Нейропсихологическое заключение инсульт

Ваш психолог

Лучший помощник в области психологии

Книги по психологии

Статти по психологии

Книги по автору

Периодика

Авторизация

К. САЛМИ, Р. ХАННИНЕН, П. КВИККА, С. ПИЕТАРИНЕИ, И. ХАИРИНЕН, X. РАТИ, П. СААРИЛЮОМА

Ипсульт является одной из основных причин смерти и инва — лидпзации в Финляндии: каждый год около 10 ООО человек ста­новятся жертвой инсульта и 5500 человек умирают. В Северной Карелии, где ежегодно около 400 жителей страдают от инсульта, картина является особенно гнетущей: имеющиеся данные выра­жаются цифрой 1,9/1000 жителей (см.: [12]).

Реабилитация является основным методом терапии последст­вий инсульта. Традиционно ведущей формой реабилитации боль­ных, перенесших инсульт, была физиотерапия, но в последнее время развитие нейропсихологических исследований привело к расширению взглядов на реабилитацию: афазиотерапия широко обсуждается в ежедневной печати. Однако нейропсихо логические методы, которые использовались в Финляндии, оказались набором частных методов, взятых из разных систем, хотя ведущим мето­дом оставался метод А. Р. Лурии.

Для того чтобы выявить нейропсихологические нарушения, вызванные инсультом, и установить эффективность нейропсихо — логической реабилитации, в Центральной больнице Северной Ка­релии и Отделении психологии Йоэнсуйского университета была создана исследовательская группа. Задача группы включает раз­работку двух главных проблем: оценку клинической картины больных в течение процесса реабилитации и использование реаби­литационных методов. В этой статье мы сосредоточимся па пер­вой проблеме.

Мы выделяем два аспекта в клинической картине больных, перенесших инсульт. Анализируется неврологический и нейро — психологический статус больного и динамика течения процесса реабилитации, после этого следует изучение личности и образа жизни больного.

Инсульт, как правило, вызывает значительное изменение об­раза жизни и экономического положения больного. Больной мо­жет потерять способность двигаться, запоминать, общаться. По­скольку эти изменения в его жизнп также могут отразиться на течение реабилитации, они должны контролироваться.

Мы также надеемся, что в дальнейшем исследование личности даст возможность принимать во внимание и индивидуальные осо­бенности больного.

Неврологические и нейропсихологические методы. Каждый больной, перенесший инсульт в возрасте до 70 лет и поступающий в Центральную больницу Северной Карелии, изучается исследо­вательской группой.

Неврологические исследовапия состоят из обычного клиниче­ского обследования, ЭЭГ и гаммакартографип, и (пли) ангиографии компьютерной томографии. Использование рентгенологических методов ограничено случаями субарахноидальпого кровоизлияния или операбельных стенозов.

Нейропсихологические исследования связаны и с исследова­нием психологической проблемы: какова динамика высших кор­ковых функций после поражения мозга? Какие свойства этих функций остаются сохранными и как. они могут быть использо­ваны в реабилитации? Конечно, нейропсихологическое исследо­вание также вносит большой вклад и в проблему диагностики за­болевания.

В качестве основного нейропсихологического метода исполь­зовался модифицированный А. Кристенсеном вариант нейропси-* хологического исследования А. Р. Лурии. (1973). Кроме того, мы попытались применить систему оценки динамики восстановления речи при афазии, предложенную Л. С. Цветковой, Н. Пылаевой, Т. Ахутипом, Н. Полонской [3]. С помощью сотрудников Отде­ления финского языка Йоэнсуйского университета мы изучили лингвистические проблемы и проблемы культуры, связанные с ме­тодом А. Р. Лурии.

Использовались некоторые разделы различных психологиче­ских тестов, широко известных и применяемых в финской нейро — психологической практике. Эти субтесты были взяты из теста Бентона, направленного на исследование непосредственной зри­тельной памяти, шкалы умственного развития для взрослых Векслера (ИВ) и теста Векслера на исследование непосредствен­ной зрительной памяти (ПВ). Мы попытались использовать эти методы не только для количественного, но и для качественного анализа: оценить, как больной выполняет задания (например какие он дает ответы, как пытается решать задачи и т. д.).

Анализ личности и образа жизни больного. Принципиальным методом изучения личности и способностей больного до инсульта является анализ истории и образа жизни больного с помощью вопросов, адресованных ему п его семье. С помощью этого опроса мы пытаемся определить факторы, которые могут быть важными для больных, перенесших инсульт, а также для оценки реабили­тационных мероприятий. Мы стараемся выявить те причины, свя­занные с образом жизни жителей Северной Карелии, которые могли бы увеличить вероятность возникновения инсульта. Ранее такие причины были обнаружены для цереброваскулярного забо­левания [12].

Психический статус больных мы оцепивали с помощью теста на исследование Я-образа и опросника Бека, направленного на изучение степени выраженности депрессии.

Тест на исследование Я-образа представляет собой методику семантического дифференциала, разработанную профессором Хай — риненом. Он состоит из 52 диаметрально противоположных харак­теристик, которыми пользуется человек для того, чтобы описать самого себя. На основе факторных аналитических исследований было получено, что они отражают 13 измерений Я-образа; рацио­нальность, самооценку, оригинальность и т. д. Модифицирован­ный текст теста используется нами для того, чтобы выявить ти­пичные само перцепции людей с различными синдромами пора­жения мозга. Мы считаем, что субъективная оцепка самого себя (самооценка) и когнитивное восприятие собственных черт харак­тера (картина самого себя) тесно связаны с факторами мотива­ции и личностной направленности поведения больного, поэтому Я-образ считается важной опосредующей психической структурой. Так»;е мы позволяли родственникам больного оценивать его Я-образ, например в случае афазии.

Сокращенный опросник Бека, направленный па исследование степени выраженности депрессии. [5], измеряет субъективное переживание настроения и служит индикатором эмоционального здоровья.

• Выполнение исследования. Неврологическое обследование на­чинается не сразу, в зависимости от состояния сознания боль­ного. Самый первый контакт с нейропсихологом осуществляется обычно приблизительно через неделю после инсульта или опе­рации. Первый опрос обычно проводится через две-три недели после инсульта пли операции. Полное обследование проводится в течение недели. После этого с больным начинается восстанови­тельное обучение.

Следующее нейропсихологическое и неврологическое обследо­вание проводится через шесть месяцев, а заключительное обсле­дование — через год после кризиса. Для того чтобы получить более полную картину восстановления, в ходе реабилитации ведется наблюдение за состоянием больного и динамикой восстановления его способностей.

Из-за недостатка сотрудников у нас нет возможности обеспе­чить работу по реабилитации для всех больных. Кроме того, гео­графическое положение многих мест жительства в малонаселен­ных районах Северной Карелии делает практически невозможным проводить работу по восстановлению многих больных, покидаю­щих больницу. Эти больные используются в качестве контроль­ной группы при анализе результатов реабилитации.

По первой части проекта мы обследовали 40 больных в воз­расте до 70 лет. Такое небольшое число больных не позволяет нам вывести определенные заключения, но некоторые выводы по больным Северной Карелии, перенесшим инсульт, могут быть сделаны.

В отличие от результатов, полученных Ахо [1], мы обнару­жили, что среди больных было немного больше мужчин (56%).

Число больных увеличивалось с увеличением возраста: 64% наших больных были в возрасте 50—69 лет. Эти результаты очень схожи с результатами, описанными Ахо [1] в Южной Финляндии. Очевидно, инсульт в основном является заболеванием пожилых людей.

В нашем случае больные имеют относительно низкий уровень образования; только 21% из них получили среднее и высшее обра­зование. Следует, однако, помнить, что общий образовательный уровень в Северной Карелии достаточно низок.

Клиническая картина больных представлена следующим обра­зом: 70% больных имели инфаркт; 27% — субарахноидальиые кро­воизлияния и 3%—церебральные кровоизлияния. 37% кровоиз­лияний были локализованы в левом полушарии, 43% — в правом полушарии и остальпые 20% были либо диффузными, либо била­теральными. Наибольшее число больных (76%) имели патологию средней мозговой артерии, 7 % — передней мозговой артерии и 7%—задней мозговой артерии; диффузные поражения имели место в 10% случаев.

Нейропсихологическив’ факторы при инсультах. В настоящем исследовании содержатся только весьма предварительные резуль­таты изучения больных в течение первого полугода после ин­сульта. Все 40 обследованных больных, за исключением двух, имели отчетливые нейропсихологические нарушения. Данные на­стоящего исследования подтверждают тот факт, что мозговой инфаркт вызывает явное ухудшение познавательных функций, что проявляется в различных синдромах в зависимости от локализа-

ЧАСТОТА ВСТРЕЧАЕМОСТИ НЕЙРОПСИХО ЛОГИЧЕСКИХ ДЕФЕКТОВ У БОЛЬНЫХ, ПЕРЕНЕСШИХ ИНСУЛЬТ

Использованные источники: www.vash-psiholog.info

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  На что нужно сдать кровь после инсульта

  Все симптомы инсульта но через некоторое время все проходит

  Как убежать от инфаркта и инсульта

  Инсульт паралич левой стороны массаж видео

Нейропсихологическая реабилитация после инсульта

Некоторые необходимые составляющие нейропсихологической реабилитации постинсультных больных

Варако Н.А., Куликова И.С., Даминов В.Д. ФГУ «НМХЦ им.НИ Пирогова Росздрава», Москва, Россия

Введение: Опыт последних десятилетий в мировой науке и практике нейрореабилитации показывает, что наилучший реабилитационный эффект достигается благодаря комплексному психологическому подходу к пациенту. Комплексный подход включает в себя как работу, направленную на преодоление и приспособление к имеющемуся когнитивному дефициту, так и работу с неизбежно возникающими эмоционально-личностными проблемами. Также следует указать на обязательную работу с родственниками и близкими больного человека, роль которых в нейрореабилитации является одной из основных.

Цель: исследовать эффективность комплексной нейропсихологической реабилитации.

Материалы и методы: в течение 2006 — 2007 гг. проведена комплексная психологическая работа с 30 пациентами (в возрасте от 40 до 76 лет), перенесшими ишемический инсульт, на базе отделения восстановительного лечения ФГУ «НМХЦ им. Пирогова Росздрава». В исследовании принимали участие пациенты с когнитивными нарушениями различной степени тяжести (от легкой до грубой) и трудностями в эмоционально- личностной сфере. Из исследования исключались пациенты с грубой сенсо-моторной афазией, с грубыми интеллектуально-мнестическими нарушениями, грубой аспонтанностью.

Методы диагностики: Для оценки когнитивных функций применялось стандартизированное нейропсихологическое обследование по системе А.Р.Лурия. Для оценки эмоционально-личностной сферы использовались метод клинической беседы, опросник САН (самочувствие, активность, настроение), РНЖ (рисунок несуществующего животного) а также модифицированный вариант методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн. Нейропсихологическая реабилитация больных велась по трем направлениям: первое — преодоление когнитивного дефицита; второе — работа с эмоционально-личностной сферой, третье — работа с родственниками и/или близкими пациентов. Преодоление когнитивного дефицита, в свою очередь, также велось по двум направлениям — это восстановление нарушенных звеньев функциональных систем и выработка стратегии компенсации имеющихся нарушений в том случае, когда восстановление оказывалось невозможным. В зависимости от дефекта и запроса пациента «мишенью» реабилитации были такие функции, как память, речь, зрительный и зрительно-пространственный гнозис, праксис, функции программирования, регуляции и контроля психической деятельности (планирование действий, постановка целей и задач, контроль за их реализацией). Выработка адекватной стратегии компенсации происходила как с учетом характера нарушений, имеющихся у пациента, так и с учетом возрастных особенностей, учитывающих смену стратегий в возрасте инволюции. Работа с эмоционально-личностной сферой имела своей целью эмоциональную адаптацию пациента к ситуации болезни. Это предполагало, в первую очередь, создание адекватной внутренней картины болезни (ВКБ). Для достижения этой задачи необходимо было разъяснить пациенту особенности его нового состояния (состояния физического, когнитивного ограничения) и помочь в его принятии, сформировать новый образ «Я». Важной составляющей работы был поиск новых жизненных целей и смыслов, на которые можно было бы опереться в настоящей ситуации. При необходимости, велась специальная работа с психологической травмой, причиненной болезнью. Работа с родственниками предполагала проведение структурированного интервью, целью которого было дополнение данных анамнеза, установление преморбидного уровня когнитивной сферы и особенностей личности пациента, выяснение сферы увлечений, интересов пациента, установление характера взаимоотношений и роли пациента в семье и в профессиональной жизни, и т.д., а также — уточнение степени изменения его когнитивного и эмоционального статуса в результате болезни. Одновременно с родными и близкими проводилась разъяснительная работа (информирование о болезни, о принципах психического функционирования, о целях и задачах реабилитационной работы в целом и ее отдельных этапов) и затем осуществлялось активное включение их как помощников-участников в процесс реабилитации.

Результаты: Реабилитационная работа по указанной схеме показала себя как эффективная. Были достигнуты следующие результаты:

  1. Улучшились когнитивные показатели пациентов (в различной степени, в зависимости от особенностей болезни и тяжести дефекта); были выработаны определенные стратегии компенсации дефектов, которые не удается преодолеть.
  2. Отмечались изменения в эмоционально-личностной сфере пациентов: формировалась более или менее отчетливая и адекватная внутренняя картина болезни, происходило, в различной степени, принятие болезни, появлялась возможность находить новые личностные смыслы в изменившейся ситуации. Это способствовало улучшению общего эмоционального фона. Важно еще раз подчеркнуть, что мотивация к преодолению нарушений во многом зависит от правильного осознания особенностей нарушений и эмоционального фона пациента. Поэтому, работа с эмоционально-личностной сферой обязательно велась параллельно, а нередко и предшествовала действиям, направленным непосредственно на преодоление когнитивных нарушений.
  3. Достигалось большее понимание близкими пациентов особенностей болезни и когнитивных и эмоциональных трудностей; облегчался процесс их взаимодействия, члены семьи пациентов более активно вовлекались в процесс восстановления, чем немало способствовали его эффективности.

Заключение: Максимальный эффект нейропсихологической реабилитации постинсультных больных достигается комплексной работой одновременно в нескольких направлениях: когнитивные функции, эмоционально-личностная сфера, работа с родственниками и близкими пациентов. Удельная доля и конкретное содержание каждого из описанных направлений может различаться и зависит от особенностей заболевания, когнитивного дефицита, личностных особенностей пациента, специфики его социальной ситуации и т.д. Однако каждый вид работы является необходимым звеном процесса нейропсихологической реабилитации.

Использованные источники: www.pirogov-center.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  На что нужно сдать кровь после инсульта

  Лечение и профилактика инсульта сосновыми шишками

  Все симптомы инсульта но через некоторое время все проходит

Нейропсихологическое обследование

Человеческую психику не следует рассматривать как пресловутого сферического коня в вакууме из известного научного анекдота: она не существует отдельно от природы, а является органичной ее частью, неразрывно связанной с высшими психическими функциями головного мозга. И как окружающий нас мир, психика не была создана по щелчку пальцев, а возникла в процессе длительного развития. Психические процессы нельзя воспринимать как автономное явление, действующее в отрыве от мозговых процессов: по сути, это и есть те же самые процессы, субъективно выражающие высшие функции мозга. Проблемы психологической науки прошлых лет были связаны как раз с этим: психический процесс искусственно экстрагировался из целостного психофизиологического процесса с полной потерей своей первоначальной сути. Во избежание этого представляется целесообразным изучать не отдельные вырванные из общего контекста психические и физиологические процессы, а рассматривать их в целом с учетом объективных и субъективных характеристик.

Нейропсихология является единственной дисциплиной психологии, изучающей соотношение психических явлений и процессов с физиологическими структурами головного мозга. Иными словами, нейропсихология изучает психическую деятельность человека в нормальном и патологическом состоянии с точки зрения ее мозговой организации. Отсюда вытекает основная функция нейропсихолога: рассматривать любой психологический феномен (не важно, в норме или патологии) в конкретном половозрастном и социокультурном аспекте с позиций его церебрального обеспечения.

Нейропсихологическое обследование позволяет установить степень нарушения когнитивных функций, и то, как это приводит к нарушению повседневной активности, а также выявить вероятные причины наступивших изменений. В дальнейшем полученные данные помогут специалистам НДЦ Клинической психиатрии контролировать ход лечения, ориентируясь на степень выраженности когнитивных нарушений и их изменение входе фармакотерапии, а также подобрать поведенческие методы коррекции когнитивных расстройств.

При нейропсихологической диагностике в НДЦ Клинической психиатрии используются с одной стороны хорошо зарекомендовавшие себя отечественные подходы и методы исследования, так и используются современные западные методы.

Набор методик и какие когнитивные функции должны быть исследованы подбираются специалистом (клиническим (медицинским) психологом) исходя из задач диагностики и тактики предполагаемого лечения.

Расстройства при которых рекомендуется нейропсихологическое обследование:

Органическое тревожное расстройство.

Органическое изменение личности.

Умеренные когнитивные расстройства.

Деменция любого происхождения.

Сосудистые заболевания головного мозга.

Как правило, нейропсихологическое обследование будет в себя включать различные пробы на память, внимание, мышление и т. д., но акцент будет делаться больше на наиболее нарушенные функции с целью уточнения степени выраженности нарушения для последующей оценки эффективности проводимой терапии и постановки диагноза.

Психометрические батареи тестов

Использованные источники: www.psychopro.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Лечимся дома инсульт

  Лечение и профилактика инсульта сосновыми шишками

  Все симптомы инсульта но через некоторое время все проходит

  Какие уколы можно делать при инсульте

О диагностике в практике медицинского психолога

В диагностической практике медицинского психолога постоянно используется два стандартных формата обследования: нейропсихологический и патопсихологический, которые позволяют качественно оценить уровень и степень психических нарушений.

В них входит диагностика:

  1. высших психических функций (ВПФ),
  2. эмоционально-волевой сферы,
  3. личностной сферы пациента.

Высшие психические функции (ВПФ) это:

  • восприятие (зрительный, слуховой, соматосенсорный гнозис),
  • внимание (произвольное, непроизвольное; различные функции внимания),
  • память (зрительная, слухо-речевая; кратковременная и долговременная),
  • речь (импрессивная и экспрессивная),
  • мышление (различные компоненты ассоциативного процесса).

Нейропсихологическое обследование позволяет выявить структуры головного мозга, пострадавшие в результате данных нарушений (а также, бассейн кровоснабжения той или иной мозговой артерии), что может использоваться в неврологической практике, может быть ценной информацией для врачей-неврологов, нейрохирургов, нейропсихологов.

В данном обследовании используется около 15-20 проб/тестов.

Среднее время работы 1,5-2 часа. Иногда требуется дополнительная часовая встреча для полноценной диагностики нарушений.

Показания для диагностики:

  1. последствия черепно-мозговой травмы,
  2. последствия инсульта
  3. пациентам с онкологией головного мозга
  4. энцефалопатии различного генеза (происхождения): токсического (отравления хим.веществами, алкоголем), гипертонического (при повышенном артериальном давлении), травматического (последствия травм), нейроинфекций, врожденной патологии головного мозга и тп.

Нейропсихологическое обследование можно проводить и в период нахождения пациента в клинике или в ранний период амбулаторного долечивания после стационара. Такая диагностика позволяет уже на ранних этапах (2-6 месяцев после черепно-мозговой травмы или инсульта), в той или иной степени, спрогнозировать дальнейшее течение заболевания. Позволяет понять, какой вид психических процессов требует максимального внимания при восстановлении нарушений; какие реабилитационные мероприятия, упражнения будут эффективны для этого.

Далее назначаются встречи для коррекции речевых, психических или даже двигательных нарушений для скорейшего восстановления пациента (в занятия входят упражнения, в том числе по разработке мелкой моторики, координации движений, мышечной силы и т. п., которые активируют те участки мозга, которые могут компенсировать дефект).

Число занятий варьирует от 3 до 15, они могут быть «разбросаны» с периодичностью от нескольких раз в неделю до одного раз в месяц, с рекомендацией явиться через полгода или год. Все зависит от тяжести нарушений, прогноза течения заболевания.

Второй вид обследования — патопсихологическое — позволяет оценить не столько структурные, а патологические функциональные нарушения в психической сфере. В этом виде заключений также проводится диагностика всех психических процессов (восприятия, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой и личностной сферы пациента). Во многом эти виды обследований схожи, однако, существуют определенные отличия в технике проведения обследования, применяются различные пробы, разные критерии оценки.

В данном обследовании используется около 15-20 проб/тестов.

Среднее время работы 1-2 часа. Иногда требуется дополнительная часовая встреча для полноценной диагностики нарушений.

Чаще всего патопсихологическое исследование применяется в психотерапевтической или психиатрической практике.

Показания для диагностики:

  1. здоровые люди, имеющим временные психологические проблемы,
  2. клиенты/пациенты, имеющие нарушения невротического или даже психотического уровней.
  3. пациентам с черепно-мозговыми травмами, с ДЦП, энцефалопатиями различного генеза, с эпилепсией, после инсультов, и в связи с онкологией головного мозга (где не требуется диагностики точного очага поражений);
  4. больным алкоголизмом,
  5. пациентам с психосоматическими заболеваниями,
  6. после перенесенных операций,
  7. с последствиями травм (электротравмы, переломы и т.п.), т.е. пациентам с широким кругом заболеваний.

Кроме того, в нем нуждаются пациенты, у кого есть подозрение на психическое заболевание — для дифференциальной диагностики подобных нарушений (какие виды нарушений можно лечить у психиатра, какие — у психотерапевта, какие — у психолога).

После патопсихологической диагностики, которая часто проводится на первой встрече, даются рекомендации по дальнейшей коррекции, назначается количество встреч с медицинским психологом (если это клиент может проходить коррекцию у психолога, а не у психотерапевта или психиатра).

Таким образом, патопсихологическое исследование более универсальное. Его можно рекомендовать широкому кругу пациентов/клиентов психолога, психотерапевта, психиатра, врачей различных специальностей, имеющих те или иные психологические проблемы.

Нейропсихологическое заключение рекомендовано пациентам неврологических/ нейрохирургических отделений, чья патология головного мозга требует установления точной локализации дефекта, восстановления пострадавших психических функций.

Образец патопсихологического заключения

Отношение к обследованию адекватное. Контакт свободный. Мотив участия в экспертизе: вначале формальный (пассивен, ведом), ближе к концу работ проявляет заинтересованность в получении обратной связи (сотруднический мотив). Без признаков установочного поведения.

Цель исследования: психические нарушения (когнитивные и эмоционально-волевые расстройства).

Методики: патопсихологические методики для исследования когнитивных процессов, методика Люшера, объективная шкала HDRS для оценки депрессии, тревоги, шкала CES-D.

Особенности внешности и поведения. Опрятен, ухожен. На обследовании в сопровождении матери (гиперпротекция). Внешние признаки дисплазии (телосложение, строение лицевого черепа и тп.), с учетом чего при первичном контакте ожидается большая степень психического дефекта. Со слов, в школе, техникуме учился хорошо. Профессию, как таковую не имеет, активных планов по трудоустройству нет (пытался найти работу через биржу труда – отказ работодателей). Дезадаптирован в социуме (по рассказам матери замкнут, практически все время проводит дома, проявляет нарушение памяти – с трудом актуализирует события прошлого, забывает даты, рассеян, хотя хорошо помнит многие формулы и тп.).

В поведении, речи проявляет явную заторможенность, медлительность. Мимика/пантомимика маловыразительная, малоподвижная, скованная. В пробе «кулак-ребро-ладонь» проявляется тремор, рассогласованность моторики. Пациент апатичен, вял. Доминирующий эмоц.фон сам расценивает как нейтральный, спокойный, однако, выглядит подавлено, удручённо. Демонстрирует низкую ситуативную тревожность. Речь невнятная, но без явных нарушений произношения, замедленная по темпу. Письмо – в замедленном темпе, почерк явно не страдает. Чтение – снижен темп. Активный словарь невелик. Инструкции усваивает не сразу (из-за мотива участия в экспертизе, в дальнейшем – компенсируется); темп работ средний, плавный. Обстоятелен, склонен к детализации, при смене мотива экспертизы на сотруднический растет продуктивность, возможен эффект врабатываемости. Обучаем. Критику/коррекцию со стороны психолога принимает, использует. Критичность снижена легко.

Жалобы: на боли в ногах (от стоп до колен) ноющего характера, бессонницу (нарушение засыпания), головные боли (иногда). При расспросе отмечает, что после опер.вмешательства стал нервным, но переживания скрывает, все «носит внутри себя».

Из анамнеза: черепно-мозговая травма в 2009г. За год улучшения в самочувствии не отмечает.

Данные обследования (по критериям оценки в медико-социальной экспертизе: 0 — отсутствуют нарушения; 1-незначительные, 2 умеренные, 3 выраженные; 4 значит. выраженные нарушения функций).

Восприятие (с нарушением функций 1 ст.). Восприятие цифр, букв не страдает; наложенных фигур, зашумленных фигур — страдает легко (снижена скорость узнавания, склонен к парагнозиям, требует подсказки, времени для правильного гнозиса). Узнавание недостающих деталей – 0 ошибка из 9 (субтест WAIS). «Немой циферблат» — 2 ошибки из 6.

Внимание (с нарушением функций 1 ст.). Объем внимания, кратковременной слухо-речевой памяти не снижен = 6 единиц (норма 5-7). Объем зрительной памяти не снижен = 7 единиц +1 конфабуляция (9 абстрактных фигур) (норма 5-7). Данные по таблицам Шульте: 45с, 45с, 50с, 48с, 49с. Сред.время – 47,4с. (норма до 40с.). Индекс врабатываемости – 0,95 (норма до 1), индекс псих.устойчивости – 1 — снижена псих.устойчивость (норма до 1). Обратный отсчет по Крепелину (100-7) выполняет без ошибок в высоком ритме (2-5 сек. — норма). Пробу Мюнстерберга выполнил за 3 мин.33 сек – 22 слова (норма – за 2 мин. 24 слова, т.е. легко снижена избирательность внимания). Концентрация не снижена; улегко страдает переключаемость, избирательность и распределение внимания.

Память (с нарушением функций 1 ст.). Мнемограмма: 6,6,7 (и 1 конфабуляция),7; в ретенции – 5 слов (и 2 конфабуляции). Персеверация единичная. Точность страдает легко. Опосредование несколько улучшает показатели. Опора на письмо (запоминание фразы) результативна. Смысловая память преобладает над механической. Нарушения долговременной памяти мозаичные незначительные. Слухо-речевая память менее выражена, чем зрительная.

Мышление (с нарушением функций 0 ст.). Абстрактно-логическое. Уровень интеллекта выше полученного образования (клинически, спец.диагностика не проводилась). Обобщает на категориальном уровне; с опорой на существенные признаки. Выполнение 4-го лишнего – хорошая продуктивность. Темп ассоциативного процесса средний. Динамика мышления – без признаков инертности, тугоподвижности. Критичность мышления не страдает. Мотивационный компонент сохранен.

Эмоционально-волевая сфера (с нарушением функций 2 степ). По шкалам HDRS: т = 15 – наличие симптомов тревоги, д = 10 баллов – малый депрессивный эпизод. По шкале CES-D = 19 баллов (легкое депрессивное расстройство). По методике Люшера: 6!, 6! – умеренная тревожность на неосознаваемом уровне. К эмоц. поддержке чувствителен, принимает. На уровень продуктивности это оказывает влияние (признаки невротического состояния). Вербализация эмоций нарушена легко; легкая алекситимия. Личностные нарушения 1-2 ст. Самооценка устойчиво снижена. Тип отношения к заболеванию (по классификации опросника Бехтеревского института — ЛОБИ): меланхолический (удручение болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение; пессимистические взгляды на всё вокруг) с чертами апатического (безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения; пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: незначительные психические нарушения (незначительные когнитивные нарушения; умеренные эмоционально-волевые и личностные нарушения за счет анозогнозии, легкие речевые нарушения – эфферентная моторная афазия) в рамках экзогенно-органического патопсихологического симптомокомплекса

Проведена психокоррекционная беседа с пациентом, с его матерью. Психологический прогноз неопределенный с учетом личностных свойств, возможность компенсации — за счет сохранных психич.функций. Установка на реабилитацию отсутствует. Показания к консультации психиатра – нет, психотерапевта, психолога — да.

Использованные источники: www.b17.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Причины ишемического инсульта у мужчин

  На что нужно сдать кровь после инсульта

  Упражнения с гимнастической палкой после инсульта

Особенности проявления нейропсихологических расстройств пораженного и интактного полушария головного мозга при церебральном инсульте

Дата публикации: 30.09.2015 2015-09-30

Статья просмотрена: 244 раза

Библиографическое описание:

Мамадалиев А. А., Ибодуллаев З. Р. Особенности проявления нейропсихологических расстройств пораженного и интактного полушария головного мозга при церебральном инсульте // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 277-281. — URL https://moluch.ru/archive/99/22223/ (дата обращения: 17.08.2018).

В статье анализируются нейропсихологические синдромы пораженного и интактного полушария головного мозга при церебральном инсульте с учетом межполушарного взаимодействия. Сделана попытка изучить механизма викариата в восстановлении расстройств высших мозговых функций при лево- и правополушарном инсультах.

Ключевые слова:инсульт, высшие мозговые функции, нейропсихологические синдромы, межполушарное взаимодействия, механизм викариата.

The article analyzes the neuropsychological syndromes of defeat and the intact hemisphere of the brain in cerebral stroke in view of hemispheric interaction. An attempt was made to study the mechanism of the Vicariate in restoring disorders of higher brain functions when left- and right-brain stroke.

Keywords.Stroke, higher brain function, neuropsychological syndromes hemispheric interaction, the mechanism of the Vicariate.

Острые нарушения мозгового кровообращения представляют собой одно из наиболее распространенных патологических состояний в неврологической практике и клинической медицине в целом. По данным Всемирной федерации неврологических обществ, ежегодно в мире регистрируется более 16 млн. инсульта. В Узбекистане инсульт ежегодно случается у 60 000 человек [1].

Полушарные инсульты являются основной причиной не только тяжелых неврологических, но и нейропсихологических расстройств. Нейропсихологические расстройства во многоим определяют прогноз восстановления после полушарного инсульта.

Много публикаций, посвященных клинической структуре и динамике нейропсихологических расстройств при полушарных инсультах в зависимости от латерализации очага поражения и профиля межполушарной асимметрии мозга [1, 9, 10]. Ранее нами был изучен нейропсихологические синдромы полушарных инсультов в зависимости от латерализации очага поражения у амбдекстров с учетом межполушарной функциональной асимметри [2]. Однако структура и динамика нейропсихологических расстройств интактного полушария с учетом механизма викариата остаются недостаточно изученным.

Целью данной работы явилось сравнительный анализ структуры и динамики нейропсихологических расстройств пораженного и интактного полушария головного мозга при церебральном инсульте

Материал и метода исследования

Обследовано 86 больных (в т. ч. 46 муж, 40 женщин) с церебральным инсультом полушарной локализации в бассейне средней мозговой артерии. Из них ЛПИ — 44, ППИ — у 42 пациентов. Средний возраст 51±3,4 лет. Обследование проведено в 2 этапа: первое на 5–7-е сутки начала заболевания, второе на 30–35-е сутки. В когорту включены больные в ясном сознании. Все обследованные больные с правым профилем асимметрии. Нейропсихологическое исследование проводилось по методу А. Р. Лурия (1973). Были изучены структура и динамика речемыслительных операции и оптико-пространственного гнозиса при ЛПИ и ППИ. Степень выраженности нейропсихологических расстройств оценены по шкале Л. И. Вассермана (1987). Статистическая обработка данных выполнялась с применением двухфакторного дисперсионного анализа Фишера.

Результаты исследования. Сравнительный анализ структуры нейропсихологических расстройств при правополушарном и левополушарном инсультах, показал что страдают не только функции, свойственные для пораженного, но и интактного полушария (Рис 1).

Рис 1. Динамика речевых расстройств и памяти при правополушарном инсульте (балл)

При ППИ у большинства больных (65 %) были отмечены нарушение “левополушарных” функций. Это свидетельствует о более тесном участии правого полушария головного мозга в реализации речемыслительных операции. Как видно, из этих данных наиболее часто страдали слухо-речевая память и сенсорная речь. Причём, эти расстройства с высокой достоверностью различий (p 0,05) регрессировали с высокой достоверностью значений (p 0,05), соматосенсорный гнозис при ЛПИ (р Подпишитесь на нашу рассылку: Подписаться

Использованные источники: moluch.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Причины ишемического инсульта у мужчин

  Упражнения с гимнастической палкой после инсульта

  Комната для больных инсультом

Схема нейропсихологического и медико-логопедического обследования больных, перенесших инсульт

1. Нейропсихологическое исследование

· Исследование устной и письменной речи,

· Исследование памяти (зрительной, слухо-речевой, двигательной, тактильной),

· Исследование восприятия (зрительного, слухового, оптико-пространственного, тактильного),

· Исследование произвольных движений и действий (кинетического, кинестетического, регуляторного, пространственного факторов),

· Исследование интеллектуальной деятельности.

2. Медико-логопедическое исследование при дисфагии (скрининговые исследования)

— оценка глотания в орально-подготовительной фазе

— оценка глотания в орально-трансферной фазе

— оценка глотания в фарингиальной стадии

— оценка глотания в эзофагальной стадии

3. Медико-логопедическое исследование при дизартрии

— исследование тонуса мышц дыхательного отдела

— исследование голосообразовательного отдела

— исследование артикуляторного отдела

— исследование объема и качества выполнения артикуляционных движений

— исследование состояния звукопроизношения

— исследование речевой просодии (темпа, ритма, интонации)

4. Медико-логопедическое исследование при афазии

Использованные источники: studopedia.ru

Статьи по теме