Оглавление
Планета, на которой абсурдно понятие семьи
Ни одному из ныне живущих людей не доступна возможность абсолютного обнуления. Мы не можем просто стереть все, чем мы являемся, и начать жизнь заново, либо записать на освободившееся место какую-то другую личность. Все ситуации, в которых человек как будто потерял все связи со своей сущностью, кажутся таковыми только на первый взгляд. В действительности что-то, что увязывает его нынешнего с ним прошлым, все равно где-то остается. Вопрос лишь в том, насколько глубоко и далеко это что-то прячется, и насколько хорошо оно охраняется защитными механизмами.
Во время разговора с психиатром Прот излагает основы общественного уклада на Ка-Пэксе предельно правдоподобно
Роберт Портер изначально был человеком с далеко не самой счастливой судьбой, но у него хотя бы было что-то, ради чего стоило жить и бороться: семья. Как бы ни было сложно, как бы ни было страшно, он знал, что делает все ради семьи, и что даже в самый тяжелый день он может вернуться к жене и дочери, сделав этот день чуть более приятным. Но все это: смысл жизни, подушку безопасности, надежный тыл – у него варварски отняли. И не осталось ничего. В такой ситуации решение покончить с собой закономерно кажется Роберту единственным возможным выходом.
И он действительно это сделал: пускай его тело выжило, но от всего, что составляет его суть, Портер постарался всеми силами избавиться
В том числе, от привязанности к семье, от ее значимости и важности в жизни. Именно поэтому его утверждения о том, что на Ка-Пэксе нет семей, а детей воспитывает общество, можно считать подтверждением версии о душевной болезни
Из недосягаемой глубины история жизни Роберта Портера все же обусловила определенные нюансы создания Прота, поскольку иначе и быть не могло.
Капэксианин, знающий то, что недоступно жителям Земли
Появившийся на вокзале из ниоткуда и озадачивший немалое количество психиатров, Прот кажется на удивление здоровым и адекватным. То, что он говорит и делает, порой выглядит немного странно из-за уклона в якобы инопланетное происхождение, но не более того. В общем и целом Прот, возможно, даже более разумен, чем многие люди, живущие вне стен психиатрической клиники.
Прот появился на вокзале словно из потока света
Письмена на странном языке, поедание фруктов вместе со шкуркой, постоянная невозмутимость и непосредственность лишь подогревают интерес к Проту со стороны психиатра Марка Пауэлла. Странное двойственное впечатление подкрепляется успешной помощью, которую капэксианин оказывает другим пациентам клиники. При этом он вроде бы и не делает ничего особенного и странного: просто задает вопросы, которых раньше почему-то не задавали, и говорит о вещах, о которых раньше почему-то не говорили.
Прот исчезает на три дня, после чего невозмутимо появляется в саду и заявляет, что отлучался попутешествовать
Конечно, в наибольшей степени с толку сбивает предельно точный рассказ необычного пациента о расположении его родной планеты. Если все остальное, казалось бы, еще можно как-то выдумать, сыграть и сымитировать, то каким образом мужчина узнал о звездной системе, сама возможность существования планет в которой была открыта совсем недавно? Прота не знает никто из астрофизиков, согласившихся с ним побеседовать, и он уж точно не принимал участия в каких-либо научных исследованиях из этой области. Словом, по мере развития событий фильма сомневаться в «нездоровье» пациента начинает не только его психиатр, но и зрители.
Сюжет
Прот — человек-загадка. В один солнечный день он просто появился на вокзале — как будто возник из воздуха. У него не было документов, а на вопрос, откуда он, спокойно ответил, что прилетел с планеты Ка-Пэкс, вращающейся вокруг двойной звезды в созвездии Лиры. Разумеется, полиция не смогла такого стерпеть…
Марк Пауэлл — зав. отделом клинической психиатрии Психиатрического института Манхэттена. Именно к нему попадает Прот после того, как в течение месяца специалисты не смогли поставить ему диагноз. Марк успешно лечит своих пациентов. Для него работа в институте скорее рутина, поэтому на своего нового пациента он смотрит с профессиональной мягкостью психиатра: мало ли пришельцев среди больных.
Но скоро его новый пациент даёт повод изменить своё мнение. Прот доброжелателен и спокоен, всегда уверен в себе, как будто точно знает, что и почему делает. Он осознаёт, что его считают сумасшедшим, понимает, что Пауэлл — его лечащий врач. Он «позволяет» ему себя лечить. Более того, он оказывает заметное и очень позитивное влияние на состояние других пациентов, помогая некоторым из них выздороветь.
Вместе с тем, Прот спокойно и убеждённо продолжает утверждать, что он — капэксианин. Почему же он тогда так похож на человека? «А на кого же ещё мне быть похожим? Вы ведь тоже надеваете одежду, когда на улице идёт дождь. А я не могу жить на Земле в теле, которое дышит не кислородом». На любой вопрос Прот готов дать разумный и логичный ответ. Дело доходит до того, что Марк начинает сомневаться в своей компетентности. У психических болезней есть свои симптомы, но у Прота симптомов нет. Неужели он говорит правду?!
Марк впечатлён и обескуражен, ему нравится беседовать с Протом. Сам не замечая того, он привязывается к своему необыкновенному пациенту. Теперь даже в свободное время он стремится раскрыть его загадку. Прот демонстрирует недюжинные профессиональные познания в астрономии. Зять Марка, астрофизик, по просьбе шурина организует встречу Прота с несколькими именитыми учёными, которые оказываются поражены точностью его ответов, особенно расчётом физически абсолютно корректной траектории планеты Ка-Пэкс в его родной двойной системе, ведь сама возможность наличия там планет была совсем недавно открыта одним из них и эта информация ещё не была опубликована и известна буквально двум-трём астрономам во всём мире.
Тогда Марк решает собраться и методично изучить все, что известно о его пациенте. Применив метод глубокого гипноза, он находит некую зацепку: подавленные воспоминания, которые явно принадлежат человеку. В этих путаных обрывках удается найти лишь несколько указаний на прошлую жизнь Прота. Этого оказывается достаточно, чтобы установить настоящее имя Прота — Роберт Портер, бывший профессиональный забойщик скота в Нью-Мексико. Его судьба оказалась трагичной: освободившийся из тюрьмы бродяга Уолкер изнасиловал его жену и убил вместе с маленькой дочерью. Вернувшийся с работы Портер застал преступника в своем доме, свернул шею негодяю, после чего бросился в воды близлежащей реки, таким образом покончив с собой. Но тело Портера так и не было обнаружено, что позволило Марку считать Прота тем самым Портером.
В день 5-летия со дня трагедии Портера, 27 июля, «в 5:51 утра по восточному времени», Прот должен покинуть Землю, многие пациенты клиники хотят на Ка-Пэкс, но Прот может взять лишь одного человека. Он отбывает, оставляя своё тело в кататонии, а из клиники исчезает пациентка, из-за чего остальные думают, что именно она была выбрана и попала на Ка-Пэкс во плоти.
Описание фильма
Прот – человек, который утверждает, что прилетел на Землю со своей планеты Ка-Пэкс. Он становится пациентом Психиатрического института Манхэттена. Доктор Марк Пауэлл пытается вылечить Прота и избавить его от очевидных заблуждений, связанных с тем, откуда он родом. Тем не менее, пациент достаточно правдоподобно излагает всю информацию, связанную со своей жизнью. Медицинская экспертиза лишь подтверждает его рассказ. Также Пауэлл знакомит его с группой астрофизиков, которые становятся озадаченными, когда Прот показывает уровень знаний о своей звездной системе, неизвестные им до этого времени.
В психиатрическом отделении Прот взаимодействует с другими пациентами. Он помогает им преодолевать трудности и находит подход к каждому. Также он обещает взять одного из пациентов с собой на родную планету, куда в скором времени собирается отправиться. После такого заманчивого предложения все предлагают свою кандидатуру и просят Прота забрать их с собой.
Прот собирается покинуть Землю 27 июля. Пауэлл считает, что эта дата каким-то образом связана с прошлым Прота, вероятно, именно тогда он пережил тяжелую психологическую травму. Доктор решает воспользоваться регрессивным гипнозом, чтобы докопаться до истины. Используя информацию, полученную в ходе этих сессий, Пауэлл понимает, что Прот на самом деле является лишь альтер-эгом Роберта Портера, человека из Нью-Мексико, который пытался покончить жизнь самоубийством в 1996 году после того, как его жена и ребенок были убиты. Пауэлл пытается рассказать Проту правду, но тот все отрицает и лишь загадочно произносит, чтобы доктор позаботился о Роберте и нашел его.
27 июля все сотрудники больницы наблюдают за тем, что происходит в палате Прота. В решающий момент видеокамеры отключаются, а комнату освещает яркий свет. Пауэлл находит Портера, который лежит на полу в кататоническом ступоре. Остальные пациенты не узнают Роберта, когда того вывозят из комнаты. Позже они замечают, что одна из пациенток тоже исчезла. В последующем ее так и не нашли. Несмотря на все попытки реабилитировать Роберта, ничего в итоге не удается сделать. Пауэлл продолжает заботиться о Портере. Он рассказывает ему о том, как пациенты, которым он помог, снова живут нормальной жизнью, но Роберт не реагирует.
Забыть о трагедии, переписав себя начисто
Если вы не помните подробностей фильма, то стоит упомянуть, каким образом Марк Пауэлл докопался до наиболее вероятной личности капэксианина. Погрузив пациента в глубокий гипноз, он обнаружил явно человеческие воспоминания. Доктору удалось выяснить, что Прот, вероятнее всего, является Робертом Портером. У Роберта была жена и маленькая дочь. Однажды преступник, недавно освободившийся из тюрьмы, пробрался в дом Портеров и изнасиловал жену Роберта, после чего убил и ее, и дочку. Мужчина, оказавшийся дома вскоре после этого, успел схватить насильника и убить его, а затем покончил с собой, утопившись в реке.
Однако тело Роберта так и не было найдено, из-за чего Пауэлл сделал вполне логичное предположение о том, что Прот – и есть Портер. В связи с этой печальной историей особое значение приобретают слова инопланетянина о том, что на Ка-Пэксе, якобы, в принципе отсутствует институт семьи.
Так выглядит дом, в котором когда-то жило семейство Портеров
То, что люди способны не просто подавлять, но даже корректировать тяжелые воспоминания или полностью заменять их выдуманными образами, было доказано много лет назад. Тем не менее, глубокие психологические травмы и способы реакции человеческой психики на подобные происшествия всегда представляют собой открытую тему для изучения. Своеобразие каждого отдельного случая настолько велико, что, несмотря на наличие внушительной теоретической базы, всегда можно столкнуться с пациентом, буквально застающим тебя врасплох. Именно это и произошло с Марком Пауэллом.
Отличия от книги
- В фильме доктора зовут Марк Пауэлл. В книге его зовут так же, как и автора, Джин Брюэр.
- В фильме мы видим, что доктор женат вторым браком, у него молодая жена. В романе у него только одна супруга, с которой он учился вместе в одном классе.
- Действие фильма происходит в 2001 году, а в книге в 1990 году.
- В сюжете книги принимала участие молодая бойкая журналистка, с помощью которой доктор по крупицам восстанавливал биографию Роберта Портера. В фильме он все делает сам.
- В книге у доктора узнать историю Портера заняло гораздо больше времени, чем в кино, и поэтому он узнает её только после отбытия Прота, а не до, как в фильме.
- В книге присутствуют упоминания о матери Роберта Портера, которых нет в фильме.
- В романе Прот не встречался с учеными-астрономами, а общался с ними только через доктора.
- В книге у доктора не было конфликтных отношений ни с кем из своих детей, как в фильме.
Интересные факты
- Солнцезащитные очки Прота были позаимствованы у Боно, вокалиста U2.
- После финальных титров фильм ещё немного продолжается. Доктор Марк Пауэлл ночью у себя на лужайке перед домом смотрит через телескоп на звёзды и загадочно улыбается.
- На роль Прота изначально планировали взять Уилла Смита, а Кевину Спейси отдать роль доктора Пауэлла.
- По сценарию действие фильма происходит в Нью-Йорке, однако из окон кабинета доктора Пауэлла можно увидеть здание гостиницы Westin Bonaventure, которая находится в Лос-Анджелесе.
- Фотография Роберта Портера в ежегоднике — это настоящая фотография Кевина Спейси в ежегоднике Высшей школы Чэтсуорт 1977 года.
- Сцену, в которой Прот съедает банан со шкуркой, снимали 27 раз.
- На протяжении всего фильма почти во всех сценах можно увидеть блики света. Особенно часто в кабинете доктора Пауэлла при его разговоре с Протом.
- Джефф Бриджес играл инопланетянина в фильме «Человек со звезды». Человек со звезды так же, как и герой Кевина Спейси, обожал земную пищу, но предпочитал не фрукты, а пироги. А после инцидента с поливалкой Прот говорит о запахе яблочного пирога. Кстати этот фильм упоминается в самом романе Джина Брюэра «Планета Ка-Пэкс».
- Сюжет фильма напоминает сцены из рассказа Роберта Шекли «Прогулка» 1971 года, где доктор пытался убедить замаскированного под человека инопланетянина с Альдебарана в том, что он всё-таки человек (см. также «Прогулка» в Викицитатнике).
Но как же тогда исчезновение Бэсс?
Когда Прот погружается в кататонический ступор, из клиники пропадает Бэсс, которую капэксианин выбрал для того, чтобы она полетела вместе с ним на его родную планету. Конечно, если вам очень хочется верить, что мужчина действительно был инопланетянином, то вы можете использовать это в качестве доказательства своей версии восприятия фильма. Но, с другой стороны, не будет лишним отметить, что исчезнуть из клиники девушка могла и множеством других способов, из которых телепортация на другую планету – наименее вероятный.
«Отбытию» Прота предшествует праздник, на котором он выбирает того, кто отправится на Ка-Пэкс вместе с ним
Кроме того, «перелет» происходит 27-го июля, ровно через пять лет после того, как Роберт Портер потерял своих жену и дочь. Очевидно, что это не может быть просто совпадением. Пускай Прот и не помнит в подробностях, что случилось с Робертом Портером, не ассоциирует его историю жизни со своей, но он продолжает использовать сохранившиеся обрывки своих воспоминаний даже тогда, когда пытается поддерживать легенду о Ка-Пэксе. И безоговорочная вера в эту легенду со стороны других пациентов, то есть людей априори не слишком здравомыслящих, выступает в роли довольно иллюстративного подтверждения несостоятельности этой теории.
Пауэлл продолжает заботиться о Проте даже после того, как он исчезает: ведь капэксианин попросил его позаботиться о Роберте
Однако каждый волен видеть в этой картине именно то, что ему больше нравится. В любом случае, задуматься о реальности нереального и нереальности реального каждого зрителя она точно заставит.