Актеры, сыгравшие остапа

«Может быть, тебе ещё дать ключ от квартиры, где деньги лежат?»

Об актере ходит легенда, что он – первый советский миллионер, по крайней мере среди актеров. Оказывается, это правда. В свое время он очень хотел снять фильм по книге Майкла Филда «Америка глазами таксиста». Этот немецкий миллионер держал игровые залы по всей Западной, а потом объединенной Германии.

Как-то на гастролях Гомиашвили с ним познакомился и был поражен его судьбой. Когда-то Майкл приехал в Америку и оказался на самом дне – ковырялся в поисках еды на помойке. Это не сломало Филда и он сумел стать одним из воротил игорного бизнеса. Арчил захотел снять фильм об этом удивительном человеке.

Бизнесмен горячо поддержал идею и обещал профинансировать. Полтора года шла подготовка: был написан сценарий, подобраны актеры, найдены локации. Актер постоянно мотался между Берлином и Москвой, а Филд все тянул, находил причины отложить проект. После очередного отказа Арчил понял, что финансирования не будет.

В какой-то раз он летел на встречу с богатым партнером, понимая, что проект закроется. В отвратительном настроении актер зашел в казино. Он иногда играл в рулетку и всегда ставил на одно и то же число – день своего рождения – 23. И в этот раз поставил – и чудо! Раз за разом шарик попадал в ячейку под номером 23. В результате куш составил около 130 тысяч марок (в 1990 году курс марки к доллару был 1 марка – 0,62 доллара).

Деньги Гомиашвили решил пустить на съемки фильма. Артист пришел на встречу к бизнесмену и уже был готов к отказу в финансировании. Так и случилось. Но Майкл Филд хотел сделать грузину подарок за потраченное время и проведенную работу. И Гомиашвили стал владельцем 10 игровых залов в Германии.

Артист с головой окунулся в бизнес. А через несколько месяцев сложил в пакет 500 тысяч марок и отправился к своему щедрому другу. Таким образом он хотел отблагодарить Филда

Тот был шокирован поступком Арчила и произнес: «Дороже денег твое внимание и благодарность. Сделаем вид, что деньги я взял»

Актер сыграл Сталина в 5 фильмах. «Государственная граница». 1986. Кадр из фильма

Мечты идиота (1993)

В роли Остапа Бендера: Сергей Крылов

Кинокартина «Мечты идиота» снята по мотивам романа «Золотой теленок» Ильфа и Петрова. Это российско-французский фильм режиссера Василия Пичула, вышедший на экраны в 1993 году. В главных ролях – Сергей Крылов (Остап Бендер), Алика Смехова (Зося Синицкая), Евгений Дворжецкий (Шура Балаганов) и др.

Фильм снимали преимущественно в Крыму. Классический сюжет остался прежним, а вот образы героев кардинально переделаны. В этом фильме Остап Бендер предстал перед зрителями немолодым, лысым и небритым. Образ Шуры Балаганова – гопник с железными зубами в шлеме от мотоцикла. А Зося Синицкая уже не та хрупкая и милая девушка, а настоящая женщина-вамп.

«Считаю вечер воспоминаний закрытым»

В Германии Гомиашвили прожил недолго. Заработав денег, он вернулся в Москву, открыл ресторан «Золотой Остап», который славился своей щедростью и гостеприимством. По словам жены артиста, Татьяны Федоровны, в первое время заведение не приносило прибыли, так как Арчил не брал деньги с дорогих гостей. А к нему приезжали артисты, спортсмены, политики и бизнесмены.

Актер проводил в своем «Золотом Остапе» круглые сутки. Настолько увлекся новым делом, что отказывался от съемок и театральных проектов. При этом не забывал помогать тем, кто нуждался. Например, платил стипендию студентам ВГИКа.

В 2004-м врачи поставили Гомиашвили страшный диагноз – рак легких. Родные актера рассказывали, что после вердикта докторов он молчал почти месяц. Арчил Михайлович боролся за жизнь, лечился, но не сумел одержать победу над страшной болезнью. Он умер в последний день весны 2005 года в возрасте 79 лет.

12 стульев (1971)

В роли Остапа Бендера: Арчил Гомиашвили

В 1971 году через год после выхода американской версии «12 стульев» вышла экранизация Леонида Гайдая по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Фильм состоит из двух частей – «Лед тронулся» и «Заседание продолжается». Эта версия картины стала настоящим лидером советского кинопроката и собрала более 39 млн. зрителей.

Роль Остапа Бендера сыграл Арчил Гомиашвили, а Кису Воробьянинова исполнил Сергей Филиппов. Известно, что на главную роль было 20 претендентов, в числе которых Никита Михалков, Владимир Высоцкий, Муслим Магомаев и др. Однако режиссер сделал выбор в пользу Гомиашвили.

Эта картина стала любимейшей экранизацией известного романа и получила две значимые награды: премию «За вклад в разработку жанра кинокомедии», приз «Серебряная сирена» на Фестивале советского кино в Италии.

Остап Бендер в кино

По романам Ильи Ильфа и Евгения Петрова было снято множество сериалов и фильмов, причем не только в России, но и за рубежом. Самым первым Остапом в кино стал Сергей Юрский, снявшийся в фильме «Золотой теленок» в 1968 году. Одна из лучших картин о Бендере была снята Леонидом Гайдаем в 1971 году. Роль великого комбинатора в ней исполнил Арчил Гомиашвили, возраст которого не соответствовал возрасту Остапа в романе «12 стульев». Однако большинство телезрителей считает именно эту картину самой удачной из всех, которые были сняты о Бендере. Также пользуется популярностью фильм-мюзикл «12 стульев» от режиссера Марка Захарова. Остапа в нем сыграл неподражаемый Андрей Миронов.

В 2006 году на экраны вышел сериал «Золотой теленок», состоявший из 8 серий. Главную роль в нем сыграл Олег Меньшиков. По мнению критиков, Остап, сыгранный им, получился самым неудачным из всех.

Биография Арама Вардеваняна

Арам Вардеванян родился 6 сентября 1995 года в Краснодарском крае, в небольшом городе Армавире. Родители юноши не имеют отношения к творчеству: мама – врач, отец – агроном, так что Арам – не из числа артистов, воспитанных за кулисами. Как вспоминает сам Вардеванян, в его родном городе грезы о звездной карьере приравнивались к полету на Марс. «Что? Где? Актер? По телевизору? Да и мне так казалось», – рассказывал артист о сомнениях юности. И признавался: о сцене он все же мечтал, но видел себя в цирке – клоуном.

В три года родители отдали мальчика в шахматную секцию – за доской он оказался, когда еще не умел писать и читать. В шесть лет к шахматам добавилось карате, в котором Арам добился успехов: у него черный пояс, первый дан. Благодаря интересу к боевым искусствам в жизни юноши появились не только акробатические элементы и способность сесть на шпагат, но и фильмы с Брюсом Ли. «Я думал: какая крутая идея — продвигать единоборства через кино на весь мир», – вспоминает актер пятый-шестой класс.

Арам Вардеванян. Фото: instagram.com/ara.vard

Арам мог остаться в спорте и работать тренером, но понимал, что особого развития не добьется. Тогда юноша объединил страсть к трюкам, увлечение фокусами и часы перед телеэкраном в детстве и стал интересоваться театральными институтами.

Образ

Остап Бендер предстает перед читателями 27-летним привлекательным молодым человеком и сразу очаровывает умом, смекалкой и чувством юмора. Харизматичный лжец, наделенный актерским талантом, любимец женщин… В «Золотом теленке» Остап достигает возраста Христа, здесь характер глубже, а шутки и фразы изощреннее.

Одежда неприхотливого в еде и крове бродяги из первой книги говорит о том, что он только что покинул места не столь отдаленные – сюжет «12 стульев» начинается ранней весной, а у мужчины нет ни пальто, ни носков. Зато он в щегольской обуви и модном костюме. Неотъемлемыми атрибутами персонажа становятся шарф и фуражка, с которыми Бендер не расстается до конца второй книги.

Шарф Остапа Бендера

Каждая фраза Бендера – перл, а любое решение гениально. Неудивительно, что он занимает место лидера в компании мелких аферистов. Впрочем, коллеги по поиску сокровищ и денежных знаков не обременены интеллектом, и руководить ими не составляет труда. Остап искренне влюблен в жизнь, остается оптимистом даже в самых провальных ситуациях. Главной же страстью энергичного пройдохи всегда были и остаются деньги.

Прошлое персонажа туманно, лишь изредка проскальзывают детали жизни: якобы выпускник частной гимназии Иллиады, в годы Гражданской войны жил в украинском Миргороде, промышлял контрабандой, а также веселил публику ярмарок показом бородатой женщины (на самом деле переодевал в дамский наряд полного монаха). Предприимчивый молодой человек вполне сумел бы сделать «легальную» карьеру, но предпочел скитаться в надежде заполучить «блюдечко с золотой каемочкой».

Памятник Остапу Бендеру

Имя Остапа Бендера не так-то просто. Герой представляется оригинально – в «12 стульях» при знакомстве называет себя не иначе, как турецкоподданный Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, а в «Золотом теленке» превратился в Бендера-Задунайского. Авторы дали персонажу отчество Ибрагимович, за что восточные фанаты приняли за своего, приписав тюркские корни. Однако Ильф и Петров, скорее всего, хотели просто показать интернациональность героя – у каждого народа найдется свой гениальный авантюрист.

Прообразов у персонажа множество – от самого Катаева до персонажа театральной постановки «Зойкина квартира» Аметистова, красноречивого плута и талантливого мошенника.

Осип Шор — прототип Остапа Бендера

Главным же прототипом симпатичного комбинатора принято считать знакомого авторов Осипа Шора (друзья именовали его Остапом), в прошлом инспектор уголовного розыска. Возвращение молодого Оси с учебы из Петрограда домой в Одессу затянулось на год, за это время юноша ввязался в кучу авантюр: представал женихом богатой дамы, асом в игре в шахматы, художником. Наиболее яркие приключения «родители» Бендера позаимствовали для романов.

Хотя сами же авторы отрицали существование прототипа Бендера, утверждая, что образ собирательный.

Арам Вардеванян в фильме «Бендер: «Начало»

Чтобы попасть в фильм «Бендер», Арам обошел более 300 конкурентов. Но его путь к главной роли не был простым. Актер вспоминает, что не мог попасть на кастинг: он отправлял фото, просил агента устроить пробы, но приглашение все не получал – пока кто-то из знакомых не посоветовал его кандидатуру режиссеру.

На кастинг Вардеванян приехал из Питера спустя сутки после предложения. За столь короткое время молодой человек успел выучить все 10 присланных ему сцен и на пробах был активным и решительным. Настолько, что опасался: из-за избыточного энтузиазма его не возьмут. Но ошибся. Его «командование парадом» зацепило создателей приключенческой ленты.

На площадке актеру пригодились его боевые навыки. В наиболее опасных сценах Арама заменяли дублеры (хотя он был готов и в воде работать, и с высоты прыгать), но в большинстве экшен-эпизодов и моментов с драками юноша играет лично. Как и его напарник Сергей Безруков.

Инициативность Арам не отбрасывал и при работе над характером персонажа. Так как «Бендер: Начало» – история становления «великого комбинатора», Остапа создавали романтическим парнем, которого порой жалеешь. Вардеванян безмолвно играть чувствительного юнца не соглашался – и его Ося эволюционировал прямо перед камерами, что режиссер в итоге оценил. Игорь Зайцев называет молодого артиста настоящим открытием и прочит ему звездную карьеру.

Кстати, в ближайшем будущем зритель сможет увидеть Арама не только в новых кинопроектах, но и познакомиться с Вардеваняном-сценаристом. После съемок в «Бендере» он занялся созданием собственной картины, связанной с боевыми искусствами. Подробности – пока секрет.

Арчил Гомиашвили

Арчил Гомиашвили родился 23 марта 1926 года в Грузии, в городе Чиатура. Его отец после учебы в 1920-х годах в Московской школе красной профессуры был направлен в Донбасс, на должность председателя профсоюза угольщиков, но в конце 1930-х годов он был репрессирован и на свободу вышел лишь в 1944 году. Арчил два года проучился в Тбилисском художественном техникуме, но потом связался со шпаной и его несколько раз арестовывали, однако ему везло и срока он так и не получил. Увлечение театром привело Гомиашвили в Школу-студию МХАТ, где он проучился несколько лет, но после скандала с дракой едва не угодил под суд, и ему пришлось уехать из Москвы. В Тбилиси его приняли в труппу Академического театра имени Марджанишвили, а в 1958 году актер уехал в Поти и работал сначала в театре имени Эристави, а потом  в Русском театре имени Грибоедова. В кино Арчил Гомиашвили дебютировал в 1957 году, в фильме С.Кеворкова и Э.Карамяна «Лично известен». Всесоюзная слава пришла к актеру в 1971 году, когда он сыграл роль Остапа Бендера в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев», экранизации одноименного романа И.Ильфа и Е.Петрова. В 1973 году Арчил Гомиашвили стал актером Московского театра имени Ленинского комсомола, через несколько лет перешел в театр имени Пушкина. В конце 1980-х годов в Западном Берлине он встретился с миллионером Майклом Фильдом, по автобиографической книге которого Гомиашвили хотел снять фильм и начал уже писать сценарий. Но переговоры шли ни шатко, ни валко, денег не предвиделось и… И как не раз рассказывал сам Гомиашвили случилось просто чудо  зайдя в казино и поставив последние 100 марок, он в итоге выиграл более 100 тысяч. А бизнесмен в компенсацию за нереализованный проект подарил актеру десять игровых залов. Так что вскоре Арчил Гомиашвили стал вполне обеспеченным человеком. В 1990 году он стал президентом акционерного общества «Сити-бизнес», а в конце 1992 года открыл в Москве клуб «Золотой Остап», который вскоре стал одним из самых престижных столичных мест, а ресторан клуба в 1996 и в 1997 годах был признан лучшим в Европе.

«Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!»

В юности Арчил Гомиашвили был бесшабашным хулиганом. Он часто дрался, за что постоянно попадал в милицию. Но при этом учился в тбилисском техникуме при Академии художеств. Он был талантливым художником.

Не удивительно, что его заметил Георгий Товстоногов и пригласил оформить постановку в Тбилисском театре имени Грибоедова. Потом режиссер предложил харизматичному парню роль в своем спектакле. Так судьба Гомиашвили круто изменилась.

Правда, актерская судьба началась с судимости. Он вместе с другом срезал кожу с кресел в зрительном зале театра и продал сапожнику. В результате отсидел два года. После войны Товстоногов уехал из Тбилиси в Москву. Гомиашвили отправился за ним, поступил в Школу-студию МХАТ. Но диплом не получил. На последнем курсе он участвовал в драке, из-за которой чуть не угодил в тюрьму.

Чтобы опять не оказаться на скамье подсудимых, Арчил вернулся в Тбилиси, а в 58-м переехал в грузинский портовый город Поти. Интересно, что именно там актер впервые примерил на себе образ великого комбинатора. Он поставил спектакль по мотивам «Золотого теленка» «Похождения Остапа Бендера», в котором играл всех героев, в том числе Зосю Синицкую. Целых 13 лет артист ездил со своим спектаклем, и не только по Грузии.

Почему актер не сыграл Штирлица

В столице актер сперва устроился в театр имени Ленинского комсомола, но не смог работать с Марком Захаровым и перешел в театр имени Пушкина.

Вот что рассказывал об этом сам Гомиашвили: «К несчастью, у нас с Татьяной Лиозновой закрутился роман. К тому же, Вячеслав Тихонов вел себя очень активно, доказывал, что эта роль создана для него. Я тогда в Москве был новый человек, а Тихонов уже был Тихоновым! Началось давление на режиссера, и Татьяна заняла нейтральную позицию. Меня это очень оскорбило. Я обиделся, все бросил и уехал в Грузию».

Всего Гомиашвили снялся почти в трех десятках фильмов, причем многократно – в роли Сталина. Образ вождя народов он воплотил в пяти фильмах: «Государственная граница. Год сорок первый», «Сталинград», «Война на западном направлении», «Ангелы смерти» и «Трагедия века». Режиссеры высоко ценили умение Арчила Гомиашвили вжиться в эту роль.

Три тюрьмы и Школа-студия МХАТ

Арчил Гомиашвили родился 23 марта 1926 года в небольшом грузинском городке Чиатура. Его отец Михаил Гомиашвили был из семьи, которая держала постоялый двор и перекладных на Военно-Грузинской дороге. «Вся эта дорога была епархией моего деда Арчила», – рассказывал актер.

Отец же его в советское время сделал карьеру по партийной линии. Он уехал в Москву и окончил там Институт красной профессуры, который готовил партийных идеологов. В тот момент, когда у него родился наследник, он работал на Донбассе: возглавлял там комитет угольщиков. Новорожденного назвали Арчилом в честь деда.

Кадр из личного архива

Детство будущего актера проходило сперва на Украине, потом в Грузии. В 30-е годы его отец был репрессирован, по ложному доносу оказался в лагере, и был освобожден только в последний год войны, когда сын стал совсем взрослым.

Мать Арчила была дочерью священника, образованной и интеллигентной, очень строгого домашнего воспитания, тем не менее она всю жизнь была неунывающей хохотушкой, оптимисткой. Арчил Гомиашвили очень любил ее, но вздыхал, что с ним, подросшим, она справиться не могла. В первый раз он угодил за решетку в начале 40-х.

В те годы будущий актер учился в Тбилисском художественном техникуме при Академии художеств. В Тбилиси тогда работал молодой Георгий Товстоногов. Режиссер сделал юноше заказ на оформление спектакля «Лисички» по одноименной пьесе Хельмана. А потом предложил ему маленькую роль в самом спектакле. Уже тогда Гомиашвили мог бы стать актером, но юноша связался с воровской компанией и совершил кражу. Суд приговорил его к нескольким годам заключения, и только амнистия, объявленная в стране, спасла его. Через некоторое время его снова арестовали – за хулиганство, правда, вскоре отпустили.

В те годы Гомиашвили всерьез задумался об актерском образовании. Он оставил Тбилиси и отправился в столицу, где в юности учился и его отец. Целью Арчила было поступление в Школу-студию МХАТ. И действительно, талант юноши был оценен, и он успешно проучился какое-то время в Школе-студии, пока снова не оказался в тюрьме.

Кадр из личного архива

Возможные прототипы

Осип Шор — один из вероятных прототипов Остапа Бендера

Основным прототипом Бендера считается Осип (Остап) Шор, бывший сотрудник уголовного розыска Одессы, младший брат поэта Натана Шора (Фиолетова). Он родился 30 мая в Никополе. В — пытался учиться в Петроградском Технологическом институте, но, возвращаясь в Одессу, пережил массу авантюр: с целью добычи средств к существованию представлялся то художником, то шахматным гроссмейстером, то женихом, то представителем подпольной антисоветской организации.

В пользу этой версии косвенно высказывается писатель Валентин Катаев: «что касается центральной фигуры романа Остапа Бендера, то он написан с одного из наших одесских друзей. В жизни он носил, конечно, другую фамилию, а имя Остап сохранено как весьма редкое. Прототипом Остапа Бендера был старший брат одного замечательного молодого поэта… Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске по борьбе с бандитизмом…»

После издания книги О. Шор заявился к Ильфу и Петрову с целью потребовать «авторские», за использование образа, однако писатели, рассмеявшись, пояснили, что образ собирательный, посему о вознаграждении речи идти не может, однако выпили с ним «мировую», после которой Осип оставил свои претензии, попросив писателей лишь об одном — воскресить героя.

По мнению исследователя Сергея Белякова, прототипом Бендера в значительной степени является сам Валентин Катаев.

В 1926 году, за год до появления Бендера на страницах книги, в Москве, где жили Ильф, Петров и Катаев, с большим успехом (всего было дано двести спектаклей) в театре Вахтангова была поставлена пьеса Михаила Булгакова «Зойкина квартира», показывающая нравы НЭПа. В пьесе действует персонаж Аметистов, он же Путкиновский, он же Антон Сигурадзе, весьма похожий на будущего Бендера. Это обаятельный пройдоха, артистичный плут, элегантный мошенник, весьма активный и красноречивый, выпутывающийся из различных ситуаций. Аметистов, как и Бендер, перед первым появлением в пьесе вышел из тюрьмы. Аметистов был расстрелян в Баку, как Бендер зарезан в Москве — но оба они чудесным образом воскресли. Аметистов может убедить кого угодно в чём угодно (кроме милиции). Голубая мечта Аметистова — Лазурный берег и белые штаны («— Ах, Ницца, Ницца!.. Лазурное море, и я на берегу его — в белых брюках!».

В XIX веке образ великого комбинатора с мечтой о Рио предвосхитил барон Николай фон Менгден (сын генерала фон Менгдена и баронессы Амалии) (1822—1888), который в 1844 году авантюрным способом из праздного любопытства оказался в Рио-де-Жанейро. Выдав себя за русского сенатора, он получил аудиенцию у бразильского императора Педру II. Проведя время в Рио-де-Жанейро «превесело», Николай Менгден вернулся в Россию, где уже был уволен со службы. История эта была рассказана в воспоминаниях баронессы Софьи Менгден, опубликованных в 1908 году в журнале «Русская старина».

«Литературные негры»

Все началось одним августовским утром 1927 года. В редакцию газеты «Гудок» вошел высокий, по моде одетый мужчина средних лет. Он без стука вошел в комнату «Четвертой полосы», где работали двое молодых и тогда еще никому не известных репортера – Илья Ильф и Евгений Петров. Последний фамильярно обратился к вошедшему: «Привет, Валюн». Ильф поздоровался более сдержанно. Тем гостем был старший брат Евгения, Валентин Катаев. Он с загадочным видом подмигнул журналистам и заявил, что пришел с деловым предложением. «Я хочу, чтобы вы стали моими… литературными неграми», – заговорщически произнес Катаев. Репортеры удивленно переглянулись.

Катаев давно вынашивал идею о том, чтобы стать «советским Дюма-отцом». Кто-то рассказал ему, что знаменитый француз нанимал начинающих писателей, и те создавали за него великие шедевры, а он лишь подкидывал им идеи. Вот и Катаев решил подкинуть младшему брату основу для приключенческого романа, сюжет которого сегодня знаком каждому. Главные герои охотятся за бриллиантами, которые зашиты в одном из двенадцати стульев, и, конечно же, попадают во всевозможные передряги, красочно раскрывающие пороки современного общества. Молодым писателям идея пришлась по душе. Так, в той самой прокуренной редакционной комнатушке, родился тандем Ильфа и Петрова.

Фото: ТАСС

Катаев же вскоре после этого разговора отправился на Зеленый мыс, пообещав своим «литературным неграм» иногда вносить коррективы в их текст, проходясь по нему «рукой мастера». Впрочем, как вспоминали впоследствии Ильф и Петров, Валентин отдал весь роман им на поруки. Когда ему представили финальную версию книги (первую часть «Двенадцати стульев» авторы закончили в течение месяца), Катаев признал, что роман вполне зрелый и в его правках не нуждается. Свое имя из списка авторов он решил убрать, поскольку сюжет, написанный Ильфом и Петровым, сильно расходился с его представлениями. Но взамен потребовал от писателей указать на первой странице посвящение В. П. Катаеву и с первого гонорара подарить ему золотой портсигар. Обе просьбы писатели честно выполнили.

Очень быстро писатели поняли, что без Остапа в их книге не обходится ни одно важное действие: он словно «распихивал» остальных героев и постоянно вырывался на первый план. Так второстепенный персонаж превратился в главного героя, которого на долгие годы полюбила вся страна

Бендер на экране

Экранизации романов были как в СССР, так и за границей. К примеру, «Двенадцать стульев» ставили в Польше, Германии, на Кубе. В первых зарубежных экранизациях были значительно изменены сюжет и имя главного героя. Ниже приведён список актёров, которые играли роль именно Остапа Бендера.

Исполнитель роли Режиссёр фильма Дата выхода на экран
Игорь Горбачёв Александр Белинский
Игорь Горбачёв — первый Остап Бендер на телеэкране. Появился он в 1966 году в телеспектакле Ленинградского телевидения «12 стульев».
Сергей Юрский Михаил Швейцер
Сергей Юрский стал первым Остапом Бендером в кино, снявшись в экранизации «Золотой телёнок» 1968 года. Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского (1935 года рождения) составлял 33 года, в полном соответствии с романом: «Мне тридцать три года — возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?..»
Фрэнк Ланджелла Мел Брукс
Фрэнк Ланджелла сыграл Остапа Бендера в американской экранизации «12 стульев». Единственный из исполнителей в экранизациях романа, отвечающий авторской характеристике: «28 лет» (то есть молодой, а не зрелый мужчина, как все остальные), «с военной выправкой».
Арчил Гомиашвили Леонид Гайдай

Памятник Гомиашвили в образе Остапа Бендера

Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа дважды: в картине Леонида Гайдая «12 стульев» и в фильме «Комедия давно минувших дней» Юрия Кушнерёва, вышедшем в 1980 году. Также в 1977 году вышел музыкальный фильм «Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика», где прозвучали композиции из 12 стульев, а актёры 12 стульев исполнили камео.
В картине Гайдая Бендер говорит голосом Юрия Саранцева, из-за хрипа заболевшего Гомиашвили. Хотя возраст Арчила Гомиашвили совсем не соответствовал указанному в романе возрасту Бендера (актёру было уже 45 лет, когда он снимался), некоторые зрители считают его лучшим Бендером из всех экранизаций «Двенадцати стульев». Впоследствии Гомиашвили появился в образе «товарища Бендера» в домашнем задании команды КВН «Новые армяне» (игра была посвящена романам Ильфа и Петрова).

Иван Дарваш Миклош Синетар
Иван Дарваш сыграл Бендера в постановке «Золотой телёнок» 1974 года, снятой для венгерского телевидения Миклошем Синетаром.
Андрей Миронов Марк Захаров
Андрей Миронов сыграл роль Остапа Бендера в четырёхсерийном телевизионном фильме «12 стульев». Многие зрители считают его лучшим Бендером из всех экранизаций «Двенадцати стульев».
Арчил Гомиашвили Юрий Кушнерёв
Фильм «Комедия давно минувших дней», не является экранизацией романа Ильфа и Петрова. В нём Остап Бендер и Киса совместно с героями комедий Гайдая — Трусом и Бывалым разыскивают спрятанные сокровища.
Сергей Крылов Василий Пичул
Певец Сергей Крылов сыграл Остапа Бендера в фильме Василия Пичула «Мечты идиота» (). Бендеру около 40 лет.
Георгий Делиев Ульрике Оттингер
В фильме немецкого режиссёра Ульрике Оттингер «Двенадцать стульев» главную роль сыграл одесский комик и участник «Маски-шоу» Георгий Делиев.
Николай Фоменко Максим Паперник
Николай Фоменко сыграл Бендера в постановке «Двенадцати стульев» 2005 года, показанной по телевидению в начале января 2005 года.
Олег Меньшиков Ульяна Шилкина
В 2006 году был снят восьмисерийный сериал «Золотой телёнок», в котором роль Остапа Бендера исполнил Олег Меньшиков.
Арам Вардеванян Игорь Зайцев
В 2021 году выходят сразу 3 фильма о юном Остапе Бендере — «Бендер: Начало», «Бендер: Золото империи» и «Бендер: Последняя афера». В дальнейшем эти фильмы с дополнениями будут объединены в телесериал «Бендер». Данные релизы не являются экранизациями работ Ильфа и Петрова.