Оглавление
- Музыка
- Как вызвать в ребенке желание заниматься
- Главные принципы
- Как сложилась судьба семерых детей Никитиных
- Базовые принципы метода Никитиных
- Книги (8)
- Интеллектуальные и психические способности ребенка
- Отношение к способностям детей
- Несколько слов о Никитиных
- Ступеньки творчества
- Акела не промахнулся
- Идеолог проектного подхода
- «Сложи узор»
- Посмотрите небольшой видеоролик о семье Никитиных и их методике воспитания детей:
- Минусы никитинской системы воспитания
Музыка
Учась в университете, Татьяна Садыкова начала творческую биографию – вступила в певческий кружок, организованный для младшекурсников студентом-физиком Сергеем Никитиным. Позже кружок приобрел формат квинтета. В состав квинтета входили также Кармен Сантакреу, Владимир Улин и Николай Туркин. С первых дней создания квинтет пользовался успехом у публики. Особый интерес песни вызывали у студенческой аудитории. В 1972 году артисты отправились на Фестиваль политической песни в Берлин. Тандем музыкантов просуществовал до 1977 года.
Сергей и Татьяна Никитины в молодости
Параллельно с выступлениями в квинтете в 1974 году Татьяна начала петь дуэтом с Сергеем Никитиным. Образовался творческий и семейный союз. Никитины исполняли песни, написанные как Сергеем Никитиным, так и другими авторами. Широкая публика узнала о дуэте благодаря кинофильмам и мультфильмам, в которых прозвучали песни артистов.
Впервые в кино песни в исполнении дуэта Никитиных прозвучали в картине «Золотая речка», продолжении фильма «Пропавшая экспедиция» режиссера Вениамина Дормана. В «Золотой речке» прозвучали песни композитора Микаэла Таривердиева.
https://youtube.com/watch?v=OLq_INde-48
В 1977 году на экраны вышла комедия Петра Фоменко «Почти смешная история». Музыку к фильму Сергей Никитин написал совместно с композитором и ученым-физиком Виктором Семеновичем Берковским. В картине прозвучали песни, исполненные Сергеем и Татьяной Никитиными – «Под музыку Вивальди», «Я леплю из пластилина», «Любовь придет как привидение».
В 1978 году молодые барды познакомились с французским музыкантом Полем Мориа. Через некоторое время Мориа выпустил диск «Dans les yeux d’Émilie», в который вошла инструментальная версия одной из самых популярных песен дуэта Никитиных «Под музыку Вивальди».
https://youtube.com/watch?v=Co3QglFcBys
11 февраля 1980 года на экраны СССР вышел оскароносный фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Простодушная песня Никитина «Александра, Александра», исполненная дуэтом в картине, стала жизнеутверждающим гимном картины и Москвы времен 50-х. Музыка фильма погружает зрителей в ностальгию о давно ушедшем времени, когда жизнь была проще и размеренней.
В 1985 году любимый режиссер Никитиных Петр Фоменко вновь пригласил супругов поработать в своей картине, на этот раз – в мелодраму «Поездки на старом автомобиле». В фильме прозвучали авторские песни Сергея Никитина, традиционно исполненные им в дуэте с женой.
Татьяна Никитина и Сергей Никитин
Кинематографическим событием 1987 года стал выход на экраны трагикомедии Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты» с Леонидом Филатовым и Татьяной Догилевой в главных ролях. «Песня чиновников», сочиненная Рязановым и исполненная за кадром Никитиными, стала одним из самых комичных моментов в картине. Герои фильма, чиновники от культуры, ходят в лохмотьях по электричке с баяном и поют:
В комедии «Привет, дуралеи!» (1996) Никитины исполнили произведения композитора Андрея Петрова. Мультфильмы, в которых звучали песни Никитиных, любила вся страна. Песенку из музыкального мультика «Большой секрет для маленькой компании», в котором подружились лошадь, собака и кошка, пели взрослые и дети.
Татьяна Никитина и Сергей Никитин на сцене
В мультике «Ежик плюс черепаха», снятом по мотивам сказки Редьярда Киплинга «Откуда взялись броненосцы», Сергей и Татьяна исполнили песню Виктора Берковского. В 1982 году на экран вышел таджикский мультфильм «Волчья шкура» с песнями Никитиных.
Творческий и семейный дуэт Никитиных пронес сквозь десятилетия популярность у зрителей. Барды часто участвовали в фестивалях авторской песни, являются неизменными членами жюри Грушинского фестиваля. В 1997 году артисты удостоены престижной поэтической Царскосельской художественной премии с формулировкой «За многолетнюю преданность русской поэзии».
Татьяна Никитина в фильме «Али-Баба и сорок разбойников»
Татьяна Хашимовна одновременно с работой в дуэте Никитиных занималась административной деятельностью. В 1990 году назначена заведующей отделом культуры Октябрьского райисполкома города Москвы, два года (1992-1994) работала замминистра культуры России.
Татьяна Никитина участвовала в документальных фильмах «Ты и я», «Я помню чудное мгновенье», «Времена не выбирают», «Живая история». Снялась артистка и в художественном кино: «Старый Новый год», «Али-Баба и сорок разбойников», «Поездки на старом автомобиле».
Как вызвать в ребенке желание заниматься
Методика Никитиных отвечает на важный вопрос всех родителей – как вызвать желание заниматься у ребенка?
Во-первых, следует вводить новые занятия, как только появляются для этого необходимые условия. Например, если обучать ребенка английскому языку с раннего возраста, то он будет знать его как родной. Родители должны поддерживать ребенка в его стремлении к познанию нового, хвалить, а также помогать в выполнении трудных задач.
Во-вторых, ребенку важно предоставить кроме детских игрушек предметы домашнего обихода, которые обычно используют взрослые. Никитины разрешали своим детям брать все за исключением чужих и ценных вещей
В качестве развивающих предметов можно использовать: часы с большим циферблатом, глобус, арифметические таблицы, весы, линейка, настенные карты.
Часто у детей не получается выполнить новые неизвестные для них действия и задания. Никитины рекомендуют не упрекать и не ругать детей, а успокоить, подбодрить и мотивировать на новые достижения.
Главные принципы
Свою позицию супруги объясняли так: их задача – воспитание не гениев, а самодостаточных и гармоничных личностей, для которых свойственны познавательное начало, живой интерес, стремление творить, наличие собственной позиции.
Методика Никитиных базируется на «трех китах» — основополагающих принципах.
- Для малышей необходимы особые условия, способствующие умственному и физическому развитию, поэтому родителям следует тщательно продумать дизайн детской комнаты: здесь должно быть уютно и комфортно. Чтобы ребенок обучался естественным образом, на стены можно повесить карточки с буквами, изображение карты мира, числовые таблицы.
- Задача родителя – предложить ребенку задачу, но не навязывать ни подход к ее решению, ни тем более правильный ответ. Главное – малыш должен проявить творчество, только в этом случае результат будет положительным. Упражнения Никитиных построены таким образом, что допустимы несколько возможностей решения.
- Ключевое значение в воспитательном процессе имеет тесное взаимодействие ребенка с родителями.
Опираясь на эти принципы и используя развивающие пособия супругов Никитиных, родители смогут помочь своим детям вырасти гармоничными и одаренными личностями, не испытывающими проблем в общении и социализации.
Как сложилась судьба семерых детей Никитиных
- Алексей, старший сын Бориса и Елены, живет в Лондоне и работает инженером. Женат, имеет двух детей.
- Второй сын Никитиных, Антон, стал химиком, занимал руководящую должность многие годы. Женат, вырастил двух детей, дедушка четырех внуков.
- Третий ребенок – Ольга. Закончила юридический факультет МГУ, работала юристом в крупных компаниях, многого добилась в карьере. У Ольга двое дочерей и трое внуков.
- Четвертая дочь, Анна, закончила медицинское училище и стала работать доулой. Многодетная мама и бабушка четырех внуков.
- Пятая дочь, Юлия, работала журналистом. Родила двух дочерей.
- Шестой ребенок, Иван, работал в сфере радио и телевещания. Стал многодетным отцом, воспитал с супругой пятеро детей.
- Младшая девочка Люба выучилась на библиотекаря. Три года проработала по специальности, а потом стала домохозяйкой. У Любы родилось 10 детей.
Некоторые из детей живут в коттеджах, недалеко от родительского дома. Большая семья регулярно собирается по праздникам, а также организует открытые мероприятия, посвященные инновационной методике воспитания Никитиных. Чтобы познакомиться с методом раннего развития, а также больше узнать про уникальную семью, можно зайти на сайт Никитиных. Кроме того, существует семейный бренд под названием «Ступеньки творчества».
Интересно: Отец пошёл работать таксистом, чтобы найти пропавшую дочь. И отыскал ее через 24 года. Видео.
Базовые принципы метода Никитиных
- Начало развития всех функций и способностей, начиная с эмбриона.
- Минимальное вмешательство в процесс беременности и родов:
- нет анестезии;
- нет перевязыванию пуповины до окончания пульсации;
- вскармливание с первых минут жизни и до появления первого зуба, нет стерильности с рождения;
- присутствие на родах отца;
- нет прививкам, закапываниям, смазываниям;
- свобода движений с первых минут.
- Естественная физкультура тела (минимум одежды, максимум доступа к природе).
- Спорт, физкультура, закаливание от рождения.
- Скромность в еде.
- Создание насыщенной развивающей среды от рождения.
- Помощь родителей как наставников и друзей.
- РИР — раннее интеллектуальное развитие.
- Уменьшение до минимума пребывания ребенка в школе.
- Вовлечение с малых лет в труд (уборка, стирка, огород, поход в магазин).
Книги (8)
Здоровое детство без лекарств и прививокРаздел: Здоровье
Уже доказано, что основы здоровья человека закладываются еще до его рождения. Как развивается плод, как ведет себя будущая мама, как ребенок появляется на свет — все это играет огромную роль в дальнейшей жизни человека.И именно здесь мы допускаем роковые ошибки, которые потом уже невозможно исправить.
Очень важен и первый год жизни малыша, важен и для его здоровья, и для развития его интеллекта.
Далее »
Интеллектуальные игрыРаздел: Интеллект
Эта книга около 20 лет издается в России и за рубежом, приобретая все большую популярность. Почему?
Потому что помогает родителям, бабушкам и дедушкам, воспитателям детских садов, школьным учителям и другим неравнодушным к нашему будущему решать одну из самых актуальных задач нашего времени: развивать творческие способности каждого ребенка до доступных ему высот.
А что, как не творчество, является источником жизненных сил Человека?! Конечно, этот процесс чрезвычайно многогранен, и одними играми здесь не обойтись.
Далее »
Мама и детский садРаздел: Мама и малыш
Книга написана в форме размышления автора о роли матери в семейном воспитании, о сотрудничестве семьи и детского сада, о путях совершенствования работы дошкольных учреждений. В книге широко использованы дневниковые записи Л.А. Никитиной.
Далее »
Мы и наши детиРаздел: Возрастная психология
Мать и отец семерых детей рассказывают об опыте физического, умственного и нравственного воспитания в своей семье. Этот опыт, очень многим казавшийся вначале необычным и рискованным, теперь получает широкое признание как у нас в стране, так и за рубежом.Он выдержал проверку временем и помогает молодым родителям организовать свою жизнь с детьми так, чтобы дети были здоровыми, умными, добрыми и чтобы сами папы и мамы почувствовали радость творчества в общении со своими детьми.
Далее »
Развивающие игрыРаздел: Возрастная психология
Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!
Далее »
Резервы здоровья наших детейРаздел: Возрастная психология
В этой книге раскрываются основные элементы системы закаливания супругов Никитиных
Далее »
Ступеньки творчества, или Развивающие игрыРаздел: Творческое мышление
Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной «умственной гимнастикой», методику их проведения и советы по изготовлению.
Для воспитателей детских садов, учителей начальной школы, родителей.
Далее »
Я учусь быть мамойРаздел: Мама и малыш
Семья Никитиных обросла легендами и ярлыками: «педагоги-новаторы», «авторы системы нетрадиционного воспитания», «родители-профессионалы».
Книга Л.А.Никитиной разрушает этот стереотип. Она — словно отчаянная попытка прорваться к живым людям и показать, что все мы — и «знаменитые», и «простые» — равны и интересны друг другу только «выделыванием себя в человека» (Достоевский). Именно этим, по мнению автора, мы и можем быть близки и нужны нашим детям.
Далее »
Интеллектуальные и психические способности ребенка
Борис Павлович выделял несколько составляющих успешного развития детских интеллектуальных и психических способностей:
- правильно подобранная методика;
- раннее начало занятий;
- наличие стимулирующих факторов;
- наличие подходящих для развития способностей условий;
- увлеченность процессом самого ребенка.
Он верил также, что можно совершенствовать не только мускулатуру, интеллект и органы чувств, но и развивать такие способности, как умение чувствовать, понимать другого человека, улавливать направление его мыслей и желания. Кроме того, Борис Павлович считал, что в ребенке можно развить даже «запредельные» возможности психики: ясновидение, телепатию, телекинез.
Система Никитиных развивает не только тело, но и душу
Методика раннего развития никитиных завоевала популярность даже в таких относительно враждебных к Советскому Союзу странах, как Германия и Япония. На Родине же количество ее поклонников возрастало с каждым годом, и в наше наполненное информацией время их не становится меньше.
Отношение к способностям детей
Есть 2 вида способностей По-Никитину:
- исполнительские — результат усвоения ранее познанного;
- творческие — результат самопознания и саморешения возникших проблем.
Современная официальная педагогика развивает лишь исполнительские способности, а Никитин стремился развить творческие, путем создания спецусловий:
- Все здоровые дети обладают высокими способностями во всех направлениях.
- Эти способности реализуются, если заранее создана развивающая среда (часть ее — развивающие игры), и взрослые интересуются достижениями ребенка.
- При отсутствии развивающей среды у ребенка угасают. Возможности эффективного развития способностей.
- Чем старше ребенок, тем труднее развить способности, вплоть до полной их утраты.
Меру развития способностей ребенка требовалось как-то оценивать, и Никитин выработал на это свои критерии:
- Тестирование физического развития — индексы справедливости, в которых учтены результаты развития, соотнесенные с весом и ростом ребенка (до сих пор не признаны).
- Тестирование умственного развития, основанное на оценивании скорости протекания умственных процессов по Айнзенку и продуктивности умственной деятельности по Косу.
Эффективное развитие способностей ребенка возможно только через игру. Борис Павлович создал для своих детей массу игр, которые впоследствии стали базой его системы.
Несколько слов о Никитиных
Семья Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных привлекла к себе внимание общественности более полувека тому назад. В 1962 году в прессе появилась первая публикация о семье педагогов-новаторов из поселка Болшево (Подмосковье), дети которых бегают по снегу босиком и демонстрируют невероятные физические и интеллектуальные способности (к 3-4 годам все дети Никитиных уже осваивали азы математики и чтения).. Позднее методикой воспитания советских педагогов заинтересовались не только отечественные специалисты, но и их коллеги из Германии (ФРГ), Японии и других стран
Нестандартный образ жизни многодетной семьи (у Никитиных было 7 детей) обычных советских педагогов, а также их книги и удивительная стойкость в отстаивании своих методов воспитания вызывали неоднозначную реакцию – «официальная» медицина и педагогика относилась к методике Никитиных крайне негативно, а вот прогрессивно настроенные молодые родители активно перенимали практический опыт педагогов-новаторов.
Позднее методикой воспитания советских педагогов заинтересовались не только отечественные специалисты, но и их коллеги из Германии (ФРГ), Японии и других стран. Нестандартный образ жизни многодетной семьи (у Никитиных было 7 детей) обычных советских педагогов, а также их книги и удивительная стойкость в отстаивании своих методов воспитания вызывали неоднозначную реакцию – «официальная» медицина и педагогика относилась к методике Никитиных крайне негативно, а вот прогрессивно настроенные молодые родители активно перенимали практический опыт педагогов-новаторов.
Противостояние, возникшее между традиционной педагогикой и методикой Никитиных, повлекшее за собой ряд исследований, привело к небывалой популярности новаторского метода Никитиных в частности, и раннего развития детей в целом. К началу 80-х годов о семье Никитиных знала вся страна, а их методы воспитания стали основой российской родительской педагогики, которая применяется и по сей день.
Ступеньки творчества
Некоторые родители, обращаясь к методике Никитиных, видят ее лишь частично. Они не вникают в философию воспитания, и только используют разработанные ими упражнения из книги «Ступеньки творчества».
Подробнее с ними вы можете ознакомиться в пособии Никитиных — «Ступеньки творчества», а также на сайте игр Никитиных.
Эти игры имеют ряд особенностей:
- Задачи даются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.
- Задачи расположены в порядке возрастания сложности «от простого к сложному». От двух-трех лет до взрослого уровня.
- Постепенное возрастание сложности позволяет ребенку идти вперед самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в то время как при традиционном обучении решение дается взрослым. Однако для начала и усвоения игры, ребенку потребуется взрослый.
- Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Так ребенок учится искать решение самостоятельно.
- Нельзя требовать, чтобы ребенок с первой попытки решал задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
- Решение задачи предстает перед ребенком в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
Некоторые из Никитинских игр напоминают блоки Ф. Фребеля (создателя первого в мире детского сада). Классические наборы блоков Фребеля составляют куб и должны складываться в кубическую деревянную коробку, как и у Никитиных.
Акела не промахнулся
Неожиданностью новое назначение 40-летнего Глеба Никитина не стало. О том, что молодой «технократ в кубе» заменит в Нижегородской области стареющего Акелу еще лужковской команды – Валерия Шанцева – СМИ сообщали еще до официального объявления об отставке. И в определении главного претендента на пост не ошиблись.
В окружении мастодонта российской политики надеялись, что Шанцеву, которому исполнилось 70 лет, дадут «довести» регион до Чемпионата мира и тогда уже проводят с почетом. Однако до пенсии он не дотянул, став одной из звезд в «губернаторопаде» осени 2017 года.
Причинами его отставки политологи называли конфликты в региональных элитах и возраст. Последнее, впрочем, категорически отверг «заклятый друг» Шанцева, экс-глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин (сейчас в отношении него возбуждено уголовное дело, он находится под арестом). С губернатором они не ладили никогда и «бодались» увлеченно, но тут даже он возмутился – мол, в регионе назначение вызвало критику, и нечего пенять на возраст – в 2014 году, когда Шанцева избирали на новый срок (он набрал 86,93 процента голосов), все знали, что он «в прекрасной форме и совершенно здоров»!
…Почему-то в российской политике такой аргумент, как возраст и состояние здоровья, часто считается недостаточным для ухода от активной трудовой деятельности (если, конечно, ты не Ельцин). Вот и в отставке Шанцева мгновенно начали искать «двойное дно». Между тем, через два месяца после победных выборов 2014 года у Шанцева умерла жена, Татьяна Владимировна. Один этот факт мог отрицательно сказаться и на форме бывшего губернатора Нижегородской области, и на его здоровье.
Валерий Шанцев написал заявление об отставке по собственному желанию 26 сентября 2017 года. В тот же день президент наградил его орденом «За заслуги перед отечеством» II степени, отметив «большой вклад в социально-экономическое развитие области и многолетнюю добросовестную работу».
Экс-губернатор вошел в состав совета директоров московского «Динамо» (в 1991 году Шанцев стал коммерческим директором клуба и продолжал курировать его в бытность вице-мэром Москвы). В 2018 году он стал гендиректором клуба, а спустя год покинул должность.
9 сентября 2018 года состоялись выборы губернатора Нижегородской области. Глеб Никитин набрал почти 68 процентов голосов избирателей и избавился от приставки врио.
Идеолог проектного подхода
В 2012 году Никитина прочили в руководители Росимущества. Временно исполняющим обязанности он пробыл восемь месяцев. В числе его обязанностей было курирование взаимодействия агентства с Минпромторгом. Туда он в итоге и ушел – заместителем министра, а через год стал первым заместителем федерального министра промышленности и торговли.
После ухода из ведомства коллеги назвали его одним из крупнейших российских экспертов по вопросам корпоративного управления, представления интересов государства в акционерных обществах и формирования кадровых резервов, а также в промышленной политике. Именно он стал инициатором создания Фонда развитяи промышленности и СПИК – специального инвестиционного контракта для отдельных отраслей. При его участии разрабатывались и принимались законы «О промышленной политике в Российской Федерации» и «О стандартизации в Российской Федерации».
Наконец, именно Глеб Никитин стал лидером и идеологом внедрения сверхмодного сейчас проектного подхода. При нем в минпромторге создали департамент стратегического развития и проектного управления, а также автоматизированные системы по поддержке процесса управления – ИНКОР и АИС ПУ.
В 2017 году свои посты потеряли главы 20 регионов. В 13 из них «стариков» сменили люди, возраст которых не превышал 50 лет. Политологи тут же окрестили новых руководителей молодыми технократами. Но Никитин выделяется даже на общем фоне.
«Сложи узор»
Этот игровой набор пользуется заслуженной популярностью. Состоит он из 16 кубиков одинакового размера, грани которых выкрашены в четыре различных цвета. Есть грани однотонные, двухцветных в двух вариациях (фрагменты различного окраса размещены диагонально или по прямой линии), 3- и 4-цветные. Задача ребенка – сложить из них узор, при этом на начальном этапе можно использовать готовые варианты из книжки-инструкции, а после – проявлять фантазию, самостоятельно придумывать всевозможные комбинации. Лучший возраст для выполнения упражнений с узорами – от 4 до 8 лет.
Борис Павлович Никитин предлагал идти путем «от простого к сложному» и использовать следующие виды и формы работы:
- У малышей в возрасте 1,5-2 лет лучше всего получается подражать, поэтому взрослый может показать пример – сложить из кубиков «дорожку», башенку, поезд или другую простую фигуру.
- В 2-4 года можно смело приступать к работе с цветами, предложив ребенку повторить заранее придуманный родителем гармоничный узор, это может быть как «дорожка», так и «квадрат». С каждым занятием сами узоры должны становится сложнее.
- Усложненный вариант игры – сложить узор по готовой иллюстрации, но менять цвета (например, на карточке рисунок сине-белый, а ребенку надо сложить красно-желтый).
- Как только ребенок без проблем начнет собирать такие сложные вариации, как «пила», «фонарик», «горки», следует предложить ему срисовать получившийся узор с кубиков на листок бумаги в клетку.
- Наконец, наиболее сложная форма работы – придумать узор, разложив кубики в необходимом порядке, перерисовать его и закрасить.
Игра «Сложи узор» интересна детям, помогает развить в них интеллект, способность к анализу и синтезу, умение мыслить логически, комбинировать цвета и формы.
«Сложи квадрат»
Дидактический материал имеет три уровня сложности, представляет собой набор из 12 квадратов, каждый из которых окрашен в собственный цвет и причудливым образом разрезан на части. Задача ребенка проста – собрать целый квадрат, от него потребуется выбрать «кусочки» необходимого цвета и сложить из них правильную фигуру. Начинать работу с самым простым вариантом головоломки «Сложи квадрат» можно с двух лет.
Набор «Дроби»
Сделать его можно своими руками, используя плотный картон или фанеру, или приобрести готовый вариант.
«Дроби» представляет собой 12 кругов, окрашенных в различные цвета:
- целые круги;
- разделенные на сегменты – «дольки».
В зависимости от возраста и способностей можно предложить ребенку несколько вариантов игры с набором «Дроби»:
- разложить кусочки по цветам;
- составить из них круг, составить круг из деталей различных цветов;
- разложить в ряд детали от меньшей к большей;
- разместить фрагменты от большего к меньшему, разместить их стопкой.
Набор помогает не только развить мышление и сообразительность, но и получить первые знания о дробях, что, несомненно, поможет в процессе обучения – ведь, как отмечают педагоги, тема дробных чисел чаще всего дается неподготовленным детям с трудом. Заниматься с набором лучше всего в возрасте от 3 до 7 лет.
Методика раннего развития детей, созданная супругами Никитиными, позволяет не только подготовить малыша к школе и в ненавязчивой легкой форме пояснить ему то, что потом будут требовать учителя, но и научить ребенка самостоятельности, развить стремление решать задачи, полагаясь только на себя, на собственный интеллект.
Посмотрите небольшой видеоролик о семье Никитиных и их методике воспитания детей:
Конечно, были и ошибки. О них рассказывали сами Никитины. Первой ошибкой была открытость. Семья буквально жила под стеклом. И каждый мог посмотреть, понаблюдать и осудить. Взрослые дети тоже говорили, что эта открытость их угнетала, не давала ощущать себя защищенными. Ведь о них говорили все: соседи, учителя, одноклассники, телевизионщики, врачи. Все обсуждали происходящее в их семье.Лена Никитина со своими детьмиВторая ошибка, по мнению Никитиных – это скопление всех детей в доме. Ведь в детский сад они не ходили. В школе были самыми маленькими в тех классах, где учились. Найти общие интересы с одноклассниками, которые на год или два старше, было сложно. Из-за «перепрыгивания» через класс детям приходилось снова адаптироваться в новом коллективе.
Борис Никитин со своими детьмиИ еще немаловажный момент, который Никитины считают ошибкой. Общество оторвало супругов от их детей. Никитиным постоянно приходилось ездить по стране и выступать с лекциями. Они много писали книг. Соответственно внимания уделялось больше общественности, а не своим детям. Но, в семье всегда царила атмосфера любви. Позже, эту атмосферу каждый ребёнок перенёс и в свою собственную семью.
Лена Никитина с дочерьюПолучив многие знания и навыки, дети начали жить в иллюзии, что и во взрослой жизни всё будет легко. Но став взрослыми, им приходилось прикладывать гораздо больше усилий, чтобы чего-то добиться. Но, все дети утверждают, что только детская привычка, искать нестандартные способы решения проблем, помогли им стать профессионалами в своём деле.
Семья НикитиныхВсе семь детей Никитиных нашли своё место в жизни. Все они выросли творческими и интеллигентными людьми. Их семьи поддерживают дружеские отношения. Всегда с большой признательностью и теплотой вспоминают родителей.
Семья НикитиныхПолученный опыт от родителей, они также применили и по отношению к своим детям. Вот только не открывали свой дом для журналистов и просто любопытных. Все книги своих родителей они периодически переиздают и выпускают развивающие игры.
Обложка книги семьи Никитиных – «Мы и наши дети»У всех детей есть свои семьи. Пять детей из семи закончили высшие учебные заведения. Четыре семьи живут не очень далеко от дома родителей в своих коттеджах. У семейства Никитиных есть свой сайт, где находится много информации, книг и фильмов об их жизни. У Бориса и Лены растут сегодня 27 внуков.
Семья НикитиныхБольше шестидесяти лет прошло с той поры. Эффективны ли были методы педагогов-новаторов? Глядя на детей, можно сказать, что эффективны. И пусть дети не применили в своих семьях все методы родителей. Но, всегда поддерживали своих детей, никогда их не опекали и не подавляли самостоятельность.
Борис и Елена Никитины
Минусы никитинской системы воспитания
Следуя всем вышеуказанным правилам, ребенок вырастет самостоятельным, хорошо физически развитым. Полученные знания до 3 лет помогут в дальнейшем легче усвоить точные науки. Несмотря на все эти преимущества, никитинская система воспитания все же имеет минусы:
- ребенок развивается однобоко. Нужно к процессу воспитания подключать и других специалистов;
- малыш плохо развивается в эмоциональном плане, так как уже с малого возраста от него требуется самостоятельность, сосредоточенность. А это большая нагрузка на ребенка;
- такая система развития не предполагает использование игровых моментов в воспитании, а значит, ребенок попросту не будет уметь играть.