Оглавление
- Танец будущего
- Любовь на всю жизнь
- Почему Айседора Дункан — некрасивая и немолодая — была знаменита?
- Знаменитый танец Айседоры
- Большое путешествие или попытка всё исправить
- «Прощайте, я отправляюсь к славе»
- Танцы на столах
- Зинаида Райх! Душа сделала свой выбор…
- Верю — не верю
- «Я атеистка! Атеистка!»
- Августовская прохлада
- Айседора Дункан бросила Есенина по серьезной причине
- Конец. «Я люблю другую. Женат и счастлив»
- Личная жизнь
- Веселье, девушка и хулиганство
- Яркие романы
- Долгожданная первая встреча: «Ангел!»
- Смерть
Танец будущего
В начале XX века семья переехала сначала в Лондон, потом в Париж. В 1902 году актриса и танцовщица Лои Фуллер предложила Айседоре отправиться в турне по Европе. Вместе они создавали новые композиции: «Танец серпантин», «Танец огня». «Божественная босоножка» — Дункан стала очень известной в европейской культурной среде.
Айседора Дункан. Фото: biography-life.ru
Айседора Дункан. Фото: aif.ru
Айседора Дункан. Фото: litmir.net
В 1903 году она ездила в Грецию, где обучалась древнегреческому пластическому искусству, а потом переехала жить в Германию. В Грюневальде Дункан купила виллу и набрала воспитанников, которых учила танцевать и фактически содержала. Эта школа проработала до Первой мировой войны.
У Дункан появились собственные философские взгляды. Она считала, что учить танцевать нужно всех, чтобы это стало для людей «естественным состоянием». Под влиянием философии Ницше Дункан написала книгу «Танец будущего».
В 1907 году Айседора выступала в Санкт-Петербурге. Ее концерты посещали члены императорской семьи, Михаил Фокин, Сергей Дягилев, Александр Бенуа, Лев Бакст, артисты балета, литераторы. Тогда же танцовщица познакомилась с Константином Станиславским. Позже в своей книге он вспоминал ее слова: «Прежде чем идти на сцену, я должна положить себе в душу какой-то мотор; он начнет внутри работать, и тогда сами ноги, и руки, и тело, помимо моей воли, будут двигаться».
Айседора Дункан. Фото: livejournal.com
Айседора Дункан. Фото: lichnosti.net
Айседора Дункан. Фото: diletant.media
Айседора Дункан вдохновляла многих своих современников: художников Антуана Бурделя, Огюста Родена, Арнольда Роннебека. Позировала для Эдварда Мейбриджа, который сделал серию динамичных фотографий танцующей Дункан. Известная балерина Матильда Кшесинская говорила, что у этой танцовщицы не будет последователей, но ее танец станет частью современного балета. В отношении классических танцев она была права: движения рук в балете вскоре стали более свободными под влиянием «дунканизма».
Любовь на всю жизнь
С малых лет Айседора Дункан, фото которой представлено ниже, отличалась гибкостью, музыкальностью и пластичностью, а в возрасте всего 6 лет стала передавать свои знания и соседским детям, обучая их танцам. В 10 лет свои первые деньги будущая мировая знаменитость заработала именно своими своеобразными уроками, на которых она постоянно выдумывала новые движения. Перед одним из таких уроков произошел пожар, все наряды девочки погибли в огне, однако она не растерялась – завязав под грудью простынь, она принялась танцевать в таком свободном одеянии. Впоследствии это станет ее стилем.
Но обучение в обычной школе продвигалось с большим трудом, науки казались юной танцовщице скучными и бесполезными, она с трудом сидела за партой, ожидая окончания занятий.
Вскоре малышка впервые ощутила влюбленность, ее избранником стал молодой помощник аптекаря, ухаживания Доры были так настойчивы, что мужчине пришлось пойти на хитрость и сказать, что он помолвлен и свадьба не за горами. Этого человека девочка вскоре забудет, но танцы, вечная любовь, останутся с нею навсегда.
Почему Айседора Дункан — некрасивая и немолодая — была знаменита?
Американка была умной и прозорливой с самого детства, а оно простым не было. Постоянная нужда, желание вырваться из дома поскорее подвигли ее на артистическую стезю. Обучившись основам классического танца, Айседора поняла, что из этого можно вытанцевать немалые деньги. Так оно и вышло: танцовщица, начавшая карьеру на сломе веков, быстро адаптировалась.
Танцовщица придумала себе эпатажный образ: она была похожа на античную статую в своей короткой прозрачной тунике. Ужас, но была она не просто без корсета (что само по себе неприлично), но даже без нижнего белья. К тому же босиком — это была ее фишка.
Дело в том, что начало XX века породило почти религиозного свойства ожидания прихода новой цивилизации, нового человека, и в танце тоже. Зрители приходили на концерты Айседоры и поражались ее новаторству — она сделала женское тело материалом для искусства, а целью было отыскать в своем танце «источник духовного выражения». Хиппи начала прошлого века, иными словами.
Ее первый приезд в Петербург в 1904 году вызвал сенсацию, критики не сомневались, что дункановскому танцу суждено смести с «парохода современности» старую культуру. Всё же балет уцелел, а некрасивую предприимчивую Айседору профессионалы квалифицируют как блистательную дилетантку, ведь у нее не было ни системы, ни школы. Зато эмоций и едва прикрытого тела было с избытком — тогда это оценили, поскольку оно было новым.
Знаменитый танец Айседоры
Исполняя танец, Айседора полагалась только на свое внутреннее чутье, а не на классическую школу балета. Естественность и легкость ее движений особенно подкупили искушенную публику. Так, Айседора Дункан смогла заработать первую крупную сумму. Почти не раздумывая, Дункан решила уехать в Европу на заработанные средства. Она рассчитывала на то, что там ее талант раскроется еще сильнее и не ошиблась.
Айседору привлекло античное искусство и для своих выступлений она всегда надевала тунику. Танцовщицу начали боготворить по всему миру! Ее называли «божественной босоножкой», а ее необычная манера танца прославилась на всю Европу.
Большое путешествие или попытка всё исправить
Весной 1922 года танцовщица решает уехать из России — ей и её танцевальной школе было не на что существовать. А заграницей её ждали, хотели устроить большое турне с участием лучших учениц. Заодно отъездом девушка хотела отвлечь Есенина от горьких дум и алкоголя: надеялась, что в Америке он увлечётся чем-то новым.
Чтобы избежать проблем со строгой полицией нравов Европы, Айседора нарушает клятву никогда не выйти замуж и предлагает Есенину официально оформить их отношения. Тот, уже в предвкушении новой жизни и всемирной славы, на авантюру соглашается. Ранним утром в загсе Хамовнического совета хулиган и танцовщица были объявлены мужем и женой. В паспортах им записали двойные фамилии.
Перед полётом Айседора завещает всё своё имущество и собственность Сергею Есенину-Дункан.
В новом городе поэт освоился быстро, тем более что ценители поэзии знали его ещё до приезда. Мужчина познакомился с Максимом Горьким, встречался с русскими эмигрантами и читал стихи в «Доме искусств» — когда лирик впервые появился там, все закричали ему матерные ругательства. Но его чтение стихотворений пронзало душу — и его полюбили.
Так что новые увлечения и друзей он действительно нашёл, только вот от пагубных привычек так и не отказался — под кроватью держал ведро с пивом и регулярно пускался в дикие пляски с новыми приятелями и пьяную брань на жену. Айседора едва выдерживала его дебоширство и не скупилась на злобу в ответ.
Америка же потрясла поэта «буржуазной бездуховностью». Здесь он не нашёл себе места — отчасти потому, что не был тут известен. Он — не более, чем муж великой танцовщицы. Сергей стал настаивать на срочном возвращении на родину.
Зато на пути домой Сергей прославился — парижские журналисты во всех газетах строчат о есенинском безумии и хулиганстве. Айседора выгораживает возлюбленного, публикуя ответное письмо:
«Прощайте, я отправляюсь к славе»
Но семейная жизнь не заладилась. Есенин устраивал пьяные дебоши. Европейское высшее общество не принимало русского поэта. Дункан пыталась организовать издания стихов Есенина за рубежом, но «последний поэт деревни» был не нужен «железному Миргороду». В итоге Есенин принимает решение развестись и вернуться в Россию. Вскоре поэт был найден мертвым в гостинице «Англитер».
Айседора тяжело переживала смерть Есенина. «Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием», — говорила она друзьям. За издание мемуаров (они увидели свет в 1927 году и вошли в фильм «Любовники Айседоры») Дункан получила большие деньги, которые перевела родным погибшего поэта.
Художница в танце ненадолго пережила своего златокудрого ангела. В 1927 году она переехала в Ниццу, где мучилась от одиночества, страха старости и отсутствия денег. Как-то один знакомый предложил Дункан прокатиться на машине. Накинув на шею шарф, она села в авто, сказав. «Прощайте, друзья, я иду к славе!» Один из концов длинного шарф намотался на ось колеса — через несколько мгновений Дункан была мертва.
Последнее пристанище «божественная босоножка» обрела на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез.
После смерти Дункан ее жизнь обросла несменным количеством мифов и легенд. Но она продолжает жить не только в сохранившихся видеозаписях ее танцев и стихах Сергея Есенина — созданный ею стиль танца модерн пользуется популярностью во всем мире.
Танцы на столах
Она бросила школу, когда ей не исполнилось и тринадцати, и занялась самообразованием. Уроки классического танца ни к чему не привели. Жесткие правила, четкие движения, определенный порядок па — все это было не для нее. Так что уроки балета от знаменитой балерины мадемуазель Бонфанти быстро закончились.
Двадцатилетняя танцовщица в 1898 году уехала в Лондон. Там Айседора быстро обрела круг почитателей, шокируя чопорную столицу. Она танцевала на столах, полуобнаженная, в коротком одеянии, похожем на древнегреческий хитон. За такую диковину платили хорошо, и вскоре у Айседоры появились деньги.
Зинаида Райх! Душа сделала свой выбор…
Летом 1917 года Есенин с приятелем зашли в редакцию газеты «Дело народа», где Сергей познакомился с секретаршей Зиночкой. Зинаида Райх была редкая красавица. Таких он еще не видел. Через три месяца после знакомства они обвенчались в маленькой церквушке под Вологдой, искренне веря, что будут жить долго, счастливо и умрут в один день. Вернувшись, поселились у Зинаиды. Ее заработка хватало на двоих, и она старалась создать Сереже все условия для творчества.
Любил Зинаиду сильно, по-русски — сначала бил, потом валялся в ногах, вымаливая прощение. Точно так, как немного позже поступал с Айседорой Дункан. По словам Мариенгофа Есенин сильно ревновал жену и сомневался, что дети от него. Пить и скандалить в кабаках Есенин стал именно после разрыва с Зинаидой.
В 1918 году семейство Есениных покинуло Петроград. Зинаида поехала в Орел к родителям рожать, а Сергей вместе с другом снял в центре Москвы комнатенку, где зажил по-холостяцки: попойки, женщины, стихи… Дочь родилась в мае 1918 года. Зинаида назвала ее в честь матери Сергея — Татьяной. Но когда жена с маленькой Танечкой приехали в Москву, Сергей их встретил так, что уже на следующий день Зинаида уехала обратно. Потом Есенин просил прощения, они мирились, и опять начинались скандалы. После того как он избил ее, беременную вторым ребенком, Зинаида сбежала от него к родителям окончательно. Зимой Зинаида Николаевна родила мальчика. У Есенина спросила по телефону: «Как назвать?» Есенин думал-думал, выбирая не литературное имя, и сказал: «Константином». После крещения спохватился: «Черт побери, а ведь Бальмонта Константином зовут». Смотреть сына не поехал.
Ещё до развода с Есениным в Зинаиду влюбился Всеволод Мейерхольд. Он женился на ней, усыновил двух есенинских отпрысков. Знаменитый режиссер воспитывал Костика и Танечку, а Есенин в доказательство любви к детям носил их фотографию в нагрудном кармане.
Муж сделал Зинаиду ведущей актрисой своего театра. А Райх продолжала всю жизнь, до самой смерти Есенина, любить только Сергея. Ну, а Всеволод всю жизнь любил только Зинаиду. И даже поменял свою фамилию и стал Мейерхольд-Райх. Зинаида Райх прожила бурную жизнь с драмами и триумфом, которая закончилась в одну из ночей 1939 года, когда она после ареста Мейерхольда была найдена в своей квартире, зверски зарезанной чьей-то бандитской финкой, истекшая кровью. Ходили слухи, что незадолго перед этим она в нервозном состоянии на людях обещала рассказать какую-то правду о смерти Есенина.
Верю — не верю
В 1905 году во время гастролей в России Айседора познакомилась с Константином Станиславским
Падкая на таланты, Дункан попыталась завоевать внимание режиссера, но тот остался холоден к эксцентричным выходкам экзотической танцовщицы
Как-то она прямо заявила режиссеру о своем намерении немедленно иметь от него ребенка. Но Станиславский тут же среагировал на это сухим вопросом о юрисдикции будущего младенца. И, когда Айседора ответила, что ребенок останется с ней, он покинул номер танцовщицы, сказав, что это его совершенно не устраивает.
Айседора не сдавалась два года. В 1907-м, во время следующего своего приезда в Россию, после спектакля во МХАТе она появилась за кулисами и объявила режиссеру, что хочет вечером станцевать для него обнаженной. Станиславский доверительным тоном ответил, что это очень интересно и он непременно придет. Но тут же добавил: «Вместе с супругой Машенькой».
Станиславский откровенно насмехался над эксцентричной Айседорой. Фото: Wikimedia.org
«Я атеистка! Атеистка!»
Айседора была очень эксцентричной натурой. В процессе танца могла сойти в зал или закричать. Однажды она начала кричать со сцены: «Я атеистка! Атеистка!» В другой раз на концерте в Бостоне под завершающие аккорды, размахивала алым шарфом: «Это — красный! И я такая же!». Популярности ей это не прибавило.
Советская Россия казалась Айседоре идеальным местом для развития ее школы танца. Тем более, сам нарком просвещения Анатолий Луначарский приглашал и обещал всестороннюю финансовую помощь. На деле все оказалось не так радужно. Поддержка правительства долго не продлилась, Дункан пришлось голодать и мерзнуть в квартире, реквизированной у балерины Екатерины Гельцер.
Не привыкшая работать на энтузиазме танцовщица стала подумывать о возвращении в Европу, которую она так хаяла за ненавистную ей буржуазность и неравенство.
Августовская прохлада
В один из вечеров Есенин повез меня в мастерскую Коненкова. Обратно шли пешком. Долго бродили по Москве, он был счастлив, что вернулся домой, в Россию. Радовался всему, как ребенок. Трогал руками дома, деревья… Уверял, что все, даже небо и Луна, другие, чем там. Рассказывал, как ему трудно было за границей, — так пишет о том периоде их жизни Миклашевская.
После того как в кафе торжественно преподнес ей журнал, последовал скандал. За соседним столиком кто-то громко и нехорошо отозвался о них. Поэт не выдержал и вспылил. Успокоить его смогла лишь пришедшая сестра Катя. Вместе с Миклашевской они отвезли его домой и уложили спать.
С Миклашевской связан еще один малоизвестный эпизод его жизни. В день своего рождения Есенин пришел к ней в гости в крылатке и широком цилиндре. Взял ее под руку и, сконфузившись, тихо спросил: «Это очень смешно? Но мне так хотелось хоть чем-нибудь быть похожим на Пушкина». Вскоре в «Стойле Пегаса» в дружеском кругу отмечалась их помолвка, о которой журналист Литовский вспоминал так: «Очень скромно одетый, какой-то умиротворенный, непривычно спокойный Есенин и Миклашевская под тонкой синеватой вуалью — зрелище блоковское. Есенин сидел тихо, молча, следя глазами за каждым движением Миклашевской… Счастливы друзья, видевшие Есенина в эту пору его последней, осенней любви». Дальнейшим их отношениям не суждено было развиться. Через год Есенина не стало. Августа Миклашевская прожила долгую 86-летнюю жизнь. На концертах, посвященных Есенину, она отказывалась читать стихи, которые он посвятил ей.
Айседора Дункан бросила Есенина по серьезной причине
Дункан и Есенин встретились в сложный период истории, да и у каждого из них в тот момент был крайне непростой период судьбы. Когда они скоропостижно поженились, ей было 45, ему 27. С самого начала их отношения сложно было назвать ровными, уж так принято у творческих людей — скандалить непрерывно, иначе нет импульса для творчества.
К тому времени постаревшая Дункан как танцовщица вызывала недоумение, а Сережа Есенин по-прежнему был молодой перспективный поэт. Неприглядную изнанку этого брачного союза составили пьяные выходки, бунт и загулы молодого супруга. Периодически он скандалил в рамках проекта имажинистов и изменял с одноразовыми любовницами, втаптывая Айседорино чувство в грязь. Бросить его она всегда могла, но сначала пыталась его спасти — от саморазрушения.
Айседора знала, что такое одиночество и непонимание. За много лет до этого она потеряла всех родных и близких. Ее дети и няня ехали на автомобиле по набережной Сены, шофер потерял управление, и машина упала в реку. В той аварии не выжил никто — с тех пор Айседора с новой силой поверила в родовое проклятие.
Конец. «Я люблю другую. Женат и счастлив»
По возвращении в Россию стало понятно, что у брака нет будущего. Есенин пуще прежнего возмущался навязчивой заботой Айседоры, а в разговорах с друзьями подчёркивал, что заграницей его «лучше помнят, чем Дункан», и она ему больше не нужна.
Жена не прекращала попытки спасти своего поэта, всё больше лишая его простора и одиночества. Круг замкнулся. Супруги всё сильнее отдаляются друг от друга.
Есенин в очередной раз устраивает побег. Айседора в растерянности и отчаянии отправляется на Кавказ, ещё несколько месяцев отправляя любимому ворох писем, в которых умоляет вернуться. Есенин увлекается другими женщинами и отвечает всё реже.
«Другой» была Галина Бениславская, на которой Есенин в действительности все-таки не женился. Его последней женой стала Софья Толстая. Свадьба с ней состоялась в 1925 году. В конце того же года Есенина нашли мертвым в ленинградской гостинице «Англетер».
Именно Айседоре Дункан посвящены самые лиричные и пронзительные поздние стихотворения Сергея Есенина:
Айседора Дункан, которая пережила бывшего мужа на два года, на сообщение о его смерти отреагировала почти холодно. «Я так много плакала, что у меня больше нет слез…» Так закончилась эта сложная и запутанная история любви.
И с плечей ее льющийся шелк…
Судьба выбрала довольно необычный способ, чтобы оборвать жизнь балерины. Она отдыхала в Ницце, и вечером 14-го сентября поехала кататься на своем шикарном Bugatti. Концы длинной шелковой шали развевались по ветру. Один из них вдруг попал на колесо автомобиля. Все произошло буквально за доли секунды – намотавшийся на колесо шарф убил Айседору, переломив ей позвоночник и порвав сонную артерию, словно стальной трос. «Великой босоножке» было 49 лет.
Личная жизнь
После служащего аптекарского склада Вернона, в которого Айседора влюбилась в одиннадцатилетнем возрасте, в течение шести лет она была занята исключительно танцами, работой и карьерой. Её юные годы прошли без любовных приключений.
А начиная с 17 лет, Дункан испытала все чувства, которые подвластны женщине на Земле, – любовь, разочарования, счастье, горе, боль, трагедии. У неё, принципиальной противницы брачных отношений, была слишком бурная личная жизнь. Её любовниками становились разные мужчины: старые и юные, женатые и холостые, богатые и бедные, красивые и талантливые или вообще никакие.
Когда она выступала в чикагских ночных клубах, в Айседору до беспамятства влюбился польский эмигрант, художник Иван Мироцкий. Он не слыл красавцем, носил бороду, а его копна волос на голове была яркого рыжего цвета. Тем не менее Дункан прониклась к нему симпатией, даже несмотря на то, что мужчина был старше почти на тридцать лет. Их роман с прогулками по лесу, поцелуями, ухаживаниями продолжался полтора года. Дело начало двигаться к свадьбе, и уже была назначена её дата, когда брат Айседоры узнал, что Мироцкий женат, его супруга проживала в Европе. Дункан мучительно переживала этот разрыв, он стал для неё первой серьёзной трагедией в жизни. Чтобы обо всём забыть, она приняла решение уехать из Америки.
Затем в её жизни появился актёр-неудачник Оскар Бережи. Ей было 25 лет, Оскар стал первым мужчиной Айседоры, несмотря на то, что она постоянно вращалась в богемных кругах. Свадьбы снова не получилось, так как Бережи предложили выгодный контракт, и он предпочёл Айседоре карьеру, уехав в Испанию.
Спустя четыре года Дункан познакомилась с театральным режиссёром Гордоном Крэгом. Айседора родила от него дочь, но в скором времени Крэг их бросил и женился на своей давней знакомой.
Наследник знаменитой династии, придумавшей швейные машинки, Парис Юджен Зингер – следующий мужчина в жизни Дункан. Он очень хотел познакомиться с танцовщицей и однажды после выступления сам пришёл к Айседоре в гримёрку. Замуж за Зингера она не вышла, хотя родила от него сына.
Веселье, девушка и хулиганство
Есенин заказал ещё водки, и обстановка немедленно разрядилась. Все устроились за одним столиком — поэт, студент, граф, некий Макс, Айседора и девушка
Дункан была польщена вниманием графа, а Набоков стал знакомиться со спутницей Кесслера — Додерл. В мужском цилиндре, совершенно прозрачной сорочке и без белья, в жабо и красной помаде, она оказалась весьма соблазнительной
Очень скоро Додерл уселась на колени Набокова и обвила рукой его шею. Все пили шампанское, которое поэт «укреплял» водкой, добавляя её каждому в бокал.
Закончилось всё так, как и следовало ожидать. «Ночь начала таять, разваливаться, превращаясь в череду бессвязных, обрывочных видений. Багровая от гнева Айседора пытается ударить Есенина бутылкой водки… Кесслер уводит её прочь… Мы с Есениным, поддерживаемые девушкой и Максом, стоим на улице посреди слякоти и при помощи помады выводим огромными буквами русское ругательство на какой-то витрине». Очнулся Набоков лишь утром.
Больше Набоков и Есенин не виделись. Ну, а Додерл… с ней будущий композитор ещё не раз пускался в приключения.
Яркие романы
Биография и личная жизнь Айседоры Дункан тесно связаны между собой. Исполняя чувственные танцы в откровенных нарядах, она всегда была любимицей мужчин. Но Айседора не спешила заводить с ними бурные романы. До 25 лет она отвергала всех своих поклонников, считая, что должна посвятить свою жизнь искусству, а не плотским утехам. Но еще в Чикаго она влюбилась польского художника, который был старше ее в 2 раза. Ему было 45 лет. Мужчина обещал жениться на ней, но впоследствии выяснилось, что в Польше у него уже есть жена. Именно после этого Айседора поспешила покинуть США и отправилась покорять Европу.
В Париже Айседора встретила малоизвестного актера Оскара Бережи, в которого сразу влюбилась. Но их роман продлился недолго, потому что мужчине надоело быть тенью своей популярной возлюбленной.
В Берлине Айседора познакомилась с режиссером Гордоном Крэгом. Их отношения продолжались в течение нескольких лет, и они даже жили вместе. Дункан родила от него свою первую дочь, но мужчина так и не решился жениться на известной танцовщице. Вскоре он и вовсе ушел от нее к своей бывшей любовнице.
Айседора тяжело переживала этот разрыв, с головой уйдя в работу. Ее следующему возлюбленному пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее сердце. Миллионер Пэрис Зингер был готов потратить огромные средства, чтобы расположить ее. Он присылал ей меха и бриллианты, огромные букеты, пока Айседора не сдалась. Вместе они прожили несколько лет, и танцовщица даже родила мужчине сына. Но их отношения быстро развалились из-за ревности Зингера. Он хотел, что Айседора оставила сцену, а она без нее не представляла своей жизни.
Долгожданная первая встреча: «Ангел!»
Но начиналось всё как в лучших сказках.
Айседора Дункан была основоположницей свободного танца и регулярно гастролировала по России, покоряя сердца каждого зрителя. Ею восхищалось большинство поэтов Серебряного века, посвящали стихи и мечтали попасть на выступления. Александр Блок видел в танцовщице воплощение Вечной Женственности, а Андрей Белый называл девушку предвестницей «жизни счастливого человечества».
Айседора была очень эксцентричной натурой. В процессе танца могла сойти в зал или закричать. Однажды она начала кричать со сцены: «Я атеистка! Атеистка!» В другой раз на концерте в Бостоне под завершающие аккорды, размахивала алым шарфом: «Это — красный! И я такая же!».
И хоть и в Европе ею тоже всегда восхищались, а красота родных просторов Калифорнии пленила её до самой смерти, Россия завораживала как-то по-особенному. И когда Луначарский предложил ей открыть танцевальную школу в Москве и остаться жить там, 44-летняя Айседора, конечно, согласилась.
Айседора Дункан вдохновляла многих своих современников: художников Антуана Бурделя, Огюста Родена, Арнольда Роннебека. Позировала для Эдварда Мейбриджа, который сделал серию динамичных фотографий танцующей Дункан.
А Сергею Есенину тогда было 26 лет, и он был известен как поэт-имажинист с репутацией бунтаря. Его хулиганский характер тоже влюблял в себя сотни дам, тем более что и внешность у парня была запоминающаяся: деревенские кудри, которые с возрастом всё чаще стал покрывать цилиндр, лакированные башмаки и щегольство.
Cергей Есенин не сразу нашел свое литературное кредо: он бросался из одного направления в другое. Сначала выступал в лаптях и рубахе с новокрестьянскими поэтами, затем, облачившись в пиджак и галстук, создавал с имажинистами новую литературу. В конце концов он отказался от всех школ и стал свободным художником, заявив: «Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт».
Он был максималистом и никогда не хотел стоять на месте. Стать лучшей версией себя — таково было его собственное освобождение. Неудивительно, что революционный дух «царицы жеста», как в богемных кругах стали называть Дункан, пленил его.
Звёзды сошлись. Известный скульптор и живописец Георгий Якулов вдруг решил познакомить Есенина с «Изадорой». Мужчина назначил им встречу в «Эрмитаже». Поэт пришёл раньше и как ошалелый искал Дункан по всем окрестностям, заглядывая в залы и пугая прохожих суетой у открытой сцены. Но Сергей и Айседора разминулись.
В 20-е годы личная жизнь Есенина была сумбурной и какой-то растрепанной. Он много пил, часто ввязывался в некрасивые истории и бесконечные драки. Не обходилось и без случайных связей. Но судьба протянула ему руку помощи в лице Айседоры Дункан – блистательной американской танцовщицы.
Благо, новая возможность встретиться появилась совсем скоро — тот же Якулов устроил вечеринку. Танцовщица явилась поздней ночью
Красным греческим хитоном и медными волосами она привлекла к себе внимание всех присутствующих, но её волновал лишь один человек. Будущие влюблённые встретились взглядами, и спустя мгновение лирик сидел у её ног
Их не остановил ни языковой барьер, ни солидная разница в возрасте.
Он не знал английский, она не понимала русский. Но это не было проблемой: интуитивный язык поэзии и движения позволял им друг друга слышать. А десятка русских слов, которых знала Айседора, было достаточно, чтобы передать всё, что творилось в душе.
Так они и сидели вместе всю ночь, а под утро удалились с мероприятия, держась за руки. И вместе долго-долго ехали домой, не в силах оторвать друг от друга взгляды. Дремлющий извозчик, плохо знающий местность, ненароком несколько раз делал круги вокруг церкви. «Повенчал!», — расхохотался поэт, влюблённо смотря на непонимающую шатенку.
Убеждённая феминистка, Дункан дала себе зарок никогда не выходить замуж, и к 44 годам за её плечами было несколько неудачных романов. Танцовщица трижды рожала детей вне брака, но все они погибли.
Смерть
Узнаем, как умерла Айседора Дункан. Вся ее жизнь была наполнена трагическими предзнаменованиями и предчувствиями, поэтому близкая подруга танцовщицы была уверена в том, что смерть знаменитости будет связана с автомобилями, так и произошло. Интересно, что до трагического случая, который унес ее жизнь, Айседора могла бы погибнуть в автокатастрофах много раз, но ей удавалось избегать смерти.
Это случилось 14 сентября 1927 года. Спеша на встречу с возлюбленным в Ницце, Айседора села в автомобиль, упустив из вида, что конец ее длинной шали попал под заднее колесо транспортного средства. Когда машина поехала, шаль натянулась и сломала танцовщице шею. Так нелепо окончился путь великой женщины, сумевшей навсегда вписать свое имя в мировую историю.