Анатолий васильев: жена и дети. личная жизнь

Фильмы

Анатолий Александрович дебютировал в кинематографе в 1977 году. Режиссер Сергей Бондарчук пригласил артиста на роль Дымова в картине «Степь» по рассказам А. Чехова

Старт был удачным — режиссеры обратили внимание на актера. Через год с участием Васильева завершились съемки двух картин — мелодрамы «Близкая даль», где его партнершей стала Жанна Прохоренко, и драмы «Иванцов, Петров, Сидоров», в которой актер предстал в эпизодической роли

В 1979 году Васильев появился в основном актерском составе культовой советской картины Александра Митты «Экипаж», которую с удовольствием смотрят зрители разных поколений. Анатолий сыграл летчика Валентина, мечтающего вернуться в большую авиацию. Вместе с ним в кадр попали Георгий Жженов, Леонид Филатов, Александра Яковлева.

Персонаж Васильева получился трогательным и правдивым, актеру удалось передать личную драму героя. Этой работой мужчина начал новый этап в собственной творческой биографии. В 1980 году последовала работа в военном фильме «Корпус генерала Шубникова», где актер воплотил на экране образ генерал-майора, участвующего в контратаке против фашистских танковых войск. В драме также снялись Марина Яковлева, Сергей Проханов, Петр Щербаков.

Людмила Артемьева, Анатолий Васильев, Аня Полищук, Фёдор Добронравов и Татьяна Кравченко

Образ военного, но теперь уже наших дней, Васильев представляет в драме «Крик гагары». В этом же году с его участием стартует показ производственной драмы «Чрезвычайные обстоятельства» о строительстве нового нефтеперерабатывающего завода.

Через год артист засветился в комедийной мелодраме Петра Тодоровского «Любимая женщина механика Гаврилова» с Сергеем Шакуровым и Людмилой Гурченко в главных ролях, сыграл главного героя археолога Левашова в фильме «Яблоко на ладони». В 1982 году вновь обратился к военной теме в фильмах «Если враг не сдается…» и «Ворота в небо». Анатолий также сыграл первого секретаря Фомина в «Надежде и опоре», а в мелодраме «Дамское танго» предстал в роли женатого рабочего Федора, закрутившего роман с Екатериной (Валентина Федотова).

В телефильме «Михайло Ломоносов» Васильев появился перед зрителями в образе отца будущего ученого и общественного деятеля. Картина получила положительные отзывы кинокритиков и любовь зрителей. В середине 80-х популярный актер снимался также в главных ролях в фильмах «Тихие воды глубоки», «Грубая посадка», «Оглашению не подлежит», «Без мундира».

Анатолий Васильев в молодости

В совместном советско-германском проекте — драме «Борис Годунов» — мужчина сыграл Петра Басманова. В экранизации романа Валерия Брюсова «Захочу — полюблю!» актер предстал в роли свободного художника Элерского, возлюбленного главной героини Натальи Полонской (Вера Сотникова).

В 90-х, когда советское кино переживало не лучший период, актер продолжал сниматься, правда, уже в другом амплуа. Зрители видели Васильева в роли аристократа в картине «Ваши пальцы пахнут ладаном» и в образе начальника уголовного розыска в фильме «Зачем алиби честному человеку?». В 2000-х Анатолий Александрович снялся в сериалах «Времена не выбирают», «Новогодние мужчины», «Татьянин день», «Короткое дыхание», «Майор Ветров», «Все мужики сво…».

В 2008 году артиста пригласили на главную роль в комедийном сериале «Сваты». Он сыграл дедушку-профессора Юру, мужа Ольги Ковалевой (Людмила Артемьева). Васильев вспоминает, что целиком и полностью погрузился в работу, проникся образом жизни героя, старался максимально правдоподобно передать характер персонажа.

Анатолий Васильев в сериале «Сваты»

Так продолжалось до 4-го сезона «Сватов», но потом между Васильевым и Федором Добронравовым вспыхнул конфликт. Причиной этого стал сценарий, в котором герой последнего постоянно подтрунивал над героем Анатолия Александровича. Тогда он заявил, что «Сваты» больше ему не интересны, потому что любой фильм, даже комедийный, должен не унижать человеческое достоинство, а возвышать. После этого актер ушел из «Сватов».

По сценарию герой Васильева ушел из жизни. Смерть одного из самых любимых персонажей расстроила многих поклонников сериала. Они надеялись, что в продолжении «Сватов» дедушка-профессор будет жив.

Позднее мужчина сыграл главного героя в сериале «Семейный детектив». В 2013 году актер появился в драме «Крик совы», где перевоплотился в вора в законе. В фильме речь пошла о событиях 1957-го, разворачивающихся в одном провинциальном городке. Через год Васильев засветился в мелодраме «Полоса отчуждения», где сыграл отца героя Павла Дунаева (Никита Зверев).

1980-е

Данное десятилетие было для актрисы не очень плодотворным. Ия Саввина, личная жизнь которой ничуть не мешала работе, снялась в девяти картинах. Наиболее заметными проектами стала трагикомедия «Слёзы капали», киноповесть «Наше призвание» и драма «Три года».

Отдельно хочется о, которую снял Юрий Райзман в 1982 году. Ия воплотила образ жены Абрикосова Натальи Ильиничны. Главный герой фильма, работающий директором предприятия, вскоре должен уйти на пенсию. Только теперь он понял, что практически не умеет жить обычной жизнью, оказавшись «не у дел». Одиночество, ревность и жалость близких заставляют его пересмотреть свои приоритеты, и попытаться всё изменить… Кинолента получила много номинаций и призов на Московском и Венецианском фестивалях.

Вне кино и театра

Ия очень много читала и знала наизусть огромное количество стихов. На старости лет она говорила: «Я прочитала уже всё, что положено образованному человеку. Теперь могу себе позволить читать ерунду – детективы». Благодаря такой начитанности, была фантастической кроссвордисткой. Разгадывала не то, что в журналах и газетах печатали, а кроссворды научного уровня.

Все присущие ей черты характера проявлялись в Саввиной феноменально. Она обладала отменным чувством юмора и очень ценила его в людях, могла рассмешить любого. Потрясающая была у неё память, она всегда первой выучивала роль, а через несколько репетиций знала не только свою, но и все остальные роли в пьесе. Актёры не боялись забыть текст, если что – Саввина подскажет. Ия была актрисой такого масштаба, что уже с первой репетиции входила в роль, какой бы сложной она ни была.

Школьные годы и юность

Анатолий Александрович Васильев появился на свет 6 ноября 1946 года. Произошло это долгожданное событие в обычной семье, которая на тот момент проживала в городе Тагиле. Отец мальчика был влиятельным чиновником, мама — домохозяйка, она занималась домашними делами и воспитывала сына, который был единственным ребенком. Именно она и привила Толику любовь к искусству, они часто посещали театры, слушали музыку.

Чуть позднее папу перевели в город Брянск. Естественно, семья отправилась вслед за ним. Мальчику на тот момент едва исполнилось 9 лет. Но несмотря на это, будущий актер довольно быстро адаптировался, завел новые знакомства, сдружился с одноклассниками и сразу стал среди них лидером.

Позднее молодой человек увлекся искусством, поэтому записался в драматический кружок и все свое свободное проводил там, репетируя сценки. Именно тогда он начал всерьез задумываться о профессиональной актерской карьере, мечтая стать известным и выступать на лучших театральных подмостках.

Окончив обучение в Брянской общеобразовательной школе, будущий артист подал документы в машиностроительный техникум, сделал он это по совету своего отца. Но его терпения хватило только на полтора года. Уже на втором курсе молодой человек бросил учебу и переехал в столицу. По приезде он сразу поступил в МХАТ, причем ему невероятно повезло — его наставником стал легендарный актер Василий Петрович Маркин.

Родители Анатолия к этому поступку отнеслись неоднозначно. Папа не одобрил, он мечтал, чтобы сын получил профессию инженера и трудился на благо города и страны. А вот мама, наоборот, встала на его сторону. Она всегда считала, что ее мальчик обладает настоящим актерским даром.

Детство и юность

Воспитывал девочку отчим, который был военным. Из-за его профессии семье часто приходилось переезжать с одного города в другой, детские годы Ии проходили в Феодосии, Красном Лимане и Боринске Воронежской области. Несмотря на частые переезды, Саввина училась в школе хорошо и окончила её с золотой медалью. Она очень много читала, её увлекали любые книжки – от сказок до классических произведений. Часто принимала участие в постановках школьного театрального кружка.

Ещё в школьные года девушка стала мечтать о продолжении учёбы на филологическом факультете и поступать хотела только в МГУ. Ия думала, что получит диплом и станет учить деток в школе. Медаль давала Саввиной некоторые льготы при поступлении – не нужно было сдавать экзамены, а только проходить собеседование. Но, приехав в Москву, она узнала, что приём абитуриентов с медалями на филологический факультет уже окончен.

Подумав, Ия решила подать документы на журналистский факультет, который только что отделился в самостоятельный. Конкурс был тринадцать человек на одно место. Первые медалистки выходили с собеседования в шоке, их просили рассказать что-нибудь об истории китайской компартии. А Ию выручило имя. Когда она вошла и члены приёмной комиссии посмотрели её документы, то первым делом спросили, что значит такое оригинальное имя. Ия честно ответила: «Не знаю, не интересовалась». Потом спросили, кто у неё любимый поэт, Саввина ответила, что Маяковский и начала читать его стихи. Ей сказали прийти завтра. На следующий день девушка пришла в университет и узнала, что зачислена.

Последняя любовь

Домой, в Москву, Васильев и Саввина приехали, уже будучи парой. Сразу же начали жить вместе. Однако через какое-то время, устав от беспокойной и шумной столицы, купили дом в отдаленной деревне Дорофеево, где проводили все свободное время, живя обычной сельской жизнью, копаясь в огороде и ловя рыбу в местном пруду. Такая жизнь нравилась им обоим.

Оба они были людьми с непростым характером, однако Ия, все же, одержала победу в этой битве. С ранних лет имевшая обыкновение говорить правду в лицо, она никогда не стеснялась в выражениях, но при этом имела настолько крепкий стальной внутренний стержень, что Анатолий Васильев попросту сдался, о чем никогда не пожалел.

До встречи с Анатолием Исааковичем Ия одна воспитывала сына Сережу от своего первого брака. Мальчик родился инвалидом, с синдромом Дауна. Врачи пророчили ребенку короткую жизнь. Однако благодаря самоотверженности Ии, ребенок вырос, научился читать и писать, разговаривать на английском языке, рисовать картины. Кроме прочего, он обладает феноменальной памятью и знает поэму «Евгений Онегин» наизусть. Правда, при этом остался в сознании ребенка пяти лет.

Сын Ии занимает важную часть биографии личной жизни Анатолия Васильева, на фото – режиссер и Сережа.

Сережа и Анатолий, к которому артист и режиссер начал относиться как к собственному ребенку, очень быстро сдружились.

Так появилась последняя семья в биографии актера Анатолия Васильева, которая просуществовала в гражданском браке тридцать два года.

Сострадание – её главная черта

Ия Сергеевна, частенько битая жизнью, была безумно сострадательным человеком. Она как будто нутром чувствовала, кому в данный момент особенно плохо и как этому человеку помочь.

Когда у актёра Олега Табакова в тридцатилетнем возрасте случился инфаркт, Саввина первой примчалась к нему больницу. Они тогда ещё не были знакомы, а актриса привезла ему что-то вкусненькое и сказала: «Здравствуйте! Я – Ия Саввина, а вы – Олег Табаков. Вот узнала, что вы заболели, решила проведать». И так было всегда, если у кого-то беда, Ия откликалась на неё первой.

От несправедливости она страдала физически. Могла заболеть, если рядом кого-то зря обижали или обходили стороной, а потом делала всё, чтобы восстановить справедливость.

Театр

Ее театральная карьера началась еще в годы учебы в МГУ. Она сыграла в постановке Ролана Быкова «Такая любовь», но говорила со сцены настолько тихо, что ее не слышали зрители в первом ряду. После спектакля режиссер сказал ей, что артисту необходим посыл зрителю, эту фразу Ия запомнила на всю жизнь.

Фаина Раневская и Ия Саввина

В 1960 году ее пригласили в Театр Моссовета. Она играла на сцене с величайшими актерами того времени: Любовью Орловой, Фаиной Раневской, Верой Марецкой. Ее дебют в главной роли в спектакле «Нора» прошел успешно. Любовь Орлова прислала Саввиной корзину цветов. В Театре Моссовета она сыграла и другие яркие образы: Сонечку Мармеладову в «Петербургских сновидениях», Машу в «Ленинградском проспекте», Фэрри в «Странной миссис Сэвидж».

Ия Саввина и Олег Ефремов на сцене

В 1977 году Олег Ефремов пригласил актрису в МХАТ, где она служила долгие годы. Впервые на мхатовской сцене Ия Саввина появилась в роли Марьи Львовны в спектакле «Дачники». Затем было много разноплановых работ. За постановку «Рождественские грезы» актриса получила престижную премию «Хрустальная Турандот».

Фильмы

Ее карьера в кино началась с главной роли в фильме «Дама с собачкой». Режиссер Иосиф Хейфиц искал актрису и прислушался к рекомендации Алексея Баталова, который увидел Саввину в одной из постановок студенческого театра и был впечатлен ее игрой. Кинокартину оценили не только в СССР. Она была представлена за рубежом в Каннах, откуда артистка привезла спецприз. После показа фильма исполнительница получила одобрительное письмо от Фаины Раневской.

Ия Саввина (кадр из фильма «Дама с собачкой»)

Сама Ия Сергеевна с благодарностью вспоминала работу постановщика: благодаря его тактичности и профессионализму актриса сумела полюбить кинематограф на всю жизнь. Успешный старт повлиял на развитие творческой биографии актрисы в кино. Ее заметили режиссеры.

Кинокарьера развивалась динамично: Ия Саввина сумела воплотить на экране множество женских образов. Ее героини с разными судьбами и характерами всегда вызывали в сердцах зрителей теплый отклик. Репертуар Ии Сергеевны пополнился работами в кинокартинах «Грешница», «Звонят, откройте дверь», «В городе С». Особенной актриса считала роль Аси Клячиной в фильме «Асино счастье» Андрея Кончаловского.

Ия Саввина (кадр из фильма «Асино счастье»)

Режиссер не хотел брать Саввину, говорил, что ему нужна деревенская девчонка. Да и сама Ия сомневалась, что у нее получится играть с простыми людьми, ведь большинство исполнителей были жителями деревни и работниками колхоза. Съемки окончились в 1967 году, но 20 лет фильм пролежал на полках.

В 60-70-х у Ии Саввиной было много классических ролей. Она снималась в фильме «Лика — большая любовь Чехова», где сыграла сестру писателя. Сюжет рассказывает об истории создания знаменитой пьесы «Чайка». В 1973 году на экраны вышел сериал «Следствие ведут Знатоки», где Саввина сыграла Майю Багрову.

Не менее убедительной она была в роли хирурга-травматолога в картине «Каждый день доктора Калиниковой». В 1975 году у нее была главная роль в фильме «Дневник директора школы». Позднее Саввина появилась в драме «Чужая», где сыграла в паре с Георгием Жжёновым. Но большинству советских зрителей артистка запомнилась ролью в кинокомедии «Гараж» режиссера Эльдара Рязанова. Она сыграла Лидию Аникееву, заместителя председателя гаражного кооператива, в руках которой сосредоточена вся власть.

Фильм, в котором снялись Лия Ахеджакова, Светлана Немоляева, Валентин Гафт, Георгий Бурков, Вячеслав Невинный, посмотрели почти 30 млн советских зрителей. Сам режиссер с восторгом отзывался о работе Ии Саввиной. Она стала одной из немногих актеров, что сумели быстро адаптироваться к необычной технике съемок — сразу тремя камерами с разных ракурсов.

Ия Саввина (кадр из фильма «Гараж»)

В 80-х в творчестве Саввиной был спад — ее фильмография пополнилась только 9 картинами. Тем не менее артистка успела отличиться главной ролью в драме о поздней любви «Продлись, продлись, очарованье…», где ее партнером выступил Олег Ефремов. В 1987-м она появилась в главном актерском составе фильма Павла Чухрая «Запомните меня такой».

В 1990-х и 2000-х актриса продолжала сниматься, но среди ее ролей не было главных, больше эпизоды или роли второго плана. В 2003 году зрители увидели Ию Саввину в авангардной драме Кирилла Серебренникова «Постельные сцены», где она играла мать одного из главных героев. Последними работами актрисы стали роли в картинах «Ты меня слышишь?», «Слушая тишину», «Место под солнцем» и «Список влюбленных РФ».

Личная жизнь

С первой супругой Анатолий Александрович познакомился в годы учебы в Школе-студии МХАТ. Позже актер признался, что большой любви к Татьяне Ицыкович не испытывал, но не смог устоять перед ее напором

Девушка была не единственной на курсе, кто влюбился в симпатичного студента и делала все, чтобы обратить на себя внимание

На фото: актриса Татьяна Васильева

Пока Татьяна действовала, личная жизнь Анатолия Васильева не стояла на месте – он ухаживал за самыми симпатичными сокурсницами, не обращая внимания на Ицыкович, не отличавшуюся особой привлекательностью. Тем не менее, старания Татьяны не прошли даром, и в конце концов она добилась того, что вышла замуж за Анатолия, и взяла его фамилию, став Татьяной Васильевой, известной в будущем актрисой.

Анатолий Васильев

Но молодая семья не спешила обзаводиться детьми, и сына Филиппа первая жена Анатолия Васильева родила спустя девять лет после свадьбы. Однако после рождения ребенка в личной жизни супругов стало возникать все больше сложностей – каждый из них хотел быть главным в семье, в том числе и в вопросах воспитания сына, скандалы возникали все чаще, а когда Филиппу исполнилось пять лет, его родители развелись.

На фото: бывшая супруга актера с сыном Филиппом

Однако причиной расставания стал не только конфликт характеров супругов – Татьяна Григорьевна закрутила роман с коллегой – актером Георгием Мартиросяном и сообщила об этом мужу.

Для Васильева развод был очень тяжелым еще и потому, что бывшая супруга сделала все, чтобы настроить тогда еще единственного из детей Анатолия Васильева, сына Филиппа, против отца.

Анатолий Александрович потом пытался найти с Филиппом контакт, но Васильева запрещала им видеться. Общаться они начали, когда сын стал взрослым самостоятельным человеком, и помогла в этом любимая девушка Филиппа.

Несмотря на то, что после развода с первой женой прошло тридцать шесть лет, Анатолий Александрович не любит вспоминать о первом браке, а с Татьяной Васильевой он ни разу с тех пор не общался, если не считать их совместного участия в спектакле восемь лет назад.

На фото: Анатолий Васильев и Татьяна Васильева в спектакле «Розыгрыш»

На это актер согласился только ради денег – после перенесенного инфаркта у него тогда почти не было работы, и он решил принять приглашение Васильевой.

Девять лет после развода в личной жизни Анатолия Васильева не происходило никаких серьезных изменений, а потом он женился во второй раз — его избранницей стала девушка по имена Вера, работавшая на телевидении.

Семья Анатолия Васильева

Позже жена Анатолия Васильева стала шеф-редактором на канале «Культура».

Анатолий Васильев с супругой

Вторая супруга родила актеру дочь Варвару. Старшему из детей Анатолия Васильева, сыну Филиппу, как и его отцу, пришлось пережить развод, но его первая жена и дети остались близкими людьми для Анатолия Александровича. Во втором браке у Филиппа родилась дочь, внучка Анатолия Васильева.

На фото: Анатолий Васильев с дочерью Варварой

Марина Неелова

Марина Мстиславовна стала известной еще на третьем курсе Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, снявшись в знаменитой музыкальной картине «Старая, старая сказка», вышедшей на экраны в 1968 году. Там ее партнерами были такие легендарные актеры, как Олег Даль, Владимир Этуш и Георгий Вицин.

В 1970 году из Москвы в Ленинград, подальше от начальства, приехал снимать свою дипломную работу выпускник Высших режиссерских курсов Васильев. На главную роль хрупкой героини его короткометражного телефильма «Цвет белого снега» пробовалось более ста девушек из балетных училищ, школ, даже просто с улицы. Однако никто не подходил. В конце концов с киностудии «Ленфильм», на которой вышла «Старая, старая сказка», прислали фотографию Нееловой.

Так была найдена актриса на главную роль в дипломной работе нашего героя, а в личной биографии режиссера Анатолия Васильева – его первая жена.

Вскорости он перевез Марину в Москву. Они поженились в 1970 году, сразу же после выхода «Цвета белого снега» на экраны. Свадебное торжество отмечали в легендарном ресторане грузинской кухни «Арагви». Свою молодую жену Анатолий привел в запущенную «хрущевку». Правда, вскоре он собственными руками перестелил весь пол и полностью ее отремонтировал, превратив во вполне приличное семейное гнездышко.

Пара прожила вместе всего восемь лет.

К этому времени брак двух независимых творческих личностей, постоянно занятых на съемках и работой в театре, полностью перегорел. Сама Неелова, признавая театральный гений Васильева, часто жаловалась на очень трудный характер мужа. Они разошлись тихо, без выяснений отношений, договорившись нигде не афишировать историю их взаимоотношений.

В биографии семьи Анатолия Васильева и Марины Нееловой словно бы стерты все страницы. Бывшие супруги совершенно прекратили общение и стойко выполняют данное друг другу обещание.

Фильмография

Молодая актриса дебютировала еще в вузе, будучи студенткой третьего курса. Неелова в фильме «Старая сказка» вместе с Олегом Далем сыграла сразу 2 роли и получила одобрительные отзывы преподавателей. Ее заметили, и фильмы с участием Нееловой продолжили появляться на голубых экранах. В их числе всеми любимые сказки «Сломанная подкова» и «Принц и нищий», мелодрама «Цвет белого снега», драма «Монолог».

Изначально казалось, что Марина – нежная, лирическая натура, неспособна на драматические роли. Позднее выяснилось, что такое мнение преждевременное. Доказательством тому стали полнометражные картины «Фотографии на стене», «Осенний марафон», «Просто Саша», «С тобой и без тебя». На этом список не заканчивается. Также были успешные картины «Дамы приглашают кавалеров», «Карусель» и т.д.

В 70-х годах киноактриса пребывала на пике популярности. За год снималась в 2-3 картинах, играла противоречивых героинь. В середине 80-х интерес режиссеров к Нееловой заметно угас. Актриса снялась в бытовой драме «Ты у меня одна» с Александром Збруевым в главных ролях и «Дорогая Елена Сергеевна» с молодым Дмитрием Марьяновым. Позднее появилась в исторических картинах «Сибирский цирюльник» о приключениях Эраста Фандорина, экранизации «Ревизор». В 1993 году ей досталась главная роль следователя прокураторы в «Тюремном романсе».

Имея в «послужном списке» более 50 ролей, в новом тысячелетии Неелова снималась редко. Зрителям запомнилась по картинам «Азазель» и «Леди на день». Последняя работа получена в картине «Карп отмороженный» еще в 2021 году. Больше в кино артистка не появлялась.

Смерть

В 2008 году врачи диагностировали меланому у Саввиной. Опухоль удалили, от химиотерапии она отказалась. В 2011-м у актрисы случился инсульт. Ее прооперировали, но случилась другая беда — онкология начала прогрессировать, появились метастазы.

Могила Ии Саввиной

В июле 2011 года на трассе Ярославль-Владимир произошло ДТП, в котором пострадали два пассажира: одной из них была Ия Саввина. Авария спровоцировала осложнение болезни актрисы, что и стало причиной ее смерти. 27 августа того же года ее не стало.

Гражданская панихида состоялась в МХАТе, во время похорон гроб с телом звезды экрана выносили под аплодисменты присутствующих. Могила Ии Сергеевны находится на Новодевичьем кладбище, рядом с местом захоронения Евгения Евстигнеева, Олега Борисова и Евгения Леонова.