Фильмы
В 1962 году театральному режиссеру Мотылю, грезившему о кинематографической карьере, предложили экранизировать поэму Мирсаида Миршакара «Ленин на Памире». После чтения сценария Владимир Яковлевич пришел в ужас, таким наивным и прямолинейным был сюжет произведения таджикского автора.
Фантазия режиссера позволила привнести в картину неожиданные элементы — надписи и рисунки, выполненные детьми. Зрители видели происходящее глазами ребенка, участника похода в Хорог, и хорошо воспринимали режиссерский дебют Мотыля — фильм «Дети Памира». Музыку к ленте написал племянник автора балета «Спартак» Арама Хачатуряна — Карэн Суренович.
Получение за «Детей Памира» Государственной премии Таджикистана позволило Мотылю самостоятельно выбрать литературную основу для следующего фильма. Владимира Яковлевича восхитила повесть Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр!». Бард стал соавтором сценария и автором текста песни «Капли датского короля», музыку к которой написал Исаак Шварц.
Сюжет повести в ходе экранизации претерпел изменения: Женечка Земляникина погибла, в картине появилась сцена попадания советского солдата с новогодними подарками в расположение немцев. Любопытно, что сюжет о заблудившемся солдате, почерпнутый соавторами из газет, использован и Эфраимом Севелой в книге «Моня Цацкес — знаменосец». Обаяния ленте добавил Марк Бернес, сыгравший «полковника, похожего на Марка Бернеса».
Владимир Мотыль и Раиса Куркина (кадры из фильмов «Тайны советского кино» и «Белое солнце пустыни»)
Исполнителя главной мужской роли Олега Даля во время съемок посадили на 15 суток за мелкое хулиганство. По просьбе Мотыля конвойные ежедневно привозили актера на площадку, а после завершения съемочного дня увозили ночевать в тюрьму. Похожий случай произошел и во время съемок следующего фильма Владимира Яковлевича — картины «Белое солнце пустыни». Актер Павел Луспекаев подрался в пивной и фигурировал в кадре с подлинной раной на лице.
На съемках истерна, пересматривать который перед стартом — традиция российских космонавтов, случился еще один казус. Часы, которыми гордился красноармеец Федор Сухов, похитили местные воришки. Мотыль обратился к криминальному авторитету за содействием в поисках реквизита. Главарь помог только после получения от режиссера эпизодической роли. Ряд реплик из «Белого солнца пустыни» («Гюльчитай, открой личико!», «Я мзду не беру, мне за державу обидно» и «Таможня дает добро») превратились в крылатые фразы.
Еще одним хитом стал четвертый фильм Владимира Яковлевича «Звезда пленительного счастья». Популярности ленты способствовали не только музыка Шварца и блистательная игра актеров, но и злободневность темы противостояния диссидентов и государственной машины. Необычна сюжетная композиция ленты — отследить фабулу может только зритель, хорошо знающий историю восстания декабристов.
Почти у всех картин Мотыля была трудная прокатная судьба. Владимира Яковлевича неоднократно обвиняли в «антисоветчине» и даже порнографии, однако режиссер оставался верным нравственным и эстетическим принципам.
Багровый цвет снегопада (2009)
Драма, Мелодрама, Русский фильм
tagHD 1080, tagHD 720
Режиссер: Владимир Мотыль
В ролях: Даниэла Стоянович, Михаил Филиппов, Александр Цуркан
Действие фильма происходит во время Первой мировой войны. Юная киевлянка Ксения Герстель, дочь миллионера-промышленника, остается сиротой — ее отец был убит во время беспорядков, а вскоре Ксения узнаёт, что на фронте погиб ее жених Саша. Отчаявшись, она поступает в «Красный крест» и уходит сестрой милосердия на передовую, где встречает новую любовь — генерал-майора Ростислава Баторского, человека, который спас ей жизнь и фактически заменил отца, поселив ее после демобилизации в своей квартире в Петрограде
Одинокий 53-летний генерал влюбляется в Ксению, окружает ее заботой и вниманием, и, в конце концов, они становятся мужем и женой. После бесконечных потерь и разочарований, выпавших на ее долю, Ксения обретает веру в будущее, мечтает о большой счастливой семье, о детях
Но революция 1917 года повергает Россию в пучину кровавого хаоса.
Личная жизнь
Личную жизнь Мотыля можно охарактеризовать фразой из песни, прозвучавшей в фильме «Звезда пленительного счастья», — «Не обещайте деве юной любови вечной на Земле». В молодости Владимир женился на Людмиле Подаруевой, которая подарила ему единственную дочь Ирину. С ростом известности режиссер начал изменять супруге, которая была его старше на 5 лет.
На съемках «Детей Памира» Мотыль очаровался исполнительницей роли женщины-врача — ровесницей Раисой Куркиной. Ради актрисы Владимир оставил семью. Раиса стала музой режиссера и сыграла несколько ролей в его фильмах, самая яркая из которых — Настасья, жена таможенника Верещагина (персонажа Павла Луспекаева) в картине «Белое солнце пустыни».
Владимир Мотыль и жена Людмила Подаруева (кадр из программы «Больше, чем любовь»)
Куркина, умевшая создавать запоминающиеся образы даже в эпизодах (среди творческих удач актрисы — судья в «Мимино» и врач Надежда Ивановна в ленте «Не могу сказать «прощай»), с первым супругом рассталась из-за измены мужчины. Раиса предупредила Владимира, что верность в браке для нее главная ценность. Однако через 6 лет союз режиссера и актрисы распался. Причиной стала измена Мотыля.
После развода с Куркиной Владимир Яковлевич позвал замуж первую жену, однако восстановление союза с Людмилой Васильевной и уважение к супруге не мешали мужчине заводить новые романы. Последней музой Мотыля была петербурженка Наталья Мажуга, сохранившая совместные фото с режиссером.