101 способ сымитировать обморок: как жили и чему учили в российских институтах благородных девиц

Институты строгого режима

Порядки в российских женских институтах не слишком отличались от того, что описывала Шарлотта Бронте в романе «Джейн Эйр» — разве что кормили девушек получше и телесных наказаний к ним не применяли. Подробное описание режима смолянок оставила Елизавета Водовозова:

Еда была довольно скудной.

Девочкам, имевшим родных неподалеку, везло больше: их подкармливали родители.

Учеба занимала почти всё время воспитанниц; досуга почти не было.

Иногда, впрочем, в суровых буднях воспитанниц случались праздники: балы, концерты, визиты членов императорской фамилии, которые посещали подведомственные учреждения довольно часто.

На что времени всегда хватало — так это на религиозное воспитание. По воспоминаниям бывших институток, во все воскресные, праздничные дни, а особенно в Великий пост, воспитанницы посещали церковь — иногда по два раза в день.

Замысел создания

Инициатором основания первого института для женщин в Российской империи был личный секретарь императрицы Иван Бецкий. Имея европейское образование, этот общественный деятель всячески поддерживал желание Екатерины II прививать русскому народу устои западной жизни. Он считал, что представители мужского и женского пола должны воспитываться в одинаковых условиях.

Институт благородных девиц, размещавшийся в Смольном монастыре, являлся учебным заведением закрытого типа для барышень, принадлежавших к дворянскому сословию. Закрытость института являлась основной идеей, на которую опирался Бецкий, и должна была способствовать воспитанию «новой породы» представительниц прекрасного пола.

Просветитель, трудясь над проектом института, рисовал в своем воображении радужные картины. Юные прелестницы воспитываются в изолированной среде, за долгие годы обучения в Смольном институте (как воспитывали благородных девиц в его стенах, будет рассказано далее). Они превращаются во взрослых благонравных дам. Далее, воспитывая своих детей, они передают им весь свой опыт и знания. Таким образом, через некоторое время все общество становится добропорядочным и высокообразованным. Екатерина II полностью поддерживала замыслы И. Бецкого.

[править] Ссылки

ИБД (паблик) относится к теме «ВКонтакте»   

Социальная сеть «ВКонтакте»

Мета • Павел Дуров • Алишер Усманов • Андрей Рогозов • Критика
Возможности Использование • Приватность • Скачивание музыки • Удаление профиля • Блокировка профиля • Тест на безопасность • Фанатики • Агент поддержки • Сохранёнки • Друзья
Сходства и различия c • • Мой мир
Группы и паблики Мета: Группа • Паблик • Трек-блог • Типичный • КитыИзвестные:• АПНЛС • +100500 • Brighton Beach • COUB • CRAB • CrySHL • E:\music\ • GagaMagazine • Trollface (IFace) • KlizmaTV • MDK (блокировка) • Sport must die • JOE DUCK • SHOTS • ThisIsHorosho • Yeltsin Death Brigades • Анекдоты категории Б • Без кота • Безысходность • БУГУРТ-ТРЕД • Весельчаки • Грустноголик • Дети-404 • Доброта • Евреи • ЕОТ-ТРЕД • Мы против спорта. Запретим спорт по всей России! • Зелёный Слоник • ИБД • Ищу. Киев • Лентач • Мурзилка • МХК • Мы — Европейцы • Неинтересные факты • Новячие свитки • Орлёнок • Плюсы и минусы • По Фрейду • Подслушано (книга) • Путь России • РосВыборы • Сара Кауман • Социофоб • Стикеры в реальной жизни • Такой День • Типичный Милитарист • Футбольные мемы • Циник • Чоткий паца • Шахматы с друзьями • Эстетика Тоталитаризма • ЭТУ СТРАНУ НЕ ПОБЕДИТЬ!!! • ЮТУБЕР • Я люблю русский язык! • Science • Ложь пабликов ВК • Деградат нация • Лайфхак • KLM • Детское непорно • ЭЕПопулярные: Вечность и один день • KudaGo • Brain • Москва с высоты • Против ОУН-УПА и прочих пособников фашизма • Русский миллиард • Чайлдфри по-русски • ПОЗОР • Против призыва! • КМП (Kill Me Please) • ШКЯ • ЯЖЕМАТЬ! • Крамола
Инциденты Блокировка Роскомнадзором • Выбрасывание пятитысячных • Главный пассажир • Детская мода • Запрет Роскомнадзором • Массовая смена имен на «Стас Михайлов» • Омские сыроделы • Онавальнение групп • Отставка Дурова • Полный контроль Mail.ru Group • Рома Жёлудь — админ MDK • Самоубийство Евгения Вольнова • Судебные иски • Троллинг Дуровым правообладателей • Троллинг с открытыми опросами • Важные события 2012 года • MDK и религия • Пожертвование Дурова Википедии
Мемы Coolface • Бомбит • Группы смерти (F57, борьба с хештегами, Синий Кит) • Депресенин • Котенька • Кукареканье • Все Насти… • Демотиваторы • Космос • На случай важных переговоров • Наивный олень • Ничоси • Ня пока • Пацанский цитатник • Разговор с техподдержкой • Рашка — квадратный ватник • Ребёнок-негр • Русские писатели и негры • Солнечные • Тесак (знак) • Узбагойся • Чувак из военкомата • Шутка про 300 • Эксперт в спорах • Ясно
Популярные личности Azazin Kreet • Александра Дерменжи • Вася Вакуленко • Евгений Вольнов • Иван Охлобыстин • Мария Кожевникова • Марьяна Рожкова • Михаил Задорнов • Оксана Шаталина • Рина Паленкова • Ева Рейх • Море Китов • Филипп Лис • Хельга Лавкейти • Имперсонация известных личностей • Ирина Наркоманка • Нюта Щербакова • Юлия Балышева
Игры Копатель онлайн
Сервисы FindFace † • Skotobaza.org • Check you †

Свод правил

В правилах института благородных девиц, зафиксированных в его уставе, подробно рассказывалось, как учителя должны вести себя по отношению к своим подопечным и как девушкам положено было общаться между собой.

В институте работало около двадцати незамужних учительниц и почти все они были старше сорока лет. Наказывать телесно в его стенах было нельзя, но преподавательницы нередко повышали голос на институток, нарушавших правила. Учителей мужского пола в это учебное заведение брали только семейных, преклонного возраста или весьма непривлекательной наружности, нередко с физическими изъянами, чтобы они не могли ввести в искушение благонравных барышень.

Институтки подразделялись на парфеток, демонстрирующих примерное поведение, и мовешек, способных проявить шаловливый и строптивый нрав. Если смолянка совершала проступок, с ней особенно не церемонились. Девицу могли наказать различными способами: перевести за определенный стол, где есть приходилось стоя, оставить стоять посреди обеденного зала без обеда, приколоть порванный чулок к форме или заменить ей передник.

Программа обучения

В данном привилегированном институте барышень обучали большому количеству научных дисциплин: арифметике, грамоте, истории, географии, кулинарии, рисованию, вокальному пению и прочим предметам. Однако знания по определенным дисциплинам институтки получали довольно поверхностные. Например, на занятиях по кулинарии барышни жарили котлеты из зараннее приготовленного фарша.

Основной уклон в программе обучения благородных девиц делался на правила этикета и религиоведение. Бытовало мнение, что барышни непременно должны грамотно поддерживать беседу на религиозную тему и сдержанно и изысканно вести себя в обществе.

Языки, домоводство и закон Божий: что и как преподавали в институтах благородных девиц

Если Екатерина II действительно мечтала, чтобы институты воспитывали «новую породу отцов и матерей», и соответствующим образом строила учебную программу, то уже при ее невестке Марии Федоровне, взявшей всё женское образование России в свои руки на много десятилетий, произошел откат назад. Екатерина пыталась сделать женское образование частью общей школьной системы; жена Павла I, напротив, видела его отраслью, никак с этой системой не связанной.

«При императрице Марии Федоровне была открыта чисто женская профессия, она-то и была выдвинута на первый план», — утверждал историк педагогики П. Ф. Каптерев.

Настольным пособием у директрис женских учебных заведений в те годы была книга И.-Г. Кампе «Отеческие советы моей дочери»: именно она, по утверждению Днепрова и Усачевой, определила воспитательное кредо женского образования в России. Кампе (а вслед за ним руководительницы женских институтов) считал, что назначение женщин — быть «супругами для щастия мужей, матерьми для образования детей и мудрыми расположительницами домашнего хозяйства».

Ученость для женщины, по мнению Кампе, зло, «подлинная язва душевная»:

Именно по такому принципу строилась учебная программа всех женских институтов того времени. В учебном плане, составленном Марией Федоровной в 1787 году собственноручно (а она вообще вникала во все сферы работы женских школ — от программы уроков до закупочных цен на еду и найма сотрудников), на первом месте стояли иностранные языки и закон Божий.

В старшем возрасте воспитанницам дополнительно преподавались логика, геометрия, натуральная история и опытная физика. (Это программа для «дворянских» отделений институтов; в «мещанских» программа была проще и утилитарнее.)

Многочисленные наставления, составленные императрицей и директрисами заведений, проливают свет на то, как именно преподавались эти предметы. Так, при изучении истории надо было учитывать, что «чувствительной женщине мало дела до того, сколько человек погибло в том или ином сражении, и им следует знать только то, что повлияло на домашнюю жизнь». А преподавая физику, следовало ограничиться «некоторыми свойствами тел и явлениями в природе, которые могут пригодиться в обыденной жизни или будут полезны для воспитания будущих детей: сведениями о дожде, снеге, граде и т. п.».

Не лучше преподавалась и литература: как вспоминает Елизавета Водовозова, при встрече с братом она «с гордостью отвечала ему, что Лермонтов изложен у нас на восемнадцати страницах, а Пушкин даже на тридцати двух».

Основным предметом обучения был французский: более того, Мария Федоровна требовала, чтобы другие предметы — например, география или история — преподавались по-французски. Доходило до смешного.

Питание в институте

Кормили институток не калорийно, меню не отличалось разнообразием. На завтрак им давали кашу или макароны, бутерброд с маслом и сыром и чай. Обед включал первое блюдо, мясо из него и пирожок, ужин состоял из чая с булочкой. В среду и пятницу в институте соблюдался пост и рацион воспитанниц был совсем скудным. В утренние часы им давали несколько картофелин, приправленных постным маслом, и жидкую кашу, на обед — маленький кусочек отварной рыбы и постный пирог. С течением времени институткам стала предоставляться возможность за отдельную плату завтракать более калорийной пищей в комнатах классных дам, отдельно от других девушек.