Оглавление
Выдающийся Песняр
Работа была воплощением непрерывного творческого процесса: на репетициях с ансамблем и наедине, на сценических площадках и в студии, Владимир Георгиевич в любимом белом костюме, напоминающем шляхетскую одежду, его пассы понятные посвященным, увлеченные лица музыкантов…- царит магия музыки Мулявина «со товарищи». Любимому инструменту — гитаре, посвящены проникновенные строчки: «Я тебя никому не отдам, даже лучшему другу…», и слышится легкий полет вдохновения, полет, как итог кропотливого труда, когда возникали песни, которые парадоксально становились шедеврами или же, напротив, безжалостно отвергались. В традиции ансамбля была тяжелая, порой изнурительная работа. Это признают все, кто прошел «мулявинскую» школу, и, как выдающийся результат — феномен непреходящей популярности «Песняров». «Золотой диск» — почетный приз Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия», тоже яркое тому подтверждение, так как получить его могли только те исполнители, чьи тиражи пластинок достигали определенного рубежа (в каждой стране это зависело от числа населения). В 1982 г. впервые в СССР его обладателями стали «Песняры». Вероятно, при учреждения приза их успех был примером для советских артистов, который, при этом, установил высокую творческую планку, непреодолимую для конъюнктурщиков.
Неистощимую энергию лидера отметили на студии «Wisseloord» в Голландии, где «Песняры» в 1994 году записывали компакт-диск из 15 песен. Композитор и пианист Олег Молчан вспоминал, что на студии «Песняров» называли не иначе, как «эти … русские» (потому что из «бывшего» СССР), т. к. для записи было отведено всего четыре дня! Песня О. Молчана «Молитва» на стихи Янки Купалы стала визитной карточкой «Песняров» последних лет. Владимир Мулявин пел ее в костюме, напоминающем, и кольчугу воина, и власяницу святого. Сам Владимир Георгиевич, отвечая на вопрос «кого считать настоящими «песнярами», называл Леонида Тышко, Валерия Яшкина, Валерия Мулявина, Леонида Борткевича, Алек-сандра Демешко, Владимира Ткаченко, Игоря Паливоду, Анатолия Кашепарова, Валентина Бадьярова, Владимира Николаева, Олега Молчана, Виктора Молчанова, Юрия Денисова.
Владимиру Мулявину дарили свою любовь, находки и открытия художники и поэты, космонавты и дипломаты, — все слушатели на концерте с первых мгновений были очарованы его музыкой. А некоторые даже признаются, что свои самые романтические поступки, и не только в молодости, совершали под впечатлением от поэтических строк из песен Мулявина. Не случайно, многое из написанного Владимиром Георгиевичем посвящено любви человеческой, любви к питающей нас земле, любви, проникнутой страданием и юмором, высоким пафосом и любованием. Любовь — загадка и источник жизни, и за то, что Песняр своим творчеством приблизил к ее пониманию и утолил жаждущих, благодарные поклонники его таланта бережно хранят память о нем. И сейчас не покидают ощущения живительной силы от его песен и горечь безвременной утраты.
Благодаря своему многогранному таланту В. Г. Мулявин состоялся как музыкант, певец, композитор. Какие бы произведения не создавал он, они всегда были вызваны поиском формы и содержания, созвучных времени
Чутко улавливая вибрации жизни, Владимир Мулявин писал песни, которые сразу привлекали внимание, вызывали эмоции и мысли, не оставляя никого равнодушным. Это стало для его аудитории правилом при оценке работы
В 1963 г. уроженец Урала из Свердловска приехал в Минск, и как оказалось, навсегда. Владимир Мулявин благодарил Беларусь за то, что она тепло приняла и стала для него второй Родиной. Мы благодарны ему за творчество, посвященное Беларуси.
По распоряжению Президента Беларуси А. Г. Лукашенко в 2003 г. правительством были проведены меры по увековечению памяти народного артиста СССР и Беларуси В. Г. Мулявина.
Песня «Вологда»
Главные песни, которые принесли популярность солисту «Песняров» Анатолию Кашепарову, это «Я не могу иначе», «Вологда», «До третьих петухов». Причем большинство этих и других композиций не были написаны специально для ансамбля, а существовали много десятилетий, но именно в их исполнении зажили новой неординарной жизнью, стали настоящими хитами.
Например, именно в исполнении Анатолий Кашепарова «Вологда» стала популярной композицией, которая остается известной и любимой многими до сих пор. А ведь эта песня была создана еще в 1956 году. Музыку к ней написал Борис Мокроусов, а слова — Михаил Матусовский. Ранее ее исполняли Михаил Новожихин, Владимир Нечаев, Алексей Усманов, но именно в репертуаре «Песняров» у песни появилось второй дыхание. Правда, саму мелодию пришлось немного изменить, чтобы она больше походила на современную песню, отвечала запросам нынешней аудитории.
Кстати, в репертуаре группы она появилась совершенно случайно. Дело в том, что изначально «Песняры» исполняли исключительно белорусские песни, чем были недовольны в министерстве культуры. Их буквально обязывали включить в репертуар произведения и советских авторов. Когда коллектив обратился за помощью к Матусовскому, тому было некогда, поэтому он просто отдал им старую песню.
Вскоре ему перезвонили из ансамбля, попросив несколько изменить текст, чтобы осовременить его. В результате песня стала хитом, даже неофициальным гимном города Вологды.
Музыка
После победы творческое лицо ансамбля окончательно приобрело узнаваемые черты. Концертную программу стали составлять из народных песен, дополняя советской классикой. Это заодно решило актуальную для всех молодых групп проблему с текстами – «Песняры» могли обратиться к стихам Янки Купалы, Максима Танка, Петруся Бровки и других белорусских поэтов. Они теперь играли не только для молодежи: юные слушатели наслаждались рок-ритмами и оригинальными аранжировками, а их родители – родными, знакомыми с детства мелодиями.
Песня «Беловежская пуща» ВИА «Песняры»
После 1970 года ансамбль дает концерты по Союзу и за рубежом. «Песняры» стали первым советским музыкальным коллективом, который попал с гастролями в США.
В 1976 году ансамбль подготовил оперу-притчу «Песнь о доле». В основу легли стихи Янки Купалы. Это был первый на эстраде песенный спектакль, положенный на фольклорную основу, сделанный музыкантами самостоятельно от начала до конца. В его состав, кроме песен, вошли танцы и исполнение драматических ролей. Премьера спектакля состоялась в концертном зале «Россия».
Песня «Молодость моя, Белоруссия» ВИА «Песняры»
Второй работой «Песняров» в этом жанре стала поэма-легенда «Гусляр» авторства Игоря Лученка, написанная на основе стихов того же Купалы. Запись поэмы вошла в состав нового двухдискового альбома, выпущенного фирмой «Мелодия». Он подвел итог творческим поискам команды, объединив популярные в то время композиции. Всего в дискографии «Песняров» таких больших виниловых сборников было четыре.
Критика и публика приняли «Гусляра» сдержанно. Позже музыканты поняли, что нельзя писать фольклор «том за томом», и каждое новое произведение должно качественно отличаться от предыдущего. После этого команда отошла от серьезных форм и вернулась к эстрадным песням.
Песня «Александрина» ВИА «Песняры»
В 1977 году «Песняры» получили премию Ленинского комсомола. В 1979-м пяти музыкантам присвоили звание заслуженных артистов СССР, а руководителю Владимиру Мулявину дали звание народного артиста.
Мулявин никогда не предлагал музыкантам выписанные до последней ноты аранжировки, а давал только главное художественное направление песни, чтобы они могли проявить фантазию. Работа над новым произведением велась в «Песнярах» в дружеской обстановке сопричастности, каждый мог предложить оригинальный пассаж, новую ритмическую фигуру или правку в тексте.
Песня «Вологда» ВИА «Песняры»
С самого начала «Песняры» были профессиональными музыкантами и работали официально. Это накладывало на них обязанность сотрудничать с советскими композиторами и вписываться в строгие рамки. Несмотря на то, что многие вещи, родившиеся в таких условиях, оказались хитами, Владимир Мулявин относился к ним скептически. Он всей душой был за новизну, экспериментальное творчество, но многого в этом направлении позволить не мог. Официальный имидж «Песняров» как классического государственного ансамбля серьезно расходился с тем, к чему на самом деле стремились музыканты.
Первый состав группы
Армейская служба в Белорусском военном округе объединила музыкантов, увлеченных фольклорными напевами, в аккомпанирующую группу певицы Нелли Богуславской «Лявоны». Но спустя несколько месяцев, в 1969 году, коллектив добился статуса ВИА, несмотря на то, что гитарные ансамбли не приветствовали как негативное влияние Запада.
Мулявин с первым составом музыкантов
Новое название коллектива «Песняры», означавшее «сказители, собиратели народных песен», определило направление в творчестве, так как было отсылкой к белорусскому фольклору. Но современные обработки композиций формировали самобытный стиль коллектива. Неповторимое сочетание традиционных инструментов со звучанием лиры, цимбал, скрипки было непривычным и свежим на советской эстраде.
Владимир Мулявин
В первый состав ансамбля вошли музыканты: Леонид Тышко, Валерий Яшкин, Владислав Мисевич, Александр Демешко, Валерий Мулявин. Руководителем коллектива со времени создания группы был Владимир Мулявин.
Выступление на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1970 году принесло известность белорусскому коллективу. В Москву приехали более 500 музыкантов, представлявших 11 республик. «Песняры» заняли второе место (первое не присуждали), стали узнаваемы и желанны на всех концертных площадках.
Солисты Кашепаров и Борткевич
Приглашение в группу Леонида Борткевича, Анатолия Кашепарова способствовало еще большему успеху коллектива. Благодаря вокалистам «Веронику», «Белоруссию», «Вологду», «Березовый сок» распевала вся страна.
А вы знали, что…«Песняры» славились не только песнями, но постановкой музыкальных спектаклей на фольклорной основе, которые включали кроме напевов, танцы, драматические роли. Опера-притча «Песнь о доле», поэма-легенда «Гусляр» впечатляли новизной жанра, творческими поисками.
«Песняры» во время выступления
Ансамбль гастролировал по Советскому Союзу, за рубежом, стал первым коллективом в советские годы, попавшим с выступлениями в США. Успех группы на пике популярности связывают с золотым составом под руководством Мулявина, включавшим Кашепарова, Тышко, Борткевича, Демешко, Мисевича.
Состав «Песняров» на пике популярности ансамбля
Встреча с Мулявиным
При этом после окончания школы герой нашей статьи не решился сразу податься в творчество. Для начала он стал студентом политехнического института в Беларуси, сказалось влияние родителей. Но именно на базе этого учебного заведения был основан вокально-инструментальный ансамбль «Синие гитары», в котором он и дебютировал как певец.
Став главным вокалистом коллектива, Анатолий Кашепаров стал зарабатывать неплохие дополнительные деньги на выступлениях в ресторанах и гостиницах, особой популярностью пользовались его концерты в «Интуристе»
На одном из таких представлений на него обратил внимание Владимир Мулявин
На тот момент Мулявин уже был руководителем ВИА «Песняры». Это был известный в республике коллектив, который исполнял народные белорусские песни в современной оригинальной обработке. Услышав сильный и звучный голос героя статьи, руководитель знаменитого ансамбля сразу пригласил его на прослушивание, так как постоянно находился в поиске талантов.
В то время ВИА «Песняры» были только на заре своего успеха, но уже успели полюбиться многим зрителям. Ансамбль начал гастролировать, собирая полные залы в разных городах. В биографии Анатолия Кашепарова это знакомство стало знаковым, певец признается, что сильно волновался и боялся идти на прослушивание. Не спал всю ночь перед этим, в результате струсил, так и не пришел.
Но от Мулявина отделаться было не так-то просто. Через какое-то время тот снова встретил молодого исполнителя на очередном концерте, в этот раз еще более настойчиво стал уговаривать прийти на пробы. Оказалось, что Анатолий Ефимович Кашепаров волновался совершенно напрасно, так как прослушивание прошло замечательно, а герой нашей статьи на долгие годы стал ведущим солистом этой белорусской группы.
Прощание с коллективом
Карьера Кашепарова с «Песнярами» была тесно связана на протяжении 19 лет. Для музыканта это было удивительное время тяжелого и плодотворного труда, постоянных творческих поисков. При этом он понимал, что когда-нибудь это сотрудничество должно закончиться.
Серьезные перемены в коллективе наступили во времена перестройки. Популярность стали набирать другие коллективы, которые играли принципиально иную, новую, современную музыку.
Стремясь найти себя сразу в разных сферах, Кашепаров стремился получить специальное высшее образование. Он пытался совместить выступления на сцене с учебой одновременно в Белорусском политехническом институте, Московском институте культуры и ГИТИСе. В последнем вузе он получил диплом по специальности «Эстрадная режиссура».
В результате высокой загруженности ему пришлось все-таки оставить любимый ансамбль, чтобы посвятить себя учебе. При этом поначалу он около полугода выступал в другом коллективе, а затем эмигрировал в Америку.
Биография и творчество
Леонид Борткевич родился и вырос в Минске
Его воспитывала мама, которая первая обратила внимание на музыкальные способности сына. Мальчик отправился учиться играть на трубе, осваивать музыкальную грамоту, а заодно развивать вокальные способности в хоре
Он долгое время солировал в детском хоре при Дворце пионеров, активно участвовал в школьной художественной самодеятельности. Другим его увлечением было рисование. Он делал успехи и, как ему казалось, в этом направлении у него было больше шансов сделать карьеру.
Вместо музыкального училища, он поступил в архитектурный техникум. В качестве дипломного проекта Леонид решил воплотить в жизнь детскую мечту. Недалеко от его дома находился кинотеатр «Зорька». По выходным мама водила сына на очередной кинопоказ, но мальчик всегда оставался недовольным. Культурного отдыху мешали взрослые дяди и тети с высокими прическами, загораживающие экран. Тогда парень решил проектировать кинозал, в котором никто не будет никому мешать смотреть кино.
Интересный факт! Дипломная разработка фестивального кинотеатра была взята за идею создания центрального минского кинотеатра «Октябрь». Он находится в центре белорусской столицы, ежегодно он собирает участников фестиваля «Лiстапад».
Биография Леонида Борткевича так бы и осталась связанной с архитектурой, если бы не один случай. Занимаясь художественным творчеством, он не расставался с музыкой ни на минуту. Во время учебы в техникуме при его непосредственном участии был создан ансамбль «Золотые яблоки». Студенты давали концерты, участвовали в сборных программах. После получения дипломов коллектив не распался, а продолжал выступать на различных вечерах. На одном из таких мероприятий вокал Борткевича услышал Владимир Мулявин. На следующий день он позвонил в архитектурное бюро, где в то время работал Леонид. Услышав по телефону, кто его спрашивает, Борткевич подумал, что его просто разыгрывают и бросил трубку. Тогда Мулявин отправил ему официальное приглашение в филармонию.
Владимир Мулявин и Леонид Борткевич
Молодой вокалист пришел на прослушивание, спел несколько песен из своего репертуара. Его чистый сильный голос настолько вдохновил Мулявина, что он тут же предложил сотрудничество. Более того, всего за ночь Владимир Георгиевич написал для этого голоса песню «Александрина». После ее премьеры на творческом вечере поэта Петруся Бровки в Колонном зале Дома Союзов в Москве, коллектив отправился на гастроли по Дальнему Востоку.
Интересный факт! Гонорар за первый гастрольный тур составил 4 тысячи рублей за 3 месяца. Леонид, как проектировщик получал в бюро 120 руб. в месяц. Финансовая составляющая стала основной причиной перехода Борткевича из архитектуры в музыку.
Вокалист был официально включен в состав ВИА «Песняры» в 1970 году. Ансамбль много гастролировал по стране. Перед одним из концертов в Краснодаре 22-летнему Леониду повстречалась 18-летняя Ольга Шумакова. Парень влюбился и вскоре женился на девушке. Оказалось, что ради него она бросила мужа, которого недавно проводила в армию. Супруги прожили вместе 5 лет, затем развелись. Сын Алексей (1973 г.р.) остался с матерью. Борткевич обвинил Ольгу в измене и не смог ее простить. У нее действительно в то время начинались отношения с другим мужчиной, а у Леонида Леонидовича назревал роман с четырехкратной олимпийской чемпионкой по спортивной гимнастике Ольгой Корбут.
Свадебная фотография Корбут и Борткевича
Фильмография[править | править код]
- — Мировой парень — на начальных титрах звучит песня «Берёзовый сок» в исполнении «Песняров»
- 1972 — Следствие ведут Знатоки. Дело № 5. Динозавр (в одной из сцен по радио звучат две песни «Песняров» из их первого винилового альбома — «Беларусь» и «Александрына»)
- 1973 — Ну, погоди! (выпуск 6) (мультипликационный)
- — Улица без конца (в фильме звучат песни «Журавли» и «Улицы без конца» в исполнении коллектива)
- — Эта весёлая планета («Песняры» в эпизодической роли, поют песню «Наши любимые»)
- — По следам бременских музыкантов — инструментальное сопровождение песен «Мы к вам заехали на час» и «Баю-баюшки-баю»
- — Горя бояться — счастья не видать («Песняры» в эпизодической роли, поют финальную песню Р. Бёрнса «Старая дружба»)
- — Ясь и Янина («Песняры» исполняют главные роли, звучит много их песен)
- 1975 — Квака-задавака (советский музыкальный мультфильм о лягушонке, выпущенный киностудией Беларусьфильм; Звучат песни «Песняров»)
- — Воскресная ночь — звучит песня «Песняров» в исполнении В. Мулявина «В минуты музыки печальной»
- 1982 — Раскиданное гнездо — исполняют песни, солист — В. Г. Мулявин
- 2005 — Я помню… — звучит песня «Берёзовый сок» в исполнении «Песняров»
- 2008 — Гитлер капут! — звучит песня «Вологда»
- 2016 — Суперплохие (в фильме и финальных титрах звучит песня «Касіў Ясь канюшыну»)
- 2018 — Хрусталь — в одной из сцен играет «Спадчына» из второго альбома ансамбля
Группы «Песняры» больше нет…
После распада СССР государственный коллектив потерял поддержку государства, которого больше не существовало. По распоряжению белорусского министра культуры вместо Мулявина руководить группой «Песняры» стал Владислав Мисевич. Ходили слухи о том, что это произошло из-за увлечения Мулявина алкоголем.
Однако Владимир был оскорблён таким решением и собрал новый молодой коллектив под прежним брендом «Песняры». А старый состав взял себе название «Белорусские песняры». Смерть Владимира Мулявина в 2003 году стала тяжёлой потерей для коллектива. Место на его посту занял Леонид Борткевич.
В последующие годы появлялось много ансамблей-клонов, исполнявших знаменитые хиты группы «Песняры». Поэтому Министерство культуры Белоруссии пресекло этот беспредел присвоением бренду «Песняры» товарного знака.
Watch this video on YouTube
В 2009 году из всего прежнего состава группы живы были лишь трое участников: Борткевич, Мисевич и Тышко. В настоящее время четыре эстрадных коллектива имеют название «Песняры» и поют их песни.
Преданные поклонники признают только один из них — тот, которым руководит Леонид Борткевич. В 2017 году у этого ансамбля состоялся большой гастрольный тур в РФ, посвящённый 50-летию группы «Песняры». А в 2018 году был снят первый за всю историю ансамбля видеоклип, в основу которого положен «Полонез» Огинского.
ВИА Песняры: Биография группы
Коллектив нередко приглашали в различные телепрограммы и эстрадные «сборники», но о былой популярности, конечно, нет и речи. «Сейчас “Песняров”, по сути, нет…», — с горечью признаётся Леонид Борткевич.
В далёком 1963 году парень из уральского Свердловска (ныне Екатеринбург) Владимир Мулявин приехал в Белоруссию, ставшую для него второй родиной, и посвятил ей всё своё творчество. В 2003 году распоряжением Президента Белоруссии были проведены мероприятия по увековечиванию памяти известного музыканта.
Музыка
Судьбоносное значение для биографии Леонида Борткевича имела встреча с Владимиром Мулявиным, художественным руководителем ВИА «Песняры». Он предложил артисту сотрудничество. Уже через несколько дней Борткевич в составе коллектива выступал на концерте в Москве. Специально для него Мулявин написал песню «Александрина».
За первым совместным выступлением последовало следующее, а став постоянным солистом коллектива, певец уже не покидал его. Ансамбль побывал в большинстве городов Советского Союза и оказался востребованным у публики.
К 1976-му ВИА выпустил около 45 млн пластинок. Коллектив ездил за границу, и вместе с ним Леонид посетил музыкальную ярмарку в Каннах, побывал на гастролях в США. Объехав 15 штатов, «Песняры» организовали 145 концертов. Пресса называла их выступления «вторжением русского рока». Команде даже предлагали организовать мировое турне, но политика Советского Союза не предполагала таких путешествий. Группа неоднократно становилась обладателем разнообразных наград, а в 1979-м Борткевич получил звание заслуженного артиста БССР.
В 1980-м Леонид поступил в ГИТИС на факультет эстрадной режиссуры и стал учеником Иоакима Шароева. Совмещать запись альбомов и гастроли с обучением не получалось. Борткевич предпочел образование и покинул «Песняров». Некоторое время он был вокалистом ансамбля «Мальвы», а через 9 лет уехал с семьей в США.
Леонид Борткевич и Татьяна Родянко / Союзное Вече
Спустя 10 лет в эмиграции Леонид принимал в гостях Владимира Мулявина. Бывший коллега предложил артисту участие в «Золотом шлягере». Выступление спровоцировало кардинальные перемены. В 1999-м певец оставил семью и вернулся в ансамбль. Он вновь выступал с концертами и был востребован.
В 2003-м в результате ДТП погиб Мулявин. Леонид Леонидович думал, что ему доверят управление коллективом, но этот пост занял Валерий Сторожонок. Борткевич собрал свой коллектив, но он распался в 2008-м. В 2009-м были организованы новые «Песняры», в состав которых, кроме Борткевича, вошли Олег Молчан и Анатолий Кашепаров.
Продолжая пополнять дискографию группы, художественный руководитель старался сохранять творческую манеру, присущую Мулявину. В 2017-м ВИА «Песняры» отметил 50-летие.
В 2019-м группа выступала в Калининграде, Владивостоке, Воронеже и других городах России. Их гастрольный график был распланирован и на 2020-й, но пандемия коронавирусной инфекции помешала планам.
Заслуги
Первая награда музыканта — диплом II степени участника II фестиваля молодежи Уралмашзавода за 2-е место в конкурсе оркестровых коллективов, проходившем в 1957 году в родном Свердловске.
Затем было присвоение почетных званий «Заслуженный деятель культуры Польши» в 1980 г., «Народный артист СССР» 28 января 1991 г., высшие награды нашей страны — медаль и орден Франциска Скорины, награждение за выдающиеся заслуги в деле возрождения Отечества Международной федерацией по правам человека при ООН и ЮНЕСКО, Европейской ассоциацией научных институтов и Международным аттестационным советом орденом Крылатого Льва I степени в 1998 году. Данью новым традициям послужила закладка именной плиты-звезды в честь В. Мулявина и ансамбля «Песняры» 21 января 2001 года, что подтверждает сертификат № 45, выданный комитетом по культуре правительства Москвы. Церемония закончилась праздничным фейерверком в честь 60-летия народного артиста, а потом, как часто бывало, предстояла работа — грандиозный концерт в зале «Россия» вместе с оркестром М. Я. Финберга.
Детские годы
25 мая 1949 года – день рождения белорусского музыканта Леонида Леонидовича Борткевича. Он появился на свет в городе Минск. Отец мальчика – инвалид войны, не дожил до рождения сына всего два месяца и умер от полученных на фронте ран. Мать, убитая горем, родила ребенка недоношенным и очень слабым, но затем смогла выходить своего малыша – он быстро окреп и подрос.
Мама растила Леонида одна, трудилась «распредом» нарядов в кузнечном цехе Тракторного завода. Семья жила скромно: по воспоминаниям Борткевича, он порой лакомился сухарями, высушенными на батарее.
Прапрадед Леонида по линии отца был аристократического происхождения – польско-литовским князем. Предки матери в большинстве своем работали учителями. Мама воспитывала сына в строгих христианских традициях: по вероисповеданию он католик. В связи с этим в юности он испытывал трудности в общении со сверстниками, не желая употреблять в разговоре ненормативную лексику.
По словам Борткевича, в его роду все обладали музыкальными способностями. Параллельно с учебой в общеобразовательной школе, Леонид занимался в музыкальной школе по классу трубы. Он также солировал в хоре мальчиков при Минском дворце пионеров, а позднее – в хоре «Юность» при Минской государственной консерватории.
Леонид Борткевич в юности