Оглавление
ЛОШАДИ, ОВЕЧКИ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ
Кроме построек, бутафории на съемочной площадке не так уж много. Почти все блюда на столе свежеприготовленные. За исключением запеченных поросят на свадьбе Марыси (Зоряна Марченко) и Степана (Вячеслав Дробинков) — их заранее сделали из папье-маше. Большую часть мебели изготовили под заказ, а потом старили. Пролетки, которых в сериале целых три, тоже специально создали для этого проекта. Часть реквизита откопали на блошиных рынках. В том числе антикварный саквояж XVIII века, который удалось приобрести почти даром — каких-то 600 руб. Зато на одежде сэкономить не удается. Учитывая сложный крой костюмов, особенно женских, их пошив стоит недешево. К тому же у каждого актера несколько смен нарядов — сериал длинный, снимается в полевых условиях, изнашивается все быстро. Раскошелиться продюсерам пришлось на восьмерых лошадей (аренда обошлась бы гораздо дороже — лошадки постоянно фигурируют в кадре) и стадо из 20 овечек. А вот коров брали у местного населения — так сказать, во временное пользование.
ПОКА СТАНИЦА СПИТ АКТЕРЫ: ПО КОМ ЗВОНИТ ПЛАСТИКОВЫЙ КОЛОКОЛ
Этот масштабный проект снимается на окраине села Нежиловичи, что в 70 км от Киева. Постановщикам сразу понравилась эта местность: пустырь с полуразрушенной фермой. Места много, строй — не хочу! Правда, сразу же нарисовалась одна проблема. Вернее, две: болото, на котором, собственно, расположен пустырь, и отсутствие зеленых насаждений. Но для киношников нет ничего невозможного. Болото осушили. Для этого выкопали несколько канав и по ним спустили воду. Территорию «озеленили»: пересадили деревья из соседнего леса. Пришлось нанимать специальную машину, которая безболезненно «выкорчевывает» их с корнями и землей. К счастью, вся растительность очень быстро прижилась на новом месте — как будто там и была. Ну а дальше — дело за малым. За полгода на месте пустыря на территории 3 га появилась настоящая станица — с мельницами, домами, церквями, и целый город с развитой инфраструктурой — магазинами, парикмахерскими, жилыми домами. Между прочим, церковь, в отличие от остальных объектов, довольно капитальная. Она проектировалась таким образом, чтобы после окончания съемок в ней можно было править службу. Правда, пластиковый колокол придется сменить на настоящий.
ПОКА СТАНИЦА СПИТ КАК СНИМАЛИ: НЕТ ДУША — НЕТ ОБЪЯТИЙ
Интересно, что на съемках «Пока станица спит» большая часть экстрима выпала на долю женщин. В первых сериях снимали сцену, когда, узнав о свадьбе любимого «брата», Алёна (Екатерина Олькина) решает утопиться. Этот эпизод режиссер Александр Мохов придумал на ходу, увидев красивый заброшенный пруд в округе. — Честно говоря, я был уверен, что Катя откажется сниматься, ведь ей нужно было с головой уходить под застоявшуюся, пахнущую тиной воду, — рассказывает Мохов. — Но она уверенно согласилась! Под платье на нее надели гидрокостюм, так как снимали осенью, и я скомандовал: «Камера! Мотор!». — Было забавно, когда после всех необходимых дублей я вылезла из воды, больше напоминающей жижу, и увидела бегущего мне навстречу Александра Анатольевича, — добавляет Екатерина Олькина. — Но в нескольких шагах от меня он вдруг зажал пальцами нос: «Катя, давай-ка я в другой раз тебя обниму!». (Смеется.) В тот момент мне был жизненно необходим душ. В следующий раз актрисе «повезло» еще больше. Снималась одна из сцен, в которой бричка с героиней Олькиной несется во весь опор.- В качестве кучера сидел каскадер, это во многом и спасло ситуацию, -продолжает актриса. — Неожиданно на повороте колесо наехало на кочку. Лошадь испугалась и понесла. Я вылетела из брички и увидела, что повозка падает на меня. Все было как в замедленной съемке, в голове крутилась одна мысль: «Только нелицо! Только не лицо!». В итоге колесо брички придавило мне ногу, а сама она не накрыла меня с головой лишь потому, что каскадер успел подставить свое плечо, чем и спас от серьезных травм. От испуга и ушибов я кричала, как раненый зверь! Меня сразу же увезли на скорой.
С ХЛЫСТОМ И ШАШКОЙ
Исполнительнице роли Марыси пришлось учиться ездить верхом.- Когда актриса Зоряна Марченко только пришла на кастинг, я понял, что перед нами Марыся — красивая, дерзкая, своенравная, — рассказывает Александр Мохов. — Мне запомнились сцены, в которых Зоряна верхом на лошади уверенно сбивает хлыстом шапку с головы непокорного слуги. Я бы сам так не рискнул! Рисковать пришлось и другим актерам. Например, Анатолию Хостикоеву (Гаврил Петрович) запомнилась сцена, где он ставил себе на голову яблоко, которое сбивали шашкой. Жутковато. Но каскадеров привлекать не стали — прекрасно справились и без них.