должен занять несколько лет. Однако волею судьбы команда прибывает на планету значительно раньше. Юные астронавты сталкиваются со сложными проблемами, которые им предстоит решить.

«Маленькая беленькая девчонка»

Девочка с необыкновенным и звучным именем Ия появилась на свет 2 марта 1936 года в Воронеже в семье донских крестьян. Ее родители развелись незадолго до войны, потом мать повторно вышла замуж. Мама Саввиной, Вера Ивановна Кутепова, сперва хотела назвать дочку Светланой – из-за цвета ее волос. Но решив, что со временем волосы могут потемнеть, как это бывает у многих детей, дала дочери имя Ия, что в переводе с грузинского означает «фиалка».

Почти все женщины в роду Саввиной не имели даже среднего образования: большинство ее тетушек окончили четыре класса церковной школы, так и не научившись толком читать и писать. Лишь ее мать по настоянию мужа сперва окончила рабочий факультет, а зачем поступила в Воронежский мединститут. В военное время Вера Ивановна была единственным врачом на несколько окрестных деревень, за что ее очень ценили и уважали, рассказывала Саввина.

Отчим Ии был военным, поэтому семье часто приходилось переезжать с места на место. Но, несмотря на частую смену школ, Ия преуспевала в учебе и стала золотой медалисткой. Девочка с детства любила литературу и мечтала стать учительницей, поэтому, приехав в Москву, тут же подала документы на филфак МГУ. Но опоздала – места для медалистов на факультете закончились. Тогда Ия решила поступать на факультет журналистики, и успешно прошла вступительные испытания.

ФОТО: В.Виленкина и Г.Тер-Ованесов /Фотохроника ТАСС

Учеба доставляла ей удовольствие, но еще одним страстным увлечением девушки был театр. Саввина написала множество статей и очерков, посвященных творчеству знаменитых актеров того времени – Михаила Ульянова, Нины Ургант, Фаины Раневской, Любови Орловой, Сергея Юрского и многих других. Но этим ее интересы не ограничивались: Саввина и сама играла в Студенческом театре МГУ, который уже на тот момент мало чем уступал профессиональным театрам. По слухам, ее талант там разглядели не сразу и сперва предложили заведовать реквизиторским цехом. Какое-то время Ия служила в театре костюмером, но постепенно ей стали давать небольшие роли. Этот опыт помог сделать первые шаги в актерской профессии.

Первым серьезным опытом на сцене для Саввиной стало участие в спектакле Ролана Быкова «Такая Любовь» по пьесе чешского драматурга Павла Когоута. Дать шанс молодой актрисе Быкова уговорил руководитель театра МГУ Константин Липский.

Правда, не обошлось без трудностей: голос миниатюрной Ии был настолько тихим, что его не было слышно даже в первых рядах. Однако Быков поддержал молодую актрису, хотя поначалу и сомневался в выборе актрисы на главную роль.

А дальше все, как это часто бывает, решил случай. В один из вечеров на спектакль пришел уже известный на тот момент актер Алексей Баталов. В то время он готовился к съемкам в фильме «Дама с собачкой» Иосифа Хейфица. Баталов был отобран на роль Гурова, а вот главную героиню режиссер никак не мог отыскать. Увидев на сцене Саввину, Баталов предложил ей прийти на пробы. И не ошибся: Хейфицу понадобилось лишь одного взгляда, чтобы понять – перед ним та самая Анна Сергеевна. Тихая речь, тонкий стан, кроткий, но пронзительный взгляд серых глаз – Саввина идеально попадала в образ. И Хейфиц, и Баталов поразились тому, как похожа оказалась актриса на девушку из иллюстраций Кукрыниксов к чеховскому рассказу.

Конечно, это назначение многих удивило. Людмила Гурченко вспоминала: «Лично меня искренне огорчило, что такую неприметную девушку берут на «даму». Да и сама Саввина понимала, что ей придется очень много трудиться над такой сложной и глубокой ролью, которая даже опытной актрисе не всегда под силу. Секреты актерского мастерства девушке приходилось познавать прямо в процессе съемок. Невероятная работоспособность и талант актрисы не остались незамеченными: фильм «Дама с собачкой» удостоился приза Каннского кинофестиваля, а Саввина получила специальную награду за лучшую женскую роль.

«Привез мужиков и баб и заставил с ними разговаривать»

Но и от киноролей актриса не отказывалась. После съемок в «Даме с собачкой» ей стали поступать предложения от разных режиссеров, причем героини, которых ей предлагалось играть, были максимально не похожими друг на друга. Но Саввиной всегда удавалось найти к ним подход и сыграть так, что самый придирчивый критик говорил: «Верю!» Пик ее кинокарьеры пришел на 60-е: она снялась в фильмах «Кроткая» (1960), «Грешница» (1962), «Звонят, откройте дверь» (1965), «В городе С.» (1966), «Анна Каренина» (1967).

ФОТО: Мастюков Валентин/ТАСС

Одной из самых значимых и сложных ролей того периода для Саввиной стала роль Аси в фильме Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» («Асино счастье»). Поначалу актриса не верила, что ей удастся воплотить задумку режиссера, да и сам Кончаловский сомневался в своем выборе.

«Никак не мог подобрать Кончаловский артистку. Тогда пришел в картотеку, где фотокарточки все. Рассматривает фотокарточки, и ему говорят: «Попробуйте Саввину». – «Саввину, даму с собачкой? Вы что, с ума сошли?» И потом говорит: «Вот это лицо мне нужно. Такая беленькая косточка». Все хохотали: «Посмотрите, что там написано на обратной стороне», – с улыбкой вспоминала актриса.

В своем фильме Ефремов решил задействовать не профессиональных актеров, а обычных людей из деревни. Но исполнительницу главной роли среди крестьян он так и не нашел. Тогда режиссер вновь вспомнил про Саввину и решил устроить ей испытание.

Это было трудно очень. Не знаю, получилось или не получилось, но я старалась. Ни в коем случае нельзя было подражать им. Надо было их ощутить, вобрать в себя, потому что когда человек кому-нибудь начинает подражать, это дохлый номер. Это уже провал, это уже не правда. Я ни в коем случае им не подражала, этим замечательным людям, а пыталась впитать. Может быть, мне помогло то, что я все-таки деревенская», – вспоминала Ия Саввина.

«Дама с собачкой»


Ия Саввина в роли Анны Сергеевны и Алексей Баталов в роли Дмитрия Гурова в художественном фильме Иосифа Хейфица «Дама с собачкой» (1960)

После спектакля «Такая любовь» выпускницу журфака стали приглашать играть в театре и кино, но она не соглашалась: хотела работать по специальности. Но от главной роли в «Даме с собачкой» по рассказу Антона Чехова отказаться не смогла. На съемки Саввину позвал Алексей Баталов — он заметил актрису на постановке «Такой любви» и предложил прийти на пробы. Режиссер Иосиф Хейфиц решил, что Саввина отлично подойдет на роль Анны Сергеевны фон Дидериц, «дамы с собачкой». Этому назначению удивлялись. Людмила Гурченко вспоминала: «Лично меня искренне огорчило, что такую неприметную девушку берут на «даму». Саввина позже писала, что работа над «Дамой с собачкой» отняла у нее много сил. Театрального образования не было и актерскому мастерству приходилось учиться прямо на съемочной площадке. Она говорила: «Я — лучшая актриса среди журналистов».

Многие сцены из фильма снимали на набережной Ялты. Декораторы установили здесь деревянную копию старинной чугунной изгороди. Съемки проходили утром, на рассвете: в это время здесь почти не было отдыхающих.

Премьера картины прошла в январе 1960 года. Фильм показали и на Международном кинофестивале в Каннах — жюри присудило ленте приз «За гуманизм и исключительные художественные качества», а Саввина получила специальную награду за лучшую женскую роль. Картину отметили и на других конкурсах: «Юсси» в Финляндии, Международном смотре фестивальных фильмов в Лондоне. Алексей Баталов и Ия Саввина стали известны в стране и за рубежом.

Личная жизнь

Ещё учась в МГУ, Ия Саввина познакомилась с Всеволодом Шестаковым – учёным, возглавлявшим факультет геологии. Про него в университете ходила одна легенда. Будто бы Всеволод Михайлович придумал одну важную формулу между выходами на сцену в пьесе «Карьера Артуро». Впоследствии её назвали «формула Шестакова» и включили во все учебники.

Всеволод и Ия сблизились на почве своей влюблённости в студенческий театр. Они совместно репетировали и играли. А в год окончания учёбы Ия Саввина, биография которой станет примером подражания для многих актёров, вышла за Шестакова замуж. Счастливая пара поселилась в квартире на Фрунзенской набережной. У них всегда было весело и шумно – завсегдатаями их дома стали учёные, друзья и актёры. Они подшучивали друг над другом, спорили на разные темы и читали стихи допоздна.

Поросенок

Дом Ии Саввиной всегда был открыт для друзей. Знаменитости довелось дружить с Андреем Вознесенским, Владимиром Высоцким, Беллой Ахмадулиной. Когда звезде предложили озвучить Пятачка в мультипликационном фильме «Винни-Пух», то она долго размышляла, с какой именно интонацией должен говорить мультяшный персонаж.

А затем фраза «кажется, дождь собирается» натолкнула на идею произнести реплику как Ахмадулина, только быстрее. К слову, и озвучку Евгения Леонова звезда сравнивала с Гамлетом, наблюдая за трагизмом коллеги перед микрофоном.

Эта история послужила поводом для шуток над Ахмадулиной, которая, впрочем, не обиделась и с иронией сказала Саввиной: «Спасибо, что вы подложили мне такого милого поросенка, а не свинью».

Брак, рождение особенного ребенка и трусость мужа

В студенческие годы Ия Сергеевна познакомилась с Всеволодом Шестаковым. Юноша учился в том же ВУЗе на геологическом факультете. О том, что у них будет ребенок, пара узнала перед дипломной работой. Многие уговаривали Саввину прервать беременность, но она и слышать об этом не хотела.

Ия Саввина и Всеволод Шестаков

Малыш появился на свет в 1957 году. Радостную весть омрачили медики, сообщив, что мальчик родился с синдромом Дауна. Актрисе тут же посоветовали отказаться от сына, предупредив, что шансов на долгую и счастливую жизнь у него нет.

Ие Сергеевне, казались, дикими такие разговоры. Она уже назвала свою кроху Сережей и знала, что никогда не расстанется с ним. Мама и свекровь также были на её стороне, пообещав во всем помогать. Уверив, что смогут вырастить его. Однако Всеволод согласился с доводами врачей, злился на супругу. Просто трусил…

Позже актриса призналась, что ей очень было трудно, но она никогда не считала сына своим крестом. Делала все, что предписывал профессор Сперанский (знаменитый педиатр). Огромную помощь ей оказала мама мужа. Женщина оставила педагогическую деятельность, и полностью посвятила себя внуку. Ради такой свекрови, Саввина продолжала жить с Шестаковым под одной крышей, хотя они отдалились друг от друга. В 1974-м году Ия и Всеволод оформили официальный развод.

Ия Саввина с сыном Сережей

Усилия самоотверженной актрисы не прошли даром. Сережа научился не только читать, писать, считать, но и играть на фортепиано. А также освоил английский язык и увлекся живописью. Позже его картины представили на выставке, и они имели большой успех. Кроме этого, солнечный парень окончил институт и стал работать переводчиком.

Одна судьба на троих

Ия тоже не осталась одна, обретя счастье со вторым мужем – актёром театра на Таганке Анатолием Васильевым. Прожив в гражданском браке более 30 лет, они узаконили отношения за несколько дней до смерти актрисы. Незадолго до этого не стало родного отца Сергея. Совместных детей у пары не было, и по завещанию актрисы отчим стал опекуном больного сына Ии Саввиной.


Фото: ok

В одном интервью Васильев признался, что у них должна была родиться двойня, но в результате Саввина потеряла детей. Актриса отнеслась к этому событию стоически: «Раз Господь не допустил их рождения, может оно и к лучшему». Она всегда боялась, что её дети могут унаследовать коварную болезнь.


Фото: sumkalife

Сегодня любимые мужчины Ии Саввиной живут вдвоём и поддерживают друг друга. Анатолий Васильев говорит, что старается следовать данному Саввиной обещанию – заботиться о её сыне. Тем более Сергей в быту неприхотлив и нетребователен: носит простую одежду, ест, что предложат и много времени занимается своими делами. При этом не шумит и никогда не жалуется.

Театр

Ее театральная карьера началась еще в годы учебы в МГУ. Она сыграла в постановке Ролана Быкова «Такая любовь», но говорила со сцены настолько тихо, что ее не слышали зрители в первом ряду. После спектакля режиссер сказал ей, что артисту необходим посыл зрителю, эту фразу Ия запомнила на всю жизнь.

Фаина Раневская и Ия Саввина

В 1960 году ее пригласили в Театр Моссовета. Она играла на сцене с величайшими актерами того времени: Любовью Орловой, Фаиной Раневской, Верой Марецкой. Ее дебют в главной роли в спектакле «Нора» прошел успешно. Любовь Орлова прислала Саввиной корзину цветов. В Театре Моссовета она сыграла и другие яркие образы: Сонечку Мармеладову в «Петербургских сновидениях», Машу в «Ленинградском проспекте», Фэрри в «Странной миссис Сэвидж».

Ия Саввина и Олег Ефремов на сцене

В 1977 году Олег Ефремов пригласил актрису в МХАТ, где она служила долгие годы. Впервые на мхатовской сцене Ия Саввина появилась в роли Марьи Львовны в спектакле «Дачники». Затем было много разноплановых работ. За постановку «Рождественские грезы» актриса получила престижную премию «Хрустальная Турандот».

Сын Валентины Леонтьевой. Отказ от матери и обида на всю жизнь

Ее любила вся страна. Несколько поколений детей обожали «тетю Валю» за «Спокойной ночи, малыши!» и «В гостях у сказки», взрослые любили Валентину Михайловну как близкого человека: трогательные истории, которая она рассказывала с экрана, вызывали слезы даже у мужчин.

По иронии судьбы личная история Леонтьевой могла бы стать сюжетом подобной передачи. Два неудачных брака. И единственный сын Дмитрий Виноградов, на которого у популярной ведущей не оставалось ни времени, ни сил…

Статья по теме

Драма «тёти Вали». Телеведущая была любима народом, но не своей семьей

Дима с детства обижался на Валентину Михайловну, говорил: «Ты не моя мама, ты всехняя…» И в этом была большая доля правды. Леонтьева не читала ему сказки, не пела колыбельные, всю себя посвящая работе.

Сын не понял. Не простил. И «отплатил» тем же.

Последние три года ведущая прожила у сестры в небольшом поселке в Ульяновской области. Леонтьева тяжело болела, почти ослепла. Но сын ни разу не навестил ее. Незадолго до смерти «всесоюзная мама» призналась, что это наказание ей за то, что не смогла стать любящей матерью родному ребенку. Когда она умерла, взрослый «мальчик» даже не приехал проститься…

Сын Валентины Леонтьевой Дмитрий Виноградов. Кадр Первого канала