Оглавление
Известные театральные роли
Самой первой театральной ролью Раневской стала Маргарита в спектакле «Роман». Наиболее известны для ценителей театрального искусства ее роли в следующих спектаклях:
- «Вишневый сад» — роль Шарлотты.
- «Патетическая соната». Этот спектакль Фаина отыграла уже в Камерном театре, отличившись в одной из главных ролей.
- «Васса Железнова» — один из самых удачных опытов Раневской уже в Театре имени Моссовета. В этом спектакле Фаина также играет главную роль, привнося в сценарий режиссера свои задумки. Уже тогда, в 50-х годах меткие цитаты Фаины Раневской прославили талантливую артистку.
- В Моссовете Раневская отыграла свои самые заметные роли – Люси Купер («Дальше-тишина»), Миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж»), Манька-спекулянтка в спектакле «Шторм» и многие другие. Маньке-спекулянтке зрители вообще аплодировали стоя, не зная, что вся роль придумана не самим режиссером, а полностью переписана самой Фаиной. Сыграла она ее так ярко, что затмила собой даже исполнителей главных ролей.
- «Закон чести». Этот спектакль Фаина играла уже в военные годы в Ташкентском театре Драмы, куда эвакуировали актеров Моссовета. Ее жена Лосева получилась настолько убедительной, что после данной роли в театре актрису начали приглашать в кино на подобное амплуа.
- «Игрок», «Деревья умирают стоя» и «Мракобесы» — спектакли Раневской уже в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина, где артистка играла до самой смерти. На этом театре даже установили табличку, на которой отражены годы жизни Фаины Раневской — 1896-1984.
Яркие роли в театре
У Раневской было более 50 постановок в театре, но успех принесли только 4.
Значимой ролью для актрисы была гувернантка Шарлотта из “Вишневого сада” в Театре актера. Играла она эпично и быстро получила признание зрителя. Многие считали, что эта роль была написана для самой Раневской. Но несмотря на успех в постановке, она все равно продолжала поиски лучшего места.
Зинка из “Патетической сонаты” также стала одной из ярких ролей в карьере Раневской. Она на высшем уровне сыграла проститутку Зинку, история которой, переплеталась с личной судьбой актрисы: одинокая и ненужная. Камерный театр открыл дорогу молодой артистке.
Еще одним успешным персонажем стала Васса Железнова. Главная роль сильной и волевой женщины Фаине давалась нелегко. Из-за работы в данной картине у нее начали опять появляться комплексы и противоречия с собой. Актрису привлекал образ Вассы, но она не могла понять, как ей принять это все на себя. После этот спектакль ставили во многих театрах, но первооткрывателем стала Раневская.
Берди из пьесы “Лисички” становится очередной ролью ее личных переживаний. Актриса вспоминает те чувства, когда уходила из дома и оставалась одна без поддержки родных. Американская картина тесно переплетается с отечественным “Вишневым садом” и вызывает похожие эмоции не только у зрителя, но и труппы.
Многие роли отражали жизнь Фанни. Казалось, что сценаристы списывали историю с ее личной книги. Это добавляет драматизма в биографию Раневской.
Смерть
Коллеги Фаины Георгиевны вспоминали, что у актрисы было слабое здоровье. Она часто ходила к врачам и лежала в больнице. Чтобы не падать духом и не дать болезням взять над собой верх, женщина шутила над заболеваниями и медперсоналом, который ее обслуживал.
Скончалась великая Фаина Георгиевна Раневская в июле 1984 года в столице, причиной смерти стал инфаркт, отяжелённый пневмонией. Современники называют Раневскую королевой второго плана и признают, что она была величайшей русской актрисой XX столетия.
Собака Мальчик на надгробье Фаины Раневской
Похороны и прощание с Раневской прошли на Донском кладбище. Перед смертью актриса с присущим ей сарказмом завещала высечь на надгробии «Умерла от отвращения». Но делать этого не стали, Фаина Георгиевна похоронена под обычным надгробием, поклонники творчества постоянно приносят на могилу свежие цветы.
В 2016 году 120-летие знаменитой актрисы отметили драматической комедией «Одинокая насмешница». В постановке Льва Шимелова зрители увидели королеву эпизодических ролей в ее московской квартире. Фрагменты постановки взяты из жизни Раневской — к артистке наведываются посетители, героиня ведет с ними остроумный диалог с использованием знаменитых фраз.
Пару раз в Таганроге планировалось открыть музей в честь актрисы в квартире, где она жила. Там сохранились интерьер и даже некоторые личные вещи. Однако это событие откладывалось, и пока точная дата его открытия неизвестна.
Интересные факты
- Крылатую фразу из фильма Подкидыш «Муля, не нервируй меня!» придумала Рина Зелёная. Всю оставшуюся жизнь «Муля» преследовал Раневскую: так кричали мальчишки при виде её на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней. Даже Брежнев на вручении ей в 1976 году (в связи с 80-летием) ордена Ленина вместо приветствия сказал: «А вот идёт наш Муля, не нервируй меня!». Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генсек смутился и добавил: «Простите, но я вас очень люблю».
- Фаина всегда была самокритичной, ей принадлежит известное высказывание: «Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности». Худсоветы и комиссии, в присутствии которых приходилось играть, в то время были обычным делом, когда вместо любящей артиста аудитории на него смотрели «вершители судеб». Часто после таких выступлений артист находился «в зажиме», но никак не Раневская: «Играю скверно, смотрит комитет по Сталинским премиям. Отвратительное ощущение экзамена».
- Раневская очень боялась, что ей могут предложить сотрудничать с КГБ — в то время это было распространено. Один её знакомый посоветовал в случае, если такое предложение поступит, сказать, что она кричала во сне. Тогда она не подойдёт для сотрудничества и предложение будет снято. Однажды, когда Фаина Георгиевна работала в Театре имени Моссовета, к ней обратился парторг театра с предложением вступить в партию. «Ой, что вы, голубчик! Я не могу: я кричу во сне!» — воскликнула Раневская. Слукавила она или действительно перепутала эти департаменты, можно только догадываться.
- Раневская переживала трагическую смерть Соломона Михоэлса, их связывала искренняя дружба. В своих воспоминаниях актриса описывает один диалог, в котором с присущим только ей юмором она сказала Михоэлсу: «Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». На что режиссёр ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан». (14 января, 1948 год).
Фильмография 1934 — Пышка — Госпожа Луазо 1937 — Дума про казака Голоту — Попадья 1939 — Ошибка инженера Кочина — Ида Гуревич, жена портного 1939 — Подкидыш — Ляля 1939 — Человек в футляре — жена инспектора гимназии 1940 — Любимая девушка — Маня, тётка Добрякова 1941 — Мечта — Роза Скороход 1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — Горпина 1942 — Александр Пархоменко — тапёрша 1943 — Новые похождения Швейка («Солдатская сказка») — тетушка Адель 1943 — Три гвардейца («Родные берега») — Софья Ивановна, директор музея 1944 — Свадьба — Настасья Тимофеевна, мать невесты 1945 — Небесный тихоход — профессор медицины 1945 — Слон и верёвочка — бабушка 1947 — Весна — Маргарита Львовна 1947 — Золушка — Мачеха 1947 — Рядовой Александр Матросов — военврач 1949 — Встреча на Эльбе — миссис Мак-Дермот 1949 — У них есть Родина — фрау Вурст 1958 — Девушка с гитарой — Зоя Павловна Свиристинская 1960 — Осторожно, бабушка! — бабушка 1960 — Драма (короткометражный) — Мурашкина 1963 — Так и будет (телеспектакль) 1964 — Лёгкая жизнь — Маргарита Ивановна, «Королева Марго» 1964 — Фитиль № 25 — Гадалка в сюжете «Карты не врут» 1964 — Фитиль № 33 — гражданка Пискунова в сюжете «Не поеду» 1965 — Первый посетитель — старая дама 1966 — Сегодня — новый аттракцион — директор цирка 1978 — Дальше — тишина (фильм-спектакль) — Люси Купер 1980 — Комедия давно минувших дней
Биография Фаины Раневской
Настоящее имя актрисы — Фаина Фельдман. Свой псевдоним — «Раневская» Фаина позаимствовала у любимого Антона Павловича Чехова, а конкретнее — у Раневской, помещицы из пьесы «Вишневый сад».
Однажды у Фани выпали деньги из сумочки, купюры подхватил ветер, а она только смеялась: «Как красиво они летят!», ее кавалер заметил, что она «совсем как Раневская». Отчество Георгиевна — тоже не слишком настоящее, потому, что ее отца звали Гирш Хаимович.
Родители
Фаина родилась 27 августа 1896 года в Таганроге, в состоятельной еврейской семье.
Родители Фаины Раневской
Отец — Гирш Хаимович Фельдман, купец 1-й гильдии. Владелец фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина, мельницы на Александровской улице и парохода «Святой Николай», крупный мануфактурщик. Староста таганрогской синагоги в Тургеневском переулке, 46 (1912-1917), почетный член Ведомства учреждений Императрицы Марии.
Мать — Милка Рафаиловна Заговайлова. Помимо Фаины в семье было три сына: Яков, Рудольф, Лазарь и дочь Белла. Родители и брат Фаины в послереволюционные годы покинули Россию и поселились в Праге.
Отчий дом
На улице Фрунзе по сей день цел и невредим дом № 10, в котором жила актриса. В те времена это был другой адрес — улица Николаевская, дом № 12. Многие ошибаются, когда говорят, что именно в этом доме она родилась.
Дом Раневской. Таганрог, ул Фрунзе, 10
Ранее дом на улице Николаевской, № 12, принадлежал купцу Михаилу Николаевичу Камбурову. Дом был выкуплен и заново отстроен по заказу отца. Семья сюда переехала в 1898 году, когда Фаине было два года.
С 1866 по 1923 годы улица называлась Николаевской, в память цесаревича Николая Александровича Романова (сына императора Александра II), который в августе 1863 года посетил Таганрог, путешествуя по России.
В стенах этого дома формировался характер Фаины, в этом доме читались первые книги. Отсюда она ходила в начальные классы женской Мариинской гимназии, но не окончила ее. Фаина получила прекрасное домашнее воспитание и образование с помощью гувернантки: обучалась музыке, пению, танцам и иностранным языкам.
В Москву!
С 14 лет Фаина Георгиевна увлеклась театром, посещала занятия частной театральной студии. Затем ее комната наполнилась мечтами о театре… В девятнадцать лет она уехала в Москву. В Таганрог больше не возвращалась.
Раневскую окружали друзья, коллеги, поклонники — и все равно она считала себя глубоко одинокой и бесполезной. Привычка говорить то, что думает, сделала Раневскую непривлекательной для дружбы. Но у Фаины Георгиевны при всей ее колкости, было милосердное сердце и добрая душа.
Она приютила замерзающего пса, и он был в последние годы ее семьей. Она была поистине уникальной и неповторимой личностью. Отношение к этой самобытности может быть любое. Но равнодушие — единственно невозможное чувство.
Занавес
Итогом 60-летней актерской карьеры Раневской стали десятки ролей на сцене и около тридцати — в кино. Актриса была удостоена звания Народной артистки СССР (1961) и трех Сталинских премий (в 1949 и дважды в 1951).
Ушла из жизни 19 июля 1984 года в Москве, после инфаркта и пневмонии. Похоронена рядом с сестрой Беллой на московском Донском кладбище, участок 4.
В 1992 г. английская энциклопедия «Кто есть кто» включила Фаину Георгиевну в список десяти самых выдающихся актрис XX века.
В 2008 г. у дома Фаины Раневской в Таганроге установлен памятник в виде ее героини — Ляли из фильма «Подкидыш». Скажу с уверенностью, что памятник не понравился бы Фаине Георгиевне. Это была ее нелюбимая роль. Почему автор памятника этого не учел?
Раневская всю жизнь прожила одиноко: ни семьи, ни детей. Однажды ее спросили, была ли она когда-нибудь влюблена.
— А как же — сказала Раневская — вот было мне девятнадцать лет, поступила я в провинциальную труппу — сразу же и влюбилась. В первого героя-любовника! Уж такой красавец был! А я-то, в правду сказать, страшна была, как смертный грех… Но очень любила ходить вокруг, глаза на него таращила, он конечно, ноль внимания…
А однажды вдруг подходит и говорит шикарным своим баритоном: «Деточка, вы ведь возле театра комнату снимаете? Так ждите сегодня вечером: буду к вам в семь часов». Я побежала к антрепренеру, денег в счет жалования взяла, вина купила, еды всякой, оделась, накрасилась — сижу, жду.
В семь нету, в восемь нету, в девятом часу приходит… пьяный и с бабой! «Деточка, — говорит, — погуляйте где-нибудь пару часиков, дорогая моя!» С тех пор не то что влюбляться —смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!
Личная жизнь и семья актрисы
Про Фаину Раневскую и её мужчин ходило немало слухов, но общеизвестен факт того, что замужем талантливая актриса не была. Ей довелось прожить одинокую, печальную жизнь. Муж и дети – всё это осталось для Фанни незнакомым. Известно, что в юности она влюбилась в коллегу. Поначалу чувства казались взаимными, но однажды мужчина проявил худшую сторону: он пришёл в гости к Фанни с подружкой. Более того, мужчина попросил хозяйку квартиры оставить гостей наедине. Впоследствии некоторое время даже ходили слухи о том, что актриса лесбиянка и поэтому избегает отношений с представителями противоположного пола. Причиной, однако, была несчастная любовь.
Есть и другая сторона частной жизни актрисы, не связанная с её ориентацией. Фанни довелось познакомиться с замечательными людьми. Они стали её верными друзьями на всю жизнь. Фая близко дружила с Мариной Цветаевой, много общалась с Павлой Вульф, имела близкие отношения с Анной Ахматовой. Другом Раневской был Александр Таиров. Судьба сложилась так, что Фанни сошлась с Яковом Сегелем. Все друзья отмечали остроумие девушки.
Хотя награды и звания, которыми удостоена Фаина, многочисленны, она всю жизнь верила в своё несовершенство. Знакомые считали её неуверенной, недовольной собой женщиной. Кроме того, как говорила сама звезда, её любовь никогда не находила взаимности.
Известно, что в 47-м, когда актриса путешествовала в Тбилиси, ей довелось познакомиться с Фёдором Толбухиным. Современники говорили о близких отношениях, удивительном счастье Фанни. Двумя годами позднее мужчина внезапно скончался. Возможно, именно в этом секрет того, почему на вопрос «была ли замужем Раневская» ответ отрицательный.
Позднее заговорили о влюблённости в Георга Отса, но сама Фая категорически опровергла все слухи.
В 60-е годы сестра Фаины Раневской Изабелла, ставшая вдовой, перебралась жить к близкой родственнице. 4 года спустя Белла скончалась. До последнего дня о Фае заботилась Марина Неёлова. Ещё одним её верным спутником был пёс, дворняжка по кличке Мальчик. Его скульптурой украсили захоронение актрисы.
Детские годы: буря и натиск
Фаина Георгиевна Фельдман (Раневская – псевдоним) родилась 15 августа (27 – по старому стилю) 1896 года в Таганроге. К моменту появления на свет крошки Фанни ее родители Гирш Хаимович и Милька Рафаиловна Фельдман уже растили троих детей – двух сыновей и дочку.Фаина Раневская в детстве (на фото справа с братом)Семья Фельдман была зажиточной. Отец, владевший пароходом «Святой Николай», доходными домами и фабрикой сухих красок, все больше приумножал семейное благосостояние. Мать, старательная и усердная хозяйка, вела дом твердой рукой, соблюдая во всем образцовый порядок.
Дом семьи Фельдманов в ТаганрогеФаина уже в самом нежном возрасте проявляла свой необузданный характер: она яростно ссорилась с братьями, которые насмехались над её заиканием, а с сестрой не могла сдружиться, завидуя ее красоте. Малышке Фае часто напоминали, что она нехороша собой. Мысли об этом заставляли ее стесняться своей внешности всю жизнь.
Родители Фаины РаневскойВдобавок ко всему не ладились дела и с учебой, к которой девочка не испытывала ни малейшего интереса – ей нравилось лишь изучение литературы да иностранных языков, а еще игра на фортепиано и пение. Но ведь требовалось знать кучу всяких других предметов…
Так что жизнь маленькой Фанни вовсе не была безоблачной. Тем не менее девочка умела добиваться того, чего ей хотелось.
Впоследствии Раневская говорила, что уже в пятилетнем возрасте считала себя будущей актрисой, и приводила такой пример: когда умер ее младший братик, она плакала о нем, однако время от времени сдвигала на зеркале занавеску, чтобы полюбоваться тем, как она выглядит в слезах и страданиях.
Многие свои детские впечатления Фаина потом использовала при создании сценических образов. В этих воспоминаниях присутствовали манерные дамы, визжащие и гримасничающие на балу в офицерском собрании; злая учительница географии, выгонявшая маленькую гимназистку с уроков; горничные, которые распевали оперные арии, пока мыли оконные стекла ранней весной…Фаина Раневская (справа) в юности с сестрой БеллойЖелание посвятить себя сцене укрепилось в девочке после двух произведений, ее потрясших, – это немой фильм «Ромео и Джульетта» и спектакль «Вишневый сад».
Все. Цель жизни определилась раз и навсегда.
Личная жизнь
Фаина Николаевна часто влюблялась — иногда в самых неожиданных персонажей. Так, первым увлечением Раневской стал пожилой таганрогский полицейский, о котором она писала: «В нашем городе очень любила старика, доброго, веселого, толстого грузина-полицмейстера. Дни и ночи мечтала, чтобы полицмейстер, плавая в море, стал тонуть, и чтобы я его вытащила, не дала ему утонуть и за это мне дали медаль, как у нашего таганрогского дворника». Уже живя в Москве, Фаина Георгиевна стала объектом ухаживаний коллеги по театру. Правда, молодой человек обходился без цветов и конфет, ограничиваясь комплиментами. А однажды сам напросился в гости. Раневская волновалась. Накрыла стол, купила бутылку самого дорогого вина. С утра перемыла всю посуду, полы, вытерла пыль раза четыре.
Все-таки в ее девической келье впервые должен был появиться мужчина! Наконец, в назначенный час поклонник явился, но не один. Он пришел с девушкой и с порога бесцеремонно заявил: «Фаина, душечка, погуляйте где-нибудь пару часиков, а? Мы тут у вас пообщаемся…» Любовью всей жизни Фаины Раневской стал известный актер Василий Качалов. История их знакомства была таковой:
Москва, Столешников переулок. Юная Фаина бесцельно бродила по улицам, как вдруг ее сердце замерло: в стеклянной витрине кондитерской она увидела Его — своего кумира, лучшего актера на свете, статного бородатого красавца Василия Качалова. Раневская хотела подойти и познакомиться, но природная скромность и воспитание не позволяли ей этого сделать. Не кинется же она к нему в объятия, как какая-то влюбленная девчонка! А действовать нужно было быстро — момент может быть упущен. И она не придумала ничего лучше, как упасть ему в ноги — в прямом смысле этого слова.
Раневская переусердствовала: падая, ударилась головой о мостовую. Очнулась уже в кондитерской. Она лежала на полу, а голова ее покоилась на коленях перепуганного кумира. Сама не своя от счастья, Фаина снова лишилась чувств. С такого необычного знакомства и началась их дружба.
Конечно, поначалу влюбленной Раневской было непросто наблюдать за интрижками Качалова: он был женат, но часто позволял себе романы на стороне. Фаина прекрасно осознавала, что в число его красоток-любовниц она никогда не войдет. С годами ей стало легче. Она поняла, что интрижки — это ненадолго, а дружба — навсегда. В своем дневнике Раневская напишет: «В своей жизни я любила только двоих. Первым был Качалов. Второго не помню…»
В личной жизни женского счастья Раневская так и не обрела. Она никогда не была замужем, не родила детей. С мужчинами всегда предпочитала только дружить. Представители сильного пола либо были чрезвычайно глупы, либо очень умны и понимали, что до уровня Фаины Георгиевны им еще нужно дорасти.
Как-то, в послереволюционные годы, один красноармеец из числа зрителей прислал Раневской записку с приглашением на свидание. Полное орфографических ошибок послание заканчивалось так: «…и попробуй только не прийтить!» Уже будучи в преклонном возрасте, Фаина Георгиевна шутила, что нужно было сохранить ту записку: «Все-таки не так часто меня приглашали на свидание!»
О личной жизни Раневской практически ничего не известно. Может, потому, что ее на самом деле просто не было, а все время занимала работа. Ходили даже слухи, что актриса ненавидела детей и сделала несколько абортов, что она вообще предпочитала женский пол и ее любовницами были Анна Ахматова и Павла Вульф. Но все эти сплетни ушли в небытие, едва зародившись.
Театр
Далее начался период скитаний и поиска признания среди членов профессионального сообщества. Какое-то время, с 15 по 16-й годы артистка работала в труппе Лавровской.
Фаина Раневская в начале карьеры
Затем в антрепризе П.Л. Вульф. Пока, наконец, не нашла свое место в 1-м Советском театре в Крыму. Здесь перспективная актриса проработала больше 5-и лет.
В течение последующего периода Фаина Раневская трудилась в постановках по классике. В основном, в спектаклях по А.П. Чехову. В том числе «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Иванов» и прочим.
Именно с них началась профессиональная и серьезная карьера женщины, которая все еще зарабатывала репутацию среди коллег и зрителей.
Примечательно, что свой псевдоним артистка взяла после того, как ее сравнили с героиней чеховской пьесы Раневской. Когда она случайно выронила все деньги, которые получила от матери в качестве материальной помощи, и те унес ветер.
Были в послужном списке женщины роли в постановках по мотивам произведений А. Островского, Н. Гоголя, а также Толстого.
Крупной работой того времени и первой действительно серьезной ролью стал образ Маргариты Каваллини в пьесе Эдварда Шелдона «Роман».
Работы артистки в основном были второстепенными, но очень яркими. А талант актрисы делал их еще более запоминающимися.
Спустя несколько лет после начала творческой карьеры, Раневская больше не чувствовала прежней неуверенности. Она набралась опыта и могла двигаться дальше.
В 1917 году после событий революции вся семья Фельдманов отправилась в эмиграцию в Прагу. Контакты с родственниками были окончательно прерваны. Раневская осталась одна. Однако она спокойно переживала это время, отдаваясь работе.
В следующие годы артистка снова стала искать себя. Она успела послужить в театрах самых разных городов: от Баку до Архангельска. Пока, наконец, не вернулась в Москву.
После нескольких лет скитаний, женщина поступила на службу Камерного театра. В 1931 году состоялась премьера постановки «Патетическая соната», где Раневской досталась роль проститутки.
Фаина Раневская в спектакле «Патетическая соната»
Женщина отыграла ее столь убедительно, что поразила публику. Работа артистки оказалась предметом многочисленных обсуждений. В один момент женщина стала невероятно популярной.
С 1935 года Раневская была членом труппы театра Красной армии. Как только началась война, женщина по мере сил старалась поддержать моральный дух военных. Фаина Георгиевна ездила по фронтам, играла в постановках.
Ее бесстрашие не прошло незамеченным, и было вознаграждено медалью «За доблестный труд».
К концу 40-х годов артистка начала служить в театре имени Моссовета. Из-за огромного таланта и профессионального опыта, у нее неоднократно возникали конфликты с режиссерами.
Фаина Раневская на сцене театра
Камнем преткновения стала роль Маньки-спекулянтки в постановке «Шторм». По задумке руководителя это была блеклая и мало чем примечательная роль. Раневская переписала ее под себя, а затем блестяще отыграла.
Образ получился настолько ярким, что зрители приходили только чтобы посмотреть на персонажа. А потом, не дожидаясь окончания спектакля, покидали зал. Режиссер был в ярости. В результате героиню Раневской вырезали из постановки.
Шторм (1962)
Несмотря на все конфликты и проблемы, женщина отдала этому творческому объединению более 20 лет своей жизни. С небольшим перерывом в середине 50-х.
За годы трудов в родном театре она отыграла 10 блестящих ролей, которые надолго запомнились зрителям.
А.Чехов. Драма. Ф.Раневская и Б.Тенин (1960)
Последним местом работы Фаины Раневской стал театр имени А.С. Пушкина, где она успела сыграть еще несколько ролей.
Юность
Летом 1910 года семья Фельдманов поехала в Крым. Недалеко от них в большом и тенистом саду стоял домик, в котором остановилась для отдыха актриса Алиса Коонен. Юная девушка подружилась с актрисой и каждый вечер поджидала её у домика, чтобы вместе оправиться на прогулку к морю. Да, Фаина была нескладная и неуклюжая, но её огромные глаза просто сияли, когда она общалась с Алисой.
Впервые побывав в опере, Фаина возненавидела её. Со всей своей чувствительностью она не смогла принять то, что на сцене убивали людей и при этом ещё и пели. А когда «убитые» артисты, мило улыбаясь, вышли на поклон, она посчитала себя обманутой.
Кино произвело на Фаину совсем иное впечатление. Она обомлела и не шелохнулась ни разу за время просмотра, вся её душа наполнилась порывом куда-то бежать и что-нибудь делать, большое и необычное. Девушка в этот день даже разбила свою копилку и раздала монеты соседским детям.
А когда Фаине было 14 лет, она серьёзно увлеклась театральным искусством. В их городе с помощью меценатов был построен небольшой театр, где она не пропускала ни одной постановки. Но настоящее потрясение девушка испытала в 15-летнем возрасте, попав на премьеру спектакля «Вишнёвый сад» в Московском художественном театре. Когда опустили занавес и погасили огни рампы, она осталась неподвижно сидеть в пустеющем зале. Тогда она поняла, что её призвание в жизни – это театр. Как скажет потом через много лет Фаина Раневская: «Актёрскую профессию я не выбирала, она во мне где-то таилась».
Вернувшись из Москвы в Таганрог, Фаина экстерном сдала экзамены на гимназическом курсе и стала ходить в частную театральную студию А. Ягелло. Здесь она училась по-новому разговаривать, чуть-чуть растягивая слова, чтобы скрыть своё заикание. Ей нравилось находиться на сцене, и Фаина училась чувствовать себя на ней свободно. Девушка даже принимала участие в любительских постановках.
Отец к увлечению дочери театром относился спокойно. Но, когда Фаина объявила семье о намерении связать свою жизнь с актёрской профессией, родители взбунтовались против этого, что привело к скандалу и разрыву отношений.
Девушка понимала, чтобы пойти на работу даже в местный таганрогский театр, ей ещё надо много учиться сценическому мастерству. В 1915 году она приняла решение ехать в Москву.
Цитаты
- Если человек тебе сделал зло, дай ему конфетку. Он тебе — зло, ты ему — конфетку. И так до тех пор, пока у этой твари не разовьется сахарный диабет.
- Я, как яйца, участвую, но не вхожу.
- Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить.
- Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.
- Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень.
- Жизнь — это затяжной прыжок из п…ды в могилу.
- Если женщина идет с опущенной головой — у неё есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой — у неё есть любовник! Если женщина держит голову прямо — у неё есть любовник! И вообще — если у женщины есть голова, то у неё есть любовник!
- Есть люди, в которых живёт Бог; есть люди, в которых живёт Дьявол; а есть люди, в которых живут только глисты.
- Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет.
- Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает лёгкий флирт.
- Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.
- Думайте и говорите обо мне, что пожелаете. Где вы видели кошку, которую бы интересовало, что о ней говорят мыши?
- Одиночество — это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.
- Оптимизм — это недостаток информации.
- Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
- Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.
- Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна для того, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным.
- Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
- Однажды Раневская поскользнулась на улице и упала. Навстречу ей шел какой-то незнакомый мужчина.
— Поднимите меня! — попросила Раневская. — Народные артистки на дороге не валяются…
- Если у тебя есть человек, которому можно рассказать сны, ты не имеешь права считать себя одиноким…
- Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
- Очень тяжело быть гением среди козявок.
- Настоящий мужчина — это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет — это ее муж.
«Погуляйте, милочка!»: первая любовь как удар судьбы
В Москве она так и не поступила в театральную школу и попыталась брать частные уроки театрального мастерства, а также играла в массовке Малаховского летнего театра. Тогда же ее посетила и первая любовь, которая обернулась тяжкой оплеухой ее самолюбию.
Играя в массовке, юная Раневская до беспамятства влюбилась в одного актера. Статный красавец, покоритель женских сердец – о нем девушка могла только мечтать да вздыхать. И вдруг он сам недвусмысленно напросился к ней в гости. Молоденькая актриса была так неопытна, что не догадалась о готовящейся насмешке: не смея верить в свое счастье, она спустила последние деньги на вино и закуски, накрыла стол, надела самое эффектное платье и стала ждать, замирая от страха. И он действительно пришел, но не один, а с красоткой, которую прижимал к себе. Остолбеневшую девушку он похвалил за накрытый стол и – попросил пару часов погулять. «А я вас здесь подожду», – заявил наглец и выпроводил хозяйку за порог…
В своих воспоминаниях Раневская писала, что это была ее первая и последняя любовь в жизни. Хотя, конечно, это не так: она влюблялась, и не единожды.
В те годы судьба свела ее с будущей примой Большого театра Екатериной Гельцер, которая танцевала в антрепризе Сергея Дягилева. Собственно, именно балерина и устроила девушку на работу в ее первый театр, она уже тогда разглядела в юной актрисе зачатки большого, настоящего таланта.
Гельцер приютила Фаину Раневскую в своем доме и ввела ее в круг людей, о знакомстве с которыми многие могли только мечтать. В то время в Москве было что-то вроде закрытого клуба, куда приходили артисты, поэты, музыканты. Они приводили своих друзей, но для всех остальных попасть в этот закрытый клуб было очень непросто. Балерина познакомила юную Раневскую с Владимиром Маяковским, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом и актером Василием Качаловым, в которого Фаина Раневская позже была тайно влюблена долгие годы. Началось все с того, что начинающая актриса решилась написать ему письмо.
Об этом Раневская вспоминала так: «Интересно, сколько мешков писем от таких ненормальных получал Качалов? Сколько бы ни получал, он ответил, и достаточно быстро. На мое имя у администратора театра были оставлены билеты! А подпись «Ваш Качалов»?! Боже, ради одной этой подписи стоило становиться актрисой и ехать в Москву! Я понимала, что он не мой и это просто вежливость короля, но зацеловала письмо до дыр».
С тех пор у них началась дружба, которая продолжалась долгие годы. Дружба, но – не больше.
В целом, у Раневской всю жизнь не складывались близкие отношения с мужчинами. Она бывала влюблена, и не раз, но ни об одном успешном романе актрисы ничего не известно.
Зато свои нерастраченные чувства, всю страсть натуры она воплотила в своих ролях. Театр был главной любовью всей ее жизни!
Афоризмы Фаины Раневской
Современному человеку Фанни Фельдман во многом знакома благодаря многочисленным афоризмам, записанным в книгах современников. Знакомые посвящали ей стихи и песни, открыто восхищались яркой, смелой женщиной, не стесняющейся сказать своё мнение искренне и прямо. Её афоризмы на все случаи жизни – кладезь иронии и остроумия, облачённых в лаконичную форму.
Например:
- Есть ли смысл в пластической операции, если при новом фасаде канализация остаётся прежней?
- Только не имеющий извилин мужчина ищет женщину без изъянов.
- Клоунов, идиотов не задерживайте в своей жизни – цирку положено гастролировать.
- Если не есть сладкое и хлеб, жирное, пиво, рыбку – морда уменьшается, но становится грустной.
- Женщины умирают позднее, потому что всегда опаздывают.
Среди самых известных цитат актрисы:
- Давно меня не называли бл*дью. Видимо, уже не так популярна!
- Жизнь так коротка! Глупо расходовать её на дурное настроение, диетическое питание и плохих мужчин.
- Тяжело в окружении козявок быть гением.
Известно крылатое выражение: «Что за мир! Как весело, когда так много идиотов!».
Фаина шутила, что больше всего в жизни боится глупых женщин, потому что в общении с ними ей сложно оставаться на своём уровне, не опускаясь до планки собеседника.
Известны такие смешные высказывания известной личности:
- Женщина, называющая избранника самым умным, понимает, что никого глупее не встретит.
- Желающая преуспеть в жизни женщина должна быть умной, дабы нравится глупцам, и глупой, чтобы понравиться умникам.
- Если есть, с кем поделиться приснившимся, нельзя считать себя одиноким.
- Бывают люди, у которых хочется спросить, удобно ли жить, не имея мозгов.
Именно Фая говорила, что лучше ругаться матом, нежели быть воспитанным, но подлым человеком. Она называла одиночеством жизнь человека, имеющего телефон дома, но не получающего звонков.
Пользуются популярностью 6 нескромных советов от Фаины Раневской:
- Понимай, что не каждый человек глубок.
- Воспринимай мечты проще.
- Убавь пиетет.
- Не терпи бестактности.
- Не путай воспитание и широкую душу.
- Умей правильно определить приоритеты.
Вторая встреча
Раневская узнает, что в Ростове находится на гастролях знаменитая Павла Вульф.
В те времена было принято брать шефство над начинающими юными дарованиями. Павла смогла разглядеть в отчаявшейся девушке потенциал и в буквальном смысле подобрала Фаину на улице. С тех пор жизнь Раневской была тесно связана с семьей Вульф.
Биография Фаины Раневской в очередной раз сделала крутой поворот.
Павла не только поселила девушку в своем доме, но и стала ее педагогом. Раневская всегда с нежностью вспоминала ее. Она говорила, что Вульф была очень строга к ней и никогда не хвалила, добиваясь безукоризненного выполнения задания. Она учила видеть роль глубоко, представлять и проигрывать то, что автор пьесы оставил между строк.
Именно так Раневская и играла. За это ее боготворили поклонники и не любили, а иногда просто боялись режиссеры. У Вульф она научилась из невзрачной маленькой роли создавать шедевр, который делал пьесу популярной.