Прописи после инсульта

Живем здорово 2.0

Блог о здоровом образе жизни, правильном питании и стиле

Восстановление после инсульта: чтение и письмо

Восстановление способности читать и писать- важный шаг на пути реабилитации после инсульта. К сожалению, человеку порой не удается, несмотря на все его старания, вернуться к письму правой рукой. Не следует возводить это в абсолют: «Не получается правой, будем учиться писать левой!» У некоторых больных даже появляется что-то вроде азарта, когда они начинают овладевать новым видом письма.

А вот заменять «чистописание» набором текста на компьютере или пишущей машинке нецелесообразно, поскольку письмо от руки очень тесно связано с речевой функцией. В дальнейшем по мере успешного восстановления речи компьютерный набор или печатание текста на машинке вполне допустимы, особенно если человек владел этими навыками до болезни или они составляли часть его деятельности.

Обучение начинайте с написания печатных букв. В дальнейшем можно перейти к заданиям с использованием прописных букв, написанных четко и разборчиво.

Обучение письму состоит из нескольких этапов. Сначала человек просто «списывает», например, с азбуки или другого обучающего детского пособия отдельные буквы. Затем пишет короткие, хорошо знакомые слова, после чего переходит к переписыванию сложных слов, далее — простых, потом сложных предложений, небольших текстов.

Следующий этап — письмо под диктовку. Процесс идет в той же последовательности: отдельные буквы — простые слова — сложные слова — простые предложения — сложные предложения — короткие тексты.

В дальнейшем попросите больного написать изложение по прочитанному вами тексту или небольшое сочинение на тему, которая может представлять для него особый интерес, или по сюжетной картинке, какому-либо событию.

Из подобных этапов строится и процесс обучения чтению: чтение простых слов, после чего следует раскладывание подписей под картинками, на которых изображен какой-то один предмет, например, цветок или животное. Затем идет раскладывание подписей под картинками с сюжетом или действием, например, дети высаживают деревья, больной использует ингалятор, спортсмен пересекает финишную прямую, человек играет с собакой…

Предметные и сюжетные картинки можно вырезать из старых книжек для детей младшего возраста, использовать азбуку, букварь или пособия для обучения иностранцев русскому языку.

На следующем этапе переходите к чтению отдельных фраз и небольших текстов. Кстати, хорошо, если больной будет просматривать газеты/журналы, которые читал до инсульта. Дело в том, что у человека даже с нарушением принципов аналитического чтения сохраняются функции так называемого чтения угадывающего.

Если больной хорошо себя чувствует, занятия по восстановлению письма и речи могут длиться от тридцати минут до часа, проводите их два-три раза в день. Имейте в виду, что длительное умственное напряжение, концентрация внимания зачастую вызывают головную боль, повышение артериального давления, сердцебиение, общую слабость. Поэтому спрашивайте «пациента» о его самочувствии и в подобных случаях прекращайте занятия, не настаивая на непременном проведении. Справиться с ситуацией помогут средства фитотерапии. Лучше ограничьте время занятий 10-20 минутами, увеличив при этом их количество до 5-7 раз в день.

Проявляйте выдержку, когда больной хочет что-либо сказать, но у него это плохо получается. Помогите преодолеть стеснительность, подбодрите, порадуйтесь даже самому незначительному успеху.

Благоприятный психологический климат в семье поможет заболевшему человеку быстрее вернуться к активной социальной жизни, а если повезет, то и к труду.

Трекбеки

  • Трекбек от Средства от бессоницы | Живем здорово 2.0

[…] Одна известная клиника пластической хирургии в москве рекомендует перед сном выпивать настой плодов боярышника кроваво-красного. Две ст. ложки плодов измельчить и настоять тридцать минут в одном стакане кипятка, процедить. Выпить в два приема за 1 час и тридцать минут до сна. Этот рецепт тем более полезен людям, страдающим сердечной аритмией и в период восстановления после инсульта. […]

Использованные источники: zhivem-zdorovo.com

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  На что нужно сдать кровь после инсульта

  Комната для больных инсультом

  Лечение и профилактика инсульта сосновыми шишками

Как восстановить речь, чтение и письмо — после перенесенного инсульта

Видео: Восстановление речи после инсульта.

Нарушения речи нередко возникают при инсульте в левом полушарии головного мозга. Чтобы понять, в чем заключаются эти нарушения и с помощью каких приемов реабилитации их можно преодолеть, необходимо познакомиться с основными психофизиологическими механизмами, осуществляющими речевую функцию.

Основные понятия

Речь и ее понимание обеспечиваются совместной работой речедвигательного центра (Брока) и слухоречевого центра (Вернике) коры левого полушария головного мозга.
Височные отделы коры левого полушария головного мозга принимают особое участие как в восприятии на слух звуков речи (фонем), так и в осуществлении слухоречевой памяти. Здесь происходит дифференциация (различение) на слух акустически похожих звуков (например, звонких и глухих: б—п, д—т, з—с), что позволяет человеку не смешивать близкие по звучанию слова, такие, как «дом», «том», «класс», «глаз». Различение обеспечивает способность точно воспринимать в любом слове все звуки, и не только услышать слово, но и сохранить на несколько секунд в памяти, чтобы связать его смысл со следующими, воспринятыми на слух словами. Поэтому при поражении височных отделов мозга могут нарушаться и фонематический слух, и слухоречевая память, а в результате страдает понимание речи окружающих. Эти формы речевого расстройства называются сенсорной афазией.
В осуществлении речевой функции задние нижнетеменные отделы левого полушария мозга принимают участие в расшифровке смысла слов, сложных словосочетаний, сравнительных оборотов, значения предлогов, метафор, пословиц, поговорок. Больные с поражением этих отделов мозга часто испытывают трудности в назывании предметов, заменяя слово описанием функции предмета или его назначения. Например, вместо слова «нож» они говорят «то, чем режут», вместо «хлеб» — «то, что едят с супом» и т. п.
Осуществление сложных артикуляторных движений обеспечивают передние нижнетеменные отделы левого полушария. Здоровый человек, как правило, их не осознает, так как они автоматизированы. А при поражении передних нижнетеменных отделов мозга человек как бы забывает артикуляционные позиции губ и языка, не может повторить звуки, легко произносимые даже самыми маленькими детьми. Более того, такие больные нередко не могут выполнить целый ряд движений — высунуть язык, надуть щеки, поцокать языком. Они утрачивают опыт звукоподражания, которым человек овладевает еще в раннем детстве. Эти больные могут произносить в процессе общения лишь оставшиеся речевые «осколки» (речевые эмболы) — слоги «на-на-на», «то-то-то», «ма-ма-ма».
В более легких случаях больные способны произносить (хотя и не всегда четко) отдельные слова и фразы, заменяя в них близкие по артикуляции звуки (м-б-п, н-д-т-л), произнося вместо слова «папа» — «мама», вместо «дом» — «ном» или «лом», а вместо «Нина» — «мина» или «тина». Такая форма речевых нарушений относится к моторной афазии.
Очень важную роль в речи играют заднелобные отделы левого полушария. Они регулируют не только выбор звуков, слогов и слов в процессе высказывания, но и выбор предлогов, окончаний существительных и глаголов, то есть как бы организуют синтаксическое оформление предложения. При поражении этих отделов больной застревает на каком-либо слове или слоге и несколько раз его либо повторяет, либо с трудом переходит к следующему слову, в результате чего в его речи возникают длительные паузы. В наиболее тяжелых случаях больной способен лишь повторять отдельные слова, договаривать слова и предложения, начатые другими людьми. Он может четко повторять слова, входящие в порядковый счет, перечислять дни недели, но активно ничего сказать не в состоянии.
При этой форме афазии иногда проявляется в более легких случаях активное словоупотребление, ограниченное произнесением вслух существительных лишь в именительном падеже. Речь больных выглядит примерно так: «Кухня. кран. вода. раковина. лужа. пол» (что означает: «На кухне испортился кран, вода переполнила раковину и на полу образовалась лужа»). Как видно из этого примера, у больного нарушен поиск глаголов, предлогов, окончаний существительных и других элементов речи, а в произнесении слов возникают длительные паузы. В письме больных, если оно Возможно, много пропусков и замен букв. Эта форма нарушений речи также относится к моторной афазии.
И наконец, существует еще одна форма моторной афазии, также возникающая «при поражении заднелобных отделов левого полушария. Это так называемая динамическая моторная афазия.
В чем ее суть? Для того чтобы произнести какое-либо высказывание, необходимо быть активным в речевом отношении и иметь намерение высказать свою мысль в процессе общения. Важно отдавать себе отчет, что в ней главное и что второстепенное, то есть иметь не только замысел, но и план высказывания. Больные с динамической моторной афазией не способны на это. Они не активны, очень редко самостоятельно о чем-либо просят, кратко отвечают на вопросы, при этом повторяют часть слов из вопроса собеседника. В то же время они могут писать под диктовку отдельные слова и читать несложные тексты, однако пересказать их самостоятельно не в состоянии.
Кроме устной речи, практически при всех формах афазии возникает нарушение письма и письменной речи. При всех формах афазии в той или иной степени нарушается и понимание читаемого текста. Нередко такие больные затрудняются при выполнении арифметических действий, иногда даже самых простых.
Больные с афазией нуждаются в помощи по восстановлению всех звеньев речевой деятельности: устной речи, понимания речи окружающих, письма, чтения и счета. При проведении занятий с больными требуется большая тактичность, так как они чрезвычайно ранимы психологически и тяжело переживают свои ошибки.

Использованные источники: ruspromedic.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Причины ишемического инсульта у мужчин

  Лечение и профилактика инсульта сосновыми шишками

  Все симптомы инсульта но через некоторое время все проходит

Как восстановиться после инсульта и вернуть себе руки и зрение

Заболевания сердца сегодня становятся все более частыми, делая статистику пугающей и угрожающей жизням еще вчера здоровых, казалось бы, людей.

Заболевание имеет свойство молодеть с каждым годом и нередко ему оказываются подвержены даже те группы людей, которые никоим образом не подготовлены к таковой возможности, в связи с чем увеличивается количество смертных случаев не только непосредственно после инсульта, но и в реабилитационный период.

Врач связывают это с тем, что относительно молодые люди не до конца еще способны поверить в факт происшедшего, упорно надеясь на врачебную ошибку, несчастливое стечение обстоятельств, очень быстро заканчивают реабилитацию и позволяют себе неадекватные нагрузки, несовместимые с работой нездорового сердца, подвергшегося недавно удару.

Иногда бывает очень трудно принять страшный диагноз и пересмотреть свой образ жизни

Первое правило для любого больного с подобным диагнозом – правильное и щадящее восстановление после ишемического инсульта.

Восстановительное лечение после инсульта

Как правило, первые несколько дней пациент проводит в интенсивной терапии или других специализированных отделениях, оборудованных необходимой аппаратурой и способными обеспечить больному максимальный эффективный уход.

Выздоровление после инсульта протекает медленно и зачастую может не иметь видимых результатов – больной продолжает чувствовать себя ослабленным и беспомощным. Очень важно в такой период помочь пациенту найти правильную мотивацию, которая будет стимулировать его желание не просто выжить, а вернуться к привычной ему жизни, в лоно семьи, где его ждут.

Нередко пораженный инсультом человек остается обездвижен в той или иной части тела, что дает дополнительный повод к депрессии и хандре. Вследствие длительного лежания могут появляться пролежни, причиняющие физическую боль. Дабы избежать этого, врачи рекомендуют применение резинового круга и мягких повязок на уязвимые участки тела.

Первоначальный восстановительный период после инсульта включает в себя обязательную диету, куда входят фруктовые и овощные соки, бульоны, протертые пюре. Уже со второго дня можно начинать восстановительный массаж после инсульта.

В первое время он может включать в себя легкие поглаживания, стимуляцию сгибательных и разгибательных мышц. Начиная с местного точечного массажа, специалисты позволяют общий лишь на позднем этапе выздоровления, спустя несколько месяцев после инсульта.

Полноценное восстановление после инсульта включает в себя несколько этапов, каждый из которых подразумевает реабилитацию различных функций организма. Врачи стараются не давать больному быстрой нагрузки, заставляя работать сразу все участки тела.

Постепенно включатся в работу желудочно-кишечный тракт, восстановление зрения после инсульта, проводится массаж пораженных конечностей, а также общий – для возобновления работы и тонуса мышц и т.д. Замечательный результат дает пребывание пациента в специальном заведении для сердечников.

Овощные и фруктовые соки — важный атрибут в диете, применяемой после инсульта

Использование современного оборудования в сочетании с классическим уходом и новейшими знаниями персонала помогают поставить на ноги даже тех, кого сами врачи могут считать бесперспективным. Но не стоит думать, что подобное чудо возможно лишь в стенах дорогих клиник и в руках редких специалистов.

Не стоит задаваться вопросом, можно ли восстановиться после инсульта – для этого необходимо поставить цель и уверенно идти к ней, благо на сегодняшний день такие возможности существуют для каждого больного.

Одним из наибольших рисков после перенесенного удара остается поражение клеток головного мозга, образование так называемого патологического ядра. Представляет собой участок погибших нервных клеток, кроме того, расположенные в непосредственной близости от очага клетки также оказываются подвержены удару, вследствие чего теряют свою активность и способность временно или целиком выполнять некоторые функции.

Без сомнения, это довольно большая опасность для человека, ведь каждый участок мозга отвечает за какие-либо функции нашего организма. Однако природой предусмотрено активное восстановление пораженных участков, а в том случае, если оно невозможно — постепенное перерождение и взаимозаменяемость соседних работающих клеточек.

Доступными словами – вместо отмерших клеток соседние с ними начинают выполнять функции, которые ранее были возложены на погибшие клетки. Для того чтобы простимулировать активность и компенсирование одних клеток другими, пациенту назначаются специальные препараты, а также упражнения для восстановления после инсульта.

Восстановление движения после инсульта

Еще одна из проблем, с которой сталкиваются практически все больные – нарушения координации и движения конечностей. Вопрос, как восстановить руку после инсульта, слышит каждый врач-реабилитолог. Виной тому служит мышечная спастика, появляющаяся вследствие длительной неподвижности мышц.

Для восстановления рекомендуется комплекс упражнений, обязательно входящих в систему реабилитации, который может проводиться как в медицинском центре, так и дома.

В частности, нередко для этого назначается иглоукалывание после инсульта или акупунктура, однако данная методика имеет как своих последователей, так и оппонентов, поэтому не стоит заниматься самолечением, не выслушав как минимум, мнения вашего лечащего доктора.

Для успешной реабилитации очень важна поддержка близких и стойкое желание жить

Для возобновления функций мышц, для развития мелкой моторики сегодня выпускаются тренажеры для восстановления после инсульта. Длительное ограничение движения приводит к некоторой атрофии мышц, что существенно ограничивает привычную активную жизнь больного.

Поэтому одной из важнейших задач близких людей любого больного сердечника остается обеспечение стойкого желания жить, причем жить нормальной полноценной жизнью.

Использованные источники: muzhzdorov.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  На что нужно сдать кровь после инсульта

  Упражнения с гимнастической палкой после инсульта

  Комната для больных инсультом

Нейрореабилитация в Германии

Чтение после инсульта

Одним из возможных последствий перенесенного инсульта может стать дислексия или неспособность к чтению. Такое осложнение может возникнуть даже при сохранении речевой функции или способности к письму.

Трудности в восприятии текста существенно ограничивают деятельность человека, процесс чтении становится крайне утомительным и требует много усилий. Однако многие больные через определенное время справляются с этим осложнением:

  • восстановление способности к чтению может произойти спонтанно,
  • улучшения можно достигнуть посредством целенаправленных занятий,
  • также дислексию можно компенсировать.

Ниже приведены некоторые подходы и упражнения, которые могут использоваться для реабилитации после инсульта применительно к лечению дислексии.

Дислексия

Как именно проявится неспособность к чтению, зависит от пораженных при инсульте участков головного мозга и от того, каким образом организована способность к чтению у пациента. Большинство языковых функций реализовано в левом полушарии головного мозга, но правое полушарие тоже в некоторой степени может обеспечить способность к чтению. Поэтому даже в случае обширного поражения левого полушария можно частично восстановить способность к чтению за счет правого полушария.

Для большинства пациентов чтение вслух после инсульта дается тяжелее чтения про себя. Это объясняется тем, что большинство пациентов испытывают трудности с воспроизведением слов и речью в целом, что задействуется при чтении вслух. У некоторых пациентов, наоборот, восприятие слов в письменном виде проходит тяжелее восприятия на слух. Также разнообразны и конкретные проявления дислексии: больной может лучше воспринимать отдельные слова, но с трудом понимать предложения или наоборот.

Компенсация утраченной способности

В случае если человек может воспринимать информацию на слух, современные технологии позволяют преобразовать некоторые виды информации в аудио или видео формат: существуют аудио книги и специальные программы, которые воспроизводят предварительно отсканированный сканированный текст.

Осуществление многих повседневных занятий также можно сделать возможным без чтения. Например, при посещении магазина, вместо списка покупок можно брать с собой вырезки с логотипами или этикетки товаров.

Реабилитация

Терапия может значительно улучшить способность к чтению. Однако процесс восстановления крайне сложен и оптимальные упражнения должны подбираться на индивидуальной основе квалифицированным специалистом, который проходил подготовку в области восстановления способности к чтению. Многие упражнения и методики требуют самостоятельной работы больного.

Ниже приведены советы, которые, возможно, окажутся полезными в случае приобретенной после инсульта дислексии.

  • Произношение отдельных букв. При этом упражнении необходимо произносить не названия букв (согласно алфавиту), а звуки, т.е. не «эс», а «сссс», не «эр», а «рррр». После закрепления отдельных букв можно переходить на их сочетания «при», «тся», «лаг» и проч., при достижении прогресса можно переходить на слова: их необходимо читать по слогам. В качестве пособия можно использовать школьный учебник русского языка младших классов – там много упражнений на словоформы, приставки, корни слов, которые можно использовать для чтения.
  • Чтение по буквам. В некоторых случаях пациент может понять слово, если услышит его, поэтому при чтении нужно произносить вслух отдельные буквы: понимание слова может прийти от слуха. Отдельное слово необходимо разбить на буквы и попытаться подряд проговорить каждый его звук, возможно повторить данную операцию несколько раз. При этом высока вероятность, что последовательность произнесенных звуков будет похожа на правильное произношение и окажется понятным для смыслового восприятия.
  • Зрительное запоминание слов в письменной форме. В случае когда больной не может прочитать слово целиком целесообразно заучивание слов по изображению на письме: т.е. при чтении будет распознаваться внешний вид слова. Для этих целей можно использовать иллюстрации объектов с подписями. Такие пары (изображение + слово) можно найти в газетных заголовках, различных иллюстрированных журналах, на многих интернет-сайтах. Существуют специальные аудио и видеозаписи, в которых к каждому слову добавляется изображение и/или слово произносится вслух.
  • Упражнение на развитие фокусировки. В некоторых случаях трудность чтения возникает из-за того, что человек не может сфокусировать взгляд на предложении и постоянно теряет текущее место в тексте. В этом случае хорошо помогает слежение за текстом с помощью пальца. Также полезным оказывается увеличение межстрочных интервалов, разбиение текста на параграфы и другие элементы верстки.

Эффективность приведенных упражнений сильно различается в каждом конкретном случае. Для разработки максимально действенной программы лучше обратиться к специалисту.

Также смотрите другие статьи по данной тематике:

Для получения профессиональной консультации по вопросам реабилитации после инсульта
Звоните нам по телефону: +49 228 972 723 35
или пишите на Email здесь

Использованные источники: neuroreha.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Лечимся дома инсульт

  На что нужно сдать кровь после инсульта

  Комната для больных инсультом

Про реабилитацию при инсульте

Вот вам немного тепла в ленту, други мои.
.……
«Есть у меня соседка по даче, бабушка Ева. Три лета назад она вдруг не приехала к своим любимым клумбам и грядкам . «Инсульт» — печально сказала ее дочь.

Два года назад бабушка Ева вернулась на дачу. Ее было не узнать. Похудела вдвое, почернела с лица. Интеллект и речь полностью восстановились. Ноги более-менее ходили. А вот руки болтались плетьми. Левая еще кое-как сгибалась в локте и сжималась в неуверенный кулак, с правой было совсем безнадежно. Бабушка слонялась по участку и не знала, куда себя деть. Три радости у нее было в жизни, кроме внука: огород, рукоделие и домашние заготовки. И всех трех лишил проклятый инсульт… Соседи поддерживали ее как могли. Как под копирку, пересказывали истории о дальнем родственнике коллеги троюродного брата, у которого был не просто инсульт, а вообще инсультище на всю голову. «И что бы вы думали, восстановился полностью! Не сразу, да, лет пять прошло, но человеческий организм такая штука, так что ты, баб Ев, не теряй надежды!»

Прошлым летом бабушка Ева все так же сидела на крылечке или бродила по огороду. Несмотря на горы лекарств и сложную физиотерапию, за год она смогла только научиться зажимать в кулак левой руки ложку и с грехом пополам доносить до рта. «Не надейтесь особенно» — сказали дочери врачи.

Этим летом мы на дачу не поехали. Возили дитя на море после успешного поступления в университет. Добрались до огорода только в конце августа, яблоки-груши снять. Первым делом смотрю – на соседнем участке бабушка Ева затопила буржуйку во дворе и варит варенье. Одной рукой мешает, другой кастрюлю придерживает. Похорошела, надела яркий спортивный костюм, даже подкрасилась, кажется. Мы всей семьей к ней: поздравлять с удачной реабилитацией, расспрашивать…

А бабушка Ева говорит: «Не было никакой реабилитации. Вылечила меня фельдшер скорой помощи. За одну новогоднюю ночь».

Вот такая удивительная и страшная приключилась история (в медицине не силен, со слов бабушки пишу). Новый год семья бабушки Евы решила встречать на этой самой даче. Как раз предыдущим летом дом утеплили, котельную построили, вот и захотели обновить. Приехали, нарядили елку, стали накрывать стол, включили телевизор. Дочь с зятем готовят, внук возился на полу с игрушками, тут и уснул, бабушка тоже прикорнула в кресле. Внука стали будить, время кушать, а он не просыпается. И тут дочь кричит: «Он не дышит!»

Дальше бабушка Ева помнит все, как в тумане. Помнит, как стояла в дверях и молилась, чтобы если внук умрет, ей бы умереть с ним вместе. Как ее дочь рыдала, а зять пытался делать то искусственное дыхание, то непрямой массаж сердца, и они никак не могли понять, мальчик дышит хоть немножечко или совсем нет. Как бесконечно долго ехала скорая. Как наконец приехали и стали что-то делать с ребенком.

Вдруг из тумана выплыло суровое лицо молодой фельдшерицы. «Слушайте внимательно, — строго произнесла она, — объяснять буду быстро, только на вас вся надежда. Видите, в каком состоянии родители? А вы человек взрослый, серьезный. Сейчас они едут с нами в больницу, а вы берете бумагу, ручку, садитесь за стол и пишете во всех подробностях, как ваш внук провел день. Как спал, когда проснулся, что и когда ел, во что играл, были ли какие-то признаки нездоровья, заметили ли вы что-то необычное. Все-все, что вспомните. Для анамнеза мелочей нет. Утром в семь часов отнесете на вахту, будет наш экипаж проезжать, заберет, отвезет лечащему врачу. Поняли меня?»

Бабушка Ева кивнула. Ну, откуда было фельдшерице знать, что у нее руки не работают? Тем более, это не оправдание. Ради жизни внука она бы ногами, зубами, носом, собственной кровью – что угодно и где угодно написала бы.

Она попробовала зубами. И зажать ручку между пальцами ноги тоже попробовала. Не получалось. Воткнула кое-как крупный красный карандаш в непослушный левый кулак. Стала пытаться выводить буквы. На четвертый час полного отчаяния без новостей (новогодняя ночь, сотовая сеть перегружена) стала дергаться от локтя правая рука. Потом кисть правой руки сложилась в щепоть. Бабушка Ева переложила стопку бумаги на журнальный столик, прижала ее угол тяжелой книгой и стала рисовать Очень Крупные Буквы, сжимая карандаш одной рукой и подталкивая другой.

В шесть часов утра снова приехала фельдшер. Ее беспокоило состояние бабушки Евы. Стоит, не шевелится, вся то ли белая, то ли серая, то ли синяя. Мало ли, инфаркт, инсульт нагрянет от переживаний. Она же не знала, что инсульт уже был. Вот и придумала, чем занять пожилого человека на всю ночь.

И вот что она увидела: бабушка, склонившись в три погибели над журнальным столом, держит карандаш примерно как клюшку для гольфа, выводит огроменные буквы и рыдает в три ручья. Потому что очень медленно все получается, и руки страшно болят, и поясница, и голова, и глаза. Через час относить анамнез на вахту, а она описала день внука только с семи утра до полудня.

А мальчик-то живой и дышит. Нашли полип в горле, удалили, но все же еще только начинается. Мало ли, как проснется после наркоза. Мало ли, что анализы покажут в этом полипе. Куковать родителям в больнице еще долго.

Фельдшер все уже понимает про инсульт, а бабушка и говорит ей, что вот, пока старалась-писала, правая рука немножко заработала. Фельдшер делает бабушке укол от давления и ласково говорит: живой ваш внучек, но лечиться еще придется. Эти бумажки я сейчас у вас заберу, а вы отдохните, теперь уже не к спеху. А как отдохнете, пишите дальше, пишите. Это врачу обязательно пригодится.

Не пожалела времени эта девочка, нашла родителей в больнице, говорит им: мама ваша инсультница мне целую летопись за ночь выдала, и другая рука у нее ожила. Вы обратите внимание, скажите врачу, кто у нее там физиотерапию проводит, и пусть дальше пишет. Пусть все хорошо будет, с новым годом, что ли…

И вот прошло восемь полных месяцев… Мальчик жив и здоров, носится на самокате по всему товариществу. Папа его, исполнившись впечатлений, прошел специальные курсы первой помощи. А бабушка Ева переписала за весну печатными буквами «Руслана и Людмилу» и несколько десятков стихотворений, раскрасила цветными карандашами множество картинок и даже освоила немного пропись для первого класса.

Человеческий организм, конечно, штука сложная, но без неземных чудес. Волосы уложить и красоту навести бабушке Еве все еще помогает дочь. Поднять тяжелое – зять. Но поиграть с внуком в кубики и конструктор, сварить варенье, а самое главное, самостоятельно одеться-раздеться, помыться и почистить зубы она уже может. И почерк у нее даже не хуже пока, чем у внука.

В тот день она налила нам сливового компота из большой кастрюли, половником. Чокнулась с нами чашечками и опрокинула чашечку в себя, не пролив ни капли. Дай бог бабушке Еве долгих лет жизни и крепкого здоровья. Дай бог всякому внуку такую бабушку. А пили мы тогда за фельдшера Светлану. Компот, да, потому что нельзя алкоголь после инсульта. Светлана в ту ночь не только внука бабушке спасла, но и спасла внуку – бабушку.

Так что, дорогой бог, дай ей, пожалуйста, всего, всего, всего, и побольше.

Использованные источники: valkiriarf.livejournal.com

Статьи по теме