Письмо раневской, чудо-сын и другие факты об ие саввиной

Студентка журфака и актриса театра МГУ


Ия Саввина в гримерке театра. Фотография: 24smi.org

Ия Саввина родилась 2 марта 1936 года в Воронеже. Ее родители вскоре развелись, будущую актрису воспитывала мать — Вера Кутепова. В 1946 году они перебрались в деревню под Воронежем: Кутепову направили туда работать сельским врачом. Ия Саввина посещала местную школу. Ей нравилась литература, и Саввина мечтала стать преподавателем.

Школу Саввина закончила с золотой медалью, и у нее был шанс поступить в Московский государственный университет. Однако, когда она добралась до столицы, прием документов на филфак уже закрыли. Можно было подать документы на факультет журналистики, который в те годы только отделился от филологического.

Конкурс был сложным, на одно место — 13 медалистов. Многие не могли ответить на дополнительные вопросы, но Саввиной повезло

Экзаменаторы обратили внимание на ее необычное имя — в переводе с грузинского оно означало «фиалка», а после задали формальный вопрос — о любимом поэте. Саввина прочитала Маяковского, а на следующий день увидела себя в списках зачисленных

Театром Ия Саввина увлекалась еще со школы, и в университете совмещала учебу с занятиями в драматическом кружке. В 1955 году сыграла в любительском спектакле «Машенька». После чего решила пойти в Студенческий театр МГУ, который уже в те годы ставил спектакли наравне с профессиональными коллективами. Первое время она служила там костюмером, а после стала пробоваться на маленькие роли. На репетициях Саввина познакомился со студентом-гидрогеологом Всеволодом Шестаковым. Они поженились, и в 1957 году в семье родился сын Сергей. Однако брак вскоре распался.

В 1958 году, когда подбирали актеров для нового спектакля Ролана Быкова «Такая Любовь», руководитель коллектива Константин Липский порекомендовал Саввину на главную роль — Лиды Матисовой.

В 1958 году Ия Саввина закончила факультет журналистики, защитила диплом по теме «Телевизионные передачи по вопросам литературы и искусства» и какое-то время работала по специальности — в издательстве и на телевидении. Актриса вспоминала: «После окончания университета я должна была работать в Детгизе, и была рада этой возможности, потому что обожаю детскую литературу, «проглатываю» все новинки».

Первая роль в кино

Играя в студенческом театре, Ия Саввина, личная жизнь которой ещё не была устроена, даже и не подозревала о скорой славе. Режиссёр Иосиф Хейфиц собирался ставить картину «Дама с собачкой» по рассказу Чехова. Роль Гурова согласился сыграть Алексей Баталов. Женская же роль пока оставалась вакантной. Хейфицу помог с выбором сам Баталов. Как-то Алексей Владимирович смотрел в студенческом театре спектакль. Одну из ролей там играла Саввина. Девушка поразила Баталова своей естественностью, которая, к сожалению, отсутствовала у актрис со стажем. Иосиф доверился совету артиста и утвердил Ию на главную роль. Саввина воплотила образ целомудренной и пленительной петербурженки Анны Сергеевны. Картина пользовалась большим успехом и получила несколько международных наград. А самой Ие пришло письмо с благодарственными словами от самой Фаины Раневской. Это было лучшим доказательством таланта героини данной статьи.

«Маленькая беленькая девчонка»

Девочка с необыкновенным и звучным именем Ия появилась на свет 2 марта 1936 года в Воронеже в семье донских крестьян. Ее родители развелись незадолго до войны, потом мать повторно вышла замуж. Мама Саввиной, Вера Ивановна Кутепова, сперва хотела назвать дочку Светланой – из-за цвета ее волос. Но решив, что со временем волосы могут потемнеть, как это бывает у многих детей, дала дочери имя Ия, что в переводе с грузинского означает «фиалка».

Почти все женщины в роду Саввиной не имели даже среднего образования: большинство ее тетушек окончили четыре класса церковной школы, так и не научившись толком читать и писать. Лишь ее мать по настоянию мужа сперва окончила рабочий факультет, а зачем поступила в Воронежский мединститут. В военное время Вера Ивановна была единственным врачом на несколько окрестных деревень, за что ее очень ценили и уважали, рассказывала Саввина.

Отчим Ии был военным, поэтому семье часто приходилось переезжать с места на место. Но, несмотря на частую смену школ, Ия преуспевала в учебе и стала золотой медалисткой. Девочка с детства любила литературу и мечтала стать учительницей, поэтому, приехав в Москву, тут же подала документы на филфак МГУ. Но опоздала – места для медалистов на факультете закончились. Тогда Ия решила поступать на факультет журналистики, и успешно прошла вступительные испытания.

ФОТО: В.Виленкина и Г.Тер-Ованесов /Фотохроника ТАСС

Учеба доставляла ей удовольствие, но еще одним страстным увлечением девушки был театр. Саввина написала множество статей и очерков, посвященных творчеству знаменитых актеров того времени – Михаила Ульянова, Нины Ургант, Фаины Раневской, Любови Орловой, Сергея Юрского и многих других. Но этим ее интересы не ограничивались: Саввина и сама играла в Студенческом театре МГУ, который уже на тот момент мало чем уступал профессиональным театрам. По слухам, ее талант там разглядели не сразу и сперва предложили заведовать реквизиторским цехом. Какое-то время Ия служила в театре костюмером, но постепенно ей стали давать небольшие роли. Этот опыт помог сделать первые шаги в актерской профессии.

Первым серьезным опытом на сцене для Саввиной стало участие в спектакле Ролана Быкова «Такая Любовь» по пьесе чешского драматурга Павла Когоута. Дать шанс молодой актрисе Быкова уговорил руководитель театра МГУ Константин Липский.

Правда, не обошлось без трудностей: голос миниатюрной Ии был настолько тихим, что его не было слышно даже в первых рядах. Однако Быков поддержал молодую актрису, хотя поначалу и сомневался в выборе актрисы на главную роль.

А дальше все, как это часто бывает, решил случай. В один из вечеров на спектакль пришел уже известный на тот момент актер Алексей Баталов. В то время он готовился к съемкам в фильме «Дама с собачкой» Иосифа Хейфица. Баталов был отобран на роль Гурова, а вот главную героиню режиссер никак не мог отыскать. Увидев на сцене Саввину, Баталов предложил ей прийти на пробы. И не ошибся: Хейфицу понадобилось лишь одного взгляда, чтобы понять – перед ним та самая Анна Сергеевна. Тихая речь, тонкий стан, кроткий, но пронзительный взгляд серых глаз – Саввина идеально попадала в образ. И Хейфиц, и Баталов поразились тому, как похожа оказалась актриса на девушку из иллюстраций Кукрыниксов к чеховскому рассказу.

Конечно, это назначение многих удивило. Людмила Гурченко вспоминала: «Лично меня искренне огорчило, что такую неприметную девушку берут на «даму». Да и сама Саввина понимала, что ей придется очень много трудиться над такой сложной и глубокой ролью, которая даже опытной актрисе не всегда под силу. Секреты актерского мастерства девушке приходилось познавать прямо в процессе съемок. Невероятная работоспособность и талант актрисы не остались незамеченными: фильм «Дама с собачкой» удостоился приза Каннского кинофестиваля, а Саввина получила специальную награду за лучшую женскую роль.

Интересные факты

  • Как-то Фёдор Хитрук решил снять «Винни-Пуха». Один из знакомых сказал ему, что Ия Саввина (биография, личная жизнь, сын актрисы — информация обо всех этих вопросах представлена вашему вниманию выше) очень любит данное произведение. Хитрук сразу же с ней связался и пригласил на пробы. Саввина пришла, посмотрела эскизы и похвалила Леонова, исполнявшего главную роль. Но когда Фёдор предложил актрисе поучаствовать в озвучке, отказалась. Хотя потом заявила, что с удовольствием бы попробовала, если бы нашёлся подходящий прототип. Спустя несколько дней Ия позвонила Хитруку и сообщила об окончании поисков персонажа для озвучки. Так Пятачок заговорил голосом Саввиной. Хотя актрису, как и Леонова, пришлось «ускорять». Трудным был не сам текст, а именно интонация. Ия сильно тревожилась и переживала на записи. Поэтому Хитрук записывал её на многочисленных репетициях. Фёдор считает, что Пятачок Саввиной был самой крупной удачей актрисы.
  • В 1994 году Андрей Кончаловский выпустил картину «Курочка Ряба». Этот фильм стал своеобразным продолжением киноленты «История Аси Клячиной». Двадцать пять лет назад Ия Саввина (биография, личная жизнь актрисы постоянно обсуждались в жёлтой прессе) сыграла в ней главную роль. Но работать с Кончаловским она отказалась. Прочитав сценарий, Ия сочла его оскорбительным для всего русского народа. В итоге образ Аси воплотила на экране Инна Чурикова.

Продолжение карьеры

Благодаря фильму «Отроки во Вселенной» Ирина Савина стала звездой, на талантливую девушку обратили пристальное внимание режиссеры. «Чужая», «Все решает мгновение», «Безымянная звезда», «Сегодня и завтра», «Узнай меня», «На берегу большой реки», «Давай поженимся», «Повесть о молодых супругах», «Продлись, продлись, очарование…» — картины с ее участием выходили одна за другой

Все изменил кризис, случившийся в 1990-х годах. Ирина, как и многие ее коллеги, фактически осталась без работы. Актриса не стала страдать из-за отсутствия новых ролей, она переключилась на озвучивание фильмов и преуспела в этом занятии. Последний на текущий момент фильм с ее участием увидел свет в 2014 году, речь идет о «Тайне темной комнаты».

«Винни-Пух и все, все, все»: озвучивание мультфильма


Ия Саввина. Фотография: nastroenie.tv

В 1969 году Ие Саввиной сделали необычное предложение. Режиссер Федор Хитрук пригласил работать над новым мультфильмом по книге Бориса Заходера «Винни-Пух и все, все, все». Заходер был любимым писателем ее сына, актриса хорошо знала его творчество, а «Винни-Пуха» и вовсе читала наизусть.

Всех дублеров в то время уже набрали, а с озвучиванием Пятачка возникли проблемы: никто из претендентов не устраивал Хитрука. Когда режиссер услышал голос Ии Саввиной, он сразу предложил ей этого персонажа.

Реплики Винни-Пуха зачитывал Евгений Леонов. Актриса часто вспоминала комичные случаи, когда сосредоточенный и трагичный, как Гамлет, Леонов, перед микрофоном произносил: «А не пора ли… подкрепиться?» или «Куда идем мы с Пятачком — большой-большой секрет».

Пятачка Ия Саввина решила озвучивать героя в стиле речи Беллы Ахмадулиной. Актриса любила слушать ее выступления поэтессы, пересматривала фильм «Живет такой парень» с ее участием. Персонаж мультфильма заговорил таким же хрустальным голосом и так же распевал слова. При монтаже запись ускорили, а тон повысили. Федор Хитрук позже вспоминал: «Это было стопроцентное попадание!»

После выхода мультфильма на экраны Белла Ахмадулина позвонила Саввиной: «Спасибо, что подложили мне не свинью, а прелестного поросенка».

Триумфальные роли в кино

Несмотря на то, что Ия Сергеевна не имела актерского образования, режиссеры любили с ней работать. Один из первых, кто доверил актрисе сыграть ведущую роль в своей картине «Дама с собачкой», был Иосиф Хейфиц.

Ия Саввина. Слева с Алексеем Баталовым в х/ф «Дама с собачко», 1960г., справа с Владимиром Высоцким в х/ф «Служили два товарища», 1968 г.

Так получилось, что Алексей Баталов пришел посмотреть постановку «Такая любовь». Голубоглазая девушка поразила его своей естественностью. Не всем актрисам со стажем это было подвластно. В итоге Баталов и Саввина очень органично смотрелись на экране, передавая глубокие чувства своих героев. После премьеры картина получила множество наград, а Ия Саввина специальную премию на Канском фестивале.

В дальнейшем репертуар очаровательной актрисы пополнился интересными кинолентами: драма «Кроткая» — Кроткая, экранизация «Грешница», мелодрама «Звонят, откройте дверь» — мать Гены. Знаковой для Саввиной стала роль Аси-хромоножки в картине А. Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила. Да не вышла замуж».

Трогательный образ Долли создала актриса в классической ленте А. Зархи «Анна Каренина». Благодаря великолепной режиссуре и потрясающей игре актеров (В. Лановой, Т. Самойлова, А. Вертинская, Ю. Яковлев), экранизация считается лучшей, и её до сих пор смотрят зрители.

Ия Саввина. Слева с Татьяной Самойловой в х/ф «Анна Каренина», 1967г., справа с Валентином Гафтом в х/ф «Гараж», 1979 г.

Всего в кинокопилке Ии Сергеевны более 60 разножанровых картин: военная лента «Служили два товарища» — Саша, детская х/ф «Красно солнышко» — Анюта, драма «Каждый день доктора Калинниковой» — хирург, детектив «Следствие ведут Знатоки» — Майя Петровна, мелодрама «Романс о влюбленных» — мама Татьяны, лента «Чужая» — Вера Дмитриевна, трагикомедия «Гараж» — Аникеева, экранизация «Открытая книга» — микробиолог Власенкова, драма «Запомните меня такой» — Лидия Сергеевна и др.

Последний раз приняла участие в съемках приключенческой ленте П. Штейна «Ты меня слышишь?», роль бабки Артемьева (2007 год).

Учителя

Пожалуй, первым наставником Ии стал Игорь Липский – актёр театра Вахтангова, возглавлявший театральный студенческий коллектив. Именно он разглядел в девушке с серебряным голосом и ясными глазами большой скрытый талант. Когда режиссёр Ролан Быков ставил пьесу «Такая любовь» по книге Павла Когоута, Липский порекомендовал взять ему на ключевую роль Саввину. Но при первом знакомстве Ролан не увидел в Ие главную героиню. С другой стороны, Быкову было приятно с ней работать. Когда проходила первая репетиция, Саввину не смогли услышать даже в первом ряду. Тогда Ролан Антонович объяснил начинающей актрисе, что такое посыл в зрительный зал.

Ия Саввина отлично усвоила урок. Впоследствии она настолько реалистично воплотила образ Лидии Матисовой, что Быков просто не мог нарадоваться. Пьеса «Такая любовь» всегда шла с неизменным успехом. Ия в студенческой среде получила статус «актриса». На похвалу от сокурсников Саввина всегда скромно улыбалась, а в душе её распирала гордость. Девушка твёрдо решила не бросать театр, параллельно работая журналистом.

Также на становление героини данной статьи сильно повлияли Николай Мордвинов, Вера Марецкая, Фаина Раневская и Олег Ефремов. Особенно тепло Ия Саввина, биография которой есть во многих киноэнциклопедиях, отзывалась об операторе Андрее Москвине. Она считала его гением и главным человеком на съёмочной площадке. Андрей Николаевич всегда мог поднять Саввиной настроение. Когда у актрисы всё валилось из рук, он уводил её в операторскую и поил своим фирменным чаем.

Фильмы

Ее карьера в кино началась с главной роли в фильме «Дама с собачкой». Режиссер Иосиф Хейфиц искал актрису и прислушался к рекомендации Алексея Баталова, который увидел Саввину в одной из постановок студенческого театра и был впечатлен ее игрой. Кинокартину оценили не только в СССР. Она была представлена за рубежом в Каннах, откуда артистка привезла спецприз. После показа фильма исполнительница получила одобрительное письмо от Фаины Раневской.


Ия Саввина (кадр из фильма «Дама с собачкой»)

Сама Ия Сергеевна с благодарностью вспоминала работу постановщика: благодаря его тактичности и профессионализму актриса сумела полюбить кинематограф на всю жизнь. Успешный старт повлиял на развитие творческой биографии актрисы в кино. Ее заметили режиссеры.

Кинокарьера развивалась динамично: Ия Саввина сумела воплотить на экране множество женских образов. Ее героини с разными судьбами и характерами всегда вызывали в сердцах зрителей теплый отклик. Репертуар Ии Сергеевны пополнился работами в кинокартинах «Грешница», «Звонят, откройте дверь», «В городе С». Особенной актриса считала роль Аси Клячиной в фильме «Асино счастье» Андрея Кончаловского.


Ия Саввина (кадр из фильма «Асино счастье»)

Режиссер не хотел брать Саввину, говорил, что ему нужна деревенская девчонка. Да и сама Ия сомневалась, что у нее получится играть с простыми людьми, ведь большинство исполнителей были жителями деревни и работниками колхоза. Съемки окончились в 1967 году, но 20 лет фильм пролежал на полках.

В 60-70-х у Ии Саввиной было много классических ролей. Она снималась в фильме «Лика — большая любовь Чехова», где сыграла сестру писателя. Сюжет рассказывает об истории создания знаменитой пьесы «Чайка». В 1973 году на экраны вышел сериал «Следствие ведут Знатоки», где Саввина сыграла Майю Багрову.

Не менее убедительной она была в роли хирурга-травматолога в картине «Каждый день доктора Калиниковой». В 1975 году у нее была главная роль в фильме «Дневник директора школы». Позднее Саввина появилась в драме «Чужая», где сыграла в паре с Георгием Жжёновым. Но большинству советских зрителей артистка запомнилась ролью в кинокомедии «Гараж» режиссера Эльдара Рязанова. Она сыграла Лидию Аникееву, заместителя председателя гаражного кооператива, в руках которой сосредоточена вся власть.

Фильм, в котором снялись Лия Ахеджакова, Светлана Немоляева, Валентин Гафт, Георгий Бурков, Вячеслав Невинный, посмотрели почти 30 млн советских зрителей. Сам режиссер с восторгом отзывался о работе Ии Саввиной. Она стала одной из немногих актеров, что сумели быстро адаптироваться к необычной технике съемок — сразу тремя камерами с разных ракурсов.


Ия Саввина (кадр из фильма «Гараж»)

В 80-х в творчестве Саввиной был спад — ее фильмография пополнилась только 9 картинами. Тем не менее артистка успела отличиться главной ролью в драме о поздней любви «Продлись, продлись, очарованье…», где ее партнером выступил Олег Ефремов. В 1987-м она появилась в главном актерском составе фильма Павла Чухрая «Запомните меня такой».

В 1990-х и 2000-х актриса продолжала сниматься, но среди ее ролей не было главных, больше эпизоды или роли второго плана. В 2003 году зрители увидели Ию Саввину в авангардной драме Кирилла Серебренникова «Постельные сцены», где она играла мать одного из главных героев. Последними работами актрисы стали роли в картинах «Ты меня слышишь?», «Слушая тишину», «Место под солнцем» и «Список влюбленных РФ».

Биография

Ия Саввина родилась 2 марта 1936 года в Воронеже.

В 1958 году окончила факультет журналистики МГУ. Как актриса вышла из студенческого театра МГУ, где играла в нашумевшем в 1957 году спектакле «Такая любовь» по пьесе чешского писателя П. Когоута.

В 1960 году у И. Е. Хейфица на «Ленфильме» сыграла главную роль в экранизации чеховской «Дамы с собачкой».

С 1960 года — актриса Театра им. Моссовета, с -го служила во МХАТе, а после его раскола (с ) — в МХТ им. А. П. Чехова.

Снималась в кино. В 1994 году режиссёр А. Кончаловский снял фильм «Курочка Ряба», своеобразное продолжение истории про Асю Клячину из фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», в котором за 25 лет до того актриса сыграла главную роль. Отказалась сыграть в фильме, по одной версии, сочтя сценарий оскорбительным для русского народа, по другой — из-за тяжело больного ребёнка и невозможности участвовать в съёмках. Ознакомившись со сценарием, актриса тогда сказала А. Кончаловскому: «Ты понимаешь, что ты пишешь о русском народе?! Это же издевательство!». Недовольство актрисы было вызвано новым сценарием продолжения фильма. В итоге роль Аси сыграла И. Чурикова.

Могила народной артистки СССР Ии Сергеевны Саввиной на Новодевичьем кладбище в Москве

Принимала участие в озвучивании мультфильмов. Даже сегодняшние дети знают её по голосу Пятачка, которого озвучила актриса в мультфильмах о Винни-Пухе. Интонацию своего героя актриса позаимствовала у своей подруги Б. Ахмадулиной

Автор ряда киноведческих очерков о творчестве С. Юрского, М. Ульянова, Н. Ургант, Ф. Раневской, Л. Орловой, грузинских комедиях и т. д.

Ия Саввина скончалась на 76-м году жизни 27 августа 2011 года в Москве вследствие осложнений меланомы. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Э. Рязанов назвал счастьем работу с актрисой в фильме «Гараж», а актёр А

Баталов считал самой важной встречей в своей жизни совместную с актрисой работу в картине «Дама с собачкой».

Семья

  • Первый муж — Всеволод Михайлович Шестаков

    Сын — Сергей (род. 1957), родился с синдромом Дауна, владеет иностранными языками, играет на фортепиано, художник.

    (1927—2011), учёный-гидрогеолог, актёр.

  • Второй муж — Анатолий Исаакович Васильев (род. 1939), актёр Театра на Таганке, (познакомились в 1979 году, более 30 лет прожили вместе, не расписываясь, официально заключили брак за две недели до смерти актрисы).

Творчество

Роли в театре

Театр имени Моссовета

  • «Нора» Г. Ибсена (1960) — Нора
  • «Ленинградский проспект» И. В. Штока — Маша
  • «Совесть» Д. Павлова — Валя
  • «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика (1965) — Фэрри
  • «Петербургские сновидения» по Ф. М. Достоевскому — Софья Семёновна Мармеладова
  • «Аплодисменты» А. П. Штейна (1967) — Гусарова
  • «Поезда расходятся» И. Г. Ольшанского и Н. И. Рудневой — Люся
  • «Поющие пески» А. П. Штейна — Марютка
  • «Возможны варианты» В. З. Азерникова — Галина Аркадьевна
  • «Турбаза» Э. С. Радзинского — Саша Душечкина
  • «День приезда — день отъезда» В. К. Черных — Ольга
  • «Дом на песке» Р. Ибрагимбекова — Сестра Эльдара

МХАТ

  • «Чайка» А. П. Чехова — Полина Андреевна
  • «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Войницкая
  • «Серебряная свадьба» А. Н. Мишарина — Калерия Фёдоровна
  • «Дачники» М. Горького — Марина Львовна
  • «Утиная охота» А. В. Вампилова — Валерия
  • «Обратная связь» А. И. Гельмана — Вязникова
  • «Так победим» М. Ф. Шатрова — Варвара Михайловна
  • «Эльдорадо» А. Н. Соколовой — Она
  • «Перламутровая Зинаида» М. М. Рощина — Лиззи
  • «Плач в пригорошню» (Гуркина Владимира Павловича) — баба Даша
  • «Московский хор» (Петрушевской Людмилы Стефановны) — Лика

Роли в кино

  1. 1960 — Дама с собачкой — Анна Сергеевна
  2. 1960 — Кроткая — Кроткая
  3. 1962 — Грешница — Ксения
  4. 1965 — Звонят, откройте дверь — мать Гены
  5. 1966 — В городе С. — дама с собачкой
  6. 1967 — Анна Каренина — Долли
  7. 1967 — История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж («Асино счастье») — Ася Клячина
  8. 1967 — Маляр (киножурнал «Фитиль», по рассказу Н. Тэффи) — хозяйка квартиры
  9. 1968 — Трембита — Василина (озвучание)
  10. 1968 — Служили два товарища — Саша
  11. 1969 — Сюжет для небольшого рассказа — Мария Павловна Чехова
  12. 1971 — Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина — Вера Комиссаржевская
  13. 1971 — Месяц август — Соня
  14. 1972 — Красно солнышко — Анюта, мама Вени
  15. 1973 — Каждый день доктора Калинниковой — Калинникова
  16. 1973 — Облака — Мария
  17. 1973 — Последний подвиг Камо — Софья, жена Камо
  18. 1973 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Побег — Майя Петровна Багрова
  19. 1974 — Романс о влюблённых — Мария, мать Татьяны
  20. 1975 — Венька — охотник за шпионами
  21. 1975 — Дневник директора школы — Валентина Фёдоровна, завуч
  22. 1975 — Маяковский смеётся, или Клоп-75 — Зоя Берёзкина
  23. 1976 — Спроси себя — Градова, судья
  24. 1976 — Эти непослушные сыновья
  25. 1977 — Марка страны Гонделупы — мама Пети
  26. 1977 — Нос — проститутка с Невского
  27. 1977 — Смятение чувств — Нина Дмитриевна, мама Нади
  28. 1978 — Чужая — Вера Дмитриевна
  29. 1979 — Открытая книга — Татьяна Петровна Власенкова
  30. 1979 — Гараж — Лидия Владимировна Аникеева, зам. директора
  31. 1980 — Узнай меня
  32. 1980 — Три года — Нина Фёдоровна Лаптева, сестра Алексея
  33. 1981 — Наше призвание — Маргарита Анатольевна Радыгина
  34. 1982 — Слёзы капали — Ирина Васина, жена Павла Ивановича Васина
  35. 1982 — Частная жизнь — Наталья Ильинична, жена Абрикосова
  36. 1984 — Продлись, продлись, очарованье… — Анна Константиновна Шарыгина
  37. 1986 — Я — вожатый форпоста — Маргарита Анатольевна Радыгина, заведующая школой
  38. 1987 — Запомните меня такой — Лидия Сергеевна, бывшая жена Киреева
  39. 1991 — Сюжет для двух рассказов — мать
  40. 1993 — Троцкий — Наталья Седова, жена Троцкого
  41. 1998 — Чехов и К° — Наталья Владимировна
  42. 2000 — Два товарища — бабушка Валеры
  43. 2003 — Здравствуй, столица!
  44. 2003 — Постельные сцены — мать Славы
  45. 2003 — Список влюблённых РФ
  46. 2004 — Место под солнцем — бабушка Оли
  47. 2006 — Слушая тишину — Маргарита Алексеевна Алтаева, композитор и преподаватель консерватории
  48. 2006 — Ты меня слышишь? — бабка Артемьевна

Телеспектакли

  1. 1964 — Чайка — Нина Заречная
  2. 1969 — Улица ангела — Метфилд, машинистка конторы «Твиг и Дэрсингем»
  3. 1972 — Доктор Жуков, на выезд! — Шестопал, врач
  4. 1972 — Золото, золото — сердце народное
  5. 1973 — Звёздный час — Крупская, Надежда Константиновна
  6. 1976 — Мы — мужчины — Женщина, давняя подруга учителя
  7. 1976 — Бернард Шоу (телеспектакль) — мать Виви Уоррен, леди Бритомарт, Кандида, Джудит, Элли
  8. 1979 — Дачники — Мария Львовна, врач
  9. 1983 — Героини пьес Александра Островского — сценарист
  10. 1986 — Театр И. С. Тургенева — сценарист
  11. 2002 — Рождественские грёзы — Софья Ивановна
  12. 2005 — Сквозная линия (телеспектакль) — Анна Вениаминовна
  1. 1969 — Винни-Пух — Пятачок
  2. 1971 — Винни-Пух идёт в гости — Пятачок
  3. 1972 — Винни-Пух и день забот — Пятачок
  4. 1988 — Лев и девять гиен — Гиена — просто гиена

Фильмы

Ее карьера в кино началась с главной роли в фильме «Дама с собачкой». Режиссер Иосиф Хейфиц искал актрису и прислушался к рекомендации Алексея Баталова, который увидел Саввину в одной из постановок студенческого театра и был впечатлен ее игрой. Кинокартину оценили не только в СССР. Она была представлена за рубежом в Каннах, откуда артистка привезла спецприз. После показа фильма исполнительница получила одобрительное письмо от Фаины Раневской.

Ия Саввина (кадр из фильма «Дама с собачкой»)

Сама Ия Сергеевна с благодарностью вспоминала работу постановщика: благодаря его тактичности и профессионализму актриса сумела полюбить кинематограф на всю жизнь. Успешный старт повлиял на развитие творческой биографии актрисы в кино. Ее заметили режиссеры.

Кинокарьера развивалась динамично: Ия Саввина сумела воплотить на экране множество женских образов. Ее героини с разными судьбами и характерами всегда вызывали в сердцах зрителей теплый отклик. Репертуар Ии Сергеевны пополнился работами в кинокартинах «Грешница», «Звонят, откройте дверь», «В городе С». Особенной актриса считала роль Аси Клячиной в фильме «Асино счастье» Андрея Кончаловского.

Ия Саввина (кадр из фильма «Асино счастье»)

Режиссер не хотел брать Саввину, говорил, что ему нужна деревенская девчонка. Да и сама Ия сомневалась, что у нее получится играть с простыми людьми, ведь большинство исполнителей были жителями деревни и работниками колхоза. Съемки окончились в 1967 году, но 20 лет фильм пролежал на полках.

В 60-70-х у Ии Саввиной было много классических ролей. Она снималась в фильме «Лика — большая любовь Чехова», где сыграла сестру писателя. Сюжет рассказывает об истории создания знаменитой пьесы «Чайка». В 1973 году на экраны вышел сериал «Следствие ведут Знатоки», где Саввина сыграла Майю Багрову.

Не менее убедительной она была в роли хирурга-травматолога в картине «Каждый день доктора Калиниковой». В 1975 году у нее была главная роль в фильме «Дневник директора школы». Позднее Саввина появилась в драме «Чужая», где сыграла в паре с Георгием Жжёновым. Но большинству советских зрителей артистка запомнилась ролью в кинокомедии «Гараж» режиссера Эльдара Рязанова. Она сыграла Лидию Аникееву, заместителя председателя гаражного кооператива, в руках которой сосредоточена вся власть.

Фильм, в котором снялись Лия Ахеджакова, Светлана Немоляева, Валентин Гафт, Георгий Бурков, Вячеслав Невинный, посмотрели почти 30 млн советских зрителей. Сам режиссер с восторгом отзывался о работе Ии Саввиной. Она стала одной из немногих актеров, что сумели быстро адаптироваться к необычной технике съемок — сразу тремя камерами с разных ракурсов.

Ия Саввина (кадр из фильма «Гараж»)

В 80-х в творчестве Саввиной был спад — ее фильмография пополнилась только 9 картинами. Тем не менее артистка успела отличиться главной ролью в драме о поздней любви «Продлись, продлись, очарованье…», где ее партнером выступил Олег Ефремов. В 1987-м она появилась в главном актерском составе фильма Павла Чухрая «Запомните меня такой».

В 1990-х и 2000-х актриса продолжала сниматься, но среди ее ролей не было главных, больше эпизоды или роли второго плана. В 2003 году зрители увидели Ию Саввину в авангардной драме Кирилла Серебренникова «Постельные сцены», где она играла мать одного из главных героев. Последними работами актрисы стали роли в картинах «Ты меня слышишь?», «Слушая тишину», «Место под солнцем» и «Список влюбленных РФ».

Первые роли

Ирина Савина еще училась в школе, когда судьба привела ее на съемочную площадку. Обаятельную девочку заметил режиссер Павел Любимов, он предложил ей роль в своей новой картине. Школьница легко справилась с ролью юной гимнастки в фильме «Новенькая», представленном на зрительский суд в 1968 году. Именно тогда она впервые задумалась об актерской профессии, а родители горячо поддержали желание дочери.

Уже в 1971 году начинающая актриса получила свою вторую роль. Ирина снялась в комедии «Сестра музыканта», воплотив образ родственницы центрального персонажа. Затем талантливая девочка исполнила одну из ключевых ролей в приключенческом фильме «Без трех минут ровно». Ее героиней стала ученица седьмого класса, которая вместе с ребятами отправляется в летний поход. В ленте «Совсем пропащий» восходящая звезда воплотила образ Джоанны («заячьей губы»).