Забытое кино: 8 советских фильмов о великой отечественной войне

«Пядь земли»

Реж. Андрей Смирнов и Борис Яшин, 1964

В 1959 году в журнале «Новый мир» вышла полудокументальная повесть фронтовикаГригорияБакланова«Пядь земли».Она была написана от первого лица — здесь и сейчас. Сверху такую литературу тогда называли «окопной правдой» и «лейтенантской прозой». Журнал под редакцией Твардовского был, в свою очередь, общепризнанным рупором оттепели (через три года в нем же опубликуют«Один день Ивана Денисовича»). Одноименный фильм стал полнометражным дебютомАндрея Смирноваи Бориса Яшина, детей войны. Для них подобный сюжет был не проживанием недавнего травматического прошлого, а его реконструкцией. Они тщательно следовали повести. Ввели чувствительного героя и показывали — предельно отчужденно и с иллюзией объективности — лишь то, что он мог видеть своими глазами. Киноповествование тут разбито на главы. Акценты вплоть до финального кадра не расставлены: тут нет ни патетики, ни субъективного взгляда. Документализм подчеркнут датированием глав-эпизодов — уравниванием дня ко дню, жизни к жизни. Царит предельная сдержанность. Даже музыка отсутствует, если не звучит непосредственно в кадре. Такое кажущееся спокойствие впервые появилось у нового, «оттепельного» поколения. Эффект был достигнут: несмотря на лицаАлександра Збруева,Евгения Урбанского,Льва Дурова«Пядь земли» смотрится как военная хроника. Солдаты-окопники как в жизни говорят о разном, высоком и низком, не шутками и не фразочками на цитаты и без лишнего пафоса военного времени.

Советские военные фильмы

Советская история очень богата на важные события. Некоторые из них нашли отображение в советском кинематографе, который попытался показать как самые светлые, так и некоторые мрачные исторические моменты. Военная классика является достаточно распространенной как среди зрителей старшего возраста, так и среди молодых зрителей

Важно смотреть советские военные фильмы не только для приятного времяпровождения, но и для саморазвития. Не каждая историческая книжка сможет рассказать о личной истории того или иного военного героя

Просмотр желаемого фильма сегодня стал простым как никогда ранее. Главное найти киноленту по душе. В результате зритель получает массу эмоций и узнает самые страшные военные тайны.

Российский народ не просто прошел через большое количество страшных исторических событий, но и попытался красиво и мастерски отобразить его в искусстве. Кинематограф стал неотъемлемой частью советской истории. Фильмы основаны на правдивых событиях и рассказывают о борьбе за независимость, показывают много сцен вооруженной агрессии, процессы освобождения своих земель или даже попытки захвата территорий противника. Большое количество этих кинокадров основано на реальных рассказах людей, которые принимали участия в военных действиях. Некоторые истории выдуманные, но все же они основаны на реальных событиях.

Фильмы о Великой Отечественной войне стали главным ресурсом информации для многих поколений. На протяжении долгого времени запрещалось говорить о той или иной вехе истории, но фильмы всегда хранили правдивые тайны настоящих героев. Поэтому лучшие советские военные фильмы на сегодня – это классика, которая впитала в себя самые эмоциональные и страшные истории, а также множество героических подвигов. В них снялись настоящие звезды советского кино, которые смогли с точностью и трепетом передать ощущения и переживания народа в то время.

Большое количество фильмов было снято на территории России. Кроме этого, в роли режиссеров выступают российские граждане, которым удалось столкнуться с ужасным военным опытом. Небольшие обрывки информации в виде фотографий или семейных реликвий стали главными источниками вдохновения для создания новых историй и отображения болезненного опыта и мужественности народа. Военные фильмы также собрали самые ужасные истории из горячих точек мира – Вьетнама, Чечни, Афганистана. При их просмотре современный зритель может полностью окунуться в настоящую военную атмосферу.

Белорусский вокзал

Перед нами действительно уникальный проект – один из лучших фильмов про Вторую мировую войну, где нет батальных сцен, тяжелых потерь и великой победы. «Белорусский вокзал» переносит нас в мирное время, когда звуки боев давно отгремели, но только не для четырех друзей, которым вновь придется встретиться по воле случая спустя 20 лет.

Боевых товарищей сводит вместе печальный повод – смерть командира. Еще 20 лет назад они были героями, а теперь – несовременные и немного наивные, люди среднего возраста, просто очередное поколение. Им есть о чем поговорить, но обстоятельства не позволяют достойно провести встречу. Друзьям в этот день придется пройти через многое, вновь стать командой и вернуть свою актуальность в собственных глазах, вспомнив военное время, когда они были востребованы и выполняли священную миссию.

Картина раскрывает перед нами проблему отношения взрослых, старомодных людей с молодым поколением, которое всегда отличается дерзкими взглядами и инновационными подходами. А еще фильм кричит нам о том, что время летит очень быстро, поэтому необходимо ценить каждый прожитый миг.

8.0

Кинопоиск

8.1

IMDb

7.8

Аты-баты шли солдаты

Фильмы Леонида Быкова, для которого картина «Аты-баты шли солдаты» стала последней, всегда отличаются особенной теплотой. Да, они про войну, да, они трагические и пронизанные болью, но неизменно уютные, как теплый плед, наполненные юмором и жизнелюбием. Отчетный фильм не является исключением, тут мы увидим многое и поймем – советскому солдату действительно было что терять, но он не считался с ценой победы.

Лейтенант Суслин – командир взвода истребителей танков. Перед ним стоит непростая задача по сдерживанию вражеской техники. Излишне говорить, что эта миссия практически самоубийственная, но другого пути у солдат нет. Суслину накануне битвы доведется испытать целый каскад чувств, он встретит свою первую любовь, выдержит все «подколы» ефрейтора Святкина, а затем примет неравный бой.

События, показанные в фильме, действительно имели место. Имена и фамилии реальных людей изменены, но героизм защитников родины передан в полной мере. А еще мы убеждаемся, что советский солдат – это не марионетка, ставшая жертвой коммунистической пропаганды, а человек, который любит, боится смерти и веселится, как в последний раз.

8.0

Кинопоиск

8.1

IMDb

7.8

«Ради нескольких строчек»

Реж. Александр Рогожкин, 1985

1944 год. Грузовик с литсотрудниками подрывается на мине близ маленькой деревушки. Невидимый (вплоть до последнего кадра) враг стреляет, но вместо военных действий мы слышим обрывочные диалоги. Разбросанный взрывной волной шрифт собирают по периметру деревни. Букву «А» в один момент склевывает наученный алфавиту гусь. Некоторые читают чужие письма. Другие отправляют деньги женам убитых солдат. Третьи поют частушки. Русская речь перемежается с украинской. Едва оправившись после роли в «Вам и не снилось», двадцатилетнийНикита Михайловскийиграет грозного лейтенанта Егорова. Лицо его полно меланхолии: дома никого не осталось, погибли. По ночам он оттаивает и пишет стихи. Любит девочку Настеньку, и она его до безумия. Несвязность сюжета неудивительна: «Ради нескольких строчек» снят по мотивам целого сборника документальных новелл —«Дивизионке»Михаила Алексеева. Это режиссерский дебютАлександра Рогожкина, в будущем прославившегося комедиями о русской ментальности — например,«Особенностями национальной охоты»с сиквелами или«Кукушкой»,единственной народно любимой комедией о войне. Уже в «Ради нескольких строчек»появляется покойныйАлексей Булдаковв характерном для него образе эдакого бывалого. И отсюда же берет начало избранная Рогожкиным эстетика скрупулезного реализма — пока без поправок на беспрецедентную комичность русского бытия.

«Воскресный день в аду»

Реж. Витаутас Жалакявичюс, 1987

Самый странный фильм списка. Русский и литовец сбегают из концлагеря и попадают на приморский пляж, в зону отдыха эсэсовцев. Один из них идеально говорит по-немецки, другой знает на нем несколько фраз. На пляже они проводят день: ищут одежду и еду, вынужденно общаются. Фашистский мир«Воскресного дня в аду» — абсолют культуры потребления и элементарного обывательства. Немцы тут либо полумифические монстры, либо просто оптимистичные красномордые идиоты. Одного из героев пытается соблазнить23-летняяИнгеборга Дапкунайтев нарядном платье и военной шляпе СС, отвечающая всем критериям нацэксплотейшена. Заканчивается всё советской бомбежкой. «Воскресный день в аду» — предпоследний фильмВитаутаса Жалакявичюса, одного из наиболее радикальных советских прибалтийских режиссеров, — стал его вторым обращением к теме войны после культового в СССР«Никто не хотел умирать»1965 года. Мизантропические настроения постаревшего автора идеально совпали с не менее мизантропическим пылом перестройки.

Битва за Севастополь (2015)

В русском военном фильме о событиях 1941-1945 годов рассказана реальная история женщины снайпера. Людмила Павлюченко уничтожила в войне более 300 солдат. На нее объявили охоту фашисты. Позже снайперша была удостоена чести выступать на международной конференции, повлиявшей на ход войны. Фильм был приурочен к 70-летию Победы, завоевал множество наград, получил высокие рейтинги и положительные отзывы зрителей.

ЖанрБиография, драма, история, боевикАктерыЮлия Пересильд, Евгений Цыганов, Олег Васильков…СтранаРоссия, УкраинаРейтингКинопоиск – 7.5, IMDb – 7.1Возрастные ограничения12+

«И ничего больше»

Реж. Александр Сокуров, 1988

АлександрСокуровотделяет на фотографии умирающего Ленина от улыбающегося Сталина. Ставит в пример военную аккуратность Великобритании и короткой монтажной склейкой сталкивает Черчилля с солдатом, уравнивая обоих. Он работает с фактами. В кадрах хроники норовит найти и выделить уникальности — случайный взгляд девочки или проникнутое болью лицо солдата. Его монотонный голос за кадром — что голос бога, понимающего историю в призме демократических ценностей и знающего будущее наперёд. Из сухих цифр статистики, которые Сокуров не гнушаетсяозвучить, рождаются обрывки человеческих судеб. Факты переливаются в отдельных людей, а люди — в отдельные факты. Основной тезис автора предельно гуманистичен: жизнь не укладывается ни в несколько строчек хроники, ни в могильную черточку, ни, тем более, в историю победы отдельного государства. Как и всегда у Сокурова, человек неотделим от искусства: параллельно, как будто бы между делом, проигрываются кадры из фашистских пропагандистских фильмов, русская чечетка и народный фольклор. Лицо ремесленника с неидентифицируемого музейного портрета рифмуется с солдатским лицом, грязным от копоти.«Сначала были красные и белые, потом Россия и Запад»

«За 25 лет одно поколение пережило две Мировые войны, революцию, Гражданскую войну, военный коммунизм, индустриализацию».Сокуров не заостряет, как многие, внимание на мирных договорах, не делает пауз на официальном окончании войны. Он, наоборот, расставляет акценты tertium non datur

За кадром, меж тем, во всю идёт перестройка и появляются новые за или против нас, в мире идет война — и это считывается.

В бой идут одни старики

Сказать, что лента «В бой идут одни старики» относится к числу лучших военных фильмов – значит промолчать. Леонид Быков создал картину, полную жизнелюбия и юмора, но она все равно пронизана болью горьких утрат. Лента – сборник реальных военных зарисовок, объединенных в единую композицию, которая и сейчас вызывает в людях лучшие чувства, а также безграничную любовь к родине.

Эскадрилья капитана Титаренко по прозвищу «Маэстро» – одна из лучших. Она состоит из матерых пилотов, имеющих опыт боевых действий и немало воздушных побед. Войны без потерь не бывает, поэтому Титаренко принимает пополнение в виде выпускников летных училищ, подготовленных по ускоренной программе. Капитан не спешит бросать в бой зеленых новичков, ведь у каждого из них впереди долгий и опасный путь – лишь немногие смогут увидеть победу.

Поклонники этого легендарного фильма должны знать, что «поющая эскадрилья» – это не миф. Она действительно существовала в годы Второй мировой войны, а командовал ей Василий Зайцев, который прославился, как уникальный ментор. Для победы в воздушных дуэлях он использовал буквально все – от степени облачности, до положения солнечного диска и успешно передавал свои знания молодому поколению. Именно Зайцев подготовил огромное количество асов, в том числе, 22 Героя Советского Союза.

8.6

Кинопоиск

8.7

IMDb

8.4

«Материнское поле»

Реж. Геннадий Базаров, 1967

Киргизское горное поселение. Главная героиня Толгонай потеряла на войне троих сыновей и мужа. Вместе с другими жителями она пытается сохранить и обезопасить свой быт. Всей деревней они отправляют на войну сыновей. И каждый день ждут возвращения — но никто не приходит. Краеугольной становится дележка зерна, а единственное утешение — встреча проезжающего поездом мужа или сына — делает невозможным халатность чинных государственных и военнослужащих (такая критика была нехарактерной даже для относительно свободной оттепели). В молитвах Толгонай просит прощения у победы. На протяжении всего фильма звучит ее неумолкаемый внутренний монолог.«Материнское поле»основано на одноименной повестиЧингиза Айтматова, и снято25-летнимстудентом ВГИКаГеннадием Базаровымнепосредственно по личной просьбе писателя. Для Базарова фильм стал дипломной работой. В будущем режиссер завоевал звание главного enfant terrible киргизского кино. Его фильмы лежали на полке и не выходили в прокат. «Материнское поле» вышло на советские экраны в роковом1968-м,спустя год споров о его идеологической неоднозначности. Сейчас изменилось немногое: оцифрованы лишь три фильма Базарова, два из которых — истерны. А его радикальные перестроечные киноэкзерсисы (ставшие школой, например, для такого значимого режиссера, какАктан Кубат) лежат на полках Госфильмофонда и постепенно предаются забвению.

«Дерзость»

Реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 1971

Неуместное во всех отношениях начало: панорамирование, дикторский голос произносит:«Это наша земля». Двое дезертиров, заручившись поддержкой жены погибшего третьего, обосновываются под немецкими фамилиями в городке, оккупированном третьим рейхом. Они давно устали бежать, поэтому решают действовать по справедливости: прикрывшись новым безопасным положением, взрывать, наравне с местными партизанами, фашистские составы — конечно, с целью когда-нибудь подорвать Гитлера. Брутализм главного героя Клименко тут побеждает логику фашистскую и просто бытийную. Каждый, включая нацистских лидеров, изъясняется на чистом русском. Цели героев туманны, а операции — фантастичны. Ближе к финалу появляется сам Фюрер и делает то, чего в голову ну совсем не могло прийти. Потом вестернизированные таверны, крушение пассажирского поезда… Примерно такими — только западными — фильмами вдохновлялсяКвентин Тарантино, когда снимал«Бесславных ублюдков». РежиссёраГеоргияЮнгвальда-Хилькевича(автора, на минуточку,«Мушкетеров») можно сравнить, например, например, с Тони Скоттом(или другими эталонными американскими режиссерами-производственниками), и поратовать за то, что и в нашей стране — во всяком случае, один раз — народная трагедия таких масштабов стала площадкой для развития авантюрного и по-хорошему идиотского боевика. В этом есть дерзость, не меньшая, чем у героев фильма, и абсолютно отчаянная любовь к кино.

Документальные фильмы о ВОВ

Документальные военные фильмы – в них запечатлена живая история нашего народа, которую нельзя забывать.

«Брестская крепость». Брестская крепость, трагедия начала войны. Именно она была первым форпостом, который оказался на пути фашистов, ступивших на землю Советского Союза 22 июня 1941 года. Её героические защитники до последнего сражались с захватчиками, окруженные со всех сторон врагами. Они не сдавались, продержавшись более месяца. Фильм состоит из трёх частей, в которых рассказывается об истории оборонительных сооружений Брестской крепости и подвиге её защитников. Здесь представлены подлинные документы и свидетельства оставшихся в живых героев.
«Битва за Севастополь». Оборона Севастополя вошла в историю как один из величайших подвигов советских моряков и жителей города в Великой Отечественной войне

Он имел стратегически важное расположение, поскольку взяв город, фашисты могли выйти напрямую к нефтяным залежам Кавказа. Советские моряки держали оборону до последнего, в течение долгих месяцев вели бои, стараясь выиграть время для советской армии

Город пал, но память о погибших его защитниках жила в людях, как жила и надежда. Севастополь был освобожден от захватчиков. В фильме – свидетельства очевидцев, места боев, комментарии экспертов.
«872 дня Ленинграда». Блокада Ленинграда – трагичные и героические в истории Великой Отечественной 872 дня. Именно столько времени этот прекрасный город прожил, окруженный фашистскими войсками. Каждый ленинградец совершил подвиг, ведь под непрекращающимися обстрелами и бомбардировками люди не просто выживали в холоде и голоде – они сражались за свой город, силу духа которого не смогли сломить фашистские бомбы и снаряды. Город потерял более миллиона своих жителей, люди гибли ежедневно десятками и сотнями человек. В полуразрушенном городе они спасали его красоту – архитектурные памятники, музеи и ценные экспонаты. Композитор Шостакович под грохот снарядов создал свою незабываемую Седьмую симфонию, премьера которой состоялась именно в блокадном Ленинграде. Ленинградцы выжили, выстояли и сохранили главное – душу своего города, омыв её собственной кровью.
«ВМФ СССР. Хроника победы». В этом документальном фильме идет речь о роли военно-морского флота СССР в Великой Отечественной войне. В нём показаны главные боевые операции советских кораблей и подводных лодок, победы и великие жертвы моряков. Здесь можно познакомиться с историей как целых флотилий, так и отдельных кораблей – линкоров, эсминцев, крейсеров и подводных лодок, услышать имена героев военно-морского флота и узнать о совершенных ими подвигах.
«Освободители». Этот документальный сериал о том, как сражались на полях войны представители разных родов войск Красной Армии. Здесь ведется рассказ о героях-танкистах, моряках и разведчиках, артиллеристах и летчиках. Тех, кто отдавая свои жизни, приближал долгожданную Победу, освобождал оккупированные врагом города и сёла родной советской державы.
«Сталинград. Подлинная история». Сталинградская битва – это решающее сражение в Великой Отечественной. Под Сталинградом была разгромлена армия фашистской Германии под командованием Фридриха Паулюса. В фильме демонстрируются ценнейшие исторические кадры хроники и интервью участников этого сражения, сражавшихся по обе стороны фронта.
«Курская дуга». Этот документальный фильм повествует о самом крупной битве Великой Отечественной – Курской дуге. В ней сражались больше четырех миллионов человек. Здесь произошло крупнейшее танковое сражение за всю историю, в котором принимали участие шесть тысяч танков. События на Курской дуге стали переломными. После этого поистине великого события Красная Армия пошла в наступление, которое завершилось Победой в Берлине. В фильме использованы кадры военной хроники. Представлены мнения историков, специализирующихся на периоде 1941 – 1945 годов, воспоминания очевидцев событий.

Watch this video on YouTube

На войне как на войне

Съемки картины «На войне как на войне» были отмечены курьезным эпизодом. Они проходили недалеко от границы с Чехословакией, и наутро западный мир узнал из СМИ, что СССР сосредотачивает крупные танковые силы для вторжения в страну. На самом деле, режиссеру лишь понадобилась техника, которую любезно предоставили войска Прикарпатского военного округа.

По сюжету, младший лейтенант Малешкин должен принять командование самоходкой СУ-100. Однако офицер еще очень молод и неопытен, поэтому отношения с экипажем складываются непросто. Малешкин постоянно попадает в различные неловкие ситуации и не вызывает доверия у высшего начальства. Лейтенанту придется доказать свою квалификацию, добиться уважения товарищей и совершить подвиг.

Михаил Кононов бесподобно отыгрывает главную роль и вытягивает фильм на все 100%. Сама картина местами забавная, но практически любая советская военная лента пронизана трагедией и «На войне как на войне» – не исключение.

8.1

Кинопоиск

8.2

IMDb

8

Афганский излом (1991)

Фильм режиссера Владимира Бортко, по мнению многих критиков, стал лучшей картиной об афганской войне. Незадолго до вывода советского контингента в подразделение десантников прибывает сын высокопоставленного военачальника. Парень хочет «принять участие» в боевых действиях ради наград. Но все разворачивается слишком быстро и события выходят из-под контроля.

Подборка по теме: 23 художественных фильма про Афганистан

АктерыМикеле Плачидо, Татьяна Догилева, Михаил Жигалов, Филипп Янковский, Алексей Серебряков, Нина Русланова…СтранаСССР, ИталияРейтингКинопоиск – 7.6, IMDb – 7.0Возрастные ограничения16+

А зори здесь тихие

Классика советского кинематографа, которая всегда остается актуальной. Не зря в 2015 году мы увидели на экранах ремейк картины «А зори здесь тихие» – этот фильм аудитория действительно любит и ценит. Мало кто знает, что Станислав Ростоцкий – не только режиссер, но и фронтовик, получивший тяжелейшие ранения, попав под танк. Лишь благодаря стечению обстоятельств и своевременной медицинской помощи мужчина остался жив. Картину «А зори здесь тихие» Станислав посвятил дотащившей его до госпиталя медсестре.

Старшина Васков и четыре молодые зенитчицы вынуждены противостоять группе подготовленных немецких диверсантов

Фашисты отправили свое элитное подразделение для захвата важного плацдарма, и только самоотверженность советских бойцов может помешать им. Каждая девушка имеет свою непростую историю, но всех их объединяет необходимость вступить в смертельную схватку, из которой очень тяжело выйти живым

Фильм отличается от аналогов тем, что тут нет громких пропагандистских лозунгов и политики

Ростоцкий рассказывает нам сугубо личную историю, где внимание сконцентрировано на людях, готовых отдать жизнь ради процветания страны

8.4

Кинопоиск

8.5

IMDb

8.2

Судьба (1977)

Это советское кино про войну 1941-1945 годов продолжает историю, рассказанную в картине «Любовь земная». Захар Дерюгин уходит на фронт и попадает в плен к немцам. Позднее он совершает побег и примыкает к партизанскому отряду, возглавляемому Брюхановым. Его возлюбленная Маня и жена Ефросинья становятся подпольщиками и ведут бесконечно трудную жизнь в оккупации, по мере сил помогая партизанам.

Рекомендуем посмотреть: 10 мелодрам про любовь во время войны

Актеры: Евгений Матвеев, Зинаида Кириенко, Ольга Остроумова, Юрий Яковлев…Страна: СССРРейтинг: Кинопоиск – 8.2, IMDb – 7.6Возрастные ограничения: 12+

«Восточный коридор»

Реж. Валентин Виноградов, 1966

«Восточный коридор»был неугоден с самого начала. Во-первых, сюжет строился вокруг белорусского подполья. В жизни подпольщики (партизаны были в деревни, подпольщики — в городе) не доверяли никому: ни московской разведке, ни партизанам. Поэтому их не жаловали — и во время войны часто сажали, якобы за содействие фашистам. Во-вторых, сценарий впервые в советском кино так глубоко и прямо затрагивал табуированную тему еврейства, гораздо глубже, чем в прославленном«До свидания, мальчики».Эмоциональной кульминацией фильма стала масштабная сцена гибели евреев. В центре кадра абсолютно голая девушка, обратив взоры в небо, патетично читала монолог на идише. На берегу реки стояли ряды евреев в талесах и молились перед смертью под лай собак, выстрелы и крики детей. Таким образом, фильм одновременно напоминает неореалистические фильмыРоберто Росселлинии сюрреалистические видения появившегося немного позжеАлехандро Ходоровскиили, если угодно,Сальвадора Дали. В интервью режиссер рассказывал: «И вот мы написали такой сценарий, где было все неоднозначно, где было непонятно, кто герой. Героев вообще не было». Музыку писал знаменитый композитор МикаэлТаривердиев. В широкий прокат «Восточный коридор», конечно, не вышел. Фильм не изрезали, не положили на полку, но показывали по окраинам и быстро отодвинули в тень. Вышло две рецензии — обе отрицательные. После «Восточного коридора» Виноградов снял«Далеко от войны»по повестиЮрия Нагибина. Из-за отказа делать поправки его выжили со студии «Беларусьфильм», картину перемонтировали, и от режиссерского замысла Виноградова ничего не осталось (в перестройку фильм восстановили и вернули ему оригинальное название). Эта судьба в той или иной мере преследовала каждый из следующих фильмов режиссера. Виноградов остался автором одного шедевра, по счастью не изуродованного цензорами.

Прыжок богомола (2019)

Фильм Владимира Балкашинова – новинка кино о Великой Отечественной войне. Осенью 1942-го начинается операция по выявлению диверсантов, заброшенных в СССР разведцентром Абвера. Разведчик Богомолов выдает себя за уголовника, проникает в спецшколу. Когда шпион становится лучшим курсантом, его забрасывают обратно на советскую территорию в качестве фашистского агента. Но в высших эшелонах НКВД считают, что Богомолов перевербован немецкой разведкой и не верят ему.

Больше новинок: 20 новых военных фильмов 2019 года

АктерыПавел Чинарёв, Татьяна Лялина, Александра Никифорова…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 6.1Возрастные ограничения12+

«Великий перелом»

Реж. Фридрих Эрмлер, 1945

После «окопного»«Она защищает родину»1943 года, построенного преимущественно на приемах экспрессивного немого кино,Фридрих Эрмлеррешается — не по заказу — на следующий фильм о войне в разгар пульсирующих военных действий. «Великий перелом» был посвящен уже ключевой, Сталинградской битве и снят в расположении ленинградского фронта. Тем не менее, в нем можно обнаружить лишь пару микромасштабных батальных сцен. Сталинград по неизвестным причинам называли не иначе как просто «городом». Главнокомандующий не появлялся. Герои носили погоны, которые тогда еще не ввели. Хроники с Гитлером не было. Почти нет солдат. Герои тут — демиурги войны, мыслящие отдельного человека как человеческую единицу. И это в то время, когда сражения еще не закончились, и зритель желал правды и драматизма! Такую отстраненность, как ни странно, объясняет эпоха. «Великий перелом» — эталонный фильм сталинского малокартинья, снятый не только без тени косноязычия, но и практически без примет времени, без желания конкретности, и, конечно, без сцены битвы. Фильм Эрмлера — чистой воды абстракция. Однако про каждого из героев автор накануне съемок расписывал отдельный роман, состоящий из действий, которые они не выполнят, и качеств, которыми не блеснут в условиях эстетики «штабного фильма». Политический триллер сложился. Фридрих Эрмлер был вознагражден — в 1946 году «Великий перелом» удостоился Гран-при первого Каннского кинофестиваля. Но сам фильм остался в тени других работ выдающегося партийного режиссера.

Балтийское небо

Дата выхода: в мире – 19 июня 1961, в СССР – 19 июня 1961

Старые художественные фильмы про Отечественную войну (1941-1945) отражают героические действия советских людей, на чью доля выпала участь жить в это ужасное время. «Балтийской небо» – это сильный патриотический фильм, который остается популярным и в современное время. Действие киноленты разворачивается во время блокады Ленинграда. Повествование затронет судьбу истребителей И-16, которые находятся под командованием капитана Рассохина. Во время кровопролитной войны капитан вместе с боевыми товарищами погибает, и его место занимает майор Лунин, бывший пилот гражданской авиации. Его второй рукой будет летчик Кузнецов, хулиган, которого выгнали из военного училища за плохое поведение. Несмотря на прошлое героев, они вступят в смертельную схватку и проявят стойкость духа.

Российские фильмы о Великой Отечественной войне 1941 – 1945

В последние годы российский кинематограф вернулся к теме войны. Были созданы новые фильмы о ВОВ, весьма качественные по технике исполнения, но, порой, очень сомнительные по содержанию

Представляем пять вполне достойных работ, которым стоит уделить своё время и внимание

  1. «Звезда». Этот фильм снят режиссером Николаем Лебедевым в 2002 году по повести Эммануила Казакевича. Главных героев сыграли известные актеры – И. Петренко, А. Панин, А. Семакин, А. Гущин, А. Кравченко. Идет 1944 год, в тыл врага отправляется разведгруппа советских бойцов с заданием, которое имеет большое значение для целого фронта. Бойцы выполнили то, что от них требовалось, но ценой своей жизни.
  2. «28 панфиловцев». Фильм стал поистине громадным событием в истории российского кинематографа. На его создание пожертвовали деньги обычные люди. Всего было собрано более 34 миллионов рублей. Недостающую сумму выплатило Министерство культуры. Этот фильм стал ответом народа для тех, кто стремится переписать историю Великой Отечественной войны, исказив факты. В этом фильме без пошлости и высокопарных кадров запечатлен подвиг бойцов 316-й стрелковой дивизии под командованием генерала Панфилова. Они защищали Москву под Волоколамском, разъезд Дубосеково. В жесточайшем бою пехотинцы противостояли танковой атаке. Ценой своей жизни уничтожили вражеских 18 танков, не пустили их к столице.
  3. «Битва за Севастополь». В 2015 году режиссер Сергей Мокрицкий обратился к судьбе легендарной личности, герою войны, снайперу Людмиле Павличенко. Её роль замечательно исполнила Юлия Пересильд. Честная история обычной девушки, студентки, которую война вынудила взяться за оружие и стать непревзойденным в истории бойцом, уничтожившим 309 фашистских солдат и офицеров.
  4. «Брестская крепость». Мощный по своему воздействию фильм, один из лучших, снятых о Великой Отечественной в последние годы – так характеризуют его зрители. В 2010 году вышел на экраны России фильм «Брестская крепость», режиссер Александр Котт. Главных героев сыграли замечательные актеры Андрей Мерзликин, Павел Деревянко, Алексей Копашов, Евгений Цыганов. Сюжет фильма основывается на реальных событиях героической обороны Брестской крепости. Прототипы главных героев – это её защитники. Повествование в фильме идет от имени Саши Акимова, воспитанника взвода музыкантов 333-го стрелкового полка. На железнодорожную станцию прибывает состав из Германии с сельхозпродукцией. Однако на самом деле, в вагонах скрывались диверсанты в советской форме внутренних войск. А в это время в клубе идет вечерний просмотр фильма «Весёлые ребята». Рано утром, 22 июня, двое ребят – главный герой фильма Саша и его подруга Аня ловят рыбу на речке. Неожиданно в небе появляются немецкие самолеты.

Watch this video on YouTube

Повесть о настоящем человеке

Сегодня мало кто из киноманов вспомнит фамилию Александра Столпера, но в свое время он был достаточно прогрессивным режиссером. Так еще в 1940 году он выпустил картину «Закон жизни», которую снимали с проката сотрудники НКВД, поскольку отрицательные персонажи фильма показались высшему руководству чересчур сильными. Впрочем, за «Повесть о настоящем человеке» Александру поставили самые высокие оценки, ведь страна прошла войну и нуждалась в героическом кино.

Излишне говорить, что фильм снят на основе реальных событий. Исполнитель роли Маресьева, Павел Кадочников лично беседовал с прославленным пилотом, чтобы достоверно отобразить на экране его подвиг. Сюжет вращается вокруг трагедии молодого летчика Алексея, который был сбит и оказался зимой в лесу с поврежденными ногами. Маресьев добрался до большой земли, но ему пришлось ампутировать ступни. Однако летчик не отчаялся и начал тренироваться ходить на протезах, а позже сумел вернуться за штурвал.

После войны Алексей Маресьев не только прожил долгую жизнь, он был примером для молодежи и национальным героем. Фильм максимально соответствует реальным событиям и сегодня может вызвать у зрителя положительные эмоции, даже если сделать поправку на год его выпуска.

7.5

Кинопоиск

7.9

IMDb

7

Они сражались за Родину

Экранизация очередного романа Михаила Шолохова имела действительно громадный успех, и вошла в золотую коллекцию советского кино. Тут сыграли Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Юрий Никулин, а Василия Шукшина не стало в процессе создания ленты. «Они сражались за родину» – фильм, транслирующий события с точки зрения простого солдата, человека, сумевшего переломить себя и хребет немецкой гидры.

На дворе 1942 год, красная армия ведет изнурительные оборонительные сражения на подступах к Сталинграду. Мужчины уже не новички – они получили богатый опыт и научились действовать эффективно. Только их усилий все равно недостаточно, хоть парни и цепляются за каждую пядь родной земли. Они шутят, добывают провиант и мечтают об одном – остановить немца. В этом им поможет упорство, самоотверженность и любовь к родине.

Кино практически полностью лишено героического пафоса. Конечно, не нашему поколению судить, как оно было там, в окопах, но создается впечатление, что ситуация складывалась так, как и показано в фильме – буднично. Именно за этот реализм хочется сказать спасибо режиссеру, а еще за философию и классную актерскую работу.

8.2

Кинопоиск

8.4

IMDb

8