Добро пожаловать или… извращенцам вход запрещен!

Как платили

Те, кто думает, что советские киноактрисы получали бешеные деньги за «обнаженку», глубоко ошибаются. При начислении гонораров бухгалтеры жестко руководствовались требованиями, изложенными в соответствующих инструкциях. В опубликованной в 1973 году книге (всего 3 тыс. экз.) «Кинопроизводство: Систематизированный сборник нормативных актов и ведомственных указаний» подробно расписывается порядок начисления оплаты актерам и помесячно, и по итогам съемки. Там они четко разделены по категориям (высшая, 1,2,3, вспомогательный состав) с указанием конкретных сумм. Ни о каком официальном денежном вознаграждении за «обнаженку» речь, даже, не шла. Актриса высшей или 1-ой категории могла получить за фильм 1-2 тысячи рублей. Кроме того, у постоянно работающих на различные киностудии были оклады в пределах 80-450 руб., зависимо от принадлежности к определенной категории.

Н. Варлей, например, за роль в «Кавказской пленнице» выплатили 1219 руб. 24 коп., а за день съемки она получала 13 рублей 50 коп. И это при том, что Наталья согласилась сниматься в купальнике и, даже, в сиреневых колготках (для 1967 года это уже считалось почти «обнаженкой»). Правда, год спустя С.Светличной за ее почти эпизодическую, но эротическую роль в «Бриллиантовой руке» заплатили уже 346 руб.

Как правило, в советские времена кинорежиссеры при материальном поощрении актрис за «обнаженку» использовали различные финансовые уловки, но деньги при этом были очень и очень небольшими. В ряде случаев, при отборе на роль актриса сразу же соглашалась на участие в эротических сценах.

Взгляд Чужого

Оборона кодекса Хейса окончательно пала к 1960-м, и даже такие классики, как Хичкок со своим «Психо», считали возможным вбивать последние гвозди в крышку этого гроба. Мэтр решается показать героиню Джанет Ли в нижнем белье, причем намеренно ставит зрителя в положение подглядывающего, словно требуя от него преодолеть себя и отбросить деликатность. И вот мы уже как бы изучаем лифчик одинокой путешественницы, подсматривая сквозь дырку в стене заодно с маньяком.

Взгляд вуайера, присущий самой природе кино, теперь легитимизирован. Еще более прямолинеен британский «Любопытный Том» Майкла Пауэлла (1961), где психопат с камерой снимает для нас целую галерею женщин в трусах, чулках и купальниках. В объективе они смотрятся как в перекрестье прицела.

За этими знаковыми картинами следует череда сплиттеров и слэшеров, фильмов о серийных убийцах, пригвождающих своих жертв одним лишь взглядом. Разумеется, на несчастных зачастую нет ничего, кроме белья. Таково и американо-английское «сексплуатационное» кино, и итальянское «джалло» вроде «Черных кружев» Марио Бавы.

Пока Запад раздевается тотально, несколько более либеральным становится отношение к телу и сопутствующим интимным предметам обихода и в Советском Союзе. К слову, купальные костюмы как таковые появятся в стране поздно: женщины до 1970-х годов делятся на консерваторок, которые плавают в платьях, и либералок, предпочитающих бельё. Похожим образом дела обстоят и в консервативных европейских странах вроде Италии.

Кадр из фильма «Здравствуй, это я!»

В своем дебюте «Здравствуй, это я!» (1965) рискнула обнажить грудь Маргарита Терехова. Ее героиня переодевается в ночную рубашку. Роль у Тарковского в «Зеркале» будет еще более откровенной по советским меркам, но подобные эксперименты — как и натуралистичные сцены в «Ивановом детстве» — авторы оправдывали перед цензурой «высокой» эстетикой. В конце концов, голую женщину как символ советское кино помнило еще по «Земле» Довженко.

Зато чистым вестернизированным хулиганством выглядит стриптиз в «Бриллиантовой руке» Леонида Гайдая, где Светлана Светличная соблазняет героя Никулина в бикини характерного фасона: ядовито-зеленые плавки и бюстгальтер, точно отсылающие к «дикарским» экзотическим нарядам раннего кино. В финале сцены лифчик просто лопается под взглядом ошарашенного Горбункова (и зрителя).

Олег Янковский

Янковский подарил отечественному кинематографу незабываемых персонажей, сыграв в лентах «Щит и меч», «Служили два товарища», «Звезда пленительного счастья», «Мой ласковый и нежный зверь», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнгхаузен», «Влюблен по собственному желанию» и многих-многих других. Он быстро завоевал любовь зрителей.

В 2008 году у Янковского выявили рак последней стадии. В конце января 2009 года актёр вылетел в немецкий Эссен для лечения у немецкого онколога профессора Мартина Шулера, специалиста по терапевтическим методам лечения рака. Лечение не помогло, и Янковский, прервав лечение, менее чем через три недели возвратился в Москву. В феврале актёр вернулся в театр и 10 апреля 2009 сыграл свой последний спектакль («Женитьба»).

В конце апреля состояние актёра ухудшилось, у него открылось внутреннее кровотечение, и он был опять доставлен в клинику. Утром 20 мая 2009 года Олег Янковский скончался в одной из московских клиник.

Людмила Гурченко

После фильма «Карнавальная ночь» молодая Людмила Гурченко с тонкой талией и огромными лукавыми глазами стала настоящей звездой. У нее были миллионы поклонников и еще десятки главных ролей. Популярность Гурченко была на пике до конца ее жизни.

14 февраля 2011 года Людмила Гурченко поскользнулась у своего дома и сломала бедро. Была госпитализирована, на следующий день ей сделали операцию. 7 марта актрису выписали, но уже 30-го числа ее состояние ухудшилось, произошла сердечная недостаточность. Прибывшая бригада скорой помощи не смогла её реанимировать, и в 19:28 была зафиксирована смерть актрисы.

Немой стриптиз

История нижнего белья переплетена с хронологией кинематографа хотя бы потому, что появились новое искусство и этот вид одежды примерно в одно время. Как раз после рождения синемы исподнее начинает становиться таким, каким мы его знаем. Это связано с глобальной эмансипацией, наступившей после Первой мировой, с феминизмом, с иным отношением человека к своему телу и одежде (комфорт превыше всего!). Кино фиксировало такую эволюцию и задавало тренды — либо, напротив, выступало рупором консервативных, «реакционных» взглядов.

Через год после премьеры братьев Люмьер Эжен Пиру и Альберт Киршнер снимают фильм «Мария отходит ко сну» (1897), который считается первой эротической лентой.

Артистка кабаре Луиза Вилли демонстрирует нам женское бельё позапрошлого века: после многочисленных юбок ей приходится снимать корсет, а под ним — длинная нижняя рубашка. Подобные фильмы Пиру и других пионеров кино получат название «парижский жанр». Разумеется, киноэротика вскоре расширила свою географию, и очень быстро распространилась уже откровенная порнография, но речь не о ней.

Кадр из фильма «Метрополис»

В самом начале XX века женское бельё видоизменяется. Изобретен бюстгальтер — эра стягивающих, громоздких корсетов осталась в прошлом. Женские панталоны постепенно укорачиваются вслед за платьями. Кинематограф, впрочем, не спешил запечатлеть подобные новшества по очевидным причинам: с распространением нового искусства ужесточилась цензура, парижский жанр перестал быть мейнстримом.

Новые скромные

Кстати, о страхе пениса: не столь интересное мужское белье тем временем также эволюционирует. Хлопчатобумажные белые боксеры (в СССР — черные сатиновые трусы), бывшие стандартом до 1960-х годов, не сменяют, но дополняют короткие полуобтягивающие трусы и «плавки», которые к тому же становятся разноцветными

Знаковое событие в мире нижнего белья не обошли вниманием создатели фильма «Назад в будущее» (1985). Оказавшись в 1950-х, герой едва не попадает в постель к своей молодой матери

А та шокирована его исподним невиданного фиолетового цвета и принимает надпись «Кельвин Кляйн» за имя молодого человека.

Елена Кондулайнен

Елену Кондулайнен первую из советских актрис прозвали секс-символом СССР. Так ее окрестили корреспонденты «Московского комсомольца». Слава обрушилась на актрису после выхода на экраны социально-психологической драмы Хусейна Эркенова «100 дней до приказа». В ней было несколько откровенных эротических сцен, которые вызвали грандиозный скандал. Но Кондулайнен это не смутило, и она еще чаще стала сниматься в откровенных сценах.

Сейчас Елене Кондулайнен 59 лет. Актриса замужем уже четвертый раз. В молодости она, помимо своих частых браков, вела достаточно вольный образ жизни. Не так давно, отдыхая со своим последним супругом на Мальдивах, Кондулайнен снлась практически обнаженной на фоне южного взморья.

Наталья Варлей

Слава пришла к актрисе уже после второй ее роли в фильме «Кавказская пленница».

В кино Наталья пришла из цирка. Училась она в цирковом училище, после которого работа в цирке на Цветном бульваре эквилибристкой. Будущая актриса участвовала в номере вместе с Леонидом Енгибаровым, известным в те времена клоуном. Первую роль в кинокартине «Формула любви» Наталье предложил Юнгвальд-Хилькевич, заметивший ее в цирке. После этого была звездная роль Нины, а затем Варлей сыграла панночку в первом советском фильме ужасов «Вий». Актриса снялась еще во многих фильмах, работала на телевидении и в театре, принимала участие во многих проектах.

Мужская нагота в довоенном кино

Казалось бы, кинематограф, зародившийся в эпоху, когда в живописи происходили революционные изменения (от импрессионизма конца века до авангардных течений 20-х годов), должен был перенять опыт изобразительного искусства и обратиться вслед за ним к изучению голой натуры. Но с самого начала становится ясно, что мужское тело интересует режиссеров и зрителей гораздо меньше, чем женское.

За редким исключением. Так, изобретатель покадровой съемки Эдвард Майбридж запечатлевал движения обнаженных мужчин в разных ситуациях: метание ядра, борьба, верховая езда, подъем по лестнице. В тех же обстоятельствах он показывал в кадре женщин и животных. Майбриджа интересовало главным образом движение, независимо от пола и даже внешнего вида героя. К телу он относился в первую очередь как ученый-наблюдатель.

Эдвард Майбридж. Обнаженные борцы. Источник

Даже самые поверхностные исследования позволяют убедиться в том, что в истории кинематографа голых женщин было гораздо больше, чем обнаженных мужчин, и этот «разрыв» всё еще остается довольно значительным.

Несмотря на то, что женское обнажение в кадре было гораздо более разнообразным, многогранным и еще с начала прошлого века пользовалось очевидным зрительским спросом, за сто лет истории синематографа без мужского ню тоже не обошлось.

Главный секс-символ эпохи немого кино Дуглас Фэрбенкс выбирал себе роли, позволяющие оголяться в известных пределах и всячески демонстрировать свое соблазнительное тело и атлетическое совершенство. В «Черном пирате» (1926) актер появлялся в рубашке с открытой грудью, в «Багдадском воре» (1924) — обнаженным по пояс, в «Полукровке» (1916) купался в первобытных трусах, напоминающих современные стринги.

Дуглас Фэрбенкс в фильме «Полукровка» (1916). Источник

В немом кино, как, кстати, и в классической живописи, мужчины могли оголяться в рамках исторических, библейских и мифологических сюжетов. Так, в первой экранизации романа Лью Уоллеса «Бен Гур» (1925) актер Рамон Новарро предстал перед зрителями полуобнаженным. На рекламных открытках к фильму он, кажется, и вовсе позировал без трусов, хотя самое интересное оставалось за кадром.

Примечательны первые появления на экране Гэри Купера. Прежде чем превратиться в одного из главных актеров вестерна 30–50-х годов, в немом кино он выступал в амплуа смазливых красавчиков и в первую очередь привлекал своей внешностью и прекрасной фигурой.

Рекламная открытка к фильму «Бен Гур» (1925). Источник

В кассовом хите 1929 года «Волчья песня» Купер купается обнаженным, но зритель видит его только сзади. Актеру удавалось появляться в кадре с голым торсом даже в 40-е, когда кино было предельно консервативным во всём, что касалось мужской сексуальности. Например, в вестерне «И пришел Джонс» (1945) есть сцена дуэли на пистолетах двух по пояс обнаженных героев.

Гэри Купер в фильме «Волчья песня» (1929). Источник

В раннем звуковом кино за обнажение отвечал пятикратный олимпийский чемпион по плаванию Джонни Вайсмюллер, исполнявший роль немногословного короля джунглей Тарзана. Хотя пик его популярности, как и самые откровенные сцены в киносериале, пришелся на начало 30-х, он продолжал играть повелителя обезьян вплоть до середины 40-х годов. Изменилась только длина набедренной повязки Тарзана, которая после вступления в силу цензурных ограничений кодекса Хейса (Pictures Production Code) стала менее откровенной, хотя в первых фильмах серии едва прикрывала промежность актера.

Джонни Вайсмюллер в роли Тарзана в 1930-х. ИсточникДжонни Вайсмюллер в роли Тарзана в 1940-х. Источник

Трумен Капоте рассказывал, как в одном из разговоров с ним Мэрилин Монро походя упомянула другую звезду эры классического Голливуда, славившуюся своим телосложением:

«Эррол Флинн достал член и стал играть им на рояле!»

Действительно, лосины Робина Гуда в фильме 1938 года сидели на нем отлично, и распахнутая рубашка прославленного пирата в «Одиссее капитана Блада» (1935) не давала покоя кинозрительницам 30-х. Голый торс знаменитого флибустьера и узкие штаны ковбоев Гэри Купера — максимум, который мог себе позволить Голливуд 1930–40-х годов.

Эррол Флинн в роли капитана Блада. Источник

Советские фильмы с «обнаженкой»

Впервые на советском экране актриса появилась обнаженной в ленте Александра Довженко «Земля» (1930г.). Такое мог позволить себе в то время только маститый режиссер, которым и был Александр Петрович. И только спустя почти 30 лет эротика вновь пробилась в кинозалы лентами 1958 года – «Часы остановились в полночь», где героиня Зинаиды Броварской позирует с обнаженной грудью перед зеркалом и 1959 года – «Неотправленное письмо» (появление в кадре Татьяны Самойловой в мокрой футболке на голом теле было признано верхом эротизма).

Затем актрис топлес и полуоголенных показали в фильмах 60-х годов («Русский сувенир», «Человек-амфибия», с актрисами Любовь Орловой и Анастасией Вертинской и других кинолентах.

В 70-ые годы количество фильмов с эротическими сценами возросло, но только в 80-е, а особенно, после перестройки «обнаженка» стала привычной на советских экранах. Прежде всего, в фильмах «Агония» (1981 год) с актрисами Нелли Пшенной и Аллой Майковой, «Формула любви» (1984 г.), где обнажила грудь Елена Ванюшкина, а также «Выйти замуж за капитана» (1985 г.) с показом прелестей Веры Глаголевой.

А фильмы 1987-1988годов «Завтра была война» и «Маленькая Вера» с обнажившейся и участвовавшей в первой постельной сцене на советском экране Натальей Негодой стали и вовсе переломными моментами в истории советской киноэротики.

До кино. Искусство и фиговый листок

В 1857 году королева Виктория неожиданно получила в подарок копию статуи Давида Микеланджело. Скульптуру поместили в Музей прикладного искусства (нынешний Музей Виктории и Альберта), и довольно скоро она шокировала общественность своей явной и неприкрытой наготой. Для той поры это было слишком, и достоинство Давида в срочном порядке прикрыли специально изготовленным гигантским фиговым листком, который был снят с причинного места только в 1950-х.

Статуя Давида в Музее Виктории и Альберта. Источник

Несмотря на ряд курьезных случаев и даже акты вандализма (по распоряжению папы Иннокентия V в XVII веке члены античных статуй отбивали молотком), обнаженные люди обоих полов в избытке присутствовали на полотнах художников в рамках религиозных или мифологических сюжетов на протяжении всей истории искусства. Поэтому нельзя сказать, что мужское ню в живописи и скульптуре было полностью табуировано, — начиная с эпохи Возрождения изображение голых мужчин стало обязательным для художников как в процессе обучения ремеслу, так и в дальнейшей творческой карьере.

После войны. Прощай, оружие, а вместе с ним и одежда

После принятия кодекса Хейса в 1934 году мужчины появлялись на экране преимущественно в костюмах и шляпах. В начале 40-х начал формироваться жанр нуар, для которого этот дресс-код был обязательным. Однако с окончанием Второй мировой войны многое стало меняться. Мир вокруг рушился, и костюм защищал героя в кадре от угрозы.

Мужчины на экране до последнего держали марку: новое кино послевоенного поколения зрело, чтобы всё взорвать. В 50-х молодые голливудские актеры Марлон Брандо и Джеймс Дин переоделись в футболки и джинсы, но до полного обнажения было еще далеко — член оставался скрыт от зрительских глаз вплоть до последней трети XX века.

Марлон Брандо в фильме «Трамвай „Желание“» (1951). Источник

Как и всё прогрессивное, это случилось в более свободной Европе. Кинематограф новой волны и сексуальная революция изменили правила. Самой либеральной страной в смысле цензурных конвенций оказалась Швеция. В дилогии Вильгота Шёмана «Я любопытна» (1968) зрители увидели не только обнаженную главную героиню в исполнении Лены Нюман, но и полностью голого актера Бёрье Альстедта.

Пожалуй, Шеман впервые в художественном кино показал крупным планом мужской половой орган, зарифмовав полное обнажение и сексуальную раскрепощенность с идеями о свободе, охватившими мир в 60-х.

Берье Альстедт в дилогии Вильгота Шемана «Я любопытна» (1968). Источник

В 1969-м вышел фильм «Влюбленные женщины» британца Кена Расселла. Герои этой экранизации скандального романа Дэвида Герберта Лоуренса, два близких друга, довольно долго борются полностью голыми на ковре у камина, предварительно избавившись от неудобных аристократических нарядов и закрыв дверь на ключ. Битва завершается проникновенным монологом одного из них о том, что духовная близость в дружбе между мужчинами должна сопровождаться физическим контактом.

«Влюбленные женщины» (1969), сцена борьбы у камина. Источник

Если истинные намерения героев в фильме Кена Расселла вплоть до финала остаются скрытыми в подтексте, то в «Вальсирующих» (1974) Бертрана Блие герой Жерара Депардье, когда рядом не нашлось ни одной женщины, зажимает своего закадычного приятеля в объятьях и заставляет подчиниться обстоятельствам фразой: «Между друзьями это нормально».

Жерар Депардье и Патрик Девер в фильме Бертрана Блие «Вальсирующие» (1974). Источник

В «Двадцатом веке» (1976) Бернардо Бертолуччи Депардье оказывается в постели уже с Робертом Де Ниро.

Анастасия Вертинская

Впервые Анастасия появилась на экране в возрасте 15 лет сразу в двух таких фильмах, как «Человек-амфибия» и «Алые паруса».

Обе кинокартины обрели популярность, их посмотрели несколько десятков зрителей. Главная актриса, Вертинская, сразу стала известной. По признаниям самой Анастасии рухнувшая на нее слава в определенной мере тяготила молодую девушку, ведь в те времена еще не было тонированных машин и охранников-телохранителей. Легкая и немного неземная красота актрисы привлекала многих режиссеров. Вертинская за свою карьеру снялась еще не в одном фильме, наиболее известными из них считаются: «Война и мир», «Гамлет», «Анна Каренина» и другие.

Дискобол и девушка с веслом

И всё же в 1934 году Кларк Гейбл нечаянно инициирует революцию в мире мужской моды. Его персонаж в фильме Франка Капры «Это случилось однажды ночью» снимает перед сном рубашку, и шокированный зритель не обнаруживает под ней майки! Действие происходит в номере отеля, разделенном импровизированной ширмой: герои, мужчина и девушка (Клодетт Колбер), не будучи супругами, вынуждены провести в нем ночь. В сцене чувствуется эротическое напряжение, как в схожем эпизоде «39 ступеней» Альфреда Хичкока, где персонажи оказываются в одной кровати «по обстоятельствам».

Строго говоря, изначально «трусы» в русском языке — это, скорее, шорты, пара к майке: в них занимаются спортом. Физкультурник и физкультурница в таком наряде стали неотъемлемой частью кинокартинки в 1930-х годах. И характерно это в первую очередь для лент классических тоталитарных государств — советского и нацистского.

Культ здорового, раскрепощенного тела и свободы одежды возник в СССР еще в 1920-х. Знаменитые рассуждения о любви и «стакане воды» рифмуются с эмансипацией наряда: комсомольцы и комсомолки объявляют, что всюду хотят ходить в трусах. В поэтическом ключе эти настроения передает Юрий Олеша в «Зависти», а уже в середине 1930-х он пишет сценарий легендарного фильма «Строгий юноша». Его персонаж — спортсмен-дискобол, что отсылает к Античности с ее телесностью.

Скрытая угроза: обнажение в конце XX века

Американский жиголо въехал в 80-е на черном кабриолете. Герой Ричарда Гира обладал безупречным вкусом, носил шикарные костюмы Armani, знал шесть языков и был лучшим в своем деле. Пожалуй, режиссер Пол Шредер стал первым, кто связал эскорт-услуги с капитализмом и показал, как материальные ценности порабощают человека, а Ричард Гир — первым голливудским актером, полностью обнажившимся в студийной ленте категории А.

Освобождение от костюма становится важным мотивом фильма. В начале картины Джулиан Кэй совершает ритуал одевания: шкафы полны сверкающих новизной пиджаков, идеально выглаженных рубашек и галстуков, лакированных ботинок (да-да, главный герой пользуется услугами чистильщика обуви). Затем, ближе к финалу, когда персонаж попадает в переплет и вдобавок по-настоящему влюбляется, он пересаживается на подержанный автомобиль из проката и предстает перед зрителем одетым в помятые и блеклые серые брюки и рубашку. Гир появляется голым в фильме один раз — но в переломный момент.

Василий Лановой

Ещё во время учёбы в Театральном училище имени Бориса Щукина в 1954 году Василий снялся в своём первом фильме «Аттестат зрелости», а в 1956 году сыграл главную роль в фильме «Павел Корчагин». В 1957 году окончил Театральное училище имени Бориса Щукина. Во время учёбы познакомился с Татьяной Самойловой, женился и прожил с ней несколько лет. Василия Ланового обожали зрители, его по праву считали самым красивым актером советского кино. У него были миллионы поклонниц.

Сейчас Лановой — председатель межрегионального общественного фонда «Армия и культура», член Общественного совета при Министерстве обороны РФ. Является почетным членом Общественного совета при Следственном комитете РФ. Он также председатель попечительского совета патриотической акции «Бессмертный полк».

Из окопов в бикини

Спортивная тяжеловесная выхолощенная эстетика, отменяющая секс, к 1940-м начинает ассоциироваться с тоталитаризмом. Америке и взявшему на себя мировую культурную миссию Голливуду потребовались новые подкупающие символы. Каюты моряков, кабины самолетов и окопы солдат украсили пинап-девушки, игривые модели, плевавшие на все кодексы. Вожделенные объекты «мужского взгляда», как бы случайно приподнявшие подол платья, наклонившиеся, забывшие лифчик. Прежде всего — просто в купальниках.

Среди первых пинап-герлз была и Рита Хейворт, которая в этом образе украсит спустя много лет камеру героя в «Побеге из Шоушенка». Но главная иконическая девушка в купальнике того времени — Бетти Грейбл, чье фото, по мнению американской прессы, изменило мир. Второстепенная актриса, но влиятельнейший образ. После войны, в 1953 году, она успеет сыграть с Мэрилин Монро в фильме «Кто хочет выйти за миллионера», еще не зная, насколько та превзойдет ее славой.

Брижит Бардо во Франции и всё та же Мэрилин Монро в Америке внесут огромный вклад в популяризацию бикини. Новый элемент женского гардероба был представлен публике сразу после войны и назван в честь атолла, где прошли первые испытания ядерного оружия: раздельный купальник уподобили расщепленному атому. И штамп «эффект разорвавшейся бомбы» здесь вполне уместен

Купальный костюм уже не был одеждой, закрывающей тело от взгляда, — он приковывал к силуэту внимание. И кинематограф 50-х годов закономерно открывает пляжи, где красавицы в трусах и лифчиках окружают мускулистых героев

Набедренные повязки и космические скафандры

Жан-Люк Годар сказал: «История кино — это история того, как мужчины снимали женщин», — и в рамках нашей темы с классиком трудно не согласиться, во всяком случае если речь идет о раннем кинематографе. Там, где взгляд камеры не решается фетишизировать интимные предметы одежды, позволительнее кажется эстетизированная полная нагота. Таковы фильмы «Ад Данте» 1911 и 1921 годов с голыми грешниками, антиклерикальные «Лицемеры» (1915), «Возвращение в страну Бога» (1919).

Вошедшее в массовое производство нижнее бельё превращается в фетиш, и авторов раннего кино выручают фэнтези, научная фантастика, исторические драмы и разного рода экзотика.

Откровенные наряды, лифчики и комбинации в «Нетерпимости» Дэвида Гриффита — актуальная мода Древнего Вавилона, «погрязшего в разврате». То же самое можно сказать и о Египте в «Клеопатре» Гордона Эдвардса с Тедой Барой в главной роли. Не менее колоритны футуристические моды в «Метрополисе» (1926) Фрица Ланга и соперничающей с ним советской «Аэлите» (1924) Якова Протазанова. Между прочим, немецкий маэстро также показывает выступление артистки варьете в полупрозрачном белье в «Докторе Мабузе» (1922). Фантастические наряды украшают Аннет Келлерман в «Дочери богов» Герберта Бренона (1916).

Кадр из фильма «Нетерпимость»

Кстати, австралийка Келлерман была не только актрисой, но и известной профессиональной пловчихой. Она разработала дизайн обтягивающего купального костюма. За появление в таком наряде ее даже арестовывали на соревнованиях в консервативных США. Но вскоре женщины всё же перестают плавать в специальных платьях, а к 1920-м годам купальные костюмы для леди и джентльменов различаются уже несущественно и представляют собой нечто вроде комбинезонов с укороченными штанинами.

Длина женских панталон также становится меньше, к бюстгальтеру для ношения под платьем прилагается легкая камисоль. Мода 1920-х годов предполагала укороченные наряды, свободно облегающие фигуру: в таких можно танцевать фокстрот, их легко носить и снимать.

Марлен Дитрих популяризировала женские брюки.

Марлен Дитрих покинет нацистскую Германию, «Голубой ангел» будет запрещен — по легенде, чтобы фетишист Гитлер пересматривал его в гордом одиночестве с единственного в стране негатива.

Не всё гладко и за океаном, где к 1934 году вступает в полную силу так называемый кодекс Хейса. Свод правил, запрещавший даже намеки на сексуальность в голливудском кино, не говоря уже про обнажение, очень усложнял передачу фетишистской чувственности, в которой так нуждался экран.

В 1927 году секс-символ Клара Боу была застигнута раздетой в «Крыльях» Уильяма Уэллмана, а в «Хуле» исполняла эротический танец в лифчике и «гавайской» юбке. Звуковое кино и кодекс сломают ей карьеру очень быстро.

Кадр из фильма «Экстаз»

Еще в 1933 году легендарная Хеди Ламарр ходила полностью голой в чехословацком «Экстазе». Американский кинопродюсер Луис Майер присмотрел ее для MGM как раз после успеха этой картины. Но разумеется, в Голливуде (в том числе в ленте «Алжир», невзирая на экзотичность темы) все ее роли были куда более пристойными. К слову, знаменита Ламарр в первую очередь не «обнаженкой» и заокеанской карьерой в кино, а изобретением Secret Communication System (1942) — предтечи мобильной связи, Wi-Fi и прочих радостей современного человека.

Голливуд постепенно приспосабливается к кодексу и к 1940-м изобретает множество способов изображать «секс», не показывая ничего. Эротизм теперь воплощается в фигуре дамы в пеньюаре: даже готовясь ко сну, она скромна и одета, но зритель всё равно знает, что на ней нижнее бельё, хоть и весьма изощренное — что-то вроде нуарного символа Лорен Бэколл в «Глубоком сне» Ховарда Хоукса (1946). Что не мешает, разумеется, сексуализировать этот образ до предела.

Вскоре после выхода картины появились слухи о расширенной версии, где Хейворт якобы обнажается полностью. Со времен «Марии, готовящейся ко сну», что и говорить, был пройден странный путь.

Мужская нагота, с одной стороны, распространена в классическом искусстве не так широко, как женская. С другой — есть очевидные примеры, и Христос в набедренной повязке — образ, хорошо известный в европейских консервативных обществах.

Наталья Негода

Одной из первых ролей актрисы стала роль Зины Коваленко в кинокартине «Завтра была война», вышедшей в 1987 году.

Уже в этом фильме Негода появилась с обнаженной грудью, что вызвало немало разговоров. Через год на экраны вышла лента «Маленькая Вера», которая вызвала бурные обсуждения и сделала актрису известной. За роль в этом фильме Негоду признали лучшей актрисой года. По тем временам, кинокартина стала очень смелым фильмом. Однако в дальнейшем карьера Натальи складывалась не так удачно, и главная роль в «Маленькой Вере» так и осталась наиболее яркой. Вышедшие позднее с ней фильмы, такие как «В городе Сочи темные ночи», «Назад в СССР» и другие не снискали популярности и любви зрителя.

Регина Збарская

Известная советская манекенщица, модель. Регина до сих пор остается одной из самых загадочных личностей постсоветского пространства: вся ее жизнь – это череда сплошных пробелов и странных загадок, начиная от места ее рождения, заканчивая обстоятельствами смерти.

Несмотря на то, что в советское время вообще не существовало такого понятия, как модельный бизнес, Збарская довольно быстро стала одной из лучших русских моделей, которая представляла СССР чуть ли не на каждом зарубежном показе. Ее называли особенной, с западным лоском и жгучей внешностью, Збарская действительно сумела запомниться, вспыхнув яркой вспышкой на тусклом небосклоне советского модельного бизнеса. Ее называли самым красивым оружием Кремля и приписывали ей сексуальную связь с сотрудниками НКВД. В 1987 году Збарская покончила с собой.

Ирина Алферова

Родилась Алферова в Новосибирске.

После окончания ГИТИСа ее приглашали несколько театров, однако актриса приняла предложение Василия Ордынского, снимавшего в тот момент киноленту «Хождение по мукам». Предложение режиссера имело условие, заключавшееся в том, чтобы на время съемок фильма Алферова не работала в театре. Роль в этом кинофильме принесла актрисе известность, она до сих пор считается одной из лучших ее ролей. Однако всенародное признание и любовь зрителей к Алферовой пришли после выхода на экраны «Трех мушкетеров» по роману Дюма, где она сыграла роль Констанции.

Похожие подборки: