Желанная покупка. как люди в ссср позировали на фото со своим первым телевизором: популярные модели устройств

Кто изобрёл первый телевизор

Мечта о передаче изображения и картинки захватила умы человечества еще в 19-м веке.

Ранние разработки в этом направлении принадлежат немецкому инженеру Паулю Нипкову. Он уже в 1884 году создал первый механизм по воспроизведению изображений. В истории науки даже сохранилось техническое решение, которое так и называется «диск Нипкова». Пример того, как работает эта система, можно найти в видеоролике

В советской истории есть несколько важных событий, которые заложили фундамент для создания и развития системы телевещания:

  • 1900 год – предложена идея телевидения с передачей цвета по принципу трехкомпонентной системы. Сделал это Александр Полумордвинов – инженер и технолог.
  • 1911 год – первый публичный запуск изображения на телевизоре. Его провел Борис Рогозин в Санкт-Петербурге.
  • 1926 год – разработка телефота (еще одного устройствоа для передачи картинки). Изобретателем решения стал Борис Грабовецкий, однако до применения устройство он не довел, так как пару лет спустя программу его изысканий свернули.
  • 1931 год – вышла телепередача, которая стала первой трансляцией в СССР.
  • 1932 год ознаменован выпуском телевизора модели «Б-2», он стал пионером в серийном производстве. Работало устройство в паре с радиоприемником. Телевизионный экран в здесь был совсем крошечным – 3 на 4 сантиметра и то за счет применения увеличивающей линзы.
  • 1938 год – запуск первых телевизионных трансляций для широкого вещания. Телевизоры выпускались нескольких видов и работа их привязана к географическим точкам. В это время стандарты телецентров были разными (отдельные для Москвы и Ленинграда).
  • 1940 год – появляется первый универсальный телеприемник «17ТН-1», выпускаемый серийно.
  • 1967 год – на советских экранах телевидении появляется цвет вместе с моделями серии «Радуга» и «Рубин».

Как обстояло дело в Советском Союзе

В 1933 году завод имени Козицкого наладил производство серийных телевизоров Б-2. Продукт ленинградского производства имел деревянный корпус и размер экрана 4х3.

На корпусе располагались регуляторы, управляющие частотой импульсов, амплитудой и мотором. Встроенный двигатель задавал вращение диску Нипкова. Данная модель являлась относительно небольшим по размерам приложением к радиоприемнику. Прием звука мог происходить только при подключении другого устройства по приему радиоволн, настроенного работать на другой частоте.

Первые телевизоры в СССР, Б-2, расходились быстро, невзирая на значительную цену в 235 рублей. Модели часто предлагалось собирать своими силами из купленного комплекта деталей.

Развитие электронных телевизоров в СССР началось с 30-х годов. Параллельно со Зворыкиным патентную заявку на кинескоп подавал советский гражданин Катаев Семен.

Электромагнитные трубки Катаева имели магнитный принцип фокусировки. Конструкция такой трубки была проще, потому что система фокуса располагалась за пределами прибора. Фокус на такие трубки передавался с помощью магнитных катушек. Лишь к 70-м годам XX трубки с электростатической фокусировкой сравнились по качеству результатов с трубками Катаева. Качественное отставание было обусловлено тем, что трубки с магнитной фокусировкой, в отличие от трубок с электростатической, использовали весь идущий от катода ток.

В 1936 году свет увидел прибор супериконоскоп, или трубка Шмакова-Тимофеева. Два исследователя, по имени которых назван прибор, изобрели особую конструкцию устройства. Трубка использовала электронно-оптический способ перенести картинку с фотокада на мишень. Так называемая «вторичная эмиссия» заставляла металлы активно выделять электроны во время усиленной бомбардировке их поверхности первичным потоком частиц. Эта технология позволяла накапливать заряд и проецировать электроны на мишень.

Супериконоскоп был так эффективен и популярен, что британские и немецкие компании пожелали выпускать аналогичную продукцию. Они обращались с запросом на получение патента, но советский Комитет по изобретениям выдал отказ.

Кто и когда создал первый цветной телевизор?

Инженерная мысль не стоит на месте и опыты по трансляции цветового решения предпринимались ещё в то время пока шли разработки механического телевидения. Первые изобретения, помогавшие решить эту проблему. В частности, были запатентована технология разложения сигнала с помощью перемещающейся призмы, её автор Ян Щепаник. Немалый вклад внёс и Ованес Адамян, который занимался вопросами создания двухцветного телевидения. Следует напомнить, что эти работы проводились в самом конце XIX века. В то же время, российский исследователь Полумордвинов оформил патент трансляции цвета при содействии механического сканера. Но не смотря на активность исследователей реально действующих образцов создано не было до конца тридцатых годов. Первая цветная передача состоялась в Глазго.

Её провёл основатель механического телевидения Бейрд. В основе этой трансляции был использован метод в поочерёдной трансляции трёх основных цветов. Для передачи был использован диск Нипкова, с тремя рядами спиральных отверстий, которые были закрыты светофильтрами красного, зелёного и синего цветов.

На приёмнике был установлен прибор, который синтезировал изображение с использованием таких же дисков. Пробный показ цветного телевидения был проведён в 1938 г. Надо понимать то, что такая телевизионная система отличалась несовершенством и не получила массового развития.

Как выбрать плоский телевизор

Для начала следует определиться, какие из технических характеристик являются наиболее важными для телевизора.

К ним относятся следующие три:

  • разрешение;
  • частота обновления экрана;
  • тип подсветки.

Объясним про каждый из них подробнее.

Разрешение

Представленные на рынке модели ТВ, оснащены одним из трех стандартов разрешения: HD, Full HD, Ultra HD и 8K. Самыми лучшими из них являются телевизоры UHD, но и стоят они порядком дороже.

Поэтому, не имея достаточной суммы, лучше остановить свой выбор на втором – Full HD. Этот стандарт продержится еще довольно долго на рынке, да и контент под него проще найти.

Частота обновления экрана

Тут стоит придерживаться простого правила «быстрее, значит лучше». Качество изображения напрямую зависит от того как часто будет обновляться картинка. Для комфортного просмотра динамичных сцен этот параметр должен быть не ниже 120 Гц.

Тип подсветки

QLED – разработка компании Самсунг. Появилась она на рынке в 2019 году и сразу стала конкурентом OLED дисплеев. Цена на телевизоры Samsung с QLED дисплеем заоблачно высока, но качество изображения на высоте.
К второстепенным, но немаловажным параметрам относится акустика. Именно она является «ахиллесовой пятой» у плоских моделей, поскольку чисто физически невозможно вставить в тонкий корпус хорошие динамики. Сделать это удалось инженерам компании Сони.

Они нашли интересное решение – вставили акустику не по бокам дисплея, как все остальные производители, а позади него. Оценить качество звука телевизоров Sony можно на модели Bravia A1.
Плоские телевизоры быстро развились и вытеснили с рынка все остальные. С каждым годом они становятся все тоньше и больше, сохраняя и даже улучшая при этом качество выводимого на экран изображения.

Предпосылки к появлению телевидения

Назначение первых устройств для передачи изображения было сугубо практичным. Известность такие аппараты приобрели только тогда, когда прибор использовался полицией для передачи портрета преступника.

Нельзя точно определить, в каком году создали первый телевизор и был запущен процесс развития технологии. Фантасты начинают предвосхищать его появление задолго до выхода первых действующих моделей. Достигнуть результата было возможно только благодаря огромному количеству осуществляемых в мире одновременно открытий и изобретений.

В 1880 году ученый Порфирий Бахметьев предложил перспективную технологию передачи изображения на расстояния.Картинку предлагалось разложить на составляющие элементы и подавать на приемник в виде отдельных сигналов; а затем при помощи специального устройства собирать воедино.

Возможно, создан был первый телевизор в 1884 году. Тогда Пауль Нипков изобрел устройство для сканирования изображения и его последующего отображения на экране.

Так называемый «диск Нипкова» покрыт расположенными по спирали отверстиями на поверхности. Через них объектив транслировал свет – только одну точку, при помощи одной лампы. Для устройства Нипкова этого было достаточно. Ускоренное вращение диска заставляло пятна света сливаться в цельное изображение. Эта технология работает за счет инерционной особенности восприятия глаз человека, способности складывать в единую картинку воспринятое взглядом остаточное свечение.

Диск обладал существенным недостатком – он давал слишком маленькое изображение. Для того, чтобы на первых телевизорах создавалась картинка площадью не более чем поверхность спичечного коробка, требовался «диск Нипкова», достигающий 40 сантиметров в диаметре.

Повсеместного распространения эта технология не получила и в рядовую жизнь граждан не вошла. Только в 1924 году эксцентричный ученый Джон Лоуги Бэрд ознакомил общественность со своей действующей моделью первого механического телевизора, построенного с использованием диска Нипкова.

Система давала изображение со скоростью 5 кадров в секунду, по 30 столбцам. Исследователь был воодушевлен и вложил усилия в дальнейшее развитие проекта. В следующие годы была увеличена частота смены кадров, добавлена технология трансляции цветного изображения. Бэрд был тем, кто изобрёл телевизор в его механической вариации и внес существенный вклад в остальные направления исследований.

Разработки Джона Бэрда активнее всего использовались в США до 1936 года. Начиная с 1937, механический телевизор оказался полностью вытеснен электронными системами передачи изображения. Бэрд принес огромный вклад в историю развития телевидения и активно способствовал распространению технических достижений в этой сфере. После выхода из употребления механического телевидения, Бэрд способствовал эволюции электронных телевизионных систем. В частности, еще в 1939 году он продемонстрировал способности электронно-лучевых трубок передавать цветное изображение, а в 1944 представил электронный цветной экран собственной разработки.

Оставьте заявку и получите скидку 15% на первый ремонт!

Оставить заявку

Типы плоскопанельных телевизоров

По типу дисплея выделяют 3 вида телевизоров с плоской панелью:

  1. Жидкокристаллические. К ним относятся телевизоры LCD, изображение в которых формируется за счет миллионов пикселей, жидкие кристаллы при этом пропускают свет от ламп. Освещение их пикселей занимает некоторое количество времени, поэтому работа такой модели ТВ может терять четкость и искажать цвета при их изменении. LED-телевизоры имеют другой вид подсветки и меньшую толщину панели. За счет светодиодов цветопередача в них намного лучше, а энергопотребление ниже.
  2. Плазменные. Эти модели имеют абсолютно другую технологию показа картинки. Дисплей состоит из большого количества ячеек, которые наполнены редкими газами. Электрический ток создает напряжение, и ячейка начинает светиться. Благодаря люминофору свет формируется в тот или иной оттенок. Модели таких устройств имеют большие диагонали по причине внушительных размеров ячеек и потребляют много энергии. По яркости они уступают первому виду плоскопанельных телевизоров.
  3. OLED. Такие типы телевизоров появились в 2012 году. Матрица устройств состоит из диодов, которые излучают свет самостоятельно. Такие модели показывают идеально насыщенный черный цвет, они выигрывают перед остальными видами по яркости и контрастности. OLED-телевизоры сегодня стоят довольно дорого и имеют небольшой срок службы матрицы. Сегодня модели таких ТВ выпускают фирмы Samsung и LG.

Если говорить о других характеристиках ТВ, то будущее за HD. Сегодня поставщики цифрового телевидения расширяют список каналов в высоком разрешении. Поэтому стоит «идти в ногу» со временем и приобретать современные устройства для просмотра любимых программ и фильмов, конечно, исходя из своих возможностей.

Современное состояние рынка телевизоров

Начиная с 1980-х годов пальму первенства в плане массового внедрения новейших технологий берет себе компьютерная техника, позднее – мобильные устройства. Тем не менее, ряд устройств применяется и для телевизоров: ЖК-матрицы, цифровые процессоры высокочастотного типа, стандарты разложения изображения, передачи сигналов.

Сегодня телевизор смело можно называть культурой. Он показывает десятки, сотни каналов с разным контентом, причем с высоким качеством картинки и звука. Достаточно нажать кнопку на пульте – и любые мировые новости отобразятся на экране. И не стоит забывать об интернете – эта технология дополняет телевидение.

Производители телеприемников выпускают новые модели, которые поражают как своим дизайном, так и качеством изображения – оно настолько четкое, что возникают сомнения, не реальность ли это. При этом цена на технику остается доступной. Одним словом, телевидение, хоть о нем и ведется много споров, не спешит сдавать позиций.

Телевещание прошло серьезный путь, пока не стало тем, чем его принято считать сегодня. Конкретной даты создания телевизора нет – над этой техникой работали многие ученые со всего мира. Но разработки на этом не заканчиваются. Хоть сейчас и есть четкий звук, детализированная цветная картинка, крупные компании продолжают внедрять в свои устройства новые технологии.

Изобретение и использование ЭЛП

По сути, современная история развития телевизора и телевидения начинается с ЭЛП. Электронная пушка представляет собой специальный прожектор, который концентрирует и направляет электроны на принимающее устройство. Пушка способна осуществлять сканирование светочувствительной мишени, которая в свою очередь накапливает электрические заряды, передаваемые от изображения, спроецированные на нее.

Создание электронной пушки ознаменовало начало эры современного телевидения. Принцип работы ЭЛП заключается во взаимодействии катодов и фотокатодов. Итак, катод — это электрод, проводящий электричество в электронно-лучевой пушке. Отрицательные катоды получили название фотокатодов. Для их создания используются специальные чувствительные к свету вещества, которые отличаются высокими токопроводящими свойствами. Принцип взаимодействия катодов и фотокатодов основан на внешней фотоэффекте, изобретателем которого является Генрих герц.

Впервые катодные лучи были открыты в пятидесятых годах прошлого века. Именно в этот временной период начали широко использоваться люминофоры — особые химические соединения, которые способы не только поглощать, но и отдавать свет. Технология взаимодействия катодных лучей и люминофорами легла в основу электронно-лучевых приборов.

Люминофоры тонким слоем наносятся на внутреннюю поверхность прозрачной трубки, на которую от катодного излучателя передается энергия, что заставляет ее светиться. Данная разработка на протяжении нескольких десятков лет применялась при производстве различных видов телевизионных трубок и всевозможных электронно-лучевых приборов. Наиболее известным электронно-лучевым устройством стал кинескоп.

Ремонт телевизоров на 30% ниже

чем в сервисных центрах у дома

Заказать ремонт

Вплоть до девяностых годов двадцатого века электронно-лучевые трубки использовались отечественными и зарубежными предприятиями для выпуска и поставки на рынки телевизоров, мониторов и проекторов. Кинескопы способны преобразовывать получаемые электрические сигналы в световой луч, который под воздействием люминофоров формирует часть демонстрируемого изображения

В истории телевизоров изобретателем кинескопа считается Борис Розинг, который представил передовую для своего времени технологию, еще в 1911 году. Именно Розинг смог с научной точки зрения обосновать принципы работы электронно-лучевой трубки и добиться трансляции картинки с помощью построчной передачи световых лучей. Однако, человеком, который придумал и воплотил в жизнь идею телевещания, является Владимир Зворыкин.

Имея российское происхождение, Зворыкин был вынужден эмигрировать в США. В 1923 году, ученый запатентовал в Америке заявку на телевидении, в основу которого лег электронный принцип. В 1929 году изобретатель запустил производство вакуумные трубки для приема изображения, которые получили название кинескоп конструкции Зворыкина.

В 1940-х года ученый продолжил исследования, в ходе которых ему удалось разделить световой луч на синие, красные и зеленые цвета. Впоследствии это изобретение широко использовалось при создании цветного телевидения.

Как работал первый телевизор

Первый телевизор, предложенный Джоном Бэрдом, работал на основе диска Нипкова. Устройство представляло собой крупный вращающийся диск с отверстиями, расположенными от внешней окружности к центру (по спирали Архимеда). Размер транслируемой картинки был прямо пропорционален размеру диска в ограничительной рамке. Число отверстий соответствовало количеству строк на экране телеприёмника. Диск Нипкова вращался, перемещая перфорацию, вследствие чего единое изображение разделялось на строчки. Конструкция имела технические ограничения, которые не позволяли увеличить экран транслятора. Увеличивать количество отверстий бесконечно не представлялось возможным: чем больше диск покрыт перфорацией, тем меньше размер отверстий, которые должны пропускать свет на фотоэлемент. В итоге, экраны первых телеприёмников были крохотными – всего 3 х 4 см.

Малострочное телевидение позволяло транслировать телевизионный сигнал на длинных и средних волнах, благодаря чему «ловить» сигнал из Москвы могли даже в Европе. Но использование Диска Нипкова не позволяло увеличить экран даже до размера стандартного фотоснимка – в этом случае транслятор нужно было снабдить огромным двухметровым диском. А вот принцип электронного телевидения, предложенный Владимиром Зворыкиным, был ограничен частотно, поскольку картинка разбивалась на огромное количество элементов, передача которых заняла бы собой все мощности. Было принято решение транслировать телевизионные сигналы на ультракоротких волнах с диапазоном менее 10 метров. Ультракороткие волны распространяются по прямой, как и световые импульсы.

Телевизор Зворыкина работал по другой системе. В основу аппарата легли запатентованные учёным изобретения – иконоскоп (передающая электронно-лучевая трубка) и кинескоп (приёмная трубка, воспроизводящая изображение). В конце 1920-х годов идея электронного телевидения получила распространение во всём мире.

Кто и когда изобрёл плазменный телевизор

В наше время почти никто не пользуется кинескопными моделями телевизоров с выпуклым экраном. Все привыкли к плоским дисплеям, которые в народе стали называться «плазменными».

Казалось бы, плазменные модели появились не так давно, однако разработки в этом направлении начались еще в 60-х. Первый опытный образец был создан в 1964 году американскими учеными Дональдом Битцером и Гином Слоттоу. Правда долгие годы ученые занимались исследованиями в области свойств плазмы, а не цифрового вещания. Поэтому в современном виде технология добралась до домохозяйств не так давно.

Плазменный телевизор в привычном понимании этого слова появился вместе с полноценным внедрением технологии цифрового ТВ. Эта область долго оставалась за пределами внимания ученых, а ее развитие преодолело несколько этапов.

Телевидение в СССР

Первые телевизоры появились в СССР в 1939 году. Они были произведены на ленинградских заводах «Коминтерн». Основой аппарата был Нипковский диск. К радиоприемнику был подключен декодер с небольшим экраном размером 3*4 сантиметра. Приемник необходимо было переключить на частоту, необходимую для приема телевизионного сигнала. При необходимости советский зритель мог смотреть даже те передачи, которые транслировались за рубежом.

Стоит отметить, что в те времена абсолютно любой человек мог создать собственный телевизионный приемник. Подробные инструкции были размещены в журнале «Радиофронт», а необходимые запчасти можно было приобрести в специальных радиоэлектронных магазинах.

Регулярные телевизионные передачи начались в 1938 году под руководством Ленинградского экспериментального центра. Первые несколько месяцев смотреть передачи могли только жители Ленинграда и Ленинградской области, но через полгода телевизионные передачи стали доступны и столичным зрителям.

Интересно, что отдельные телецентры использовали собственные стандарты вещания, что, в свою очередь, требовало специального оборудования. Так, в Ленинграде, устройство под названием «ВРК». — Всесоюзный радиокомитет. Прибор был довольно громоздким и имел монитор 130×175 мм с 24 трубками для катодно-лучевой трубки. Всего было изготовлено около 20 приборов этого типа. Они были установлены во дворцах культуры и пионерских домах для культурного воспитания подростков.

В свою очередь, Московский телецентр использовал аппараты «ТК-1», которые были более сложными и имели 33 трубы одновременно. Только в 1938 году было выпущено около 200 таких приборов, а к началу Великой Отечественной войны в стране действовало около 2000 таких приборов.

На этом исследования в этой области не закончились, так как описанные выше модели оказались слишком сложными в использовании и технически несовершенными. В 1940 году ленинградский завод «Радист» выпустил серийный приемник 17ТН-1, который мог принимать и передавать программы, транслируемые как ленинградским, так и московским телецентрами. Всего было изготовлено и продано более 2 000 тыс. таких устройств.

Первый запатентованный проект


В конце девятнадцатого века русский изобретатель, инженер-технолог Александр Полумордвинов выдвинул предположение о возможности цветного телевидения. Ему удалось в конце 1899 года получить патент на подлинную разноцветную телевизионную систему. Эта система являлась аналогом сегодняшней. За всю историю было известно около двадцати пяти проектов передачи цвета, выдвинутых разными изобретателями. Александр Полумордвинов предложил теорию трехкомпонентного разноцветного зрения. Эта теория цветоощущения носила название Ломоносова-Юнга-Гельмгонца.

Второй бренд телевизора


Так и началась интенсивная разработка все более усовершенствованных телевизоров. Рынок цветного телевидения расширялся и теперь, выясняя, когда появились цветные телевизоры, некоторые историки называют разные даты. Но факт остается фактом – в них появлялись новые функции, менялись возможности. Компания General Electric продавала телевизоры с диагональю 15 дюймов за 1000 долларов, а Sylvania за 1150. Некоторые фирмы сдавали телевизоры в аренду. Например Emerson за первый месяц аренды брала двести долларов, а последующие обходились всего в 75 долларов. Далее встречалась цена в 795 долларов за модель с диагональю 21 дюйм. И к концу 1957 года было распродано сто пятьдесят тысяч цветных телевизоров. В шестидесятых годах было разработано множество моделей телевизоров, среди которых были «Радуга» и «Темп». В начале семидесятых годов возросло количество цветных передач в США, стоимость телевизоров значительно снизилась. В 1967 году в СССР появилась первая цветная передача стандарта SECAM, и на полках магазинов появился первый советский цветной телевизор, назывался он «Рубин-401». Он был полностью советской разработки.

Долгий путь: сколько лет цветному телевизору?

История развития телевидения началась в XIX веке и в ней пока рано ставить точку.


Пауль Нипков

В 1884 году Пауль Нипков запатентовал «Электрический телескоп» ­ один из первых телевизоров в мире. Цветная пленка известна с 1896 года.

В 1938 году Вернер Флехзиг запатентовал принцип работы цветного кинескопа, а метод передачи цветного изображения был разработан Гильермо Гонсалесом Камареной в 1940 году.

В европейских кинотеатрах цветные фильмы появились в 1941, первыми из них были «Женщины все же лучшие дипломаты» и фильм Ганса Альбера «Мюнхгаузен».

В 1953 году в США был расширен стандарт NTSC для черно-белого телевещания — он получил возможность передачи цвета, а именно в «яркость» была добавлена «цветность».


Передача «Кукла, Фрэн и Олли»

30 августа 1953 года канал NBC впервые в истории в тестовом режиме показал цветную передачу «Кукла, Фрэн и Олли» («Kukla, Fran and Ollie») через стандарт NTSC. Первой полноценной цветной передачей стала опера «Кармен», показанная 31 октября 1953 года.

Только в 1962 году был запатентован европейский стандарт PAL, который стали использовать с 1967 года. В нем применяется модель передачи цветов YUV, где Y ­ — это яркость, которую могут воспроизводить в том числе черно-белые телевизоры, а UV ­ — сигналы цвета.

В 1956 году началось развитие французского стандарта SECAM, который дебютировал в начале 1960-х годов.

Разработка многих стандартов не была результатом отсутствия научных связей между государствами, а стала частью политики: Франция хотела защитить себя от импорта во всех сферах и развивать свой собственный культурный ландшафт. А в Советском Союзе была введена альтернативная система SECAM, лишь условно совместимая с французской, чтобы свести к минимуму политическое и техническое влияние со стороны Запада.