Бывшая жена василия шукшина: «его любовь — похабщина, мат и мордобой!»

Знакомство с Шукшиным

Тем временем Лидия Федосеева стала дипломированной актрисой. В 1964-м она получила предложение сняться в картине под названием «Какое оно, море?» Съемочную площадку она должна была делить с Василием Шукшиным. Молва о нем, как актере, который любит алкоголь и разгульное веселье, распространялась быстро. Поэтому Лидия сперва расстроилась, а потом даже просила постановщика, чтобы он заменил партнера. Но режиссер смог успокоить ее. Творческое сотрудничество между Федосеевой и Шукшиным, равно как и последующий брак, оказались на поверку более чем успешным.

Их первая встреча состоялась по дороге в крымский Судак. Этот разговор, по сути, перевернул не только ее личную жизнь, но и творческую судьбу.

Блокадное детство

Биография Федосеевой-Шукшиной Лидии Николаевны началась осенью далекого 1938-го. Она родилась в Северной столице. К сожалению, информация, связанная с ее родителями, практически отсутствует. Но зато известно, что во время блокады члены ее семейства остались живы.

Когда война закончилась, Лида пошла в первый класс. Она училась в старейшей школе Ленинграда. Она называлась «Петришуль».

Еще с младших классов Лидию тянуло к актёрству. Именно поэтому она начала посещать драматический кружок при Доме кино города. Она часто принимала участие в детских спектаклях. И на школьной сцене она уже показывала задатки прекрасной актрисы. Это заметили не только педагоги, но и известные режиссеры…

Личная жизнь

В первый раз известная актриса связала себя узами брака еще в студенческую пору. Ее избранником стал Вячеслав Воронин. Они познакомились в институте, где оба проходили обучение. Это произошло в 1959 году, а уже спустя год на свет появилась их дочь, которую родители назвали Анастасией. Но семья просуществовала недолго, по причине того, что все ее члены находились в разных городах. Расстояние стало причиной развода в 1963 году. Отец забрал дочь себе.

Вячеслав Воронин

В скором времени, после развода актриса на съемках фильма «Какое оно, море?» познакомилась со вторым своим супругом, которым стал Василий Шукшин. Они были коллегами на съемочной площадке. Актеры мгновенно влюбились в друг друга с первого взгляда. На тот момент времени у актера была гражданская жена, а Лидия была еще замужней женщиной. Актриса попросила у мужа развод, который получила, но при этом потеряла дочь. Девочка оказалась у свекрови, и у матери не было возможности с ней видеться. Актриса тяжело переживала разлуку с дочерью, но после заявления девочки, что у нее нет матери. Лидия не смогла простить этого и постепенно приучила себя, что у нее нет дочери.

Василий не торопился разрывать свои отношения с гражданской женой Викторией. Он жил с ними по очереди, несмотря на беременность гражданской супруги и рождение дочери Кати. В итоге Виктория выгнала его, и он сыграл свадьбу с Лидией.

В мае 1967 года у них родилась дочь, которой дали имя Мария. А через год в июне появилась вторая, которую назвали Ольгой. На экраны вышли картины, в которых супруги принимали совместное участие.

С Василием и дочерьми

Возможно, их творческий союз был бы весьма плодотворным, но в 1974 году Василий скоропостижно скончался. После кончины любимого мужа Лидия сменила свою фамилию на двойную. И в титрах указывалась как Федосеева-Шукшина. Согласно утверждению самой актрисы, она является истинно семейным человеком.

В 1975 году она зарегистрировала брак с М. Аграновичем. Их семья просуществовала практически 10 лет.

Михаил Агранович

В 1984 году актриса отправляется в загс с Мареком Межеевским. Он был польским художником. Марека не устраивало, что в России его знают только, ка супруга Лидии. Этот союз распался почти через пять лет.

С Мареком Межеевским

В 90-е гг. на жизненном пути актрисы появился Бари Алибасов. Они на протяжении длительного времени жили в гражданском браке и считались довольно скандальной парой отечественного шоу-бизнеса. Их тандем называли ужасным мезальянсом.

В ноябре 2021 года актриса сочеталась браком с Бари в московском загсе. Они живут то в доме продюсера, то в доме актрисы, но в дальнейшем планируют жить в совместно приобретенном доме, который располагается в Новой Москве.

С Бари Алибасовым

Творческий союз

После судьбоносной картины Василий Шукшин и Лидия Федосеева поженились. Через некоторое время у четы появились две дочки. У них была не только поистине любящая семья, но и крепкий творческий союз.

В прокат вышло довольно немалое количество кинокартин с их совместным участием, среди которых «Калина красная», «Печки-лавочки», «Странные люди» и пр.

Им удавалось создавать естественную, уникальную атмосферу настоящей жизни.

Наверное, этот творческий союз подарил бы поклонникам новые самобытные работы, но в середине 70-х на съемках ленты «Они сражались за Родину» Шукшина не стало…

Актриса осталась одна с дочерьми и стала единственной кормилицей семейства. Помогали ей в этом плане гонорары мужа, которые она получала за его произведения. Благо книги довольно часто переиздавались не только в СССР, но и в странах социалистического лагеря.

Кроме того, после кончины супруга Лидия решила взять двойную фамилию. С этих пор она известна как Федосеева-Шукшина. Биография, личная жизнь, дети не переставали интересовать поклонников. Как же сложилась жизнь Лидии Николаевны дальше?

Фильмы

В 1957 году Федосеева приехала в Москву и поступила во ВГИК. Девушка попала к Тамаре Макаровой и Сергею Герасимову. Результат наставничества мастеров и талант молодой актрисы страна увидела уже через 2 года. Студентка снялась в замечательной картине «Сверстницы», которую с удовольствием посмотрели миллионы советских зрителей. Роль Тани принесла петербургской артистке всесоюзную популярность. Хотя настоящая слава была еще на подходе — творческую биографию актрисы полностью изменили съемки в одном фильме.

Работая на площадке кинокартины «Какое оно, море?», Лидия познакомилась с будущим мужем Василием Шукшиным. Последующий брак и творческое сотрудничество оказались успешными.

Вместе с мужем Федосеева-Шукшина снялась в фильмах «Печки-лавочки» и «Странные люди». Потом были «Даурия» и «Калина красная». В большинстве названных лент актриса сыграла деревенских женщин, сильных духом, но по-женски слабых. Она обладала невысоким ростом (163 см), характерной фигурой и русой косой, поэтому перевоплощалась в героинь органично, без натяжки. Примечательно, что образы крестьянок артистке, родившейся и выросшей в городе, давались легко.

Лидия Федосеева-Шукшина, ее муж Василий Шукшин и дочери Мария и Ольга В 1974 году, после скоропостижной кончины мужа, Лидия Николаевна взяла двойную фамилию Федосеева-Шукшина. Актриса продолжила сниматься, но такой славы, как кинохиты «Печки-лавочки», «Калина красная» и «Они сражались за родину», не принесла больше ни одна кинолента в ее фильмографии.

Тем не менее в коллекции артистки (десятки ролей в театре и кино) есть ленты, любимые миллионами советских зрителей. Федосеева-Шукшина блестяще сыграла мадам Грицацуеву в экранизации «12 стульев». Роли в картинах «На златом крыльце сидели», «Виват, гардемарины!», «Хождение по мукам» и «Грехи наши» оказались яркими и колоритными.

Многие поколения советских и российских киноманов до сих пор с удовольствием пересматривают картину «Шофер на один рейс», где знаменитость снялась в главной роли вместе с Олегом Ефремовым. Еще один фильм, который стал открытием года, — «Вам и не снилось», где Федосеева-Шукшина с Альбертом Филозовым сыграли супружескую чету, родителей главного героя Ромки.

В 1984 году Лидия Николаевна стала народной артисткой РСФСР. За время кинокарьеры она не раз перевоплощалась в дам высшего света («Маленькие трагедии», сериал «Петербургские тайны»), императриц («Демидовы», «Графиня Шереметева», «Вечера на хуторе близ Диканьки»), партийных работниц («Красиво жить не запретишь»), а также учительниц («Талисман») и даже заведующую детским садом («Предел желаний»).

Лидия Федосеева-Шукшина в фильме «12 стульев» Лидия Николаевна способна передать характер мелкой взяточницы из райсовета («Взятка. Из блокнота журналиста В. Цветкова») и одинокой разведенной женщины Груши Веселовой («Позови меня в даль светлую»), колхозницы («Из жизни отдыхающих») и эксцентричного кассира цирка («Карантин»).

Начиная с середины 2000-х годов актриса стала редко появляться на экране, посвящая время и силы работе в фонде памяти легендарного Василия Шукшина, руководство которым в последние годы передала внучке Анне. В 2005-м Лидию Николаевну выбрали президентом кинематографического фестиваля «Виват, кино России!». Общественная деятельность не помешала артистке сыграть в крупных проектах — комедийной мелодраме «Женить миллионера!» и криминальной драме «Сердце матери».

Одной из последних работ в кинематографе стала роль актрисы в мелодраме «Линия Марты». В фильме речь пошла о трогательной истории влюбленности подростка Юры, жителя блокадного Ленинграда, оставившего память о нежных чувствах к девочке Марте в виде текста на стене своей квартиры.

Лидия Федосеева-Шукшина и ее дочь Мария Шукшина Письмо со словами прощения нашли две современницы — мать Ольга (Мария Аниканова) и дочь Наташа (Ольга Красковская), которые решили разыскать ту самую Марту. Лидия Николаевна предстала в фильме в образе одной из женщин по имени Марта, на которых выходят две сыщицы.

Еще одна лента появилась в фильмографии Лидии Николаевны в 2018 году. Это британский сериал, созданный по мотивам книги журналиста Миши Гленни «МакМафия: серьезно организованная преступность» — «Макмафия». Картина рассказывает о боссе русской мафии, эмигрировавшем из России в Великобританию. Он всеми силами старается дистанцироваться от прошлого, но его все равно настигают русские бандиты, а к ним присоединяются наркоторговцы из Мексики и Пакистана.

Федосеевой-Шукшиной достался образ матери могущественного члена русской мафии Вадима Калягина (Мераб Нинидзе). Ее дочь Мария Шукшина сыграла мать главного героя Алекса Годмана (Джеймс Нортон).

Школьный роман

Василий Шукшин в юности.

Ему было 15 лет, когда в Сростки переехала семья Шумских из Березовки. Их 14-летняя дочь Мария появилась в сельской школе и сразу завоевала симпатии противоположного пола: стройная, красивая, с волнистыми светлыми волосами и ямочками на румяных щеках. Благодаря дяде, присылавшему посылки семье с Дальнего востока, Мария всегда была очень хорошо одета

Но внимание ровесников привлекал, скорее, её характер. Девушка никогда не повышала голос, всегда была сдержана и вежлива

Мария Шумская.

Неудивительно, что Василий Шукшин оказался в числе её поклонников

А Мария неожиданно для всех именно на него обратила своё внимание. Испытывая взаимную симпатию, молодые люди, тем не менее, не решались открыться друг другу

Переглядывались на сельских посиделках, играли в карты в клубе, но дальше дело никак не шло.

Василий Шукшин в юности.

Однажды, после очередных посиделок, Маша в одиночестве возвращалась домой. Она чувствовала, что за ней кто-то идёт, но виду не подавала: бояться в селе некого. Её сердечко билось в ожидании того момента, когда тайный провожатый откроется. И надеялась увидеть Василия. Девушка уже почти дошла до дома, когда перед ней вдруг появился он. Крепко обнял, а она доверчиво прильнула к его груди. И закружили их настоящие чувства. Были долгие разговоры до утра на скамейке, прогулки по берегу, совместные мечты. Им было хорошо вместе и, казалось, впереди вся жизнь.

https://youtube.com/watch?v=r5Zh8jZ6TTM

Василий Шукшин

Искра между Василием Шукшиным и Лидией пробежала на съемках фильма 1964 года «Какое оно, море?». Между ними было так мало общего, но огонь страсти бушевал вовсю. В том же году Федосеева стала женой актера. Ради семейного счастья Василий пошел на хитрость. На момент знакомства он был женат, и супруга, жившая в алтайском поселке, наотрез отказывалась разводиться. И тогда Шукшин сделал вид, что потерял паспорт — и в загс явился с новеньким документов без лишних штампов.

Жизнь с заслуженным артистом была нелегкой: тот часто прикладывался к рюмке, а в пьяном угаре был невыносим. Но именно Шукшина актриса называет любовью всей своей жизни. В браке родились две дочери: Мария и Ольга. Творческий и семейный тандем продлился 10 лет, до самой смерти актера в 1974 году. После похорон Лидия взяла двойную фамилию — чтобы зритель не забывал, чьей музой она была.

Лидия и Василий с дочерьми

ЖЕНАТ НА ДВОИХ

Лидии Чащиной сейчас 79, она живет на Украине. Всего пять лет женщина была замужем за Василием Шукшиным, но воспоминаний хватило на всю жизнь.

– Мучительно больно вспоминать, какой паскудой был этот великий Шукшин в семейной жизни. Ни одной женщине, говорящей, что испытала с ним счастье, не поверю! – говорит она.

Познакомилась с Шукшиным Лидия, когда ей было всего 17 и она только начинала учиться во ВГИКе. Василий был на 12 лет старше и покорил ее «своим животным инстинктом, наглостью, взял и не отпускал». Роман быстро перерос в брак. Причем Лидия тогда знать не знала, что ее муж… уже женат. Выяснилось это случайно, года через два после свадьбы.

Оказывается, в родном селе Шукшин женился на школьной учительнице. Потом уехал в Москву и потребовал развода. Но Мария Шумская, которая его безумно любила, разводиться отказалась. Тогда Шукшин просто взял, да и потерял паспорт. И с чистой совестью сделал предложение Лиде…

– Глаза мои открылись, когда я нашла у Шукшина в чемодане горькие письма Марии – он их перевязанными хранил. Это было потрясение! – вспоминает Чащина. – Слезы застилали глаза, тело сотрясали рыдания.А Вася, застав меня в таком состоянии, зло процедил: «Да, я женат. Зачем ты рылась в моем чемодане? Нехорошо». А жить со мной три года и скрывать, что женат, это, выходит, хорошо?

Фильмы

В 1957 году Федосеева приехала в Москву и поступила во ВГИК. Девушка попала к Тамаре Макаровой и Сергею Герасимову. Результат наставничества мастеров и талант молодой актрисы страна увидела уже через 2 года. Студентка снялась в замечательной картине «Сверстницы», которую с удовольствием посмотрели миллионы советских зрителей. Роль Тани принесла петербургской артистке всесоюзную популярность. Хотя настоящая слава была еще на подходе — творческую биографию актрисы полностью изменили съемки в одном фильме.

Работая на площадке кинокартины «Какое оно, море?», Лидия познакомилась с будущим мужем Василием Шукшиным. Последующий брак и творческое сотрудничество оказались успешными.

Вместе с мужем Федосеева-Шукшина снялась в фильмах «Печки-лавочки» и «Странные люди». Потом были «Даурия» и «Калина красная». В большинстве названных лент актриса сыграла деревенских женщин, сильных духом, но по-женски слабых. Она обладала невысоким ростом (163 см), характерной фигурой и русой косой, поэтому перевоплощалась в героинь органично, без натяжки. Примечательно, что образы крестьянок артистке, родившейся и выросшей в городе, давались легко.

Лидия Федосеева-Шукшина, ее муж Василий Шукшин и дочери Мария и Ольга В 1974 году, после скоропостижной кончины мужа, Лидия Николаевна взяла двойную фамилию Федосеева-Шукшина. Актриса продолжила сниматься, но такой славы, как кинохиты «Печки-лавочки», «Калина красная» и «Они сражались за родину», не принесла больше ни одна кинолента в ее фильмографии.

Тем не менее в коллекции артистки (десятки ролей в театре и кино) есть ленты, любимые миллионами советских зрителей. Федосеева-Шукшина блестяще сыграла мадам Грицацуеву в экранизации «12 стульев». Роли в картинах «На златом крыльце сидели», «Виват, гардемарины!», «Хождение по мукам» и «Грехи наши» оказались яркими и колоритными.

Многие поколения советских и российских киноманов до сих пор с удовольствием пересматривают картину «Шофер на один рейс», где знаменитость снялась в главной роли вместе с Олегом Ефремовым. Еще один фильм, который стал открытием года, — «Вам и не снилось», где Федосеева-Шукшина с Альбертом Филозовым сыграли супружескую чету, родителей главного героя Ромки.

В 1984 году Лидия Николаевна стала народной артисткой РСФСР. За время кинокарьеры она не раз перевоплощалась в дам высшего света («Маленькие трагедии», сериал «Петербургские тайны»), императриц («Демидовы», «Графиня Шереметева», «Вечера на хуторе близ Диканьки»), партийных работниц («Красиво жить не запретишь»), а также учительниц («Талисман») и даже заведующую детским садом («Предел желаний»).

Лидия Федосеева-Шукшина в фильме «12 стульев» Лидия Николаевна способна передать характер мелкой взяточницы из райсовета («Взятка. Из блокнота журналиста В. Цветкова») и одинокой разведенной женщины Груши Веселовой («Позови меня в даль светлую»), колхозницы («Из жизни отдыхающих») и эксцентричного кассира цирка («Карантин»).

Начиная с середины 2000-х годов актриса стала редко появляться на экране, посвящая время и силы работе в фонде памяти легендарного Василия Шукшина, руководство которым в последние годы передала внучке Анне. В 2005-м Лидию Николаевну выбрали президентом кинематографического фестиваля «Виват, кино России!». Общественная деятельность не помешала артистке сыграть в крупных проектах — комедийной мелодраме «Женить миллионера!» и криминальной драме «Сердце матери».

Одной из последних работ в кинематографе стала роль актрисы в мелодраме «Линия Марты». В фильме речь пошла о трогательной истории влюбленности подростка Юры, жителя блокадного Ленинграда, оставившего память о нежных чувствах к девочке Марте в виде текста на стене своей квартиры.

Лидия Федосеева-Шукшина и ее дочь Мария Шукшина Письмо со словами прощения нашли две современницы — мать Ольга (Мария Аниканова) и дочь Наташа (Ольга Красковская), которые решили разыскать ту самую Марту. Лидия Николаевна предстала в фильме в образе одной из женщин по имени Марта, на которых выходят две сыщицы.

Еще одна лента появилась в фильмографии Лидии Николаевны в 2018 году. Это британский сериал, созданный по мотивам книги журналиста Миши Гленни «МакМафия: серьезно организованная преступность» — «Макмафия». Картина рассказывает о боссе русской мафии, эмигрировавшем из России в Великобританию. Он всеми силами старается дистанцироваться от прошлого, но его все равно настигают русские бандиты, а к ним присоединяются наркоторговцы из Мексики и Пакистана.

Федосеевой-Шукшиной достался образ матери могущественного члена русской мафии Вадима Калягина (Мераб Нинидзе). Ее дочь Мария Шукшина сыграла мать главного героя Алекса Годмана (Джеймс Нортон).

Михаил Агранович – сложно быть мужем вдовы Шукшина

Первый год вдовства достался актрисе нелегко. Ничто не могло утешить скорбь, которая поселилась в ее сердце. Федосеева-Шукшина погрузилась в молитвы и депрессию. Она даже чуть было не ушла в монастырь, и только мысль о маленьких дочерях остановила ее от этого шага. Актриса вглядывалась в каждого мужчину, пытаясь отыскать в них черты Василия Макаровича. И совсем скоро она нашла нового избранника. Им стал известный оператор Михаил Агранович.

Жизнь в этом браке для обоих супругов оказалось нелегкой. Федосееву-Шукшину обвиняли в том, что она опорочила память всенародно любимого писателя, артиста и режиссера. С момента его ухода из жизни едва миновал год, а вдова уже поспешила устроить свою личную жизнь. Упреки достались и на долю Аграновича. Злые языки утверждали, что он пытается прославиться и построить свою карьеру на имени великого Шукшина. Брак актрисы и оператора продержался девять лет, а затем супруги разошлись.

Сложный период в жизни

ВГИК дал актрисе не только одну из главных ролей, но и первого супруга. Им стал украинский актер В. Воронин. Он снимался в таких кинолентах, как «Иванна», «Сон», «Первый эшелон», «Кочубей»… А познакомились молодые люди в институте. Это знакомство переросло в бурный роман, который, в свою очередь, стремительно увенчался официальным браком. А в 1960-м у счастливых молодоженов появилась и дочь. Ее назвали Настей.

К сожалению, рождение ребенка стало началом краха их семейных отношений.

Лидия разрывалась между тремя городами. В Москве она работала и продолжала учиться в институте. В Питере находилась ее маленькая дочь. Ее забрали родители актрисы. В Киеве трудился супруг. В результате, живя на расстоянии, молодожены начали отвыкать друг от друга.

Кроме того, через некоторое время к неприятным последствиям этого периода добавилось и то, что Лидия была отчислена из института за систематические прогулы занятий. Муж был вынужден просить за супругу у декана актерского отделения ВГИКа. К счастью, жену восстановили в вузе.

К этому моменту молодые люди продолжали находиться в разных городах. По сути, их брак уже стал чистой формальностью. И вскоре они официально перестали быть мужем и женой.

После бракоразводного процесса дочку забрала мама Воронина. Позже Лиде вообще не давали увидеться с ребенком. Спустя годы моральная рана актрисы, конечно, затянулась, но теперь она сама перестала поддерживать отношения с дочерью…

Польская работа

Как бы то ни было, Лидия Федосеева-Шукшина считает, что лучшая работа в ее кинокарьере – это польская лента под названием «Баллада о Янушике». Фильм был снят еще в 1988-м. Она вспоминала, что эту работу практически никто не знает до сих пор. Дело в том, что в те времена картину один раз показывали по телевидению. При этом транслировали ее летом, в выходные, то есть когда большинство людей отдыхали на своих дачах.

Тем не менее после премьеры актриса получила все возможные премии Польши за данную работу. К тому же на съемках она была единственной русской актрисой. А часть польских исполнителей решили не играть по той причине, что режиссер являлся коммунистом.

Дебют киноактрисы

Среди них был и маститый кинопостановщик Анатолий Граник. Именно он предложил сняться юной школьнице в своей картине «Максим Перепелица». Будущая актриса не упустила предоставленный шанс, и лента в результате стала ее настоящим актёрским дебютом. В фильме она сыграла эпизодическую роль лаборантки. Конечно, ни акулы пера от кино, ни зрители практически не заметили молодую актрису

Ибо их внимание поглощала великолепная игра Л. Быкова

Лиде еще раз удалось сыграть маленькую роль. Речь идет о легендарной киноленте «Два капитана». Как бы то ни было, будущая актриса, снявшись на тот момент в эпизодах, уже отчетливо поняла, кем в дальнейшем ей хотелось бы стать…

Дочь Екатерина

Вопрос, сколько детей у Шукшина, живо интересовал его поклонников всегда. Первая женитьба Шукшина также пришлась на 50-е годы. Еще до отъезда в Москву Василий расписался с односельчанкой Машей Шумской. Девушка была его коллегой — школьной учительницей. Но брак распался практически на следующий день. Жена наотрез отказалась ехать в столицу. Шукшин не стал менять своих планов и расстался с Марией.

За съемками, работой и учебой пролетело несколько лет. Однажды на встрече молодых литераторов в 1963 году уже достаточно известный молодой актер и сценарист познакомился с критиком Викторией Софроновой. Разгорелся бурный роман, через некоторое время у пары родилась дочь. Первого ребенка Василия Макаровича назвали Екатериной.


Екатерина Шукшина — дочь Василия Шукшина в детстве

Однако совместная жизнь Василия с Викторией не сложилась. Маленькую Катю он навещал, как только выдавалось свободное время. До конца жизни, как та вспоминает, он бывал у них с мамой и помогал материально. Дома много лет висел на стене портрет отца, но старшая дочь помнит Шукшина не только по фото.

Екатерина Шукшина сейчас

Сейчас старшей дочери Василия Макаровича 55 лет. Екатерина Шукшина проживает в Москве, далека от публичной жизни. Она филолог, профессиональный переводчик и литературный критик. Трепетно относится к творческому наследию отца, заботится о развитии Дома-музея отца в его родных Сростках на Алтае. Супруг Екатерины — немецкий журналист и политолог Йенс Зигерт.


Екатерина Шукшина

Первые роли

Актерская карьера Федосеевой началась с эпизодических ролей. Режиссер Анатолий Граник заметил талантливую девочку еще школьницей и без колебаний пригласил ее сыграть в своей новой ленте.

«Максим Перепелица» — так назывался фильм, в котором Лидия снялась в первый раз. Она сыграла эпизодическую роль лаборантки и всего на несколько минут появилась на экране. До этой работы Федосеева формально уже имела съемочный опыт (кинолента «Два капитана») — но он был довольно коротким и мало что дал начинающей актрисе.

Первые роли, пусть и эпизодические, Лидия Николаевна вспоминает с теплотой. Ведь, может быть, именно они помогли ей окончательно определиться с выбором профессионального пути.

Новый этап в биографии актрисы начался в 1957 году. 1957-й — год поступления во Всесоюзный институт кинематографии, где она совершенствовала профессиональные навыки в актерской студии преподавателей вуза Герасимова и Макаровой. Работы талантливой студентки не остались незамеченными.

Спустя два года имя Федосеевой становится известным в мире советского кинематографа: она сыграла роль девушки Тани в ленте «Сверстницы». По общему мнению, она сложилась как актриса и подавала надежды стать звездой телеэкрана. Однако настоящее народное признание было еще впереди.

Лидия Федосеева-Шукшина стала известной благодаря исполнению роли Тани в фильме «Сверстницы»

Детство и юность

Лидия Николаевна родилась в сентябре 1938 года в Ленинграде. Предположительно, она русская, но точных сведений о национальности артистки в Сети нет.

О родителях мало сведений. Известно только то, что семья благополучно сумела пережить блокаду Ленинграда. После войны Лидия отправилась учиться. Девочке повезло попасть в старейшую школу города «Петришуле». Еще в начальных классах она почувствовала интерес к актерству, посещала драмкружок при ленинградском Доме кино. Здесь Федосеева впервые вышла на сцену, играя роли в детских спектаклях.

Лидия Федосеева-Шукшина в молодости На одну из таких любительских постановок заглянул режиссер Анатолий Граник. Постановщик заметил талантливую девочку и предложил перевоплотиться в лаборантку в картине «Максим Перепелица». Еще одну эпизодическую роль юной артистке повезло сыграть в картине «Два капитана». Несмотря на то, что Лида снялась только в эпизодах, она получила первый опыт работы в кинематографе и поняла, кем хочет стать в будущем.

Детство и юность

Будущая актриса появилась на свет 25 сентября в 1938 году. Ее родным городом является Ленинград. Ее родителями были Зинаида и Николай, который прошел всю войну. Они жили в коммунальной квартире. У Лидии было два младших брата, Герман и Анатолий.

Лидия училась в общеобразовательной школе № 217 (или Петришуле) с 1946 года. Девочку увлекало актерское мастерство, по этой причине в свободное время она посещала драматический кружок в Доме кино. Она была постоянной участницей детских спектаклей.

После окончания школы девушка отдала предпочтение творческой профессии и поступила во ВГИК, став его выпускницей в 1964 году.

Лидия в молодости

«Бросай киношку, ты же писатель»: рассказы, романы и пьесы

Василий Шукшин за работой. Иллюстрация из книги Алексея Варламова «Шукшин» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015


Слева направо: Василий Шукшин и актер Владислав Стржельчик, актер Александр Кузнецов, режиссер Георгий Товстоногов, актер Ефим Копелян на репетиции спектакля «Энергичные люди» в Ленинградском Большом драматическом театре. Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина, Сростки, Бийский район, Алтайский край


Слева направо: Василий Шукшин и Василий Белов. Вологодская областная универсальная научная библиотека, Вологда

Писательская карьера Василия Шукшина развивалась параллельно с актерской и режиссерской. В 1963 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник писателя — «Сельские жители», а спустя несколько месяцев в журнале «Новый мир» опубликовали рассказы «Гринька Малюгин» и «Красный водитель».

За несколько лет сотрудничества с «Новым миром» Шукшин опубликовал в нем семь подборок рассказов, в которые вошли произведения «Волки», «Чудик», «Материнское сердце» и другие. Несмотря на это, критика почти не реагировала на творчество писателя. Главный редактор журнала «Новый мир» Александр Твардовский писал о Шукшине: «Ухо у него поразительно чуткое, авторская речь послабей». Литературный критик Эдварда Кузьмина о его персонажей и «жизненное чутье, зоркость, пластичность» прозы.

В 1963 году в «Новом мире» отказались публиковать роман писателя «Любавины» из-за большого объема и сложной темы — книга рассказывала о годах Гражданской войны. Первая часть произведения вышла в 1965 году в журнале «Сибирские огни», а спустя несколько месяцев ее напечатали отдельной книгой. В основу «Любавиных» легли семейные предания и истории старожилов села Сростки о годах Гражданской войны и коллективизации. В конце 1960-х Шукшин написал вторую часть книги, но ее рукопись обнаружили и опубликовали только после смерти писателя.

В эти годы у Шукшина появились близкие друзья среди писателей: он общался с Виктором Некрасовым, Беллой Ахмадулиной, Василием Беловым. Поэт Василий Белов писал Шукшину: «Бросай киношку, ты же писатель… <…> Не слушай никого, только пиши, пиши, пиши. <…> Я глубоко убежден в том, что первооснова всего — литература»</…></…>.

Сценарий фильма о восстании Степана Разина Шукшин использовал как основу будущего романа. Произведение он завершил еще в 1969 году — к 300-летию разинского восстания, однако напечатали его в 1971 году, в журнале «Сибирские огни».

В 1971 году Шукшин написал пьесу «Энергичные люди» о жизни работников торговли, которую поставили в ленинградском Большом драматическом театре и Театре им. В. Маяковского. Он говорил в интервью «Литературной газете» после премьеры спектакля: «Мне казалось, что театр — менее гибкое, более громоздкое, чем кино, какое-то неповоротливое искусство, а оно, оказалось, вышагнуло вперед и уже копается в вопросах, которые кинематограф еще не одолел». Однако пьесу посчитали неудачей. Георгий Товстоногов, который тогда руководил Большим драматическим театром, вспоминал: «Правды ради надо сказать, что «Энергичные люди» — в общем-то сценический фельетон, в нем Шукшин не достиг глубин собственной прозы».