Стокер \ порочные игры

Символ 3: Статуи и камни

В начале фильма девушка сидит в той же позе, что статуя. Режиссер как бы говорит: «Индия пока не живет. Она словно застыла в своем развитии. Как статуя».

Однако в следующий момент нам показывают, как героиня протыкает палец на ноге, и из него вытекает жидкость. И мы понимаем: все таки Индия отличается от статуи. В ней есть «жизнь», которой только суждено открыться по ходу фильма.

Также в кадре постоянно появляются круглые камни. Герои то и дело передвигают их с места на место. А в одном из моментов нам показывают, как точно так же жук-навозник катит комок земли. Возможно, это намек на близкую связь героев с землей и природой. Близость к инстинктам.

Основная идея фильма

В «Порочных играх» раскрывается глубокий смысл о назначении каждого человека. Сценарист старается, и весьма успешно, раскрыть тему таланта, дара, которые даются каждому из нас свыше. Следующие мысли возникают после просмотра картины:

найти свое предназначение – наиважнейшая цель человека, и нашедший свое предназначение становится в гораздо большей степени счастливым и наполненным;
гении, которые нашли себя в жизни, отличаются способностью радоваться жизни и даже ее временным невзгодам. Только серость и посредственность ноет, находя все больше причин для собственной депрессии;
ощущение избранности переживается всеми по-разному

И важно вместе с такой осознанностью не испугаться, а в еще большей степени учиться наслаждаться жизнью!

Превосходная игра талантливейших актеров, продуманность каждой детали сценария и мысли, от которых захватывает дух у зрителя, – именно таков итог просмотра картины «Порочные игры». Задумавшись о таких вещах, зритель сможет по-новому пересмотреть собственную жизнь и последствия сделанных шагов, осознать себя и свои ориентиры и цели.

Символ 1: Желтый цвет и золото

Интересный момент: яйца на тарелке разложены так же, как потом будут разложены ботинки на кровати вокруг Индии.

«Желтые подсказки» буквально пронизывают кинокартину:

Когда Чарли появляется впервые, кто-то из гостей вскользь произносит: «Он путешествовал. Наверное, искал золото в Индии». Это намек на главную героиню. Чарли приехал «отыскать золото» — раскрыть истинную натуру своей племянницы.
В начале фильма Индия сидит за столом и счищает скорлупу с куриных яиц

Обратите внимание на желток — сердцевину. Индия как бы «счищает скорлупу» с себя, добираясь до самой своей сути

Что интересно, яйца будут появляться на протяжении всего начала фильма. Например, как декор на полках или кресло (обратите на это внимание, если будете смотреть фильм повторно). Вероятно, они символизируют еще не вылупившегося птенца, период незрелости. Также во многих культурах яйцо — символ жизни и мироздания.
Карандаш, которым героиня ранит одноклассника — желтого цвета. Он оказывается в крови. Это намек на истинную натуру девушки. Кстати, позже она счищает с карандаша лишнее, точно так же, как счищала скорлупу с яиц в начале фильма.
Зонт, который Чарли предлагает Индии взять с собой, тоже желтый. Кстати, зонт часто выступает символом защиты. Девушка отказывается принять зонт, потому что сначала отвергала свою натуру и поддержку дяди.
Когда Чарли и Индия закапывают парня, Чарли передает ей желтую лопату и девушка начинает закапывать тело сама. Вместе с лопатой она как бы «принимает» гены дяди. «У нас с тобой одна природа» — говорит эта сцена.
Паук, который забирается по ноге девушки, тоже желтый.

Коробки с ботинками перевязаны желтой лентой. И ключ от ящика с дядиными письмами тоже висит на желтом шнурке. И да, линии на дороге тоже желтые.

Индия переходит желтую полосу. На одной стороне — полицейская машина (символ контроля, социума). На второй — поле (природа, свобода). Переходя полосу, Индия идет в сторону свободы.

То есть это — символ истинной натуры Индии. Часто в фильме этот цвет показывают рядом с красным (цветом крови).

Саундтрек[править | править код]

Название Исполнитель Длительность
1. «I’m Not Formed By Things That Are of Myself Alone (dialogue)» Миа Васиковска 1:08
2. «Becomes the Color» Эмили Уэллс 4:43
3. «Happy Birthday (A Death in the Family)» Клинт Мэнселл 1:25
4. «Uncle Charlie» Клинт Мэнселл 3:39
5. «A Whistling Tune from a Lonely Man» Хадсон Тэймс 0:39
6. «The Hunter and the Game» Клинт Мэнселл 3:51
7. «Blossoming…» Клинт Мэнселл 2:24
8. «Summer Wine» Нэнси Синатра и Ли Хезлвуд 3:38
9. «A Family Affair» Клинт Мэнселл 2:57
10. «Becoming…» Клинт Мэнселл 5:30
11. «Duet» Филип Гласс 2:46
12. «Crawford Institute (Family Secrets)» Клинт Мэнселл 4:55
13. «Stride la Vampa (From Il Trovatore)» Виорика Кортес 2:45
14. «The Hunter Plays the Game» Клинт Мэнселл 3:20
15. «In Full Bloom» Клинт Мэнселл 2:34
16. «The Hunter Becomes the Game» Клинт Мэнселл 2:39
17. «We Are Not Responsible for Who We Come to Be (Free)» Клинт Мэнселл 2:47
18. «If I Ever Had a Heart» Эмили Уэллс и Клинт Мэнселл 2:08

Почему «Порочные игры» — плохое название

Почему в оригинале фильм назвали «Стокер»? Потому что Стокер — это семья, нечто «объединяющее» и «единое». Точно так же как едина триада «подсознание-сознание-социальное», так же едина и семья Стокер. Таким образом, семейство Стокер — метафора на личность любого человека. Или на психику.

Немного о семейных связях в фильме:

  • Сознание и подсознание — два брата, которые неразлучны и всегда вместе. Один брат почти всегда на виду и проявляется постоянно (успешный и социально активный Ричард). Другой — скрыт от глаз и дает о себе знать лишь косвенно («прячущийся» в психиатрической лечебнице Чарли). Однако иногда бессознательное берет бразды правления и проявляет себя во всей красе. И тогда сознание уже не в силах ему противостоять (освободившийся Чарли, убивший Ричарда).
  • Социальные роли — вечные спутники сознания (поэтому Айви — жена Ричарда). Именно благодаря социальным ролям мы проявляем себя в обществе. И контролируем эти социальные роли сознательно.
  • Личность, цельная психика (Индия) — продукт взаимодействия этих трех составляющих. Их «порождение», дочь/племянница.

Обратите внимание: психиатрическая лечебница, в которой жил дядя Чарли до «освобождения», принадлежит семье Стокеров. Это тоже не случайность

Казалось бы, что мешало режиссеру сделать больницу государственной, например? Но нет. Он делает ее собственностью семьи. Мы часто сравниваем бессознательное с «задворками» психики. Вот и здесь психбольница — «задворки» семьи Стокер.

Почему Индия оставила мать в живых

И почему убила дядю. Возможные причины:

  1. На бытовом уровне. Она отомстила Чарли за отца, которого очень любила. А поскольку мать ничего плохого ей не сделала, то и убивать ее незачем.
  2. На психологическом. Она приняла свою природу и Чарли ей больше не нужен. Он выполнил свою роль «трамплина». И теперь она стала полноценной Личностью.
  3. На «психическом». Убив «дикого» дядю, Индия частично усмирила и свою «дикость». Приняла свою природу и взяла ее в рамки, стала более сознательной. Теперь она будет маскировать свою натуру, стараясь соответствовать социальным нормам (поэтому мать жива). В конце мы видим, что она привела в гармонию все три грани (носит блузку матери, ремень отца и подаренные дядей туфли).

Подкрепим предположения кадрами. В этой сцене девушка одета так же, как мать. То есть, Индия начала принимать социальные игры, уподобившись матери. Это тоже часть взросления:

Индия надела сорочку, которую ей подарила Иви (Айви).

Отметим, именно главная героиня расчесывает волосы своей матери, а не наоборот. То есть контроль принадлежит Индии. Смысл сцены: личность (психика) начала принимать социум и управлять своими социальными ролями.

О чем картина «Порочные игры»

Стандартный на первый взгляд триллер «заиграл» новыми красками и нюансами благодаря актерскому мастерству и глубокому философскому смыслу картины

Американский сценарист сумел передать зрителю собственный взгляд и натолкнуть на раздумья, а моментально узнаваемая Николь Кидман и готически-восхитительная Мийя Васиковска обеспечивают постоянное внимание за действием и эстетическую составляющую для гурманов

В основе сюжета лежит описание жизни семьи после смерти ее главы. Уставшая от жизни и регулярных доз алкоголя увядающая красавица Николь Кидман пытается наверстать неотвратимо уходящую молодость, реагируя на появившегося в ее окружении симпатичного психопата-душегуба. Изредка прорывающиеся материнские чувства, легкая стервозность, неординарные выходки привыкшей к жизни в роскоши и довольстве дамы как нельзя лучше обыгрывают образ героини.

Однако наибольшее внимание уделено ее дочери, которую играет непревзойденная Мийя Васиковска. А появление на горизонте Мэттью Гуда с характерным британским шармом вносит необходимую нотку активности в застоявшуюся атмосферу, придавая картине динамичности

Герой Гуда весьма характерен, не переступая линию этики кровожадного душегуба и маньяка, он вполне может сойти за порядочного и даже образцового гражданина.

Дальнейшее развитие событий позволяет разобраться в особенностях предназначения каждого героя фильма, однако наибольшее внимание уделяется именно дочери Кидман, героине Васиковской

Развитие сюжетной линии

Итак, в семье появился новый и несколько опасный персонаж, основным предназначением которого является убийство. А находиться рядом с таким не только не уютно, но и по-настоящему опасно! Единственный выход для героя – найти родственную душу, которая будет полностью принимать его таким, какой он есть. Любящий, жизнерадостный и веселый, герой Гуда похож на крокодила или льва, который живет в семье: в любой момент может случиться несчастье и беда.

Героиня Васиковской становится тем самым родным и близким сердцем, которое так жаждет найти молодой маньяк. Интересен диалог, который происходит примерно в середине фильма. На предложение Гуда стать его другом юная девушка отвечает весьма тонко, что быть друзьями им вовсе не обязательно, поскольку ни априори родственники.

И действительно, понимание происходит на уровне душ. Однако принятие друг друга на первый и не слишком далекий взгляд может показаться эротичным. При более же детальном анализе ситуации становится понятно, что в связи дяди и юной племянницы низменным чувствам места не остается. Порочный интерес, вероятно, и имеет место в отношении дяди к героине Васиковской, но он ее вовсе не пугает. Даже наоборот: из крайне замкнутой девочки она превращается в наполненную энергией, веселую невероятной красоты девушку, которая наконец осознает свое предназначение, данное ей свыше.

Порочные игры

После просмотра «Стокера» в голове у меня вертится тёмный вихрь ассоциаций – в фильм заложено очень многое. В первую очередь – тонны различных отсылок, аллюзий, а также закрученная символика, опутавшая корнями весь сюжет. Фильм Пака Чхан Ука напоминает десятки других фильмов и книг, и в то же время ему сопутствует и подлинная оригинальность. Сценарист Уэнтворт Миллер не скрывал, что в первую очередь вдохновлялся классическим фильмом «Тень сомнения» Альфреда Хичкока, но у меня кино вызывало ассоциации с совершенно другими произведениями. Вспомнился шокирующий роман «Осиная фабрика» Иэна Бэнкса (16.02.1954 – 9.06.2013, валар моргулис) и не менее роскошная книга «Моя кузина Рэйчел» Дафны дю Морье. А из фильмов на ум приходит корейская «История двух сестёр» и её американский ремейк.

Впрочем не хочу никого загружать культурологическим багажом – у всех зрителей «Стокера» наверняка возникнут собственные ассоциации. Да, сюжет фильма сложно назвать оригинальным или закрученным, однако стоит лишь мельком взглянуть на то, сколь качественно «сшито» это кино, с каким изощренным мастерством оно поставлено, и любые претензии расплющатся под прессом достоинств.

«Стокер» – очень тёмный, мрачный и красивый фильм. Он рассказывает о том, как юная девушка идёт навстречу тьме, как расцветает зло и погибает мораль. Звучит пафосно, я знаю, но к фильму применимы лишь такие слова.

Главная героиня – восемнадцатилетняя Индия Стокер, которая в день своего совершеннолетия теряет любимого отца, зато вскоре встречает загадочного дядюшку Чарли, прилетевшего на похороны. Странноватый родственник моментально проникается симпатией к замкнутой девушке, и вскоре взаимоотношения дяди и племянницы приобретают зловещий и несколько извращенный характер.

Не поймите неправильно – подлинной загадки в сюжете «Стокера» нет, а общая линия повествования становится понятной уже на десятой минуте фильма – стоит только заглянуть в безумные глаза Мэттью Гуда, сыгравшего дядю Чарли. Драмы в фильме куда больше, чем триллера, но смотреть кино всё равно крайне интересно. Саспенс здесь не оглушает, а скорее обволакивает – как ночной туман обволакивает кладбище. Фильм завёрнут в тугой саван тревоги, дурных предчувствий и зловещих символов. «Стокер» вполне можно назвать артхаусным ужастиком, и он куда ближе к «Антихристу» фон Триера, чем к традиционному хоррору. Здесь пугают вещи вполне обыденные, неявные… Скрытые, а потому жуткие детали. Вроде Индии, которая сидя на уроке рисования перед вазой с цветами изображает на своей картине однообразный геометрический узор, покрывающий внутреннюю стенку вазы, вместо того, чтобы рисовать сами цветы. Ощущение, что с психикой девочки не всё в порядке, приходит сразу, причем без дешевых клише.

Возможно, в руках менее талантливого режиссера, сюжет «Стокера» растёкся бы в нечто бесформенное и невразумительное, но Пак Чхан Ук, к счастью, не ремесленник, а крупнейший мастер современного кино, подтверждающий этот статус каждым своим фильмов. Вспомним «Объединенную зону безопасности», вспомним шедевральный «Олдбой» и вообще – всю «трилогию о мести». Этот талантливый кореец, способный похвастаться ученой степенью по философии, каждый свой проект делает уникальным и необычным. «Стокер» – не исключение.

На самом деле рассказывать об этом фильме можно долго – и о запредельно красивых кадрах, поставленных с фотографической скрупулезностью, и о великолепной музыке, которую написал один из моих любимых голливудских композиторов – Клинт Мэнселл. И о мрачной, готической атмосфере. О дизайне костюмов и интерьеров. Обо всём

Фильм снят с вниманием к мелким деталям, его можно разглядывать, как картину. Очень сильно

Но прежде всего мы поговорим об актёрах и персонажах.

Символ 4: Одежда Индии

Ключ к фильму кроется в первых словах, которые произносит героиня:

«Я состою не только из самой себя. Я ношу ремень моего отца поверх блузки моей матери. И туфли моего дяди. Это я».

Итак, что же такое ремень? Это то, что «сдерживает». Точно так же, как наше сознание сдерживает наши «животные» импульсы, подсознание. Контроль себя. Не просто так ремень на Индии принадлежит ее отцу. Отец сдерживал ее хищническую натуру, обучая охоте. Он считал, что это перенаправит наклонности дочери в более безобидное русло.

Блузка — часть женского гардероба. Что-то нарядное и официальное. Социальная роль. Поэтому блузка героини досталась ей от матери. В фильме мать показана очень «светской», немного фальшивой. Блузка — олицетворение маски, которую Индия надевает для взаимодействия с социумом.

Ботинки — опора. То, на чем все держится. Подсознание. Поэтому ботинки дядины.

Итак: Ремень (папа Ричард) — сознание. Ботинки (дядя Чарли) — подсознание. Блузка (мама Айви) — социальное. Их ребенок Индия, который все это носит, — психика, цельная личность.

Обратим внимание: Чарли душит своих жертв ремнем. Это намек на то, что бессознательное взяло бразды правления и активно управляет сознанием