Говорить шепотом после инсульта

Восстановление речи после инсульта в домашних условиях — медикаментозное и логопедическое лечение

Нарушение процесса кровоснабжения головного мозга влечет за собой неприятные последствия для человека. Одним из распространенных осложнений инсульта являются проблемы с речью или пониманием того, что говорят другие люди. Работа с логопедом, специальные упражнения и медикаментозная терапия помогают постепенно вернуть способность полноценно общаться.

Нарушение речи при инсульте

У людей, перенесших инсульт, часто развивается нарушение речевой функции. Патологическое состояние медики называют афазией. Этим термином обозначают приобретенное нарушение или отсутствие речи у человека, которое развивается на фоне инсульта ишемического или геморрагического. При этом большое значение имеет локализация поражения отделов мозга.

На интеллекте человека афазия никак не сказывается. Близким важно это осознавать. Если относиться к человеку с нарушением речи после инсульта, как к слабоумному, у него разовьется депрессия. Состояние связано только с речевым аппаратом. Потеря навыка становится серьезным препятствием для возвращения к нормальной жизни и общения с другими людьми. Успешное восстановление речи после ишемического инсульта возможно только при соблюдении всех рекомендаций врачей и моральной поддержке пациента близкими.

Причины

Чтобы понять, как бороться с патологическим состоянием, важно понять причину его появления. Потеря способности говорить на фоне ишемического или геморрагического инсульта возникает из-за поражения речевого центра в коре головного мозга. Располагается он в левом полушарии у правшей или в правом у левшей. Существуют также патологии, при которых повреждается лобно-височная доля, мозжечок и другие отделы головного мозга. Часто больные после инсульта не могут разговаривать, писать, читать, воспринимать обращенную к ним речь (при сенсорной афазии).

Если поражена теменная или лобная доля, то у пациента развивается моторная афазия. Для этого типа нарушения характерно рассогласование речевых двигательных команд головного мозга. Человек воспринимает чужую речь, при этом сам молчит или изъясняется односложными предложениями. Длинные фразы и развернутые ответы в этом случае пациенту непосильны, а при моторной афазии возбновление речевых навыков происходит сложно. У больного развивается паралич глотки, губ, гортани, языка, голос становится глухим. Человек не может быстро говорить, невнятно произносит согласные.

Виды нарушений

Прежде чем начать восстановление речи у пациента, который перенес инсульт, важно определить тип нарушения. Патология проявляется не только в виде афазии, но и в виде таких явлений, как дизартрия, диспраксия. У некоторых больных развивается сразу несколько типов расстройств речевой функции. Самой распространенной формой является афазия. Для нее характерна потеря способности к чтению, письму, пониманию речи других людей. Состояние никак не сказывается на интеллекте больного.

Афазия делится на несколько видов. Основные представлены ниже:

  1. Сенсорная (рецептивная, акустико-гностическая, беглая афазия с поражением речевого центра Вернике). При этом типе патологии у человека после инсульта возникают проблемы с пониманием чужой речи.
  2. Моторная (эфферентная, экспрессивная, афферентная) При этом поражается речевой центр Брока. Для этого типа нарушения характерна невозможность произнести ни звука, притом что пациент распознает и понимает чужую речь.
  3. Семантическая (смысловая). Для этого типа патологического состояния характерно нарушение понимания смысла фраз, которые соединяются с помощью предлогов, союзов. Больной хорошо говорит, но не видит разницы между словосочетаниями: «брат матери» и «мать брата». Кроме того, пациент может различать на картинках ключ и карандаш, но не выполнить задания: «показать карандашом ключ».
  4. Амнестическая. При этой форме патологии больной забывает названия предметов. Вместо этого он описывает, для чего нужна та или иная вещь (ложкой едят, карандашом рисуют и прочее).
  5. Тотальная (смешанная афазия). Этот тип сочетает несколько форм, поэтому человек при такой патологии теряет возможность общаться с окружающими.

Кроме классификации патологических состояний, стоит знать признаки каждого вида. При глобальной афазии больной не воспринимает чужую речь, не может формировать предложения, впадает в депрессию. При сенсорной отмечаются следующие признаки:

  • неспособность понимать окружающих, будто они говорят на другом языке;
  • неспособность понимать смысл произнесенных собеседником предложений;
  • неспособность понимать мысли и слова собеседника, воспринимать посторонние звуки, когда говорить с ним начинают несколько людей;
  • возможность читать, понимать короткие заголовки на фоне неспособности воспринимать остальные тексты;
  • возможность писать, но невозможность понимать самостоятельно написанный текст.

Моторная афазия отличается тем, что возобновление речевых функций при этом типе патологии происходит сложнее. Признаками нарушения является следующее:

  • неспособность издавать любые звуки, произносить слова;
  • пропуск ключевых слов, неспособность построить простое предложение;
  • произношение слов и звуков через большие временные интервалы;
  • проблемы с семантикой (больной произносит «да», когда имел в виду «нет» и наоборот, путает слова);
  • способность описать предметы, но неспособность назвать их;
  • повторение некоторых звуков или букв.

Диспраксия – это состояние, при котором нарушается движение и координация мышц человека, участвующих в произношении звуков. Из-за неправильной работы речевого аппарата больной не может нормально разговаривать. От паралича лицевых мышц эта патология отличается отсутствием парезов. Речевой аппарат при диспраксии может совершать движения, но неправильно. Больные с таким нарушением часто не могут четко проговорить слово, повторяют фразы, чтобы исправить произношение.

Дизартрия – расстройство, которое развивается после инсульта при слабости речевых мышц. Следствием такого патологического состояния становится непонимание чужой речи или проблемы при подборе нужных слов. У больного изменяется голос, теряется способность четко произносить звуки и слоги. При дизартрии нарушается процесс контроля дыхания, поэтому пациент начинает говорить короткими фразами, а не развернутыми предложениями.

Как восстановить речь после инсульта

Пациентам с таким нарушением назначается комплексное лечение. Важно отметить, что восстановление речи после инсульта требует много времени, терпения и сил. Успех лечения зависит не только от терапевтических мер, но и от степени участия самого больного. Для устранения афазии и других подобных нарушений речи используются следующие методы:

  • прием лекарственных препаратов;
  • работа с логопедом;
  • лечение стволовыми клетками;
  • работа с психологом;
  • выполнение упражнений в домашних условиях.

Медикаментозное лечение

Важным пунктом возобновления способности нормально разговаривать после инсульта является медикаментозная терапия. Больным с нарушениями речи назначаются нейропротекторы. Основу таких лекарств составляют антиоксиданты и ноотропные средства, которые применяются с целью защиты нейронов головного мозга больного от новых повреждений и восстановления угнетенных клеток. Препараты помогают ускорить процесс выздоровления пациента и улучшить его состояние. При афазии и прочих речевых нарушениях могут применяться антидепрессанты, как часть комплексной терапии.

Если вовремя провести тромболизис при ишемическом инсульте, то можно предупредить развитие афазии и избежать повреждений клеток головного мозга. Специалисты провели немало исследований и установили эффективность разных препаратов при восстановлении речи. Изучались следующие средства:

  1. Пирацетам – известный ноотроп. Лекарство в составе комплексной терапии способствует быстрому возобновлению речевых функций после инсульта.
  2. Бромокриптин – это стимулятор центральных и периферических допаминовых Д 2-рецепторов. По данным, проведенных исследований, средство не помогает восстановить способность разговаривать при лечении пациентов, перенесших инсульт.
  3. Декстран 40 – это плазмозамещающее средство. При назначении пациентам после инсульта препарат может ухудшить прогноз и результаты лечения речевых патологий.
  4. Моклобемид – препарат относится к ингибиторам МАО (моноаминоксидазы), влияет на процесс окисления мозговых нейронов ферментами, восстановлению способности разговаривать после инсульта не помогает.
  5. Донепезил – популярное средство из группы ингибиторов ацетилхолинэстеразы центрального действия. При лечении афазии препарат положительно влияет на глобальную речевую функцию.
  6. Мемантин – средство от деменции мозга. При использовании в составе комплексной терапии помогает восстановить речь пациентов, перенесших инсульт.
  7. Леводопа – известное противопаркинсоническое средство. При лечении речевых нарушений после инсульта препарат никак себя не зарекомендовал. Мнение специалистов по поводу этого лекарства противоречивы.
  8. Декстроамфетамин – психостимулирующий препарат. Лекарство часто применяют для лечения афазии. В составе комплексной терапии таблетки демонстрируют свою эффективность.
  9. Холинэргические препараты входят в группу атропина. Эффективность этих средств при восстановлении речи у больных, перенесших инсульт, недостаточно изучена.

Речевая реабилитация

После стабилизации состояния пациента, врачи советуют сразу заняться процессом восстановления навыков говорения. Чтобы реабилитация не растянулась надолго, больному назначают логопедические занятия после инсульта с квалифицированным специалистом. Речевая гимнастика корректирует общую артикуляцию, решает имеющиеся проблемы с произношением звуков, построением предложений.

До начала курса реабилитации пациент проходит полное обследование. Чтобы терапия была эффективной, выявляют тип речевого нарушения. На первом занятии с пациентом логопед проверяет реакцию человека на слабые раздражители (шепот и прочее). Вся работа специалиста строится по принципу нарастания уровня упражнений. Методика восстановления навыка говорения подбирается индивидуально, с учетом степени повреждения речевого аппарата.

Специалист строит свою работу на возвращении утраченной функции в несколько этапов. Пациент выполняет задания разной степени сложности:

  • работает с карточками;
  • раскладывает лото;
  • рисует;
  • произносит звуки, слоги, слова.

Компенсация недостатка словарного запаса может осуществляться с помощью жестикуляции. Даже если эффекта от занятий в течение длительного времени нет, работа с логопедом не должна прекращаться. Важно учитывать тип афазии (динамическая, афферентная, амнестическая и прочие). У одного человека сохраняется способность называть предметы, другой может выполнять письменные задания по восстановлению речи. Навык говорения будет быстрее восстанавливаться, если упражнения будут постоянно усложняться.

Занятия с логопедом могут занимать несколько месяцев. Эффективное восстановление речи после инсульта обеспечивает соблюдение следующих правил:

  1. Знакомство логопеда с пациентом, проверка реакции на тихий голос, шепот.
  2. Поэтапное усложнение заданий.
  3. Работа не над произношением, а над восприятием слов в контексте для усвоения общего смысла фраз.
  4. Задания усложняются постепенно.
  5. Выбор тем для занятий с учетом значимой проблемы для пациента.

Врач постоянно делает примечания, учитывает динамику и корректирует схему восстановления навыка. Начальные сеансы длятся не больше 15 минут. Промежутки между занятиями делают с учетом состояния больного. Через 1,5-2 месяца регулярной работы на сеанс отводят уже 30 минут. Домашние занятия возможны только с участием логопеда. Специалист должен постоянно тестировать пациента и давать наставления ему и его близким.

Логопедические упражнения после инсульта в домашних условиях

Главная цель всей терапии – заставить клетки мозга, расположенные в пораженной области выполнять свои функции. С этой целью специалисты рекомендуют регулярно выполнять упражнения для восстановления речи после инсульта. Больному важно постоянно слушать живую речь и общаться с близкими. Пение и скороговорки после инсульта являются эффективными способами восстановления речи.

Логопеды разработали много разных методик, способствующих возвращению речевой функции. Упражнения для восстановления способности разговаривать нужно повторять ежедневно по 5-10 раз. Эффективные варианты представлены ниже:

Использованные источники: vrachmedik.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Лечимся дома инсульт

  На что нужно сдать кровь после инсульта

  Упражнения с гимнастической палкой после инсульта

Восстановление речи после инсульта

Различные нарушения в работе речевого аппарата – распространенное осложнение у людей, перенесших инсульт. Эти нарушения могут быть как хроническими, так и временными. Пациенты теряют возможность нормальной коммуникации с людьми, что часто приводит к проявлению депрессии, ухудшающую и так сложную ситуацию. Многие родные задаются вопросом, как восстанавливать и сколько восстанавливается речь после инсульта . Для ответа на подобные вопросы необходимо изучить причины возникновения нарушения речи, их типы и рекомендации логопедов.

Почему нарушается речь при инсульте?

Способность к воспроизведению звуков и фраз после инсульта пропадает из-за поражения областей мозга, отвечающих за речевую функцию. К ним относится центр Брока, расположенный в задне-нижнем отделе лобной извилины, и область Вернике, находящиеся в задне-верхнем отделе височной извилины. У правшей обычно эти области обычно находятся в левом полушарии головного мозга, а у левшей – в правом.

При поражении области Вернике речь пациента становится бессодержательной и несвязной, а при повреждении центра Брока речевая функция может полностью утрачиваться. Однако стоит заметить, даже полная утрата речи не означает, что ее восстановить не удастся. Дело в том, что речевые области могут быть не повреждены нарушением мозгового кровообращения, а причиной их недееспособности является защитная реакция мозга — они просто отключены. Мозг, стараясь сберечь максимальное количество не пораженных нейронов, затормаживает жизнедеятельность некоторых зон мозга. Если произошло отключение речевых зон мозга, то спустя некоторое время речь может полностью быть восстановлена.

Типы афазии

Полное отсутствие сформировавшейся речи или ее нарушение называют афазией. Возникает это заболевание при органических поражениях речевых участков коры головного мозга. Существуют следующие типы этого заболевания:

  1. Повреждение области Вернике приводят к сенсорной афазии. Пациент не понимает обращенную речь, так как нарушается фонематический слух, речевой синтез и анализ.
  2. Повреждение центра Брока характерно для эфферентной моторной афазии. Человек полностью теряет речевую функцию.
  3. Поражение префронтальной области левого полушария головного мозга вызывает динамическую афазию. Пациент не может выстроить программу внутренней речи и высказать ее вслух.
  4. Повреждение теменно-затылочной зоны полушария, отвечающего за речь, приводят к амнестико-семантической афазии. У человека происходит нарушение синтеза и анализа грамматических конструкций, также он начинает забывать обыденные предметы и явления.
  5. Поражение теменной или постцентральной области коры головного мозга вызывает афферентную моторную афазию. Человек теряет способность к различию близких по произношению и артикуляции звуков, что ведет к невозможности воспроизведения звука.

В общем, речь больных афазией скудна на лексику – редко употребляются наречия, описательные обороты, прилагательные, поговорки и пословицы практически не употребляются.

Это заболевание изучается в рамках таких наук и дисциплин как логопедия, нейролингвистика и нейропсихология.

Восстанавливается ли речь после инсульта?

Восстановление речи после инсульта требует проведения ряда основных мероприятий:

  1. Обращение за помощью к медикам (сразу после появления заболевания).
  2. Занятия с врачом-логопедом.
  3. Поддержка медпрепаратами.

Постоянное выполнение комплекса упражнений, направленных на восстановление произношения.

Окружающая пациента обстановка имеет большое влияние на ход восстановления речевой функции. Близкие и родные должны оказывать всяческую поддержку больному, что способствует восстановительным процессам. Родственники пациента должны знать, как научить говорить и какие условия для него создать. Для восстановления речи нужно:

  1. Создать такую обстановку, что будет исключать громкие шумы и звуки, которые способствуют волнению и стрессу. Ухаживать за пациентом.
  2. Постоянно поддерживать общения. Разговаривать с больным нужно в любом случае, даже если он никак на это не реагирует. Головной мозг постепенно начнет не только воспринимать услышанную информацию, но и будет пытаться ее воспроизвести.
  3. Реабилитация пациента состоит из разных этапов, которые необходимо реализовывать постепенно. Эти этапы отвечают за регенерацию разных речевых способностей – понимание речи, произношение звуков, букв, слов, фраз, целых предложений, осознанной расширенной речи, повышение качества произношения.
  4. Для восстановления речевой функции может потребоваться разное количество времени (неделя, полмесяца, месяц, год и более). Максимальный эффект от мероприятий по восстановлению речи происходит в первый год после инсульта, однако продолжается еще как минимум 3-5 лет.
  5. Реабилитационный процесс должен быть систематизированным. Не рекомендуется как перенапрягаться, так и уделять ему недостаточно времени.
  6. Главное не останавливаться на достигнутых результатах и не опускать руки.
  7. Постоянно заниматься с логопедом, проводить предписанные им упражнения и оценивать достигнутые результаты.
  8. Рекомендуется периодически посещать реабилитолога и невропатолога, что со своей стороны приложат максимум усилий для более быстрого восстановительного процесса.

Посещение врача-логопеда

Перед тем, как заняться восстановлением речи после инсульта в домашних условиях , необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом в области логопедии. Логопед на основании характера афазии и имеющихся типов нарушений речи составит персональную программу реабилитационных мероприятий. Обращение к врачу-логопеду на ранней стадии в 30-35% случаях способствует тому, что у больного речь становится внятной уже к выписке из стационара. В домашних условиях необходимо выполнять предписанные специалистом упражнения для восстановления речи , однако на ежемесячной или еженедельной основе обращаться к логопеду для внесения возможных корректировок реабилитационной программы.

В своей работе специалист применяет некоторые принципы и методики восстановления речи после инсульта , применение которых при самостоятельной реабилитации поможет достигнуть ощутимых результатов:

  1. Распознание реакции на тихий и громкий голос.
  2. Плавное увеличение нагрузок и усложнение заданий.
  3. Только после проработки и освоения простых функций – произношение звуков и их понимание, осваивать сложные речевые конструкции – слова, фразы и предложения.
  4. Говорить о том, что вызывает интерес у больного.
  5. Следить не только за тем, как произносятся слова или фразы, но и за их смысловым пониманием.
  6. Использование техники, при которой начинает словосочетание или предложение кто-то из родных, а больной ее заканчивает.
  7. Сочетать рисование с практикой произношения – то, что пациенту трудно сказать, он должен выразить посредством рисунка.
  8. Применять музыкальные приемы – больной должен подпевать текста любимых песен, что очень помогает восстановить разговорную функцию.

Применение таких нехитрых приемов оказывают положительное влияние на восстановление речевых областей мозга.

Упражнения для занятий дома

В домашних условиях рекомендовано выполнять ряд упражнений для восстановления речи после ишемического инсульта , которые улучшают владение мышцами, участвующими при разговоре, и артикуляцию. Следует выполнять следующие тренировки мышц:

  1. Делать захваты верхней губы нижней челюстью.
  2. Вытягивать губы, образовывая своеобразную «трубочку», и удерживать такое состояние пару секунд, после заново повторять.
  3. Пытаться достать подбородок верхней челюстью.

Также рекомендуется выполнять «языковые» упражнения:

  • языком пытаться достать до подбородка и кончика носа;
  • «цокать», контактируя с небом;
  • сворачивать язык «трубочкой»;
  • вперед вытянуть шею при открытом рте и по максимуму высунуть язык, шипя при этом;
  • круговыми движениями облизывать губы;
  • язык закруглить назад, в сторону гортани.

Такие упражнения можно использовать здоровым людям, которые вынуждены ввиду профессии много говорить. Повторять каждое упражнение рекомендуется не более 10 раз.

Скороговорки после инсульта

Использование скороговорок для развития речи взрослых после инсульта является весьма эффективным средством. Его включают в программу реабилитации больных все врачи-логопеды.

Важно! Применять рекомендуется только те текста, которые посоветует врач. Он подберет именно те фразы, которые улучшают дикцию и восстановят подвижность языка пациента.

Скороговорки для восстановления речи после инсульта в основном направлены на проговаривание конкретной буквы. Например, скороговорки с акцентом на звуки «П» и «Б» тренируют работу губ, а с акцентом на звуки «В» и «Л» — улучшают работу языка.

Лечение стволовыми клетками

Современным способом восстановления речи после ишемического инсульта является трансплантация стволовых клеток. Такая клеточная терапия способствует проявлению волевых импульсов у больного, у него возрастает желание говорить. Самый большой эффект от такого лечения можно достичь в начальной стадии заболевания.

Трансплантация стволовых клеток производится в амбулаторных условиях два раза, с промежутком между процедурами три месяца. В первую очередь лечение направлено на ликвидацию ишемии сосудов, атеросклеротических бляшек и тромбов. Происходят постепенное восстановление эластичности сосудов, нормализация толщины их стенок. На участках разрыва или закупорки сосудов формируются новые коллатеральные каналы.

Другие методы восстановления речи

Работа над произношением и восприятием речи самый главный инструмент к выздоровлению, но не единственный. Помочь восстановить речь после инсульта можно и вспомогательными методами, например:

  1. Физиотерапевтический метод. Включает миостимуляцию, массаж мимических мышц и языка, иглорефлексотерапию, электроимпульсную терапию и прочие методики.
  2. Медикаментозный метод. Применение медпрепаратов, восстанавливающих работу и кровообращение клеток мозга.
  3. Хирургический метод. Проведение операций на сосудах, которые улучшают функционирования клеток мозга, их кровообращение.

Инсульт – это непростая болезнь с серьезными последствиями, какими являются различные нарушения речи. Для реабилитации больного необходимо четко соблюдать предписанные рекомендации врача, а также проявлять к нему максимум внимания и запастись терпением. Не следует питать надежды на быстрый результат. Совместно с больным идите постепенно к поставленным целям, выполняя упражнения для речи после инсульта , радуйтесь любым успехам.

Использованные источники: poslevipiski.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  На что нужно сдать кровь после инсульта

  Лечение и профилактика инсульта сосновыми шишками

  Как убежать от инфаркта и инсульта

  Какие уколы можно делать при инсульте

Как в условиях дома восстановить речь после инсульта

Статья от нашего читателя

Самый большой ущерб, инсульт нанёс моей речи. Сразу после инсульта я мычал. В голове четко понимал, что хочу сказать и мысленно проговаривал. Сказать не получалось. Вместо заготовленных слов выходила каша из звуков. Я сам слышал себя и офигивал от того, что вылетало из рта))) Я хотел-то сказать совсем не так.

Позже логопед, который теперь со мной занимается поставила диагноз тяжелая степень дизартрии. Мы много прочитали про то, что делает инсульт с речью. Выяснили, что у меня далеко не самый плохой вариант.

В мыслях я четко понимал, что собираюсь сказать. Не путал слова, не забывал названия предметов. Но сказать не мог.

С мышцами лица, языком и всеми мышцами отвечающими за речь произошло то же самое, что с руками и ногами. Они не работали. Рот открыть получалось, но не более. Восстановление после инсульта на 80 %, это восстановление речи. В моём случае. Всё остальное по сравнению с восстановлением речи, задачи значительно более простые.

Чтение книг при нарушении речи

На занятиях с логопедом, мы много время уделяем чтению вслух. Но именно логопед каждый раз чтение в слух, делает специальным упражнением. Врач поправляет меня, когда я ошибаюсь в произношении звуков.

Не просто указывая на ошибки, а говорит как правильно произнести звук. Рассказывает и показывает какое положение языка правильное, для произнесении нужного звука. Учит дышать во время произнесения звуков. Я не представлял, что простая речь требует столько сил. После часа занятий с логопедом, я выхожу из комнаты в мокрой от пота майке. Примерно так же, как после зарядки.

Чтение вслух может быть упражнением для различных целей. Логопед каждый раз ставит разные задачи. Например читая в слух мы:

-восстанавливали произношение.
-учились правильно дышать.
-приучались к спокойному ритму речи.
-учились делать паузы между словами и предложениями.
-отрабатывали голосоведение.

В данный момент особое усилие делаем на интонации, не забывая и обо всем остальном.
Мы считаем работу логопеда бесценной. Сам бы я ни когда не смог добиться того, что смогла от меня добиться логопед.

Чтение вслух уникальное упражнение. При умелом использовании может дать обалденный результат. При тупом и неумелом использовании, навредит и сильно усложнит восстановление речи.

Вот, как мы читаем в слух для восстановления речи:

1.читаем короткими отрывками по 3-5 минут. Как только я начинаю уставать и появляется «каша», врач меня останавливает. Мы прерываем чтение, делаем упражнения которые позволяют лицевым мышцам и связкам отдохнуть. После перерыва продолжаем.

Огромной ошибкой, что я самостоятельно читал большими кусками по 15-20 минут и как дурак радовался тому, что так долго могу «мычать»))). После пяти минут чтения, речь становилась совершенно не понятной. Но я пёр как танкер. Ведь парень-то я упёртый))).

2.Во время чтения учимся делать большие паузы на знаках препинания и между предложениями. Самостоятельное чтение закрепило устойчивую привычку читать без пауз. Такое впечатление, что если я остановлюсь меня пристрелят))). Делать паузы вынуждает логопед. Теперь я научился, а пол года назад шпарил, как бешенный, без остановок.

3.Учусь читать плавно, растягивая слова на гласных. Один из признаков нарушений после инсульта, «рубленная» и отрывистая речь. Самому прервать себя, когда начинаешь читать «рубленным» стилем, невозможно. Вновь нужен специалист, который внимательно слушает моё чтение.

Читаю с выражением и с интонацией. После инсульта моя речь стала не только невнятной, но еще монотонной и однообразной. Без интонаций. С такой речью хорошо отпевать усопших.

Протягивая гласные звуки и делая на них ударения получается сделать речь более «живой». Кажется просто? Ни черта. Пока логопед не сказала мне, что надо тянуть гласные, я этого не понимал. Хотя, как можно сделать интонационное ударение на согласные типа «Т» или «П»? Ни как.

Читаем разные стили текста. Стихи или прозу. Сейчас читаем Л. Филатова «Сказ про Федота-стрельца». Для отработки интонации и выражения идеальное произведение.
Из прозы С. Лем «Непобедимый» Много сложных и длинных слов. Много сложносочиненных предложений. Замечательно, что бы научиться делать паузы и правильно дышать.

Массаж языка при инсульте

Для разработки подвижности языка мы делаем специальную гимнастику и массаж. На наш взгляд, с такой методикой восстановить работоспособность языка получится быстрей. Массаж языка мы делаем с тонкой салфеткой. Как бы оборачиваем ей язык. С салфеткой удобно делать все упражнения. Упражнения простые, я делаю массаж самостоятельно.

Упражнения

1.
-надавливающие движения подушечкой указательного или среднего пальца хаотично по всему периметру языка (нажимать легко и не резко).
-10 движений.
2.
-спиралевидные точечные движения подушечкой указательного или среднего пальца — по всему языку (легкие нажатия).
-10 движений.
3.
-веерные линейные движения — проводить подушечкой пальца от корня к краям языка.
-10 движений.
4.
-сжатие краев языка (прищипывающие движения) от корня слева направо и справа налево — 3 раза и 2 дополнительно слева по направлению от корня к кончику языка.
-10 движений.
5.
-перетирание краев языка от корня слева направо и справа налево — 3 раза и 2 дополнительно слева по направлению от корня к кончику языка..
-10 движений.
6.
-сжатие боков языка (язык расплющивается) по направлению от корня к кончику и обратно.
7.
-перетирание боков языка по направлению от корня к кончику.
-10 движений.
8.
-короткие легкие отрывистые удары подушечками пальцев указательного и среднего пальцев по всему языку, расслабляющие мышцы языка.
-10 движений.

Это только не большая часть упражнений для массажа языка, которые мы делаем. Упражнения подбирает логопед, в зависимости от того, что для меня требуется в данный момент. Мы представили четвертый вариант массажных упражнений, которые мы делали во время пока идёт восстановление после инсульта.

Массаж проводим совместно с Логопедом. Я выполняю упражнения. Логопед внимательно следит за правильностью. Важно делать всё корректно. Язык должен быть расслаблен. Массаж не должен вызывать излишнее сопротивление или напряжения языка.

Не должно быть не приятных или болевых ощущений. В зависимости от необходимости мы меняем усилия с которыми делаем массаж. Если Логопед решает, что мы делаем расслабляющий массаж – то используем движения легкие с небольшими усилиями. Если тонизирующий – то движения активные и усилия больше. Но без перегиба))).

Крайне важен внешний контроль со стороны специалиста за проведением массажа. Последствия от неправильно сделанных упражнений могут быть не шуточные.

Массаж языка штука сильная. Сильно влияет на восстановление речи. Заметно улучшается чувствительность и подвижность языка. Значительно легче стало произносить звуки и слова. Скоро будем болтать)))

Выносливость речи

За время восстановления улучшения речи огромные. Во многом это заслуга моего логопеда. Без неё даже минимального положительного сдвига не было бы. Утверждаю это.

Для того что бы наглядно увидеть результат занятий, я сделал видео ролик. В нём соединил видео до начала занятий с логопедом и запись сделанную недавно. Результат удивил даже меня. Хотя я лучше всех знаю, как говорил и как стал говорить))).

Важное направление восстановления речи после инсульта, это речевая выносливость.

До инсульта я не предполагал, что на простую речь нужно очень
много сил.

ПРИЗНАКИ низкой речевой выносливости проявляются, когда после чтения короткого отрывка или после не большого разговора:

-ПРОПАДАЕТ ЧЁТКОСТЬ произнесения звуков. Проглатываются гласные звуки и окончания слов.
-ПОЯВЛЯЕТСЯ СКОВАННОСТЬ. Язык с трудом «ворочается». Мышцы лица скованны усталостью.
-ГОЛОС СТАНОВИТСЯ ТИШЕ и слабее.
-ПРОПАДАЕТ ИНТОНАЦИЯ. Речь становится монотонной и однообразной, как у робота.
-ОТРЫВИСТАЯ и РЕЗКАЯ РЕЧЬ. Трудно произносить слова плавно, получается отрывисто и резко.

ПРИЧИНЫ низкой речевой выносливости:

-РЕЧЕВАЯ НАГРУЗКА. По окончанию занятия с логопедом я с трудом ворочаю языком. Ощущаю усталость, как после часовой тренировки с нагрузкой. После чтения вслух в течении 30-40 минут, та же история. Хотя я читаю отрывками по 3-5 минут под запись. Потом сижу и слушаю, что получилось. Перерыв позволяет мне восстановить силы.

-ОБЩАЯ НАГРУЗКА. Заметна усталость под конец дня. К вечеру мне трудно говорить. То, что утром я произносил легко и чётко, в конце дня говорю плохо. Так же получается после физической нагрузки в течении дня (зарядка, тяжёлая работа, длительная ходьба…)

-ПОГОДА. Перемена погоды, особенно резкая, отрицательно сказывается на речь. Замедляется темп, трудно выговаривать слова.

-ЭМОЦИИ. Негативное эмоциональное состояние тут же сказывается на речевой выносливости. Настроение плохое — речь хуже.

-САМОЧУВСТВИЕ. Для произнесения нескольких слов мне нужно напрягаться. Когда самочувствие не очень, сил заметно меньше.
До инсульта, все эти причины я не замечал. Мне надо было говорить не умолкая в течении дня, что бы заметить усталость. И было наплевать на погоду с настроением. Речевая выносливость была огромной. Это норма для любого человека.

Я бы выделил два вида речевой выносливости и способов её тренировки.

КРАТКОВРЕМЕННАЯ

Во время чтения или разговора я учусь соблюдать размеренный темп и делать паузы между словами. Это крохотные перерывы. К моему удивлению, за эти доли секунды, речевой аппарат (связки, лицевые мышцы, язык…) успевает отдохнуть и подготовиться к следующему слову.

Паузы не должны быть большими. Переход между словами плавный. Иначе получается похоже на речь Гебельса. Отрывисто и резко. Научиться делать микро паузы между словами или группами слов мне очень трудно. Хорошим способом является простой вдох. Это и есть небольшая пауза для отдыха и пополнения запаса воздуха, без которого произносить звуки не реально.

ДЛИТЕЛЬНАЯ.

В начале восстановления речи я уставал после прочтения нескольких строк. Голос становился тише, речь неразборчивей. Ежедневное чтение вслух отлично тренирует выносливость. Но есть одно очень важное условие:

Читать надо до появления первых признаков утомления. Заканчивать тут же, как только появилась усталость. Я делал серьёзную ошибку и продолжал читать, не смотря на то, что силы заканчивались. Это ухудшает речевую выносливость и закрепляет ошибки, которых навалом при усталости.

Раз в неделю я увеличивал время чтения на 30 секунд. Именно на такой мизер. Постепенно длительная выносливость увеличивается. Это дело чрезвычайно долгое. Мне потребовалось два года с лишним года, что бы осиливать чтение 1-2 страниц текста, без явных признаков усталости.

Восстановление после инсульта происходит долго (в моём случае). Речевая выносливость тренируется дольше остальных навыков. На это надо настроиться.

Использованные источники: helpinsult.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Лечимся дома инсульт

  Упражнения с гимнастической палкой после инсульта

  Комната для больных инсультом

Как восстановить речь после инсульта: упражнения и рекомендации

На протяжении некоторого периода времени после инсульта больной испытывает затруднения с речью. Но для полноты восприятия окружающего мира, а также здоровья психики возвращение навыков речевой коммуникации является ведущей проблемой. Восстановить способность говорить следует в максимально сжатые сроки.

Некоторые пациенты проходят реабилитационный период очень быстрыми темпами. Им хватает нескольких месяцев и даже недель. Другим требуется длительная работа с логопедом, чтобы посредством регулярно проводимых занятий к ним вернулось умение общаться с окружающими людьми. Случается, что речь так и не восстанавливается полностью и остается ограниченной.

Как осуществить восстановление речи после инсульта? Что нужно делать? Ответы на вопросы будут даны в этой статье.

Как восстановить речь после инсульта?

Надо отметить, что такой процесс не отличается простотой. Современной медициной в этом направлении широко применяются стволовые клетки. Помимо этого восстановление нервных импульсов проходит при занятиях с логопедом.

Применение стволовых клеток

Можно ли восстановить речь после инсульта посредством стволовых клеток? Современная медицина доказывает, что с подобной терапией организм получает дополнительные душевные силы, у человека повышается стремление к выздоровлению, улучшается настроение. Максимальной результативностью данный метод обладает в том случае, если он был применен в первые дни после случившегося инсульта.

Как восстановить речь после инсульта стволовыми клетками? Такая процедура проводится при амбулаторном лечении. Требуется две процедуры, между которыми должен быть трехмесячный отдых. Лечение начинается с восстановления сосудов. Проводятся процедуры по устранению ишемии, атеросклероза и тромбоза, ликвидируются спазмы.

Сосуды приобретают эластичность, оптимизируется толщина их стенок и сами русла. В тех областях, где был закупорен и разорван сосуд, начинаются образовываться новые коллатеральные пути.

Речь после инсульта

Сроки восстановления речевой функции тесно связаны с площадью поражения нервных клеток в коре головного мозга, которые отвечают за речь. Чем обширнее повреждение мозга, тем более медленными темпами восстанавливается способность говорить. Если за год еще есть надежда вернуть утраченную речь, то со временем темпы реабилитации замедляются.

Организм человека, перенесшего инсульт, постепенно адаптируется к оставшимся дефектам в речи. Поэтому окружающие люди должны проявлять понимание. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы больной замкнулся в себе и был изолирован от людей. Чтобы восстановить утраченную функцию, человек должен больше общаться, принимать участие в различных обсуждениях, выполнять упражнения несложного характера.

Виды нарушения речи после инсульта

Любой вид нарушения речи после инсульта можно постепенно ликвидировать. Чтобы реабилитация проходила удачно и быстро, следует разобраться в специфике дефекта и правильно подобрать лечебную методику. Встречаются такие нарушения, как сенсорная и моторная афазия.

При моторной афазии речь воспринимается больным на слух и даже понятна ему. Однако для человека составляет огромную трудность произносить слова самостоятельно или формулировать мысли. Пациент с трудом читает и пишет. Чаще всего эти функции вовсе утрачиваются.

Что такое сенсорная афазия? Больной может бормотать что-то бессвязное, речь не подлежит его контролю. Навык чтения не утрачивается, но для пациента смысл написанного непонятен. Способность к написанию слов полностью отсутствует.

В результате перенесенного инсульта речи больного присуща сумбурность. При говорении он усиленно жестикулирует, включает экспрессивную мимику и множество различных интонаций. Человек пытается сформулировать свои мысли, но это у него не получается, так как правильное произношение и подбор нужных слов утрачен. Пациент может проявлять агрессию, зачастую плачет. Состояние у него нервозное. После инсульта утрачивается адекватное восприятие окружающего мира.

Как проходит восстановление речи?

Как восстановить речь после ишемического инсульта? После стабилизации состояния больного врачи советуют незамедлительно приступить к мероприятиям, способствующим восстановлению навыков говорения. Чтобы темпы реабилитации были быстрыми, с пациентом должен работать профессиональный логопед, но психологическая поддержка родных людей также крайне важна.

Как восстановить речь после инсульта? Упражнения, разработанные специально для этой цели, широко применяются логопедами. Работа специалиста построена на поэтапном возвращении утраченной функции посредством разных заданий: работы с карточками, раскладывания детского лото, произношения слов по слогам и полностью. Врач может научить больного компенсировать недостаток словесного выражения жестами.

Занятия нельзя приостанавливать даже в том случае, если желаемый эффект долго не достигается. Рано или поздно упорные старания врача и пациента дадут свои результаты.

Основные рекомендации для проведения упражнений

Как восстановить после инсульта средней тяжести речь? Рекомендации относительно того, как проводить упражнения по ее восстановлению, отличаются четкостью. Главной целью занятий является заставить клетки, расположенные в пораженной области мозга, выполнять утраченные функции. Это достигается посредством постоянных тренировок. Больному необходимо слышать живую речь. С ним следует постоянно общаться. Это поможет ему начать воспроизводить звуки.

Что касается произношения целых слов, то в случае полного отсутствия навыка говорения пациенту предлагается произносить отдельные звуки и слоги. С этой целью человеку говорят часть слова или фразы. При этом окончания не договариваются. Пациент должен сам их произнести.

Благотворное влияние на развитие способности к воспроизведению слов оказывает пение. Если петь больному и предлагать ему подпевать, то он намного быстрее восстановит речь. Такой метод отличается высоким уровнем эффективности.

Очень важным является восстановление способности произношения звуков. Возможно, человек способен разговаривать, но за счет сильного нарушения иннервации мимических и жевательных мышц происходит их застывание.

Упражнения для разработки мышц

Как восстановить речь после инсульта? В обязательном порядке требуется разработка лицевых мышц.

  • складывать губы в трубочку;
  • оскаливать зубы;
  • максимально выдвигать язык вперед;
  • слегка прикусывать челюстями то верхнюю, то нижнюю губу;
  • облизывать губы языком в обоих направлениях.

Работа логопеда

После того как будет проведено обследование больного и определен тип афазии, следует немедленно приступить к занятиям с логопедом. Следует отметить, что у трети людей, перенесших инсульт, на момент выписки из больницы речь полностью восстановлена. Конечно, такое возможно, если в больнице имеется логопед, который проводит занятия с пациентом с первой же недели его болезни.

Что такое логопедия?

Логопедия — наука, занимающаяся изучением нарушений речи, разработкой путей их преодоления и предупреждения, методами коррекционной работы. Больные, которые даже после занятий с врачом выписываются с тяжелым нарушением речи, при последующей работе, проводимой с регулярностью, могут справиться с недостатками и приступить к работе.

Методы, применяемые логопедами

С самого начала логопедом проводится «размораживание» нарушенных функций речи на основе прежних стереотипов. Врач проверяет реакцию больного на слабые раздражители, к примеру приглушенное говорение. Работа построена про принципу нарастания уровня заданий от легких к сложным.

Здесь учитывается тот немаловажный нюанс, что подборка упражнений осуществляется индивидуально, с учетом степени поражения речевого аппарата пациента. Принимается во внимание и тип афазии.

Для одного человека будет легко называть предметы, для другого — поддерживать диалог и т. д. Но нельзя постоянно давать легкие задания. Их сложность должна неуклонно расти.

Первое занятие не должно стать для пациента обременительным. В начале реабилитации рекомендуется использование материала, имеющего эмоциональную значимость для больного. Также подбирается и соответствующая смысловая нагрузка.

Что нельзя предлагать на начальных этапах лечения?

Проведение начальных этапов лечения имеет огромное значение. Не рекомендуется предлагать прорабатывать отдельные слова вне контекста и подключать звуки. Для восстановления речи логопедом должны быть созданы всяческие условия для того, чтобы больной как можно быстрее смог поддержать беседу.

Применение пения

После инсульта быстрее восстановить речь поможет пение. Занятия логопеда с включением элементов музыки дают положительные результаты. Если пациент затрудняется закончить предложение, которое начал логопед, то можно предложить прослушивание и пение любимых песен. Необходимо выяснить, какие песни любит и знает больной. В процессе пения слова сначала произносятся пациентом нечетко. Постепенно произношение их улучшается. Такое задание должно протекать в позитивной атмосфере. Больному оно приносит удовольствие.

Сразу после того как пациент сможет произносить слова, следует вызвать у него интерес к самостоятельным занятиям. К примеру, предложить ему вставить в предложения пропущенные буквы или предлоги.

Какие методы применяются для людей с сенсорной афазией?

Для людей с сенсорной афазией применяются наглядные материалы. Больному показывается картинка, которую предлагается срисовать, если это позволяет сделать его состояние. Затем называется слово, символизирующее изображение. Все действия, которые проводятся логопедом, сопровождаются доброжелательными спокойными комментариями: «Давайте поправим подушку», «Поднимите, пожалуйста, голову», «Теперь можете положить голову на подушку». Так можно восстановить речь после инсульта при наличии сенсорной афазии.

Больные с подобным нарушением плохо различают близкие по звучанию слова. Подходящим упражнением является применение рисунков. Пациент должен показать названный предмет. К примеру, выбираются такие пары созвучных слов, как «том — дом», «точка — почка» и т. п.

Продолжительность занятий

Продолжительность занятий и промежутки между ними зависят от индивидуальных возможностей пациента. Средним показателем является 7-15 минут. Через два месяца упражнения можно проводить в течение получаса. Следует также держать под контролем нагрузку речевого и слухового аппарата пациента.

В палате должно быть спокойно, не должно быть включено радио или телевизор.

Помощь логопеда на поздних этапах

Если помощь логопеда не была оказана в первые недели заболевания, то нарушения в речи отличаются стойкостью. И в этом случае восстановить утраченную функцию можно, но работать с больным должен афазиолог, который обладает своими методами.

Поддержка человека, перенесшего инсульт

Очень важно поддержание в больном оптимистического настроя. Персонал больницы, родственники пациента и логопед не должны дать почувствовать человеку, что он инвалид. Иначе человек замкнется в себе и воспримет болезнь как приговор. После инсульта эмоциональная восприимчивость пациентов слишком высока. Ласковое обращение будет в этом случае лучшим помощником в деле восстановления утраченной способности к говорению.

Можно ли проводить самостоятельные занятия под руководством близких людей?

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях? Самостоятельные занятия родственники могут проводить только с разрешения врача. Здесь важно не переусердствовать. Не следует излишне перегружать больного или же давать ему непосильные задания.

Родственникам зачастую не хватает терпения, и они хотят достичь желаемого результата в короткие сроки. Малая успешность в выздоровлении вызывает у них разочарование, которое выражается в мимике и жестах. Пациент, уловив такую реакцию близких людей, теряет оптимизм и впоследствии может отказаться от проведения лечения. Поэтому на занятиях с логопедом родственники пациента не присутствуют.

Важные замечания

Чтобы восстановить речь и память после инсульта, рекомендуется настойчиво заставлять больного проговаривать названия окружающих предметов. Доказано, что пациенты лучше запоминают предметы, нежели действия.

При общении с человеком, перенесшим инсульт, важно учитывать, что во время параллельного разговора нескольких человек больным плохо различаются звуки и слова.

Тем, кто перенес инсульт, нельзя осуществлять просмотр телевизора более 2 часов в день. Следует подбирать только спокойные интересные передачи. К примеру, любителей спорта спортивная передача побудит к комментариям, что окажет свое воздействие на восстановление речи.

Народные средства

Могут ли восстановить речь после инсульта народные средства? Испытанным методом, употребляемым в народе, является использование нарезанной тонкими ломтями или натертой черной редьки. Ее следует держать во рту. При этом в ротовой полости возникает чувство жжения и покалывания. Также из редьки делается компресс. Его прикладывают к поврежденному лицевому нерву.

Заключение

В статье были рассмотрено, как восстановить речь после инсульта. Процесс этот долгий и кропотливый. Он требует усердия как пациента, так и врача. Терпение, поддержка близких людей, спокойный настрой и четкое следование рекомендациям врача помогут заболевшему человеку справиться с недугом.

Использованные источники: fb.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Лечимся дома инсульт

  На что нужно сдать кровь после инсульта

  Комната для больных инсультом

Как восстановить речь после инсульта: упражнения, прогнозы

Из этой статьи вы узнаете: как происходит восстановление речи после инсульта, какими могут быть речевые нарушения, и насколько они обратимы. Что нужно делать для максимально быстрого и полноценного восстановления речи.

Нарушение речи – одно из самых распространенных проявлений и последствий как ишемических, так и геморрагических инсультов. Это расстройство специалисты называют афазией. Она может быть разной по степени выраженности, продолжительности и обратимости – от легких кратковременных сложностей с произношением отдельных слов до полного и пожизненного отсутствия речи после перенесенного инсульта.

Насколько хорошо восстановится речь и будет ли вообще говорить больной после инсульта, зависит от трех факторов:

  1. Насколько сильно поражены зоны мозга, отвечающие за речевую функцию – чем обширнее инсульт, тем тяжелее афазия.
  2. От своевременности и полноты лечебно-реабилитационных мероприятий: чем раньше начато и полноценнее комплексное лечение, тем лучше восстановление.
  3. Какой именно центр речи поражен, и какая разновидность афазии у больного – моторная афазия лучше всего поддается лечению, а сенсорная часто носит необратимый характер, сохраняясь пожизненно (подробнее про виды афазии – далее в статье).

Восстановить нормальную речь после инсульта возможно, даже если она была полностью утрачена. Но тяжело предугадать, насколько полноценным будет восстановление у конкретного больного. Процесс реабилитации может длиться от нескольких дней до нескольких лет, требует от больного и близких регулярных занятий и больших усилий.

Лечиться лучше под контролем специалистов: невропатолога, реабилитолога и логопеда.

Почему от разновидности расстройств речи зависит восстановление

Самые главные речевые центры мозга (Брока и Вернике) расположены в лобно-височной области левого полушария (у правшей).

При поражении разных участков в головном мозге возникают разные речевые расстройства. В зависимости от этого выделяют следующие виды афазии:

  • Сенсорную – поражен центр Вернике в участке между теменной и височной долей. Человек не понимает, не создает осмысленную речь и поэтому не может вести диалог или рассказ, хотя произношение отдельных слов, не связанных между собой, не нарушено.
  • Моторную – поражен цент Брока в участке между лобной и височной долей. Утрата речи вызвана неспособностью произношения слов – человек понимает обращенную речь и хочет сказать, но не может сделать этого.
  • Семантическую – утрачена способность понимать и произносить сложные по смыслу и звучанию речевые конструкции, но сохранена способность говорить простыми смысловыми предложениями.
  • Амнестическую – человек может нормально говорить, но забывает отдельные названия и слова, поэтому во время разговора не может сказать их.

Сенсорные расстройства речи самые опасные и плохо восстанавливаются – примитивная способность произносить отдельные несвязанные между собой слова может остаться на всю жизнь. Моторная афазия лучше устраняется – даже если больной полностью утратил речь, она может восстановиться полностью.

Общие правила и мероприятия

Для восстановления речи после инсульта необходим комплекс мероприятий:

  • Раннее обращение за медицинской помощью (в первые часы после возникновения болезни).
  • Медикаментозная поддержка.
  • Занятия с логопедом.
  • Специальные упражнения, восстанавливающие произношение.
  • Вспомогательные методы лечения: физиотерапевтические процедуры, хирургические операции, терапия стволовыми клетками.

Большое значение имеет окружающая обстановка, в которой находится больной. Его родственники и окружение должны способствовать восстановительным процессам. Ведь, по сути, взрослый человек, утративший речь, как маленький ребенок, должен заново научиться говорить.

Для этого необходимы:

  1. Спокойная обстановка, исключающая стрессы, волнения, громкие звуки и шум.
  2. Заинтересованность и стремление восстановить речевые способности.
  3. Постоянное общение – даже если больной вообще не реагирует на обращение и речь, он должен слышать ее. Разговаривайте с больным, между собой, и со временем головной мозг начнет не только воспринимать, но и самостоятельно воспроизводить то, что слышит.
  4. Процесс реабилитации должен состоять из нескольких последовательных этапов, отвечающих за постепенное восстановление разных способностей, – понимание речи, произношение звуков, слов, словосочетаний, предложений, осмысленной развернутой речи, усовершенствование произношения.
  5. Продолжительность этапов реабилитации может быть разной (дни, недели, месяцы и даже годы).
  6. Нельзя останавливаться на достигнутом результате.

Как происходит восстановление

Важно понимать, что на восстановление речи, как и любых утраченных функций головного мозга, вызванных инсультом, нужно время. Реабилитационный процесс при сенсорной афазии чаще (в 72%) происходит медленно и постепенно, пошагово, когда способности разговаривать расширяются с каждым днем или месяцем. При моторной афазии чаще (в 65%) бывает спонтанное восстановление речи по типу рывков – человек по несколько недель не достигает никаких результатов лечения, после чего наступает выраженное улучшение (например, вообще не может ничего сказать, а через несколько месяцев сразу разговаривает предложениями).

Максимальное восстановление речи происходит на первом году после инсульта, но продолжается до 3–5 лет. После этого срока имеющиеся нарушения сохраняются пожизненно.

Реабилитация речевых функций должна быть упорной, но систематизированной. Нельзя как перенапрягаться, так и недостаточно интенсивно работать над собой. Лучше всего чередовать периоды активных занятий (упражнения по произношению, работа с логопедом) с отдыхом.

Продолжительность занятий увеличивайте постепенно – от нескольких минут в первые дни после стабилизации состояния больного до 1–2 часов через 4–5 недель. Это правило распространяется даже на такие мероприятия, как прослушивание речи, музыки и просмотр телепрограмм – они также должны быть ограниченными по времени и чередоваться с периодами отдыха.

Обязательно обратитесь к специалистам – логопеду, невропатологу, реабилитологу. С их помощью речь восстановится лучше и быстрее.

КТ-снимок ишемического инсульта в зоне Вернике. А – очаг ишемического инсульта в первые часы; В – геморрагическая трансформация инсульта на 3 сутки

Помощь логопеда

Перед тем, как восстановить речь после инсульта, больной консультируется врачом логопедом-афазиологом. Специалист определит характер афазии и составит индивидуальную программу реабилитации с учетом имеющихся нарушений. При таком подходе около 25–30% больных с выраженными речевыми расстройствами уже к выписке из стационара начинают разговаривать. Элементы занятий нужно продолжать выполнять самостоятельно в домашних условиях, но периодически (еженедельно или ежемесячно) посещать логопеда для коррекции реабилитационных мероприятий.

Основные методики и принципы работы логопеда, которые нужно учитывать при самостоятельной реабилитации в домашних условиях:

  • Определение реакции на громкий и тихий голос.
  • Постепенное наращивание, усложнение нагрузок и заданий.
  • От простого к сложному – только после освоения менее сложных функций (понимание и произношение звуков) можно приступать к освоению более сложных речевых конструкций (слов, предложений).
  • Обязательно следить не только за произношением, но и за пониманием смысла произносимых слов.
  • Обязательно учитывать заинтересованность больного в изучаемой теме – говорить о том, что интересно больному.
  • Использовать технику – начинать фразу самому, а больной заканчивает ее.
  • Использовать музыкальные приемы – подпевание пациентом любимых песен помогает быстрее восстановить разговорную речь.
  • Сочетание рисования с тренировкой произношения – то, что больной не может произнести, он должен нарисовать.

Все эти приемы положительно влияют на восстановление речевых центров головного мозга.

Карта общения помогает пациентам с афазией коммуницировать с окружающими. Нажмите на фото для увеличения

Полезные упражнения

Всем больным с афазией после инсульта необходимо выполнять специальные восстановительные упражнения, независимо от ее вида. Это связано с тем, что в 85–90% афазия носит смешанный характер – сенсорно-моторная. Поэтому упражнения, улучшающие работу мышечного аппарата, участвующего в произношении, показаны всем пациентам.

Эффективные приемы и упражнения:

  • Сверните и максимально вытяните губы в виде трубочки (по типу поцелуя) и удержите в этом положении 5–7 секунд. Повторите 5–10 раз.
  • Нижней губой захватите верхнюю и подтяните ее максимально вверх. Расслабьтесь и повторите действие 5–10 раз.
  • Верхней губой захватите нижнюю и подтяните ее максимально вниз на 3–5 секунд. Повторите 5–10 раз.
  • Откройте рот, голову и шею вытяните вперед, максимально выдвиньте язык изо рта. Задержитесь в таком положении на несколько секунд. Вернитесь в нормальное положение и 5–10 раз повторите упражнение.
  • По 5–10 раз оближите верхнюю, а затем нижнюю губу сначала справа налево, затем справа налево.
  • Несколько раз выполните облизывание губ языком по кругу (верхней и нижней) в обе стороны.
  • Скрутите язык в виде трубочки, высуньте в таком положении из ротовой полости.
  • При закрытом рте заверните язык вверх и постарайтесь дотянуться к твердому, а затем к мягкому небу.
  • Закройте рот таким образом, чтобы губы были сомкнуты, а зубы разомкнуты. Выполните круговые движения языком между губами и зубами сначала в левостороннем, затем в правостороннем направлении.
  • Пощелкайте языком о твердое небо, чтобы звук напоминал звук бегущей лошади.
  • Высуньте язык изо рта максимально вперед и издавайте шипящий звук (как змея).
  • Закройте рот и попытайтесь улыбнуться, разомкнув губы и показав все зубы. Повторите улыбку, но не размыкая губы и не показывая зубы.
  • Высуньте язык и попытайтесь поочередно дотягиваться вверх к кончику носа и вниз к подбородку.
  • Выполните воздушный поцелуй, сопровождая его громким чмоканием.

Помните, что любое из упражнений нужно выполнять не однократно, а несколько раз (5–10 раз в ходе одного сеанса).

Упражнение при афазии

Дополнительные методы

Работа над восприятием и произношением речи самая важная, но не единственная часть восстановления речи. При необходимости обязательно должны использоваться:

  1. Медикаментозная терапия – препараты, восстанавливающие кровообращение и работу клеток головного мозга (Цераксон, Трентал, Пирацетам, Церебролизин).
  2. Физиотерапия – электроимпульсная терапия, миостимуляция, иглорефлексотерапия, массаж языка и мимической мускулатуры и другие методики.
  3. Хирургические операции – сосудистые и нейрохирургические вмешательства, улучшающие кровообращение и функционирование клеток головного мозга.

Прогноз

Самые тяжелые расстройства речи возникают при обширных инсультах, затрагивающих лобно-височно-теменную область (бассейн средней мозговой артерии) в левом полушарии мозга у правшей или правом полушарии у левшей. В среднем при условии соблюдения всех рекомендаций специалистов выжившими пациентами утраченная после инсульта речь восстанавливается:

  • После тяжелых инсультов – 55%.
  • При инсультах средней степени тяжести – 76%.
  • При легких формах болезни – 92%.

Если не заниматься реабилитацией, общая вероятность восстановления всего 15%.

Использованные источники: okardio.com

Статьи по теме