«нам ничего не объяснили»: в мхт им. чехова из-за богомолова разразился скандал

Что изменилось в театре после смерти Марка Захарова

— Как живет театр после ухода Марка Захарова? Какие постановки уже реализованы?

— С момента ухода Марка Анатольевича мы уже поставили спектакль «Капкан», который не доделал сам Захаров, «Вечный обманщик» по пьесе Мольера «Тартюф» режиссера Дайнюса Казлаускаса, спектакль «Под одной крышей» режиссера Романа Самгина – ученика Захарова.

А играют его народная артистка Татьяна Кравченко и заслуженная артистка Олеся Железняк. Это две наши уникальные клоунессы, которые вытворяют на сцене невообразимые вещи. Эта пьеса о том, о чем говорят в каждой семье – о проблемах бабушек, дочек, внучек – как они ведут себя в нормальной, ежедневной жизни. И когда зрители выходят после завершения спектакля, они узнают в персонажах себя.

В память о наших великих артистах и великом Захарове мы делаем спектакль «Поминальная молитва», премьера которого намечена на 17-18 марта. Это пьеса – сценическая фантазия Григория Горина.

В главных ролях — наши уникальные артисты. Это Сергей Степанченко, Андрей Леонов – сын великого Евгения Павловича Леонова, Олеся Железняк, Виктор Раков. Я уверен, что эта постановка станет серьезным спектаклем для Москвы. Но также мы будем удивлять нашу зарубежную публику.

Помимо этого, мы начинаем работать над спектаклем по пьесе Гауптмана «Перед заходом солнца», где наш прекрасный артист Александр Збруев будет играть главную роль – Маттиаса Клаузена. Ее поставит молодой режиссер Екатерина Вербич.

Кроме того, идет работа над спектаклем «Доходное место» по пьесе Александра Николаевича Островского. Его ставит Дмитрий Астрахан, который, известен и как кинорежиссер, и как режиссер драматических театров. Он работал и у Товстоногова в БДТ, и во многих московских театрах. Недавно у него прошла премьера в театре Российской армии. Зрители очень любят его спектакли.

Также мы собираемся поставить пьесу «Дядя Ваня» Чехова (Я очень люблю Антона Павловича) режиссера Леонида Трушкина. Это очень талантливый человек, потому что те спектакли, которые он делал в театре Чехова, — просто потрясающие. Когда говоришь о нем, вспоминаются слова Татьяны Дорониной: «Любите ли вы театр так, как люблю его я?»

Все эти постановки мы собираемся выпустить до конца этого сезона во имя уже ушедших наших артистов Евгения Леонова, Татьяны Пельтцер, Леонида Броневого, Николая Скоробогатова.

Александра Захарова и Марк Захаров. Фото: Лариса Кудрявцева/ «Экспресс-газета»

Театральные активисты готовят петицию в защиту спектаклей

Меж тем зрители не согласны с таким решением руководства МХТ им. Чехова и просят оставить спектакли в репертуаре театра. Под постом Константина Богомолова появились сотни зрительских отзывов.

На защиту спектаклей в соцсетях встали и известные личности: продюсер Нателла Крапивина, хореограф Алла Сигалова, режиссер Александр Молочников.

Меж тем в Teleprogramma.pro обратились несколько зрителей, которые готовят петиции в защиту постановок и намерены отправить их руководству МХТ им. Чехова и в Министерство культуры.

Артисты спектакля «Карамазовы» на поклонах. Фото: Вера Рачкова

По словам соавтора петиции Ирины Даен, необходимость в такой петиции назрела, потому что пора вспомнить принципы, заложенные основателями Художественного театра в начале его создания.

По словам соавтора петиции Марины Мацкевич, театралы приезжают на эти спектакли изо всех уголков России и не по одному разу! И снимать любимые зрителями постановки без веских причин — это настоящее оскорбление их чувств и падение рейтинга легендарного театра. За последние три года равноценных по популярности постановок в МХТ не было, уверена Марина.

«У всех спектаклей должны быть вторые составы»

— Я вот смотрю, что даже в культовом спектакле «Юнона и Авось» есть второй состав. А роль графа Резанова, например, репетирует талантливый актер Игорь Миркурбанов….

— Люди часто употребляют слова «уникальный», «удивительный» по отношению к актерам и к тому же Игорю Миркурбанову. В «Ленкоме» все артисты — потрясающие благодаря Марку Захарову, который на протяжении 46 лет воспитывал свою труппу. Мы практически никого не приглашали со стороны. Все выращены Марком Анатольевичем.

При Марке Захарове мы делали один спектакль два года. А сейчас по шесть-семь спектаклей в сезон. Это возможность для каждого актера показать себя, сыграть роль, которая раскроет его с новой стороны.

Например, в спектакле «Вечный обманщик» у нас играет молодой актер Станислав Тикунов, который сначала был задействован преимущественно в массовке, а сейчас получил возможность проявить себя.

Кроме того, за каждый выход у нас предусмотрена отдельная регламентированная сумма – как бы коэффициент трудового участия в распределении каждой роли, за которые зачисляются баллы. И актер в зависимости от этих баллов получает денежное вознаграждение.

Во все спектакли, идущие в «Ленкоме», должны быть введены вторые составы. Если вы придете к нам и посмотрите на доску объявлений, то увидите, сколько сейчас производится вводов.

И даже в постановку «Ва-банк» Александр Збруев, играющий основную роль, предложил ввести второй состав. Без этого невозможно.

— А почему?

— Да все очень просто. Еще будучи  главой директорской ложи театров Москвы, я не раз заявлял о необходимости вторых составов. Зрители ведь не виноваты, когда приходят в театр и видят объявление, что в связи с болезнью актера вместо одного спектакля будет показан другой.

Я бы даже сказал, что это преступление перед зрителем. Он пришел, заплатил деньги и хочет видеть конкретный спектакль. И по идее нельзя подменять одну постановку другой. Даже, если мы считаем, что этот спектакль лучше. Но лучше тот спектакль, который увидел зритель. И мы должны каждый день делать вводы, чтобы не было никаких переносов.

Марк Захаров и Марк Варшавер. Фото: Борис Кудрявов/ «Экспресс-газета»

Марк Варшавер сейчас

Назначение Варшавера художественным руководителем «Ленкома» вызвало неоднозначную реакцию театральной общественности. Актер Дмитрий Певцов предлагал сделать дочь Захарова Александру Марковну преемницей поста отца. Артистка «Ленкома» и вдова Николая Караченцова Людмила Поргина сказала, что не представляет, как один человек сможет совмещать обязанности директора и художественного руководителя.

В то же время обозреватель Марина Райкина подчеркнула, что альтернативы Варшаверу нет и что «директорский театр» — распространенное явление в Москве. Марк Борисович назвал три свои главные задачи в новом качестве: сохранение имеющегося репертуара, увековечение памяти Захарова в названии театра и заключение контрактов с талантливыми режиссерами.

Марк Варшавер: «Решение принимает художественный руководитель»

Teleprogramma.pro не могла не обратиться к руководителю «Директорской ложи московских театров», худруку театра Ленком Марку Варшаверу как к эксперту с вопросом: «Как получилось, что аншлаговые спектакли исчезают из репертуара? И чем может быть оправдано такое решение худрука МХТ им. Чехова Сергея Женовача?

Марк Варшавер. Фото: Лариса Кудрявцева/ «Экспресс-газета»

— Особенно остро эта проблема стоит, если в театре не существует филиала,  такого, как у нас в «Ленкоме». Наш театр рассчитан на 625 мест, мы работаем с учетом 50-процентной заполняемости зала. Но главное, что у нас 20 названий в репертуаре, тогда как в месяце 25 рабочих дней, без учета выходных.

Иногда мы не успеваем проигрывать спектакль даже по одному разу. А для репертуарного театра это ужасно, потому что постановки теряют свою творческую ценность. Поэтому худрук и принимает такое решение.

Но вы можете задать вопрос: может ли руководитель ошибаться? Безусловно. Но прежде всего он рассматривает вопрос творческого достояния того или другого спектакля.

И второй важный фактор – ценообразование. Может быть, спектакль не приносит дохода… Кроме того, сейчас из-за пандемии люди боятся ходить в театр, что, конечно, также отражается на финансовом положении  труппы. Я об этом говорю не только как глава Директорской театральной ложи, а как человек, больше 50 лет работающий в этой сфере.

Вопросов, почему тот или иной спектакль нужно оставить в репертуаре, много. Я помню, что даже Марк Анатольевич Захаров в свое время снял спектакль «Пер Гюнт», хотя мы умоляли его не делать этого. Значит, у худрука было ощущение, что его нужно удалить из репертуара. А все потому что появляются новые постановки и нет возможности проигрывать их по два раза. И это, конечно, повторюсь, большая проблема для театров».

Артиста спектакля «Карамазовы» Игоря Миркурбанова не видно из-за обилия цветов. Фото: Надежда Лейтсингер

Спектакли «Идеальный муж» и «Карамазовы» с аншлагом идут на подмостках МХТ им. Чехова больше семи лет.

Постановка «Идеальный муж. Комедия» удостоена Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (Приз критики, 2014 г.) и зрительской премии «Звезда Театрала» (номинация «Лучший спектакль сезона», 2013 г.) А актер Игорь Миркурбанов, сыгравший в ней, стал Лауреатом премии Олега Табакова — «За умение объединяться вокруг идеи и бесстрашно идти до конца». А в 2015 году артист удостоился престижной премии ««Золотая маска» в номинации «Драма/мужская роль» за роль Федора Павловича в спектакле «Карамазовы».

Оба спектакля были показаны в Китае, Корее, Австрии, Греции, где им также сопутствовали аншлаги.

А Teleprogramma.pro будет следить за развитием событий!

Личная жизнь

Марк Варшавер и Марк Захаров

В 2017 году произошел скандал с участием Варшавера. Автомобиль с ним двигался по тротуару возле «Ленкома». Марк Борисович оскорбил пешехода, сделавшего замечание шоферу и зафиксировавшего нарушение на фото. Выяснилось, что это не первое пренебрежение правилами дорожного движения автомобилем директора — ранее его машина обгоняла пробки по трамвайным путям.

В августе 2019 года по Москве поползли слухи о госпитализации Варшавера. Однако мужчина сообщил, что проходит плановые диагностические исследования — гастроскопию и колоноскопию, чтобы «мелкие болячки» не отвлекали его от выполнения обязанностей директора театра.

Театр

В 1979 году Марк Борисович стал главным администратором театра «Ленком», а после получения профильного экономического образования перешел на должность директора. Благодаря организаторским талантам Варшавера коллектив пережил трудное время экономических реформ, а Захаров поставил такие легендарные спектакли, как «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Поминальная молитва», «Шут Балакирев».

Марк Варшавер и Владимир Путин

Зарплата сотрудников театра, включая гардеробщиков, уборщиц и начинающих актеров, составляет не менее 40 тыс. руб., кроме того, каждый член коллектива получает социальный пакет (бесплатные обеды, возможность отдыхать в профилактории и т. д.). В «Ленкоме» не бывает протечек, погасших лампочек или форс-мажоров.

«Нельзя говорить, что после ухода Марка Захарова театр умер»

— Что принципиально изменилось после ухода Марка Захарова?

— Что больше нет такого режиссера. Его авторитет был настолько велик, что это просто грандиозная потеря. Но здесь свою роль сыграл и возраст, и болезнь, которую переносил Марк Анатольевич.

Коллектив очень болезненно воспринимал и воспринимает уход Марка Захарова. Но жизнь продолжается. Нельзя говорить: нет Захарова, и театр умер. Во имя самого Марка Анатольевича мы должны доказывать, что театр жив и будет удивлять зрителей спектаклями и дальше.

Мы будем искать интересных режиссеров, что мы и делаем.

И без Марка Захарова могут быть такие спектакли, какие были при нем. Нам нужно постараться сохранить тот интерес к театру, какой существовал при Марке Анатольевиче. Чтобы театр был интересным, молодым, брать молодежь на работу, что я и сделал в этом сезоне.

Мы взяли 6 выпускников Вахтанговской школы (училища Щукина) которые уже все получили роли и далеко не в массовке. Они имеют все шансы доказать, что они артисты, тем более после окончания серьезного театрального училища. И педагог у них замечательный – Владимир Иванов.

— Никого не пришлось увольнять за время пандемии?

— Никого. Ни одного человека мы не уволили. Но расстались с тремя молодыми артистами, которые не приглянулись нашей репертуарной политике. Но вместо них мы взяли шесть других, уже ранее упомянутых выпускников Вахтанговской школы.

Я уже вам говорил, как нам помогают власти города. Я лично слышал, как Сергей Семенович Собянин дает указания, чтобы театры жили не хуже того, как они существовали до ковида. Его заместитель Наталья Сергунина неоднократно проводит встречу с руководителями театральных коллективов. Она говорит, что правительство будет заботиться о нас. Ну и конечно, наш руководитель московского Департамента культуры Александр Кибовский старается помогать театрам.

Пандемия кончится, а театры будут продолжать свою работу – создавать для зрителей замечательные спектакли. Ведь театр должен жить!

Редакция Teleprogramma.pro желает театру «Ленком» ярких премьер и благодарных зрителей!

Интересные факты

Марк предпочитает редко рассказывать о себе, но некоторые факты стали известны благодаря репортерам и его собственной искренности.

  • Варшавер любит фитнес. Об увлечении он рассказал газете «Московский комсомолец».
  • Марк неоднократно замечался на месте дорожных конфликтов. Деятель культуры нередко пренебрегает ПДД и становится центром автомобильных разборок.
  • Летом 2019-го о здоровье Марка Варшавера заходили недобрые слухи. Сам худрук опроверг информацию о своей госпитализации.

Марк Варшавер – заслуженный деятель культуры, находящийся в постоянном движении и развитии. Его целеустремленность и универсальность вкупе с организаторскими талантами составили образ идеального руководителя и хорошего человека. Благодаря таким внимательным и опытным работникам сферы страна сохраняет наследие ушедших поколений и поддерживает здоровый климат внутри культурного сообщества.

Карьера артиста и театрального работника

В 70-х годах Марк стал героем нескольких эпизодов в кино. Его можно увидеть в фильме своего коллеги по цеху М. Донского. Картина «Надежда» с участием Варшавера рассказывала о судьбе знаменитой жены В. И. Ленина, Надежды Крупской. Помимо кинематографической карьеры, Марк успел попробовать себя в качестве актера Московского областного драматического театра. Достигать заветных высот Варшавер начал в сотрудничестве с М. Захаровым. Знакомство с тезкой стало толчком к переходу на должности административного характера.

Поняв, что управлять процессом интереснее, чем в нем участвовать, Марк не вернулся к работе актера. Более того, его переквалификация послужила причиной получения дополнительного экономического образования. В кратчайшие сроки Варшавер быстро поднимался по карьерной лестнице, стал заведовать жизнью театральной организации. Благодаря смышлености и гибкости его родной театр – Ленком – не боялся политических страстей и перепадов настроений. Культурный центр на протяжении 40 лет жил размеренной жизнью, поддерживаемой крепкой рукой Марка Варшавера.

Организаторский талант Марка и его непробиваемый характер остаются опорой театра по сей день. Он обеспечивает работникам щедрый социальный пакет и достойную зарплату для всех звеньев, от гардеробщиц до режиссеров. Благодаря стараниям Варшавера Ленком живет в своем мире и не волнуется о происходящих в стране событиях.

Насчет новой должности Марка, художественного руководства театральной жизнью, было много споров. Несогласные с его избранием высказывали точку зрения о том, что дочь предыдущего худрука – Александра Марковна Захарова – могла сыграть достойную партию, сменив своего умершего отца. Другое мнение состоит в том, что Варшаверу будет сложно управлять Ленкомом в качестве директора и художественного руководителя одновременно. Однако Марк справляется с обязанностями и бережно сохраняет наследие предыдущего худрука.

«В судьбе Александры Захаровой ничего не изменилось»

— А как складывается судьба Александры Захаровой?  

— Судьба у нее такая же, кроме того страшного факта, что Александра Захарова осталась без отца. Для нее это уже великая катастрофа. Что касается творчества, то она продолжает играть в тех спектаклях, в которых и была задействована. Никто у нее не собирается отнимать роли.

— Кто-то распускал слухи о ее алкоголизме. Удалось выявить обидчика?

 — Это грязная ложь. Я Александру Марковну знаю 42 года. Я видел, как на застольях она только пригубит бокал вина и поставит его обратно. Да и мы с Марком Анатольевичем не приверженцы этого. А уж она, женщина, тем более.

Обо мне тоже много говорят то, чего вообще нет. Но я не могу ответить, потому что не знаю, кто это делает. Я подал жалобу в прокуратуру, чтобы попытались разобраться в деле Александры Захаровой. И мы получим ответы на все вопросы.

Сейчас, когда в Госдуму внесли законопроект о лишении свободы за распространение клеветы, ложь будут прищучивать. За гадости, которые придумывают нечистоплотные люди, нужно наказывать.

— Много ли сейчас спектаклей на счету Александры Марковны?

— Шесть главных ролей. В творческой жизни Александры Марковны ничего не изменилось, кроме одного спектакля, который сняли с репертуара. Марк Анатольевич сам хотел снимать много постановок. Но я его убеждал в том, что этого делать не надо. Не удалось убедить его в одном. Он снял спектакль «Пер Гюнт» — это была наша общая ошибка. Хотя я умолял этого не делать. Потрясающий спектакль, где были уникальные актерские работы. И еще спектакль «Пролетая над гнездом кукушки», который я сейчас попытаюсь сохранить. А вот «Пер Гюнт» сохранить нельзя, потому что там другие декорации и костюмы.

А я еще я хочу сделать акцент на том, что театр не может существовать без вторых составов.  Поэтому и Александру Захарову в театре тоже будут заменять другие актрисы. Раз уж мне доверено управлять этим кораблем, я должен заботиться о коллективе, что я и делаю на протяжении 42 лет. Тем более в это тяжелое время, когда нужно помогать людям – и материально, и лечением. Так что хлопот у меня много.

Марк Варшавер, Марк Захаров и Игорь Миркурбанов на открытии театрального сезона в 2018 году. Фото: Global Look Press