Эвита-расточительница

Женщина наверху

Была ли Эва Перон феминисткой — большой вопрос. Для сегодняшних аргентинских активисток она не стала вдохновительницей и культовой фигурой. Не подняли ее на свои знамена и феминистки в остальном мире. Эвита никогда не забывала о том, кто привел ее в мир богатства и власти, она всегда была при Пероне, хотя никогда не оставалась в его тени. Уходила на второй план, когда понимала, что это необходимо, но делала всё для того, чтобы новую власть не просто терпели, а обожали. Ее задачей была борьба во имя любви. В этом смысле она была очень старомодна и одновременно на десятилетия опередила свое время.

эва перон

Хуан Доминго Перон со своей женой Эвитой Перон после того, как Эвита объявила толпе, что она не будет баллотироваться

Фото: Getty Images/Universal History Archive

Говорят, придя к власти, вернее, сопроводив Перона к его посту, Эвита как с цепи сорвалась. Она закрыла все театры, которые когда-то не поверили в нее и не дали ей играть, она вставала рано утром и проезжала на своем автомобиле по богатым кварталам, отчаянно сигналя и не давая их обитателям спать, она распотрошила кошельки толстосумов в пользу фонда своего имени и щедро раздавала эти деньги всем нуждающимся, не забывая и о себе. Она и правда сказала тогда, 4 июня 1952 года, последний раз выйдя на балкон Каса-Росада: «Не плачь по мне, Аргентина! Я ухожу, но оставляю тебе самое дорогое, что у меня есть, — Перона!». Через три года после ее кончины хустисиалистский режим рухнул.

До середины 1970-х годов гроб с телом Эвиты — шедевром искусства бальзамирования — мотало по странам и континентам. Простолюдины терроризировали Ватикан с требованиями канонизировать защитницу всех обездоленных и угнетенных. Но новому правительству Аргентины не нужен был ни культ Перонов, ни массовое поклонение народной святой. И начались шпионские страсти.

Гроб с телом жены диктатора всплывал то тут, то там. Говорили о подложных мумиях, о том, что врач, почти год работавший с телом почившей, был так в нее влюблен, что по ночам тайком распускал руки; что Эву перевезли через океан и похоронили в Милане в могиле под чужим именем; что враги мочились на ее мумию; что тех, кто сопровождал ее нетленное тело преследовали проклятья и смерть — чего только не говорили. Но после смерти Перона его вдова распорядилась перевезти тело Эвы Перон обратно в Аргентину.

эва перон

Могила Эвы Перон на кладбище Реколета в Буэнос-Айресе

Фото: Global Look Press/Craig Lovell

Ее, наконец, похоронили. Рядом с отцом, который при жизни так и не признал своего ребенка. Хотя до сих пор есть те, кто думает, что фамильный склеп пуст, а сама Эва до сих пор жива. Потому что она была слишком хороша, чтобы умереть.

Эта маленькая женщина, прожившая такую короткую и бурную жизнь, сделала невозможное — она заставила полюбить власть. По пальцам можно пересчитать тех, кому это удавалось. Современные политики работают, как алгоритмы системы, их жены по большей части выгуливают дорогие наряды и выполняют благотворительные обязанности. Всё то же самое делала и Эва Перон, и только у нее получилось остаться легендой. 7 мая этой легенде исполнится сто лет.

«Я целую тебя с неба!» — интересно, кто-то в мире еще верит в эту невероятную аргентинскую сказку?

«Радужный тур»

В начале 1947 года возникла перспектива поездки Эвы в Европу. Инициатива исходила от правительства Испании. Режим Франко, попавший после Второй мировой войны в дипломатическую изоляцию, нуждался в срочном налаживании международных экономических связей. Аргентина же, финансовое положение которой в годы войны улучшилось, была готова оказать Испании помощь в виде крупного займа. Перон не меньше Франко был заинтересован в расширении дипломатических контактов с другими государствами, так как созданный им фактически диктаторский режим вызывал отчуждённость и неприязнь во многих странах, особенно в США и пострадавшей от фашизма Европе.

Перон боялся покидать Аргентину, опасаясь, что в его отсутствие оппозиция активизируется. Поэтому, в конце концов, было решено, что вместо него в Европу отправится Эва, но её поездка будет носить неофициальный характер. Перон надеялся, что «европейское турне» жены станет рекламой его внутренней политики и обеспечит международное признание режима.

Официальная пропаганда представляла визит Эвы как эпохальное событие. Однако в правительственных кругах Европы Эву не воспринимали как дипломата или посла. За исключением Испании, где она была встречена с королевскими почестями, в других странах — Италии, Франции и особенно Швейцарии, Португалии, Ватикане и Монако, согласно дипломатическому протоколу, ей был оказан обычный приём как супруге главы государства, не более того. «Радужный тур» продолжался с 6 июня по 22 августа 1947 года.

В ходе визита, а также по пути в Европу и обратно Эва встретилась с известнейшими политическими, общественными и религиозными деятелями. В их числе были Салазар и Франко, папа Пий XII, государственный секретарь США Дж. Маршалл, президенты: В.Ориоль (Франция), Э.Ди Никола (Италия), О.Кармона (Португалия), Ф.Эттерс (Швейцария), Г.Дутра (Бразилия), Л. Батле Беррес (Уругвай), а также главы правительств, среди них Де Гаспери (Италия) и Ж.Бидо (Франция), министры иностранных дел всех упоминаемых стран и т. д.

Защитница обездоленных

Эпизод 17 октября стал серьёзной заявкой на победу полковника на президентских выборах. Чтобы не возбуждать кривотолков о своём моральном облике, буквально через неделю после освобождения Перон женился на Эве, и она включилась в предвыборную гонку. А заодно блистала на светских раутах в роскошных вечерних платьях от Кристиана Диора, а также патриотично поддерживала местных модельеров — Пако Хамандро, Полу Налетофф и других.

От природы темноволосая, Эва Перон меняла имидж: в амплуа радиоведущей она предпочитала краситься в пепельный цвет и носить модную в 1940-е годы прическу «помпадур» с высоким начесом. В статусе жены кандидата в президенты, а потом и первой леди (Хуан Перон стал президентом в феврале 1946 года) она сменила имидж: перекрасилась в блондинку и стягивала волосы в гладкую прическу с тяжёлым узлом из кос на затылке, ставшую её визитной карточкой.


Эва Перон в 1951 году

При Пероне в Аргентине процветала коррупция, и Эва вовсю пользовалась её плодами. Её брат и мужья сестёр получили доходные государственные должности, а сама она сделалась своеобразной «посредницей» между властью и беднотой, возглавив Фонд социальной помощи. Бедняки, получавшие из её рук деньги и социальное жилье, считали Эвиту (так ласково стали называть первую леди в народе) своей благодетельницей. Осенью 1946 года Эва Перон пролоббировала в парламенте закон об избирательных правах женщин, завоевав сердца тех аргентинок, которых ещё не покорила её щедрость (пусть и проявляемая за государственный счет). Все эти женщины пополнили электорат Хуана Перона на следующих президентских выборах.

Героиня в политическом театре

Перонизм как движение популистского типа мог существовать только при наличии тесной эмоциональной связи между лидером и массой. Однако обязанности президента не позволяли Перону так же часто, как раньше, выступать перед рабочими. Эва взяла на себя ответственную и трудную роль связующего звена, особого «посредника» между Пероном и его «безрубашечниками», облечённого доверием самого вождя. Летом 1946 года она начала посещать предприятия и выступать перед рабочими. Помощь беднякам стала одним из важнейших направлений её деятельности. В борьбе за влияние в этой сфере возник конфликт между Эвой, представлявшей интересы правительства, и Благотворительным обществом, отражавшим мнение оппозиции. Нежелание дам-аристократок избрать жену президента почётным председателем общества привело к скорой развязке. В сентябре 1946 года декретом исполнительной власти общество было закрыто, а его имущество конфисковано в пользу государства. Взамен был создан Фонд социальной помощи под руководством Марии Эвы Дуарте де Перон.

Официально Эва не занимала никаких государственных должностей. Однако уже в 1946 году она вела приём граждан в министерстве труда (бывшем секретариате), обосновавшись в старом кабинете Перона. Отныне контакты рабочих с лидером движения должны были осуществляться через неё как его личного представителя. В министерстве Эва вела профсоюзно-политическую и социальную работу, по несколько раз в неделю принимая всех, кто нуждался в срочной помощи или хотел передать просьбу президенту. Вначале она была довольно осторожна и официальна. Её сестра Эрминда рассказывает, что Эва старательно запоминала поставленные рабочими вопросы, консультировалась с Пероном, а уже потом давала просителям ответ. Позже она стала принимать многие решения самостоятельно. В сентябре 1946 года Эва появилась в конгрессе, где потребовала от председателя палаты депутатов Р. Гуардо ускорить принятие закона об избирательных правах женщин.
Место, которое Эва заняла в политической и общественной жизни, не соответствовало тогдашним представлениям аргентинцев о роли женщины, даже если она супруга президента. Кроме того, отношение к ней во многом определялось идейным противостоянием между перонистским большинством и оппозицией. Оппозиция видела в социально-политической деятельности, развёрнутой женой президента, манёвр, нацеленный на укрепление режима личной власти Перона. Эти опасения во многом были обоснованы, так как Перон сочетал умеренные социальные реформы с ограничением конституционных прав и свобод, а Эва ему активно помогала.

Встреча и начало отношений с Хуаном Пероном

1943 год стал важным и в личной жизни Эвы. Тогда она впервые услышала о полковнике Хуане Пероне. Именно он был инициатором и организатором военного переворота, но до поры до времени оставался в тени, занимая скромный пост главы созданного им секретариата труда. Уже в конце 1943 года Перон и Эва Дуарте могли встретиться. Известно, что Перон, заинтересованный в популяризации своей социальной политики, неоднократно посещал радио «Бельграно», где работала Эва. Однако в воспоминаниях Перон сообщает, что их знакомство состоялось в январе 1944 года, когда Эва в составе группы артистов была приглашена на официальную встречу по организации сбора средств в помощь жертвам землетрясения в Сан Хуане (англ.)русск.. В свою очередь, позже Эва в многочисленных выступлениях и автобиографической книге, опубликованной в 1951 году, называла знакомство с Пероном «волшебным днём», который стал началом её «настоящей жизни». Действительно, встреча и любовная связь с Пероном круто изменили жизнь молодой актрисы. В 1944 году по его инициативе Эва стала диктором новой политической радиопередачи «Навстречу лучшему будущему», выходившей в эфир несколько раз в неделю. Программа пропагандировала деятельность секретариата труда и его руководителя. Тогда же Эва начала сотрудничать с секретариатом как председатель нового профсоюза работников радио. Когда Перон стал министром обороны и вице-президентом, её положение на канале «Бельграно» ещё более упрочилось. Её оклад достиг рекордной суммы в 35 тыс. песо. В начале 1945 года Эва впервые получила предложение сняться в главной роли в фильме «Расточительница (исп.)русск.». Перон лично посещал съёмки, которые благодаря щедрому финансированию были обставлены с большой помпой.

Эва Дуарте и Хуан Перон в 1945 году

Перон открыто появлялся со своей молодой подругой, шокируя коллег-офицеров связью с актрисой. Благодаря её ходатайству Ф. Муньос Аспири, автор текстов к «Героиням в истории», возглавил одно из подразделений отдела пропаганды при президенте страны, а О. Николини получил назначение на должность главы ведомства связи и коммуникаций. Это усугубило противоречия между Пероном и армейскими чинами, которые и так уже были напуганы ростом его популярности среди рабочих. В начале октября 1945 года под давлением группы офицеров-заговорщиков власти были вынуждены арестовать Перона.

17 октября 1945 года вошло в историю Аргентины как дата «освобождения Перона народом» и возникновения перонистского движения. В этот день тысячи рабочих и их семьи собрались на Майской площади Буэнос-Айреса перед президентским дворцом, требуя «вернуть полковника». Распространённое представление, согласно которому Эвита участвовала в организации этих массовых выступлений (как это представлено в мюзикле Эндрю Ллойда Уэббера «Эвита», по которому снят известный фильм с Мадонной в главной роли), не соответствует действительности: в это время она ещё не занималась политикой и не обладала никаким влиянием. Сами же перонисты обычно преувеличивают место Эвы в событиях октября 1945 года. Это объясняется тем, что Перон, стремясь подчеркнуть «спонтанность» народной поддержки, неоднократно писал, что в те дни именно она возглавила «безрубашечников» и вместе с профсоюзами направила выступления рабочих. На самом деле Эва в то время была почти неизвестна в рабочей среде и, несмотря на всю свою энергию, могла действовать лишь как «подруга полковника». Даже выступление освобождённого Перона перед «безрубашечниками» она слышала только по радио.

Актриса

Большой удачей для Эвы стало заключение в 1938 года контракта на рекламу по радио продукции известной компании «Гереньо», производившей мыло. Эва начала работать в качестве диктора, но мечтала о радиотеатре. В 1939 году Эва организует первую актёрскую группу для работы над коротким радиоспектаклем.

С 1941 года она оставляет сцену и полностью сосредотачивается на радиопостановках и радиорекламе. Имя молодой актрисы радиотеатра Эвы Дуарте становится всё более известным, её фотографии всё чаще появляются на обложках иллюстрированных журналов — к уже упоминавшимся выше можно добавить «Радиоландию» и «Гьон». Эва также получает несколько небольших ролей в кино.

Успешным для карьеры Эвы Дуарте на радио стал 1943 год, когда журнал «Антена» анонсировал новый проект радиоканала «Бельграно» при поддержке фирмы «Гереньо». Он предполагал постановку радиосериала «Героини в истории» с Эвой в качестве ведущей актрисы. Цикл радиопьес, замысел которых принадлежал самой Эве, включал спектакли об известнейших женщинах — императрицах, королевах, актрисах (Жозефине, Екатерине II, Александре Федоровне, Анне Австрийской, леди Гамильтон, Саре Бернар, Элеоноре Дузе и других).

Смерть

В начале 50-х у жены президента обнаружили рак матки. Болезнь помешала воплощению перспективных планов и идей. Тем не менее на протяжении отведенного судьбой времени Эва Перон оставалась кумиром миллионов людей.

Неудачная операция стала причиной мучений, предшествовавших смерти, в 1951-м Эвита навсегда покинула жителей страны. Ее последние распоряжения о похоронах в фамильном склепе были проигнорированы мужем и лицами первой величины.

Похороны Эвы Перон

Тело бывшей актрисы подверглось процессу бальзамирования, к гробу стекались паломники на протяжении нескольких лет. Песня «Не плачь по мне, Аргентина» спустя пару десятилетий рассказала историю женщины, покорившей культурный свет.

В середине 50-х, после свержения правительства Хуана Перона, гроб с останками первой леди тайно вывезли из страны. В 70-х прах Эвиты торжественно вернули на родину и перезахоронили в могиле 10-метровой глубины.

«Две головы перонизма»

Хотя «радужный тур» и не достиг намеченных целей, в Аргентине он был использован для придания Эве имиджа крупного государственного деятеля. Благодаря кампании безудержного захваливания, развёрнутой в её отсутствие, Эва вернулась на родину лидером национального масштаба, почти равным Перону. С конца 1947 года и до самой смерти Эва занимала второе после Перона место в государстве. О повышении статуса Эвы в перонистском движении и государстве свидетельствовало то, что 17 октября 1948 года она уже наравне с Пероном обратилась к рабочим с речью с балкона президентского дворца. Начиная приблизительно с этого времени Эва стала подписывать документы укороченным именем — не Мария Эва Дуарте де Перон, а просто Эва Перон. Тем самым она подчёркивала ещё большую, чем раньше, близость к Перону, а может быть, и равенство с ним. Даже её внешний облик постепенно меняется. Высокие причёски с локонами и женственные платья с рюшами и бантами сменяются гладко зачесанными волосами, уложенными в пучок, и строгими английскими костюмами. Эва превратилась в Эвиту — любимицу «безрубашечников». Так её стали называть перонистские массы.

Выступление Эвиты. Фотография 1950 года

В сентябре 1947 года конгресс принял закон о предоставлении женщинам избирательных прав. Согласно закону голосование было обязательным, за что его критиковала оппозиция. Обязательность голосования означала намерение перонистского руководства использовать закон для расширения своего электората на будущих выборах. Организационное оформление женского перонистского движения завершилось к лету 1949 года. 26 июня под председательством Эвы прошла его первая учредительная ассамблея. Несколько дней спустя Эва Перон была официально провозглашена президентом женского крыла перонистской партии (РР). Это подтверждает, что с самого начала женское движение, руководимое ею, преследовало не феминистские, а чисто политические цели. Эффективность работы Эвы как политического руководителя и организатора была наглядно продемонстрирована в 1951 году, когда Перон был вторично избран на пост президента, получив на 10 % голосов больше, чем в 1946 году. Наряду с другими факторами росту его электората способствовало то, что из 3,8 млн впервые голосовавших женщин в поддержку Перона высказалось более 2,4 млн.

Деятельность Эвиты не отдалила массы от Перона. Наоборот, она укрепляла эту связь, будучи его женой и действуя от его имени. По существу, два харизматических лидера составляли единую команду и действовали по принципу «Перон управляет, Эва представляет». С культом Перона креп и культ Эвиты. Уже при жизни перонисты называли её символом социальной справедливости — хустисиализма. Она имела многочисленные титулы: «знаменосица угнетённых масс», «надежда и страж революции», «щит Перона», «полномочный представитель», но предпочитала «мост любви между Пероном и народом». Эти титулы не были простыми риторическими выдумками, созданными перонистской пропагандой или ей самой. Они являлись адекватными той роли, которую Эвита играла в перонистском движении.

Знаменитая актриса

Примерно в возрасте 15 лет Перон переехала в Буэнос-Айрес, чтобы стать актрисой. Там она нашла работу в нескольких театральных труппах. В 1937 году Перон получила свою первую роль в фильме «Сегундос Афуэра» и получила контракт на выступление на радио. В течение следующих нескольких лет она продолжала работать и в театральных постановках.

Перон было около 20 лет, когда она начала свой собственный развлекательный бизнес-компанию «Theater of the Air», которая выпускала радиопрограммы. В 1943 году Перон пользовалась одним из своих самых больших успехов: она подписала контракт на изображение ряда известных женщин в истории в специальном радиосериале, что дало ей возможность играть таких, как королева Елизавета I и Екатерина Великая.

Карьера

В профессиональном плане Эва Дуарте смогла реализоваться на радио, она участвовала в рекламе мыла и спектаклях по мотивам известных пьес. Со временем кинорежиссеры оценили талант актрисы и решили, что она вполне способна вызвать у зрителей интерес.

В конце 30-х, когда в Германии появились Ева Браун и Адольф Гитлер, девушка из Аргентины стала любимицей публики и звездой. В постановке «Героини в истории», основанной на жизни великих женщин, она покорила радиослушателей выдающейся профессиональной игрой.

После знакомства с полковником Хуаном Пероном на тематической вечеринке Эва пришла на канал «Бельграно» как ведущая политических программ. Открывшиеся жизненные перспективы помогли амбициозной актрисе упрочить авторитет в культурном обществе и придумать новый жизненный план.

Связь с кандидатом в президенты обеспечила блестящее будущее, включавшее съемки в фильме «Расточительница» в середине 1940-х годов. Драма, основанная на книге Педро Антонио де Аларкона и Ариса, демонстрировалась в кинотеатрах густонаселенных городов.

Арест Хуана Перона в октябре 1945 года перевернул жизнь Эвы и миллионов обычных людей. Движение за его освобождение освещалось в средствах массовой информации, имя актрисы упоминалось в ряде агитационных статей.

Хуан Перон и Эва Перон, Адольф Гитлер и Ева Браун

Вопреки распространенному мнению, в молодости Эва Дуарте не интересовалась политикой и судьбой собственной страны. Данные об участии женщины в движении «безрубашечников», или «дескамисадос», были в целях формирования имиджа ощутимо искажены.

Только поле удачного замужества Эва Перон проявила инициативу и стала бороться за права женщин, обремененных тяжким трудом. Бывшая актриса заслужила доверие представительниц среднего класса, в обществе ее называли очаровательным вождем.

В Буэнос-Айресе, где позже жил революционер Че Гевара, супруга президента Перона считалась законодательницей мод. Слухи о каждом шаге так называемой женщины цвета танго с легкой руки журналистов мгновенно уходили в народ.

Эва стала связующей нитью между государственным деятелем и избирателями, это привело к ряду конфликтов с членами аристократических кругов. Не имея правительственной должности, красавица, произносившая речи и осуществлявшая прием граждан, приобрела сильных врагов.

В такой ситуации Аргентина нуждалась в международной поддержке, и Эва в роли посла мира отправилась в дипломатическое турне. Визиты в Испанию, Португалию, Монако, Италию и Францию принесли ощутимую пользу внутренне ослабшей стране.

Заслугой выдающейся женщины считалось создание фонда, призванного оказывать поддержку сотням нуждающихся людей. На средства благотворительной организации, процветавшей в 50-е годы, строились общественные учреждения и жилье для малоимущих семей.

Детство и юность

Биография Марии Эвы Дуарте, в замужестве сменившей фамилию, содержит ряд неподтвержденных и исторически не проверенных дат. Вероятно, она родилась в мае 1919 года, сомнительное свидетельство о крещении удостоверило этот факт.

В книге La Razón de mi vida, опубликованной в середине 1950-х, женщина не вспоминала о детстве, родителях и членах семьи. По свидетельствам уроженцев местечка под названием Лос-Тольдос, она росла в доме Хуаны Ибаргурен вместе с четырьмя другими детьми.

Отцом будущей жены президента считался фермер Дуарте, имевший законную супругу в провинциальном городке. Мать, служанку с хорошей фигурой, доставшейся от предков-басков, он не баловал.

Эва Перон в молодости / «Википедия»

Тем не менее в юном возрасте Эва получала подарки, игрушки и шелковые платья скрашивали унылую жизнь. Смерть родителя, не справившегося с управлением автомобилем, вынудила девочку утратить веру и надежду.

Хуан Дуарте в завещании не упомянул детей любовницы, и женщина с многочисленным потомством осталась без крыши над головой. Она устроилась на тяжелую и малооплачиваемую работу в поселении, где обстановка была чужой.

Глядя на унизительное положение матери, Эва в тайне решила, что сделает все, чтобы в будущем не повторить такую судьбу. Окончив начальную школу в середине 1920-х, она вступила с социумом в ожесточенную борьбу.

В отличие от сестер, умудрившихся найти состоятельных супругов, девушка без посторонней помощи вошла во взрослый мир. Кинематографическое искусство, способное принести популярность, уроженка аргентинской деревни выбрала как ориентир.

Оставив неблагополучное семейство, Эва уехала в Буэнос-Айрес и устроилась в актерскую труппу, гастролировавшую по городам. Второстепенная роль на сцене небольшого театра комедии помогла девушке приобщиться к интеллигентным культурным кругам.

Взяв в качестве псевдонима фамилию биологического родителя, дебютантка надеялась произвести впечатление на авторитетных людей. Однако отсутствие образования и специальной подготовки помешало ей стать героиней тематических газетных статей.

Только после того, как Эва Дуарте переквалифицировалась в модели, ее фото появилось в журналах, посвященных театру и кино. Несмотря на подобные публикации и незначительный успех в рекламном бизнесе, будущее юной актрисы не было определено.

Болезнь и смерть

Эва была одной из важнейших опор перонистского режима. Это стало особенно ясно в 1951-1952 годах, когда правительство столкнулось с ухудшением экономического положения и обострением социальных конфликтов. Несмотря на знаки болезни, впервые давшей о себе знать уже в январе 1950 года, Эва продолжала напряжённо работать. В преддверии президентских выборов 1951 года она совершила ряд агитационных поездок по стране. Её выступления транслировались по радио. Все речи Эвиты этого периода исключительно эмоциональны, страстны, даже экзальтированны: Перон в них представлен судьбоносным для Аргентины человеком, «способным защитить завоевания рабочих от любых попыток их отнять». Её авторитет в перонистском движении был в это время исключительно высок.

Эвита и Перон на балконе президентского дворца во время митинга 17 октября 1951 года

Об этом свидетельствует обращение к Эве в мае 1951 года CGT и женского отделения РР с просьбой дать согласие на выдвижение её кандидатом в вице-президенты. Однако противодействие армейского руководства, не желавшего видеть на этом посту женщину, и главное, болезнь Эвы помешали осуществлению этого плана. Под давлением военных Хуан Перон вынужден был отклонить её кандидатуру. Правда, после инаугурации Перона в июне 1952 года его жене был дан символический титул «Духовного лидера нации» . В ноябре 1951 года Эва перенесла операцию. В эти дни по всей стране: в церквях, домах и на улицах у самодельных алтарей — сотни тысяч простых аргентинцев зажигали свечи и молились о том, чтобы Бог даровал Эвите жизнь. Эва Перон скончалась в возрасте 33 лет от рака матки 26 июля 1952 года. Её тело было забальзамировано и выставлено на всеобщее обозрение до 1955 года, когда её муж был свергнут во время путча. Тело было перевезено в Милан и похоронено под именем Мария Маджи Маджистрис. Хуан Перон вернулся из изгнания назад в Аргентину, вновь став президентом, и умер в 1974 году. После его смерти тело Эвиты было перевезено назад в Аргентину и вскоре окончательно похоронено в семейном склепе родственников её отца Дуарте (несмотря на её незаконное происхождение). До сих пор многие паломники навещают её могилу.

Замужество и выход на политическую сцену[править]

После 17 октября Перон начал подготовку к президентским выборам, о проведении которых было объявлено. 22 октября 1945 года Эва и Перон поженились. Так было исполнено обещание, данное им в дни ареста. С этого времени Эва полностью оставила работу в кино и на радио и постепенно вошла в штаб ближайших помощников Перона. Сначала её роль была невелика, но очень скоро она становится всё более заметной. Перон и сам стремился вовлечь её в политическую борьбу. Ему казалось выигрышным, что рядом с кандидатом в президенты находится жена, олицетворяющая возросшую роль женщины в современном мире. К тому же он намеревался включить аргентинских женщин в политическую жизнь страны, предоставить им право голоса.

В Эве он видел подходящую кандидатуру для агитационной работы в женской среде. Позднее роль и влияние Эвы в перонизме существенно возросли. Это дало основание некоторым авторам утверждать, что она с самого начала целенаправленно стремилась к лидерству, хотела оттеснить Перона на второй план и только болезнь и ранняя смерть помешали ей сделать это. Такая точка зрения абсолютно лишена основания. Бесспорно, Эва была энергичной женщиной, обладавшей задатками организатора, но по отношению к Перону она всегда занимала подчинённое положение.

Перон и без Эвы был и остался политиком, имевшим собственные взгляды и стиль. Она же действовала в соответствии с его рекомендациями, была его ученицей, говорила его языком. Это подтверждают тексты всех без исключения её речей, в которых она, по образному выражениюСильвии Сигал и Элисео Верона, авторов книги о дискурсивных особенностях перонизма, «умудрилась не произнести ни одного собственного слова».

Первые публичные политические выступления Эвы относятся к концу 1945 — началу 1946 года. Вместе с Пероном и его штабом она совершила несколько поездок по стране, посетив множество городов. Присутствие жены кандидата в президенты на встречах с избирателями стало новым явлением в Аргентине. Короткие речи Эвы были адресованы в основном женщинам-работницам.

Эва удачно копировала найденный Пероном ораторский стиль, обращенный, прежде всего, к чувствам слушателей, а не к их рассудку. Она уверяла в своей и Перона любви и верности народу, называла себя «товарищем Эвитой»

Принимая во внимание низкий образовательный уровень основной массы населения, а также особую эмоциональность аргентинского, и шире — иберийского характера, свойственную самой Эве и её слушателям, именно такой речевой стиль был, очевидно, наиболее действенным

Эва Перон. Фотография 1947 года

На президентских выборах в феврале 1946 годаПерон одержал убедительную победу. Эва стала первой дамой Аргентины. Её социальный статус резко изменился. По положению она теперь принадлежала к элите аргентинского общества. Близость к Перону увеличивала её влияние. Он обсуждал с ней важные назначения. Так, с её одобрения, их личный врач, Рикардо С.Гуардо, стал председателем палаты депутатов конгресса, а в 1948 года бывший охранник Хосе Эспехо был назначен генеральным секретарём Всеобщей конфедерации труда (CGT).

Доходные должности получили её родственники и знакомые. Брат Хуан стал личным секретарём Перона, мужья старших сестёр — Арриета, Альварес Родригес и Бертолини — получили соответственно посты сенатора, председателя Верховного суда и директора Центральной таможни. Николини сохранил за собой ведомство связи, Муньос Аспири вошёл в штат её помощников, занимаясь написанием и редактированием речей.

Меха и бриллианты

Впрочем, радея о политических успехах мужа, себя Эвита тоже не забывала. Она много и охотно фотографировалась в своих кутюрных платьях, мехах — от норковой шубы до горностаевого, как императорские мантии, палантина — и драгоценностях ведущих ювелирных домов. Впервые в истории страны президент Аргентины позировал для парадного портрета не один, а под руку с супругой. Эва была очаровательна в узком вечернем платье с открытыми плечами в цветах аргентинского флага.

Парадный портрет Хуана Перона вместе с женой Эвой, 1948 год

Свой патриотизм первая леди выражала и с помощью украшений. Так, заказанная ею у Van Cleef & Arpels брошь с бриллиантами и синими и жёлтыми сапфирами в точности воспроизводила всё тот же флаг Аргентины. В 1998 году наследники Эвы Перон выставили брошь на торги: она ушла с молотка за без малого 100 тысяч долларов.

Эва Перон собрала коллекцию украшений haute joaillerie, полученных как от мужа, так и в качестве дипломатических подарков. Так, голландская королевская семья поднесла Эве Перон бриллиантовую диадему, а также кольцо и серьги с крупными бриллиантами. В 2009 году их похитили, и владельцы оценили пропажу в шесть миллионов евро. Воры так и не смогли сбыть украденное, и спустя два года украшения нашлись. Но самой, пожалуй, известной драгоценностью Эвы было ее рубиновое колье Bvlgari: в нём первая леди позировала для знаменитого портрета, воспроизведенного на аргентинских почтовых марках уже после её смерти.

1/1

Эва Перон в платье от Кристиана Диора

Брошь Van Cleef & Arpels с бриллиантами, синими и жёлтыми сапфирами в виде флага Аргентины

Эвита умерла от онкологического заболевания в июле 1952 года, незадолго до этого удостоившись почетного титула «Духовного лидера нации». Ей было 33 года. Проститься с умершей пожелало столько простых аргентинцев, что их порыв спровоцировал давку с человеческими жертвами.

Украшения первой леди, у которой не было детей, унаследовали её родственники. Платья, в том числе наряд от парижского модельера Жака Фота, в котором Эвита позировала для своего последнего официального портрета, а также её деловые костюмы в английском стиле, в которых она выступала на политических митингах и в парламенте, пополнили коллекцию мемориального музея Эвы Перон — Museo Evita в Буэнос-Айресе.