Крупнейшие морские порты россии по грузообороту

Значение СМП для России и других стран мира

Северный Морской Путь является наиболее перспективной транспортной артерией в мире в ближайшие несколько десятилетий. Для России и зарубежных стран этот маршрут несет ряд существенных выгод:

  • значительная экономия на топливе
  • сокращение времени перевозки
  • сокращение издержек на оплату труда персонала и снижение фрахта судов
  • отсутствие платежа за проход судна в отличие от Суэцкого канала (на текущий момент)
  • низкая загруженность маршрута и отсутствие очередей
  • отсутствие пиратов

Для большей наглядности можно привести пример с топливом. Так для перехода из Европы в Китай по маршруту СМП необходимо всего около 35 дней и 600 тонн топлива, тогда как при использовании маршрута через Суэцкий канал требуется целых 48 дней и около 900-1000 тонн топлива.

5 Анапа

Популярный отечественный курорт Анапа располагается на 5 месте рейтинга. Город разместился между Таманским полуостровом и Большим Кавказом. Мощные горы с большим количеством лесной растительности гармонируют с живописными равнинами и морскими лиманами.

Годом основания современной российской Анапы считается 1781. Как и многие представители рейтинга, местность создавалась в качестве оборонительного сооружения-крепости. Изначально, территория принадлежала древнейшему народу — синдам (за несколько столетий до нашей эры). Само название города, предположительно, переводится как “материнская честь”.

Средиземноморский климат — “рай” для любителей пляжного отдыха. Засушливое и жаркое лето радует ласковыми солнечными лучами, ведь невысокие горы исключают подъем и конденсацию воды. Легкий ветерок позволяет комфортно перенести палящий зной.

Купальный сезон продолжается с конца мая по конец сентября. При этом, столбик термометра летом варьируется на отметке в +25 °C, а зимой + 2,4°C. Однако, раз в десятилетие может наблюдаться погодная аномалия — морозы свыше -20 °C.

11 Южно-Сухокумск

Одиннадцатое место принадлежит городу, расположенному в республике Дагестан, на Терско-Кумской низменности. Его название произошло от одноименной, периодически пересыхающей реки — Сухая Кума. Территориальная единица занимает площадь в 92 км2.

Южно-Сухокумск был основан в качестве рабочего поселка палаточного типа и предназначался для размещения нефтедобытчиков. Свой нынешний статус приобрел лишь в 1988 году. Местное население — русские, аварцы, лезгины, кумыки, ногайцы и прочие народности, на удивление, дружно соседствуют на одной территории.

Климат здесь можно охарактеризовать как резко континентальный. Зимой средняя температура опускается до отметки +0,2 °C. Лето довольно продолжительное и теплое, самый жаркий месяц (июль), радует значениями в +24,9 °C. За год выпадает порядка 500 мм осадков.

Увы, но местность не может похвастаться ни естественными, ни искусственными значимыми водоемами и считается весьма засушливой. Зато, имеется масса солончаковых земель, край также гордится богатыми залежами нефти. Многие эксперты называют дальнейшее развитие добывающей отрасли самым перспективным экономическим направлением в Южно-Сухокумске.

Загрязнения мирового океана в прошлом

В августе 1970 года, армия Соединённых Штатов умышленно сбросила контейнеры,
содержавшие 67 тонн нервно-паралитического газа в Атлантический океан. Хуже
всего, что место сброса было недалеко от главной артерии поддержания жизни на
земле — течения Гольфстрим. Это делает очистку ещё более необходимой.
Военно-морской флот, рыбацкие корабли, круизные лайнеры и множество прибрежных
городов используют океан, как туалет и свалку. Антисанитария — одна из важнейших
угроз здоровью всего человечества. Ухудшение здоровья, болезни и смертность
напрямую связаны с загрязнением прибрежных вод — geoglobus.ru. В одной только
Южной Азии 825 миллионов людей живёт на побережье, не имея элементарных очистных
сооружений. Не сложно понять, почему уровень содержания сточных вод у Южного
побережья Азии высочайший в мире. Добавьте к этому риск, связанный с цветением
токсичных водорослей, убивающих огромное количество рыбы и уничтожающих
коралловые рифы.

Деятельность, разрушающая экологию мирового океана, очень разнообразна.
Большие коммерческие траулеры нарушают экосистему всей поверхности дна мирового
океана. Их сети скребут по дну и убивают организмы, живущие на морском дне,
уничтожат их пищу и среду обитания. Эта экосистема является основополагающей в
процессе возобновления морских закромов. Этот процесс приносит больше вреда
морям, чем вырубка лесов земной поверхности. Один улов убивает от пяти до
двадцати процентов морских животных, и это происходит круглосуточно, без
выходных, на протяжении многих лет.

Ошибочная политика потребления создала огромные безжизненные просторы в
Мексиканском заливе, около дельты Миссисипи. Разрушительные капиталистические
методы довели моря до предела, когда крупные, хорошо воспроизводящиеся популяции
рыб находятся на грани вымирания. На протяжении веков, родные им морские
обитатели и коралловые рифы, быстро исчезают, но не естественным путём, а
потому, что их гибель предопределяет образ нашей жизни. С другой стороны,
исчезновение этих видов ставит нас самих под угрозу, исходящую от нашего
собственного безразличия и самонадеянности. Даже к самой удивительной, живой
экологической системе, мы относимся, как варвары.

Семёновское озеро: парк и геологический памятник Бараний лоб

Одно из многих озёр в здешних краях, наиболее известное из них – Семёновское озеро – находится в Ленинском районе города Мурманска. Вдоль его побережья раскинулась широкая набережная, с большим развлекательным парком и мемориальным комплексом погибшим морякам. Непосредственно в этих местах в годы Великой Отечественной шли жестокие бои.

Вид на Бараний Лоб.

Помимо прекрасно обустроенных аттракционов, центра юношеского творчества, океанариума, общества моржей, лодочной станции и красивого фонтана, на территории озера есть интересный геологический объект – скала Бараний лоб. Так назван так колоритный гранитный выступ, возникший, предположительно, более 2,5 миллиардов лет тому назад.

Поезд – более надёжный способ добраться до Мурманска, так как местный аэропорт нередко закрывается из-за нелётной погоды, в особенности зимой. Погода здесь вообще переменчива. Лето в Мурманске – это когда кто-то идёт по городу в пальто а кто-то в шортах, и никто этому не удивляется. В заключение нельзя не сказать нескольк слов о местной природе: несмотря на суровость климата, в окрестностях города очень много грибов и ягод; так много, что их можно консервировать, замораживать и сдавать в специальные пункты приёма. Вокруг живописные сопки, много водопадов, деревья небольшие (в Заполярье они не растут высокими), но красивые. Природа по-своему уникальная, своеобразная и запоминающая, как и сам город.

Что такое Северный Морской Путь

Северный Морской Путь (СМП), также известный как Севморпуть и Северный морской коридор — это перспективный морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, а также между Европой и Азией. Примечателен тем что он является кратчайшим морским путем и значительно сокращает привычные маршруты морских грузоперевозок. Так длина маршрута от Санкт-Петербурга до Владивостока через СМП составляет всего 14 000 км, тогда как по более популярному маршруту через Суэцкий канал он составляет более 23 000 км. Также данный путь выгоден по срокам доставки и длине маршрута для многих стран восточно-азиатского региона в страны западной и северной Европы. Например расстояние от порта Роттердам в Европе до порта Йокогамы в Японии через Суэцкий канал превышает 11 100 морских миль, тогда как длина маршрута по Северному Морскому Пути всего 7000 морских миль, то есть более чем на 37% короче. Северный Морской Путь выгоден и другим портам, например, путь из Гонконга, из Шанхая и из Пусана (Южная Корея) в Роттердам короче на 11%, на 24 % и на 29% соответственно.

Единственным серьезным препятствием сдерживающим развитие Северного Морского Пути для морских перевозок является сложные климатические и ледовые условия. Большая часть СМП проходит через зоны толстого многолетнего льда. Из-за этого навигация судоходства по большей части Северного Морского Пути доступно только несколько месяцев (от 2 до 5), как правило с июля по октябрь. На некоторых маршрутах с использованием  атомного ледокольного флота возможен более длительный период навигации. В перспективе ближайших 10 лет руководство России намерен увеличить ледокольный флот и довести навигацию по Северному Морскому Пути круглогодичной.

Поучаствовать в необычном забеге в Сан-Франциско!

Фото: Shiny Things (flickr)

Пусть золотые дни порта Сан-Франциско в прошлом, и сейчас он принимает, в основном, туристов, желающих полюбоваться мостом Золотые ворота с воды или посетить остров-тюрьму Алькатрас. Тем не менее жизнь города у залива тесно связана с водой, а уж веселья тут хоть отбавляй. Сан-Франциско известен своим либеральным духом, который притягивает самых разных людей — от гениев до городских сумасшедших. Увидеть их во всей красе можно во время ежегодного забега Bay to Breakers. Его часто называют забегом фриков и нудистов. Действительно, для большинства участников спортивные результаты важны намного меньше, чем возможность показаться на главных улицах города в забавном или эпатажном костюме (да, нагота до определенной степени не возбраняется). Желающих собираются десятки тысяч. Это сумасшедшая уличная вечеринка, которая могла родиться только в свободолюбивом Сан-Франциско.

Отличный отель Triton с необычным дизайном: например, один из номеров посвящен мороженому Haagen Dazs. Морозильник, набитый любимым лакомством, в комплекте. Бутик-отель Phoenix известен в городе как отель рок-н-ролла и мечта хипстера: там любят останавливаться группы The Red Hot Chili Peppers и Radiohead.

Азовское море и Черное море: основные курорты

Курорты, расположенные на берегах Азовского и Черного моря, предоставляют услуги грязелечения и минеральных вод.

Черноморское побережье может похвастаться обилием курортов. Например, город Мамая на севере Констанции представляет собой грязевой курорт, где проходит лечение заболеваний верхних дыхательных путей, опорно-двигательного аппарата, анемии и поражений нервной системы.

Курортный город Эфорие делится на две части: северную и южную. Они соединены перешейком, отделяющим Черное море от соленого озера Текиргиол.

Для всех населенных пунктов, расположенных на берегах Черного моря, характерно теплое лето и мягкая зима, поэтому на них возможен отдых круглый год.

Болгарский город Созополь, изначально созданный как рыбацкое поселение, активно развивается как курорт. Приморско — популярное место для отдыха с детьми. Другие черноморские курорты Болгарии: Золотые пески, Варна, Обзор, Солнечный берег.

Грузинский город Кобулети популярен магнитными грязями. Абхазское местечко Пицунда известно реликтовыми сосновыми рощами. Другие кавказские курорты: Уреки, Анаклия, Гагра.

Черноморские курорты России и Крыма многообразны и представлены в изобилии: Сочи, Лазаревское, Тупсе, Джубга, Геленджик, Кабардинка, Анапа, Керчь, Феодосия, Коктебель, Ялта, Алушта.

Если черноморские пляжи в основном галечные, то азовские — почти все песочные.  Крупнейшим курортом на Азовском море является Ейск.

Должанка — популярный курорт среди любителей экстремального спорта. Краснодарский населенный пункт Приморско-Ахтарск также предоставляет большой спектр услуг активного времяпрепровождения. Кроме этого, в этом городе Азовское море самое теплое.

Казачья станица Голубицкая, расположенная в Краснодарском крае, популярна грязелечением. Крымские курорты, принадлежавшие акватории Азовского моря, представлены небольшими и очень уютными городами и поселками.

Похвастаться азовскими курортами может и Украина. Ее главное богатство на побережье Черного моря — город Бердянск и его окрестности. Там туристов ждут не только прекрасные лечебные грязи, но и прекрасные пейзажи, представленные косами и красивыми берегами.

Морские города

Колонизация океанов, это возможно последний непокорённый человеком рубеж на
планете Земля. Начало массового строительства морских поселений неизбежно, эти
города станут одним из величайших технических достижений 21-ого века.

Чтобы максимально использовать этот щедрый источник ресурсов, в будущем нам
придётся заняться строительством крупных морских сооружений, предназначенных для
исследования и разработки многочисленных богатств мирового океана. Морское
хозяйство сможет обеспечить нас пресной водой, чистой энергией, полезными
ископаемыми, и, в будущем, поможет нам преодолеть дефицит ресурсов. Моря и
океаны это кладовые нашей планеты, из них мы можем получать фармацевтические и
химические вещества, удобрения, минералы, горюче-смазочные материалы и многое
другое. Подводные и орбитальные датчики будут постоянно отслеживать движение
приливных волн, состояние морских обитателей, состав и температуру воды,
атмосферные процессы, и множество других жизненно важных процессов.

Создание морских городов значительно поможет нам в решении проблемы
перенаселения и обеспечит всем благоприятные условия жизни, как на суше, так и
на водном пространстве. Количество жителей таких морских городов может
составлять как сотни, так и многие тысячи человек, при этом, они могут быть
построены по всему миру. Эти водные поселения будут поддерживаться и управляться
с помощью автоматических компьютерных систем, связанных со всемирной
информационной сетью. Водные ресурсы нашей планеты необходимы нам для выживания
и играют ключевую роль в обеспечении растущего населения Земли.

Многие морские города могут быть использованы как учебные заведения или
научные центры, в которых студенты со всего мира смогут изучать океанологию и
исследовать морские глубины. Эти сооружения помогут отслеживать изменения
морских течений, составлять прогнозы погоды, охранять и очищать водную среду от
загрязнений и проводить геологические расчёты. Кроме того, для исследований
абиссальных глубин будут широко применяться управляемые роботы и субмарины,
доступные каждому.

Морские платформы могут служить стартовыми площадками для запуска космических
кораблей. Расположив космодромы вдоль экватора, мы сэкономим очень много энергии
при запуске ракет, т.к. на экваторе самая большая центробежная сила на планете.
Пусковые установки на экваторе позволят максимально использовать вращение
планеты для дополнительного разгона, затрачивая меньшее количество топлива для
выхода на геостационарную орбиту (орбита, на которой спутники вращаются вместе с
Землёй и остаются в одном положении по отношению к ней — geoglobus.ru). Для
полярных орбит пусковые платформы будут расположены около западного побережья
США с компьютеризованным управлением и командными пунктами на кораблях или на
самих платформах.

Тем не менее, некоторые морские области так и останутся непотревоженными
человеком. Такие уголки планеты сами по себе являются природными сокровищами, и
будет лучше, если мы не будем портить их присутствием цивилизации.

К примеру, Карибский и Изумрудный Шельфы, особенностью которых являются
чистейшие воды на Багамах и одни из красивейших коралловых рифов на западном
полушарии. Воды вокруг этих островов меняются в спектре от прекрасного
тёмно-синего течения Гольфстрим, до мерцающих оттенков зелёного. Подобные места
присутствуют и на юге Тихого океана, есть и множество других мест по всему миру,
где тысячи миль побережья остаются нетронутыми существованием человека. В новом
духе мирового единства, большинство этих территорий может быть использовано для
создания Международных Морских парков, для всеобщего изучения и созидания.
Основная задача человечества — сохранять и защищать водные заповедники.

Образ жизни в морских городах

Морские города предоставят широкий выбор захватывающих занятий и увлечений
для миллионов своих обитателей. Эти мегаполисы могут быть построены как на воде,
так и под водой. В некоторых подводных парках посетители смогут наблюдать
удивительные проявления природы, например рифовые зоны. Через большие
иллюминаторы можно будет любоваться всеми красотами подводного мира — огромный
естественный аквариум прямо за окном вашей комнаты. Сидя за компьютерной
панелью, люди смогут взаимодействовать с дельфинами и другими морскими формами
жизни. Погружения будут осуществляться через воздушные шлюзы.

Люди получат возможность участвовать в исследованиях, морских плаваниях,
погружениях с аквалангом, и смогут пользоваться всеми возможностями, которые
предлагают морские города с множеством надводных и подводных видов деятельности,
при этом, не нарушая баланс подводного мира.

Мурманск. Пропускная способность 24647,2 тыс. тонн в год

Морской порт в Мурманске по праву называют северными воротами страны. Фактически это самый крайний порт, который расположен за Полярным Кругом и при этом не замерзает. Более того, именно здесь размещен флот атомных подводных лодок. В 1933 году ледокол «Челюскинец» начал свое плавание именно из этого порта.

Сама история города тесно связана с расположенным в нем портом. В 1917 году порт Романов-на-Мурмане получил статус города и обрел свое название «Мурманск». Логично, что «морской образ» жизни не мог не сказаться на населении города: большая часть жителей задействована в работах на порту.

Новороссийск

К регионам южного федерального округа относится и Новороссийск. Это один из самых перспективных городов России. Не так давно он был малоприметным курортным местом, зато сейчас Новороссийск — пример для подражания другим южным городам. Здесь ударными темпами строятся общественные пространства и жилые дома, с пока еще адекватными ценами на квартиры, как для черноморского курорта.

Климат в Новороссийске умеренно-субтропический. Лето здесь довольно комфортное, а зимы почти не бывает. Местные жители не заморачиваются с покупкой зимней резины для авто, а смельчаки еще и купаются при температуре +10 и ниже.

Набережная адмирала Серебрякова в Новороссийске — любимое место горожан. Фото: wikimedia.org

В плане экологии здесь также намечены улучшения. На загрязняющие атмосферу промышленные объекты власти обязали собственников установить нано-фильтры. А близость к морю и природная зелень сами по себе прекрасный фильтр от выбросов автомобилей и прочей городской «нечисти».

Новороссийск в цифрах на 2021 год:

  • Население — 275 795 чел.
  • Средняя заработная плата — 40 985 руб.
  • Средняя стоимость однокомнатной квартиры: аренда — 10 530 руб., покупка —  4 370 071 руб.

Россия

Из-за того, что Россия практически не обладает глубоководными незамерзающими гаванями и из-за континентального характера страны, перевозки морским транспортом в нашей стране не так развиты, как в главных экономических центрах мира. Но все же и в России морское судоходство играет определяющую роль в торговле со многими регионами мира, а некоторые российские порты входят в топ крупнейших гаваней континента.

Северный район

Северный район принадлежит к акваториям Атлантического и Северного ледовитого океанов. Крупнейшие порты этого района находятся на Балтийском море. Крупнейшими морскими портами Северного района являются:

  • Усть-Луга (87,9 млн тонн);
  • Приморск в Ленинградской области (59,6 млн тонн);
  • Большой порт Санкт-Петербурга (51,1 млн тонн);
  • Высоцк (17,5 млн тонн).

Если вас интересуют туристические направления Российской Федерации, то вам сюда.

Главными портами Баренцева моря являются Мурманск (22 млн тонн в 2015 году) и Нарьян-Мар.

Архангельск — крупнейший российский морской порт Белого моря, расположен в 50 км от побережья в устье Северной Двины.

Важнейшими гаванями Карского моря являются Диксон, Игарка и Дудинка. Однако планируется, что важнейшим портом этого моря станет строящийся порт Сабетта, который станет перевалочным пунктом для перевозки углеводородного сырья, добытого на Ямальском полуострове.

Единственными гаванями моря Лаптевых являются Тикси и Хатанга, обеспечивающие северный завоз по северному морскому пути.

Дальний Восток

На Дальнем Востоке располагаются одни из крупнейших портов России, связывающие этот регион России со странами Восточной Азии и с другими государствами мира. Долгое время первенство принадлежало порту Владивостока, но в наше время его обогнали другие гавани российского побережья Японского моря. Среди крупнейших гаваней Дальнего Востока России выделяются:

  1. порт Восточный в заливе Находка Приморского края (65 млн тонн в 2015 году);
  2. Ванино, Хабаровский край (26,8 млн тонн);
  3. Находка, Приморский край (21,3 млн тонн);
  4. порт Пригородное, Сахалинская область (16 млн тонн).

Кавказ

Именно на Северном Кавказе на побережье Черного моря располагается крупнейший по грузообороту порт России — Новороссийск.

Грузооборот — 127 млн тонн. Такие цифры делают Новороссийск не только важнейшей гаванью Северного Кавказа, но и одним из крупнейших портов Европы.

Также на Черноморском побережье выделяется Туапсе (25,2 млн тонн) и порт Тамань, мощность которого по плану должна достигнуть объемов в 70 млн тонн ежегодно.

Азовское море располагает одной из крупнейших гаваней России — это Порт Кавказ (30,5 млн тонн)

Также важное значение имеют Азов, Таганрог и Темрюк

Портовые реки

Главные речные порты России располагаются на крупных реках:

  • река Дон (Ростов-на-Дону);
  • Волга (Астрахань);
  • Северная Двина (Архангельск);
  • Иртыш (Омск);
  • Енисей (Красноярск и Норильск);
  • Лена (Якутск);
  • Амур (Благовещенск и Хабаровск).

Речные порты России, как правило, обслуживают крупные предприятия, по ним осуществляется сплав леса, а также происходит снабжение северных районов Сибири и Дальнего Востока.

Также важной речной гаванью является Москва, ведь недаром ее называют «портом пяти морей». Здесь расположено три речных порта (Северный, Южный и Западный)

Зажечь на крыше небоскреба в Шанхае

Фото: Sam Gao

Шанхай похож на шкатулку с секретом. Сначала вы не замечаете ничего, кроме силуэтов вырастающих из воды небоскребов, но стоит заглянуть вглубь, и вам откроется Французский квартал, сохранившийся почти таким же, каким его увидели многочисленные белые эмигранты в 20-30 гг. XX века. Но не давайте путешествиям во времени затянуть вас. В Шанхае нужно веселиться, а что может быть лучше, чем танцы всю ночь напролет в клубе на крыше небоскреба. На тусовочной карте Шанхая расположены любимые и местными, и иностранцами Bar Rouge, клубы M1NT, Node Lounge и Club G Plus. Многие заведения предлагают открытую террасу и прекрасный вид на город. Правда, увлекшись, вы можете их и не заметить до самого утра. Не беда — Шанхай прекрасен и на рассвете.

Шанхайские отели — это стиль и сервис. Например, The Langham Xintiandi Shanghai. Там есть все, к чему привык западный путешественник, и даже больше — на Востоке умеют удивлять. Хочется духа Старого света и немного истории? Выбирайте бутик-отель The Langham, Yangtze Boutique, Shanghai. Один фасад чего стоит!

Туапсе. Пропускная способность 37 560 тыс. тонн в год

Самая крупная и оживлённая гавань на Черном море принадлежит городу Туапсе. На 3 километрах расположились 19 причалов, куда ежедневно пришвартовываются суда с овощами и зерном, а также пассажирские теплоходы из более чем 30 стран мира.

Туапсинский порт считается градообразующим предприятием и центральным объектом для экономики всего региона.Любопытно, что порт имеет не только промышленное значение, но является и туристическим объектом.

А все благодаря вышке диспетчерского пункта на высоте 70 метров над землей. Она выполнена в виде стеклянного шара на монолитном штыре, за что получила ласковое название «чупа-чупс». Хрупкость этой башни обманчива: она спроектирована так, чтобы выдержать землетрясение до 9 баллов.

Крупные речные порты

Речные порты России основаны на 28-ми реках страны, крупнейшими среди которых являются Лена, Нева, Волга, Амур. Помимо транспортировки промышленных материалов, они также являются и транспортными узлами, через которые совершается перевозка пассажиров.

Речные порты России не функционируют самостоятельно. Успешную работу обеспечивает взаимодействие с другими видами транспорта, а особенно с железнодорожными составами и автомобильными фурами.

Европейскую часть России обеспечивает Северная Двина. По ней осуществляются перевозки леса в крупных промышленных масштабах. Направляется такой груз в Архангельск и Котлас, где расположены деревообрабатывающие заводы и склады, в которых товар заготавливается на экспорт.

Восточная Сибирь большую часть речных перевозок сосредоточила в Норильске. Дальневосточные магистрали основаны на Амуре и притоках. Основой всего товарного потока являются нефтепродукты, товары для пищевой промышленности, лес и каменный уголь.

Стройматериалы путешествуют по Волго-Балтийскому каналу или Беломорско-Балтийскому в Санкт-Петербург, а железная руда доставляется на Череповецкий завод.

Заменой железнодорожному транспорту реки Обь, Лена, Амур и Енисей стали в тех районах, которые слабо обеспечены колеями. Они специализируются на перевозке нефтепродуктов, автомобилей, металлических изделий. Для некоторых городов, если не учитывать авиатранспорт, это единственный способ связи с окружающим миром.

Африка

Главные порты Африканского континента, входящие в мировой топ гаваней, находятся на самом севере (Танжер) и юге (Дурбан) континента.

  • Порт Танжер (Марокко) расположен на побережье Гибралтарского залива, соединяющего Средиземное море и Атлантический океан.

Крупнейшие порты расположены в экономическом лидере Африканского континента — ЮАР, среди них Дурбан, Кейптаун и Порт Элизабет.

Среди стран Черной Африки важнейшими портами являются Абиджан (Кот-д’Ивуар), Дакар (Сенегал) и Лагос (Нигерия).

На побережье Средиземного моря важнейшими гаванями считаются Думьят, Порт-Саид и Александрия (Египет).

Это интересно:

Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:

Чем важны транспортные узлы России?

В транспортных узлах взаимодействуют многие виды транспорта. Транспортные узлы бывают однородные, в которых сходится не менее трёх линий одного вида транспорта, и комплексные — стыки линий разных видов транспорта с пересадкой пассажиров и перевалкой грузов. Крупнейший транспортный узел России — Москва. Все виды транспорта, объединённые транспортными узлами и магистралями, образуют транспортную систему страны.

Обычно в транспортном узле происходит перераспределение грузов, поступающих по транспортным путям. В связи с этим в транспортном узле развиваются транспортно-ремонтные, складские, торгово-распределительные виды деятельности. Здесь создаются предприятия по первичной переработке сырья, свозимого с окрестностей для последующей отправки по магистралям.

Транспортный узел — пункт, где сходятся несколько видов транспорта или несколько транспортных путей и осуществляется перевалка грузов с одного вида транспорта на другой.

Магистрали — главные, самые мощные транспортные пути.

Например, нужно довезти на север Якутии всё необходимое для работы золотодобытчиков (топливо, продовольствие, технику и т. д.), а для этого следует: 1) сосредоточить эти грузы к началу навигации в одном из портов юга Дальнего Востока (например, в Находке); 2) с началом навигации по Северному морскому пути завезти их в один из портов Восточно-Сибирского моря; 3) перегрузить на речное судно и доставить вверх по реке (если, конечно, это ещё будет возможно, а если нет — ждать следующей навигации на реке); 4) поскольку летом по тундре ничего перевозить невозможно, дождаться морозов и установления санного пути («зимника») и на тракторных санях довезти грузы до получателей. Поэтому очень важным становится информационный контроль за движением грузов.

Крупнейший транспортный узел северо-запада России — Санкт-Петербург, морской и речной порт. В городе сходятся многие железнодорожные и автомобильные магистрали, имеется крупный международный аэропорт Пулково (рис. 113).

ТРАНСПОРТНЫЕ УЗЛЫ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА.

Запомните

Транспорт: речной, морской, авиационный, магистраль. Транспортная система страны.

Откройте атлас

1. На карте «Транспорт» в атласе найдите морские порты России, названные в параграфе. Проследите, как проходят важнейшие морские пути, по каким морям пролегает Северный морской путь, где он начинается и где заканчивается.

2. Найдите на той же карте речные порты и прочитайте, как они называются. Посмотрите, на каких реках они расположены

Обратите внимание, эти реки судоходцы на всём своём протяжении или только на отдельных участках. Как вы думаете, каковы функции этих портов?. Это я знаю

Это я знаю

3. Каково значение водного транспорта для развития хозяйства России?

4. Выберите верный ответ. Речной транспорт имеет большое значение: а) в Приморском и Хабаровском краях; б) в Республике Саха (Якутия) и Магаданской области; в) в Московской и Саратовской областях.

5. Охарактеризуйте морской транспорт. Перечислите крупнейшие морские порты страны.

6. Выберите верный ответ. Крупным портом Тихоокеанского бассейна является: а) Санкт-Петербург; 6) Мурманск; в) Владивосток; г) Новороссийск.

7. Назовите особенности авиационного транспорта.

8. Что такое транспортный узел? Каково значение транспортных узлов?

Это я могу

9. Какими видами транспорта вы будете добираться из дома в Архангельск, Пермь, Астрахань, Магадан и почему? Через какие населённые пункты будет проходить ваш путь? Составьте подробные маршруты.

Это интересно

10. В мире сегодня активно развиваются технологии интеллектуальных транспортных систем (ИТС), позволяющие оптимизировать дорожное движение и прежде всего повысить его безопасность. С помощью современных электронных систем данные о ситуации на дорогах собираются в специальные центры, где анализируются. Результаты затем направляются обратно на дороги, вдоль которых установлены табло, информирующие водителей о дорожной ситуации. Информация для водителей может передаваться также с помощью мобильных телефонов, радиоприёмников и навигационных систем. Каким вы видите развитие этого сектора в России в ближайшие 10 лет?